NORTERN ATABASKAN /СЕВЕРНЫЕ АТАПАСКИ
Документ без названия

~Насельники Дикого Севера~

 





СОДЕРЖАНИЕ САЙТА :  /  ИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯ  /  Церемониальные головные уборы кэрьер - М.Виноградов



Церемониальные головные уборы кэрьер - М.Виноградов

                             
                                ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ КЭРЬЕР

                                                                             М. Виноградов

Кэрьер (Carrier, Western Dene, Takulli, Dakelh) – атапаскоязычный народ, проживавший в центральной части Британской Колумбии. Предполагаемая численность населения до контакта составляла 8500 человек. К 1890 году численность сократилась почти до 1500 человек. К настоящему времени кэрьер насчитывают около 6000 человек. Кэрьер состояли из четырнадцати общин, которые на основе культурных, территориальных и лингвистических данных были разделены на три группы - северные, центральные и южные. Кэрьер были вовлечены в интенсивные торговые отношения с племенами северо-западного побережья (гитксан, нуксалк), и в результате этого тесного и длительного контакта кэрьер переняли некоторые культурные элементы этих племен.

Название кэрьер (англ. Carrier – носитель) происходит из языка секани – «aɣelne», дословным переводом которого и является английское «carrier». Объяснение такого названия имеет две тории. Согласно первой это описательное название было получено из-за особой традиции погребения, когда вдова носила пепел своего мужа на спине во время траура. Однако, скорее всего это ошибочное объяснение, появившееся благодаря миссионеру отцу Морису (Father Adrien Morice), долгое время работавшему в регионе и изучавшему культуру и язык кэрьер. Преподобный так настойчиво приставал к своему слуге-кэрьеру с вопросами о происхождении названия, что тот наконец рассказали ему историю о вдовах, носящих прах своих мужей. Вторая теория заключается в том, что кэрьер, в отличие от секани (которые и дали им это имя), активно участвовали в торговле с побережьем, и занимались переноской грузов.

Первый контакт с белыми состоялся в 1793 году и впоследствии в литературных источниках кэрьер фигурировали под различными названиями. Их обозначали французским термином «Porteurs», отец Морис использовал термин «Taculli», также в литературе встречаются различные вариации написания этого термина. В первом письменном упоминание о кэрьер в журнале сэра Александра Маккензи используется термин «Nagailer».

Относительно недавно, в апреле 2017 года, в запасниках Королевского музея Онтарио были найдены и выставлены в экспозиции два головных убора кэрьер. Особый интерес и ценность заключается в их уникальности – это единственные из сохранившихся экземпляров подобного типа. Описание этих уборов присутствует в работе отца Мориса «Notes on the Western Denes».

Музейным работникам удалось проследить путь этих экспонатов. В период с 1880-х по 1890-е годы глава одной из семей кэрьер, передал их отцу Морису. С тех пор и до апреля 2017 года информация о местоположении реликвий считалась утерянной. Затем в музейных записях нашлась информация о том, что коллекция отца Мориса, в том числе и церемониальные головные уборы, была подарена преподобным музею археологии в 1893-94 годах, а в 1912 году во владение артефактами вступил Королевский музей Онтарио, где они и хранились с тех пор. Несомненно, приведенное ниже описание церемониальных регалий, и в частности двух уникальных головных уборов, будет интересным и ценным дополнением к уже известной информации о материальной культуре кэрьер.

Природа декоративного материала кэрьер была довольно однообразна. Главным образом, это раковины денталиума, бобровые когти, копыта карибу, шкурки мелких животных, перья и пух нескольких видов птиц и иглы дикобраза. Последние неизменно окрашивались, и здесь стоит отметить, что кэрьер знали (и/или использовали) только два вида красителей: желтый и зеленый. Желтый цвет получали путем кипячения игл с лишайником летария волчья (лат. Evernia vulpina), а зеленый с помощью гнилой древесины, красящее вещество из которой также извлекали кипячением.

Главными элементами церемониального наряда знатного мужчины или женщины были: мужской головной убор (парик), женский головной убор (корона) и нагрудники из раковин денталиума. К огромному сожалению, не известно о сохранившихся экземплярах этих регалий, и два описываемых мужских головных убора являются счастливым исключением. В прежние времена каждый из этих предметов имел огромную ценность, как материальную, так и духовную. Вполне допустимо предположить, что и сами эти предметы, и материалы, используемые для их изготовления, являются ничем иным как влиянием культур северо-западного побережья.

Два экземпляра мужского головного убора из коллекции отца Мориса довольно похожи между собой, но имеют некоторые отличия в конструкции и дизайне.

Первый убор (Рис. 1) состоит из трех частей: дуговидных пучков китового уса (в описании, сделанном отцом Морисом, указаны усы морского льва), шапочки и шлейфа. Щетины китового уса связаны между собой с помощью сухожильной нити и полоски кожи карибу. Крупная сетка из того же материала соединяет пучки китового уса и шапочку из раковин денталиума. Шапочка состоит из двух рядов раковин денталиума, закрепленных вертикально между полосками кожи карибу. Ниже находятся подвески из тех же раковин, составляющие третий ряд, но не являющиеся по сути частью шапочки. К ним, при помощи тонких сухожильных волокон крепятся крупные, чуть завитые пряди человеческих волос. Шлейф из прядей человеческих волос имеет длину около 92 см. Каждая прядь сформирована приблизительно из дюжины волосков, скрученных в двойной шнур. К концу каждого такого шнура тонкими сухожильными волокнами примотана прядь волос примерно из 50 волосков каждая. В некоторых местах крученых шнуров видны остатки белого меха (пуха?).

Второй головной убор (рис. 2) имеет похожую конструкцию, но в нем пучки китового уса заменены тонкими полосками из шкурок горностая. Шапочку, покрывающую голову, образуют косички, сплетенные из человеческих волос. На каждой косичке закреплены сухожилиями раковины денталиума. Раковины собраны по три и составляют три горизонтальных ряда. Шлейф состоит из прядей, которые в свою очередь состоят из связанных между собой сухожилиями нескольких тонких косичек из человеческих волос. Общая длина шлейфа примерно, как и в первом головном уборе, а длина каждой отдельной косички примерно 8 см. На каждую косичку нанизано по две раковины денталиума. Чтобы избежать соскальзывания раковин вниз, в них вставлены маленькие кусочки дерева, которые зажимают их на определенном уровне.

Основным материалом для изготовления этого типа головных уборов были волосы знатных женщин. Они срезались после их смерти, и действие это сопровождалось традиционным для такого случая торжественным пиром, посвященным их смерти и кремации. Для изготовления одного головного убора требовались волосы двух женщин.

Эти головные уборы ценили необычайно высоко, и ничто не могло заставить их владельца расстаться с ними. Такую ценность можно объяснить помимо всего прочего и тем фактом, что головной убор являлся неотъемлемой частью наследственного титула главы общины – keyohwhudachun и символом власти над его владениями – keyoh. Эти уборы даже имели собственные имена, которые доставались им от предыдущих уважаемых и почитаемых владельцев. Согласно музейным записям первый головной убор именовался Кахул (Kahul) в честь его последнего владельца, который в свою очередь унаследовал это имя от династии своих предков. Утрата такого головного убора могла расцениваться как утрата власти. В записях отца Мориса упоминается не очень хорошая сохранность головных уборов, которую он связывает с их древним происхождением. Эти головные уборы использовались в церемониальных танцах, во время которых они были украшены лебединым пухом, который, благодаря движениям танцора, разлетался в стороны и создавал подобие летящих облаков, призванных добавить действию живописности, и вероятно, имевший и определенный церемониальный или символический смысл.

Описанный выше тип головных уборов считается мужским, но иногда и женщины могли претендовать на благородное звание и владение им. Однако, чаще у женщин имелся свой тип головных уборов для торжественных случаев. Название этих уборов можно перевести как «тканые или плетеные перья». Они имели форму короны, и изготавливались из меха ласки или горностая и перьев различных птиц. К сожалению, до настоящего времени не сохранилось ни одного экземпляра или хотя бы информации о его существовании в частной или музейной коллекции.

Рисунок женского головного убора, приведенный в работе отца Мориса, сопровожден следующим описанием: «Полоска выделанной кожи карибу шириной около одного дюйма, украшена тремя горизонтальными рядами денталиума. Она служит основанием или ободом «короны». На ней вертикально закреплены полоски из шкурок ласки, сложенные вдоль и сшитые в трубочки. Жесткость им придают ости перьев или тонкие палочки, вставленные в них. Внутри «короны» проходит еще одна полоска кожи, поддерживающая меховые трубочки в вертикальном положении. Скальпы красноголового дятла закреплены на каждой полоске меха в верхней её части, в то время как перья из хвоста желтобрюхого дятла-сосуна (англ. yellow-bellied sapsucker, лат. Sphyrapicus varius), вертикально закреплены внизу и в середине каждой полоски».

Красноголовый дятел - в старых источниках упоминается как large (pileated) woodpecker или laycock (logcock), лат. Ceophleus pileatus, в современных - как redheaded woodpecker, лат. Melanerpes erythrocephalus. Возможно, это разные птицы.

Во время танца этот головной убор был заполнен пухом, и благодаря особым движениям, свойственным женскому стилю танца, этот пух разлетался в стороны. Очевидно, в случае и с мужскими и с женскими головными уборами кэрьер использование пуха в церемониях можно сравнить с аналогичным использованием орлиного пуха у племен северо-западного побережья.

Еще одной важной частью парадного костюма знатного человека был нагрудник из раковин денталиума. Раковины были нашиты на выделанную кожу карибу, имеющую форму полумесяца и имеющую на своих концах завязки для крепления на шее. Этот предмет, по словам отца Мориса, «оценивался в четыре выделанных шкуры лося или в сорок шкурок бобра, которые, если оценивать их по нынешней цене, представляли бы сумму в 200 долларов» (по состоянию на 2018 год это примерно 5700 долларов).



Опубликовано:  Альманах  Hozho. №4. М.- Ярославль, Индейское лето, 2020. С. 5-9.  


my site













 














         НА КНИЖНУЮ ПОЛКУ

             

                           450 р.




    Горизонтальное меню сайта






                                                                                             
                                                                                                                                                                               сайт создан 10.09.2010

                                            При копировании и использовании материалов сайта не забывайте указывать авторов и источники. 
                                     Для публичного распространения статей, отмеченных знаком копирайта "©", необходимо разрешение авторов. 
                          Материалы подготовлены и опубликованы в познавательных и образовательных целях и могут использоваться для  исследований.



ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS