NORTERN ATABASKAN /СЕВЕРНЫЕ АТАПАСКИ
Документ без названия

~Насельники Дикого Севера~

 





СОДЕРЖАНИЕ САЙТА :  /  ИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯ  /  Атапаскские племена - Ю. П. Аверкиева, Е. Э. Бломквист



Атапаскские племена - Ю. П. Аверкиева, Е. Э. Бломквист

                             
                                          АТАПАСКСКИЕ ПЛЕМЕНА
                                           Ю.П. Аверкиева, Е.Э. Бломквист


Лесную зону к западу от Гудзонова залива занимали атапаскские охотничье-рыболовные племена. В отношении исторических судеб, быта и культуры они имеют много общего с рассмотренными выше алгонкинскими племенами. Все атапаскские племена севера Канады распадаются на две группы: восточную и западную.

Восточную группу составляют племена бассейна р. Макензи. Самыми восточными из них являются чайпевайи, непосредственно соседствующие с алгонкинским племенем кри. К северо-западу от них кочевали тацанотины, или «желтые ножи», к западу — этчаотины, прозванные индейцами кри «невольниками»; севернее этчаотинов были кочевья тлингчадинов, известных под названием «собачьи ребра»; они объясняют эту кличку легендой об их происхождении от собаки. Ниже по р. Макензи обитало племя каучодинов, или «зайцев», «заячьих» индейцев. На р. Мирной к юго-западу от чайпевайев жили цатины, или «бобровые» индейцы.

К западной группе, часто называемой группой Кордильер, относятся кучины верховьев р. Юкона; нахани и секани восточных предгорий Скалистых гор; талтаны, цецаут, такулли, или «носильщики», и чилкотины - западных предгорий этих же гор. Сюда же относятся племена внутренней Аляски, кенайцы, или танаина, антена и др.

В быту этих двух групп наблюдаются значительные различия. У восточных племен кочевая охота имеет главное значение в хозяйстве, рыболовство - второстепенное. У западных же племен рыболовство так же важно, как и охота. Они ведут менее подвижный образ жизни, чем восточные племена. Летом они заняты рыболовством, а зимой охотой на оленя, лося, зайца и другую дичь. В их культуре много общих черт с культурой индейцев северо-западного побережья, тогда как в отношении материальной культуры северные племена бассейна р. Макензи имеют много общего с эскимосами. Тем не менее, в культуре атапасков есть много своеобразного.

Уровень развития производительных сил всех этих племен был одинаков. Примитивная охота на оленя, лося и мускусного быка давала все необходимое для жизни большинства из них: материал для одежды, утвари и жилища и мясо. Способы охоты были сходны с алгонкинскими. Мясная пища, в большей или меньшей степени у различных племен, дополнялась рыбой. У заячьих индейцев канадской тундры наряду с рыболовством большую роль играла охота на зайцев, дававшая им не только пищу, но и материал для одежды. Благодаря этому они получили свое прозвище.

Материальная культура 

В материальной культуре северных атапасков есть ряд общих черт. Все они носили замшевую одежду, изготовлявшуюся из оленьих шкур. Подол короткой мужской рубахи почти у всех племен спускался мысом спереди и сзади («хвост»), за что кри и прозвали чайпеваев «остроконечными шкурами». Женская рубаха была значительно длиннее и имела «хвост» только сзади. Все сшивалось нитками из сухожилий. Эта одежда, давно уже вышедшая из употребления, нигде уже более не встречается и сохраняется <187> только в музеях. Она поражает красотой и тщательностью отделки: рубаха на плечах, груди, спине и по подолу и обшлагам украшена вышивкой из оленьего волоса и игл дикобраза и оторочена густой замшевой бахромой. С появлением европейцев здесь, как и везде в Америке, вышивка из игл дикобраза стала сменяться вышивкой бисером.1  Такую одежду надевали в торжественных случаях, в ней приходили в торговый пост менять свои меха. Теперь в стране атапасков не только нельзя найти ни одного экземпляра подобной одежды, но современное население не имеет никакого представления о замечательной одежде своих предков, носившейся всего сто лет назад.2 В зимнее время носили одежду из меха, в основном того же покроя, накидывая поверх ее меховой плащ; одни племена (нахани, «заячьи» индейцы, кучины) пришивали к меховой парке капюшоны, другие носили отдельные меховые шапки или капоры.

Наряду с одеждой из оленьего меха была распространена и одежда, связанная из полосок заячьего меха, как у лабрадорских индейцев; из них же женщины, например у «невольников», где в районе низовьев р. Лайарда было мало оленей, изготовляли и большие мешки, заменявшие люльки для младенцев3; женщины же кучинов для этой цели иногда <188> расширяли свои меховые парки сзади, так что могли носить своих детей на голой спине, как это делают эскимоски.

Широко распространены были у мужчин и женщин украшения из замши - запястья,4 нарукавники, пояса с вышивкой из игл дикобраза, а у мужчин и головные повязки, сдерживающие волосы. Мужчины, кроме того, украшали себя ожерельями из шлифованных оленьих рогов («невольники»), из когтей медведя гризли (секани), из раковин денталий (кучины).

«Невольники» носили в носовой перегородке гусиное перо или деревянную палочку, а кучины - подвески из раковин денталий. Было принято раскрашивать себе лицо красной охрой и черным свинцом в торжественных случаях; кучины промазывали волосы салом и красной охрой (мужчины), втыкали в них яркие перья. Отправляясь в поход, «невольники» надевали головные уборы из медвежьих когтей или шапочки с торчащими перьями, а тела защищали панцирями из связанных между собой еловых прутьев и деревянными щитами. <189>

Жилище атапаскских племен, раскиданных на огромном пространстве, хотя и не могло быть единообразным, но его можно свести к немногим типам. Наиболее распространенным прежде в летнее время было коническое жилище (как у лабрадорских индейцев), в более северных районах - крытое шкурами карибу, в более южных - древесной корой и еловыми ветвями. «Невольники» имели спаренные палатки, которые устраивались так, чтобы иметь общий вход и общий костер посередине; в XIX в. покрышки из шкур были вытеснены парусиной. Нередко летом довольствовались и простым навесом. На зиму племена бассейна Макензи строили низкую продолговатую хижину из жердей и ветвей, прямоугольную в плане, с двускатной крышей и кровлей из еловых ветвей.  

В бассейне Юкона (у кучинов и других племен Аляски) зимнее жилище представляло собой куполообразную полуземлянку. Утварь изготовляли из дерева и коры или плели корзины. Кучины делали деревянную посуду того же типа, как у аляскинских эскимосов, со вставным дном. Огонь высекали из пирита, добывавшегося в верховьях р. Лайарда. Пищу варили с помощью раскаленных камней в водонепроницаемых корзинах из тонких еловых или лиственничных корней, плотно сплетенных; иногда котлами служили сосуды из коры.

Орудия и оружие немногим отличались от алгонкинских: то же широкое применение камня, рога и особенно кости; те же строгальные ножи с лезвиями из бобровых резцов. Своеобразны лишь палицы из рога карибу со вставленным каменным наконечником. Резким отличием от алгонкинов было большее знакомство с медью, центром распространения которой являлась территория племени татсанодинов («желтых ножей») на р. Коппермайне, откуда путем обмена медные наконечники стрел и копий, долота, топорики, ножи и шилья расходились по всему бассейну Макензи. Предполагается, что тацанотины научились употреблению меди у «медных» эскимосов. Средства передвижения лишь в деталях отличались от алгонкинских (см. таблицу канадских лодок, стр. 180); своеобразный вариант представляют лодки, обтянутые лосиной кожей.

Общественные отношения 

Общественные отношения атапаскских племен развивались в сходных исторических условиях, как и у охотников Лабрадора. Проникновение скупщиков мехов в глубь тайги вызвало постепенный переход от натурального охотничьего хозяйства первобытной родовой общины к товарному <190> звероловству. Охота на пушного зверя до того, по свидетельству канадского этнографа Д. Дженнеса, играла незначительную роль в экономике этих индейцев. Становление частной собственности на меха вызвало распад первобытнообщинных отношений, которые пока что изучены здесь далеко не достаточно.

В описаниях общественной структуры восточной и западной групп атапаскских племен отмечается значительная разница. Восточные племена бассейна р. Макензи обычно характеризуются как никогда не имевшие родовой организации и состоявшие из нескольких кочевых охотничьих групп, счет родства в которых велся по отцовской и по материнской линии. <191>

Эти группы коллективно охотились на карибу на общей территории. Добыча потреблялась в охотничьей группе сообща. Все исследователи свидетельствуют об общинном характере пользования охотничьими угодьями у этих племен. Как отмечает Дженнес, индивидуальные семейные участки, появившиеся только недавно у секани, связаны с переходом к товарному пушному промыслу.5

В летних стойбищах охотничьи группы объединялись с другими такими же группами племени. Но некоторые обычаи говорят за то, что в прошлом охотничьи группы представляли собой материнский род. Пережитком матрилокальности является обычай, по которому новобрачные первый год или до появления ребенка жили с родными жены. На матрилинейный счет родства в прошлом указывает обычай, согласно которому отец после рождения первого ребенка утрачивал свое имя, с той поры его знали под именем «отец такого-то».

Племена западной группы и в наше время описываются как организованные в материнские роды и фратрии. По-видимому, материнская родовая организация сохранялась здесь значительно дольше. Главная причина этого, несомненно, заключалась в более позднем проникновении пушной торговли в область расселения этих племен, чем в бассейн р. Макензи.

Трудная и суровая жизнь, постоянные лишения часто вызывали умерщвление новорожденных. Наряду с этим почти у всех племен старые и слабые мужчины и женщины, которые не могли следовать за передвигающейся группой и, тем более, не могли прокормить себя, оставлялись в лесу на голодную смерть; известно и удушение стариков, иногда по их собственной просьбе (кучины). Лишь у этчаотинов отмечено, что они никогда не покидали престарелых и слабых, но уносили их с собой, даже если это влекло значительные затруднения для семьи и группы.

Верования 

Верования атапасков были проникнуты анимистическими воззрениями на природу; особенно почитались личные духи-помощники. Большую роль играли шаманы, как и везде - лекари и посредники между духами и людьми. Целый ряд табу и магических действий связан с охотой и почитанием промысловых животных, особенно медведя. Атапаски отмечали два главных обрядовых <192> праздника: поминальный - по умершим (через год после похорон) и лунный - во время лунных затмений. Каучодины и кучины справляли лунный праздник каждое новолуние.

 Атапаски верили в загробную жизнь: так, этчаотины верили, что духи умерших, с помощью духов выдры и гагары, которым их вверяли родные, проходили через землю, пересекали большое озеро и начинали жизнь заново в другом мире. Дальнейшее развитие представлений о загробной жизни, уже связанное с идеей возмездия, наблюдается у чайпевайев. Они верили в перевоплощение или переселение душ. <193>

                                                              


Ссылки и примечания: 

[1] Бисер эти племена начали получать еще в конце XVIII в. от русских.

[2] Богатая и уникальная коллекция атапаскской замшевой одежды, собранная в 1842 г. сотрудником Российской академии наук И. Г. Вознесенским среди племени танайна, хранится в Музее антропологии и этнографии Академии наук СССР в Ленинграде.

[3] У нахани сшивали мешки из бобровых или других шкур, устилая их мхом или заячьим мехом.

[4] У секани - мужские и женские браслеты из рога или кости; немногие носили подвески из денталий.

[5] D. Jenness. Indians of Canada. Ottawa, 1932, p. 381.



Опубликовано:  Ю. П. Аверкиева, Е. Э. Бломквист. Охотничьи племена американского севера. // Народы мира. Этнографические очерки. Т. 1.: Народы Америки. Под ред. А.В. Ефимова, С.А. Токарева. М., АН СССР, 1959. Сс. 187-193.






my site













 














         НА КНИЖНУЮ ПОЛКУ

             

                           450 р.




    Горизонтальное меню сайта






                                                                                             
                                                                                                                                                                               сайт создан 10.09.2010

                                            При копировании и использовании материалов сайта не забывайте указывать авторов и источники. 
                                     Для публичного распространения статей, отмеченных знаком копирайта "©", необходимо разрешение авторов. 
                          Материалы подготовлены и опубликованы в познавательных и образовательных целях и могут использоваться для  исследований.



ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS