СЕВЕРНЫЕ АТАПАСКИ

 Насельники Дикого Севера


ПОИСК ПО САЙТУ:




                                                                                                                 

NORTHERN DENE  /  ИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯ  /  Дело братьев Нантук - Н.Шишелов




Дело братьев Нантук - Н.Шишелов

                ДЕЛО БРАТЬЕВ НАНТУК: 
                мстители на эшафоте

                                                                                                               Н.Шишелов, 2016


Осенью 2010 года в канадском городе Доусон, что расположен близ устья знаменитой на весь мир реки Клондайк, шло строительство новых водоочистных сооружений. Стоял ноябрь. Неподалеку от 5-й авеню, в районе городской свалки, экскаватор рыл котлован, выгребая уже промерзший грунт. Внезапно ковш наткнулся на какой-то старый деревянный ящик. Водитель заглушил машину и рабочие спустились в котлован. Находка ошарашила строителей – в ящике лежали человеческие кости, это был гроб.

Уже на следующий день, 5 ноября, вся округа знала о происшествии на стройплощадке и в Доусон прибыл старший археолог Юкона Грэг Хэйр. Под егоруководством были начаты раскопки. К археологу присоединились волонтеры из местных жителей. Столбик термометра уже опустился до -10ºС и надо было успеть завершить  работы до наступления настоящих морозов. Результат не заставил себя долго ждать – были обнаружены еще два скелета и, а позже еще один. Все выходные дни, 5 и 6 ноября небезразличные к истории жители Доусона провели в котловане, перелопатив тонны промерзшего грунта и просеивая его в поисках костей. Найденные человеческие останки были отправлены на экспертизу. В результате краниологических исследований выяснилось, что два черепа принадлежат индейцам, а два других - европейцам 1.

Параллельно за дело принялись историки. Первыми о находке узнали профессор Кен Коутс (Университет Ватерлоо, Торонто) и профессор Вильям Моррисон (Университет Британской Колумбии). Для них сомнений не было – строители наткнулись на останки людей, похороненных во времена Золотой Лихорадки. В то время близ современной стройки располагались казармы Северо-Западной Конной Полиции, или, как тогда их называли, форт Хэрчмер. Здесь же, по словам историков, слуги закона хоронили казненных преступников. На такие захоронения никогда не устанавливали ни памятников, ни крестов.2 Теперь ученым предстояло установить личности погребенных более ста лет назад людей. Согласно данным, собранным Уокером Грэмом, историком-любителем из Доусона, во времена Золотой Лихорадки в этом городе было казнено (повешено) всего десять человек, из них только двое были индейцами.3Их звали Джим и Доусон Нантук. Останки индейцев были найдены в одном месте, поэтому было очевидно, что это кости именно этих братьев, казненных в августе 1899г. по обвинению в убийстве золотоискателя. В тот же день на эшафот взошел Эдвард Хэндерсон – старатель, убивший своего компаньона – его похоронили рядом с индейцами.4Четвертый скелет так и не удалось идентифицировать. Коутс и Моррисон, специалисты по криминальной истории Юкона еще в 2004г. издали книгу, в которой отдельная глава посвящена братьям Нантук. И вот, останки братьев были совершенно случайно обнаружены во время строительных работ. Итак, что-же известно об этих индейцах?

Эта история началась весной 1898 г., когда двое старателей – Вильям Михан и Кристиан Фокс, преодолев перевал, держали путь вниз по замерзшему Юкону в сторону Доусона. Ледоход застал их неподалеку от озера Марш, на берегу реки Макклинток, близ ее устья, где искатели золота и приключений расположились лагерем.5 Это был конец апреля. Компаньоны занялись постройкой лодки, на которой планировали быстро добраться до Доусона, застолбить участки и попытать счастья в промысле желтого металла.

Неподалеку, на берегу озера, разбила лагерь семья индейцев тагиш. 2 мая с визитом к золотоискателям пришли двое индейцев. Это были молодые краснокожие парни, одетые в фабричные рубахи и шляпы. Звали их Джо и Фрэнк, они были братьями. Старшему, Джо, на вид было лет восемнадцать, а Фрэнку около пятнадцати. Туземцы попросили у белых еды, и компаньоны великодушно поделились с ними кое-какими припасами. Старатели не знали языка тагишей, но Фрэнк умел объясняться по-английски, правда, очень плохо. Мирное общение продолжалось и в последующие дни. Знакомство с дикарями не предвещало никакой беды для белых людей. У Джо и Фрэнка было еще два брата Доусон и Джим. Как-то раз, примерно через неделю после знакомства, Джим привел в лагерь путешественников еще двух мальчиков и трех женщин, после чего начал ни с того ни с сего палить из своей винтовки, что несколько насторожило старателей. «Что-то не нравится мне такое поведение индейцев» - сказал своему приятелю Михан.6

Наконец, лодка была готова, а погода позволила продолжить путешествие. Утром 10 мая Михан и Фокс стали собираться в путь. Тут как тут появились знакомые индейцы, и друзья попросили их помочь спустить лодку на воду и погрузить скарб. Краснокожие отложили в сторону свои ружья, и принялись за работу. Вскоре дело было сделано, старатели поблагодарили индейцев, попрощались с ними и, взяв в руки тяжелые весла, отчалили от берега. Дрейфуя по реке Макклинток компаньоны должны были вскоре достичь озера Марш – расширения русла Юкона, каких много в верхнем течении этой великой северной реки, а затем добраться до Доусона.

Вдруг раздался выстрел. Фокс обернулся и увидел то, чего никак не мог ожидать – на берегу с ружьями стояли те самые индейцы, которые всего несколько минут назад помогали им грузить лодку. В тот же миг, прогремел следующий выстрел, еще и еще. Недавние краснокожие друзья старателей оказались вероломными врагами. Все произошло в мгновение окаФокс ощутил жгучую боль и выронил весло. Одежда его моментально пропиталась кровью. Чтобы спасти свою жизнь, он упал на дно лодки и прижался к мешкам. Индейцы продолжали стрелять. Пули рикошетили по воде, с глухим ударом пробивали дощатый борт лодки, вырывая из него щепы и наполняя воздух запахом еловой смолы. Михан также лежал на дне лодки в луже крови. Вдруг все стихло, также внезапно, как и началось. Фокс выглянул за борт и увидел, что Джо стоит на берегу с ружьем, а трое его братьев направились в сторону леса. Вскоре Джо последовал за ними. Итак, индейцы покинули берег, однако, интуиция подсказывала Фоксу, что они еще появятся. Фокс окликнул Вильяма, но тот молчал. Впереди была излучина реки, и Фокс решил, что индейцы наверняка выйдут к реке ниже по течению, чтобы окончить свое злодейство. Сил грести у Фокса не было, боль и страх сковывали его движения. Лодка плыла по середине реки и нужно было как можно скорее добраться до противоположного берега, что бы не угодить в лапы к дикарям. Михан молча лежал неподвижно. Фокс взял весло и, стараясь из последних сил, принялся истово грести к берегу. Наконец, с трудом, ему удалось преодолеть течение, и он вывел тяжелую лодку на травянистое мелководье. Подтянув лодку к берегу, он бросился к товарищу, еще надеясь на то, что Михан  просто лежит без сознания. Действительность оказалась более жестокой - Вильям был мертв. Позже Фокс расскажет: «я вышел, переступив через ноги компаньона. Он растянулся в лодке, запрокинув голову и раскрыв рот.  Я понял, что он мертв, и сказал: « Прощай, старина Билли, больше я ничем не могу тебе помочь.» 7

Фокс никак не мог вразуметь, что же подвигло индейцев на столь вероломное нападение – ведь товарищи делились с ними едой и сполна расплатились за помощь. Вероятно, дикарям так приглянулись их товары, что они готовы были заполучить даже их ценой жизни двух людей, не причинивших им никакого вреда. В отчаянье Фокс оттолкнул лодку от берега и течение понесло ее к расположенному ниже мысу, где, как и ожидал Фокс, вскоре появились индейцы.

Фокс укрылся в лесу. Спотыкаясь о корни и камни, он побрел вдоль реки в сторону озера Марш. Только там, где проходил основной маршрут старателей, он мог найти подмогу. Наконец Фоксу удалось выйти к лагерю Вильяма Макинтоша, который со своими компаньонами расположился на берегу озера.8 Фокс поведал о своем злоключении. Макинтош оказал ему помощь и, не мешкая, направился вверх по Юкону в пост Тагиш, где дислоцировался отряд Северо-Западной Конной Полиции. Узнав о происшествии, командование полиции незамедлительно направило отряд на поимку убийц.

Уже на следующий день на озеро Марш прибыл капрал Рудд. Ему не составило труда отыскать лагерь преступников. Однако арестовать  удалось только одного из них. Его нашли в лагере вместе со своей семьей, заковали в кандалы и отправили под конвоем в пост Тагиш. Это был Джим Нантук. В поисках трех остальных индейцев скауты-констебли обыскали все окрестности озера Марш, но безрезультатно. Братья подались в бега, и полиция долго не могла выяснить, где они скрываются. Наконец, они сами сдались властям. В необходимости сделать это братьев уговорил один из индейских вождей с озера Лаберж.9  После длительных поисков, тело Михана было найдено полицейскими в реке, неподалеку от места убийства, в нем было обнаружено три пулевых отверстия. Чтобы труп не всплыл, индейцы привязали к телу кирку. В окрестностях индейского лагеря были обнаружены некоторые вещи с метками Михана и Фокса, а также их съестные припасы. Индейцы были конвоированны в пост Тагиш, где были заключены в тюрьму, вместе со своим братом.10

Дальнейшая судьба братьев Нантук решалась уже в Доусоне. Полиция доставила сюда закованных в цепи преступников, где они предстали перед судом 28 июля 1898г. Дело вел судья Макгвайр. Братьям был назначен «адвокат с многолетним опытом», доусонский юрист Генри Клауд Лайсли, который, однако, был мало заинтересован судьбой своих подзащитных. Никаких материалов в защиту индейцев привлечено не было, и он даже не обеспечил явку ни одного стороннего свидетеля, каковыми могли быть родственники братьев или старатели из лагеря Макинтоша. Дело строилось исключительно на показаниях Кристиана Фокса, которые до Макгвайра дошли через третьих лиц, и словах Фрэнка Нантука, который свидетельствовал против своих братьев. Допрос индейцев осложнялся отсутствием хорошего переводчика, и их слова передавали судье двое старателей, имевших самые минимальные познания языка тагишей. Допрос проходил в следующем ключе (из стенограммы допроса Фрэнка Нантука (судья переводчику):

«Вопрос: Спросите его, христианин ли он.

Ответ: Нет сэр, он ничего не знает о Высшей силе.

В: Имеет он какое-либо представление  о Боге?

О: Об этом я и спросил его.

В: Есть ли у него вообще какие-либо четкие религиозные воззрения?

О: Он говорит, что видел миссионеров, но никогда не слышал их слов.

В: Придерживается ли он вообще какой-нибудь религии, или имеет четкие представления о возмездии и воздаянии в будущей жизни, или знает что-нибудь о награде после смерти за хорошие поступки, совершенные при жизни?

О: Он говорит, что когда умрет, то будет мертв – это все, что я смог узнать от него.

В: Знает ли он что-нибудь о том, что случится с ним после смерти, или думает, что смерть – есть абсолютный конец для него, или что он станет быком, лосем или каким-нибудь другим животным?

О: Таких представлений у него нет: я спросил, жив ли его отец, и он ответил: ‘нет’, он сказал, что тот мертв, и я спросил, где, по его мнению, он сейчас пребывает, и он ответил: ‘он мертв, это все.’

В:  Имеет он какое-либо представление  о Боге вообще или будущем возмездии и воздаянии?

О: Нет сэр.

В:  Или может он придерживается каких-либо религиозных верований иного рода?

О: Нет сэр.

В:  Можете ли вы сказать ему, что мы хотим, чтобы он рассказал нам правду, но не говорил ничего, что является неправдой, и что он может быть наказан, если он ничего нам не скажет, либо скажет неправду, и что мы собираемся задать ему несколько вопросов, и что он должен ответить честно, Спросите его, согласен ли он на это?

М-Р ВЭЙД: Милорд, я думаю, что смогу объяснится с ним, задав вопрос по-английски.

В (м-р Вэйд): Фрэнк, ты немного говоришь по-английски, ты несколько Лун учил английский и умеешь  немного читать. Сейчас ты расскажешь нам всю правду и не будешь лгать?

ПЕРЕВОДЧИК: Он сказал, что скажет правду.

В: Фрэнк, ты сказал капралу Рудду, что для тебя лучше быть убитым, чем лгать. Это так?

(Свидетель кивает головой)

В (Судья): Я хочу узнать через переводчика, если он сможет выяснить это, знает ли он что-нибудь подобное нашей клятве? Я вижу, что устав разрешает мне признать истинными те доказательства сторон, которые являются тождественными и не противоречат друг другу, либо одобренные судом. Теперь единственный способ получить его свидетельства, это спросить: Фрэнк, ты знаешь, что должен говорить правду?

О: Да

В: Теперь, обещаешь ли ты говорить правду, только правду и ничего кроме правды? Обещаешь ли ты ответить на несколько вопросов относительно той стрельбы? Готов ли ты торжественно объявить, что будешь говорить правду, только правду, и ничего кроме правды?

О: Он говорит «да»

СУДЬЯ: Теперь вы можете задать ему вопросы.» 11

Далее переводчик, со слов Фрэнка, рассказал: «самый старший из этих четырех заключенных, присутствующих здесь [в суде], Джим, был главарем компании ... , он устроил позиции, которые они должны были занять до открытия огня. Он сказал, что он, Фрэнк, очень волнуется; дрожит; ружье трясется в его руках, и тот ответил Джиму:  'я сильно дрожу’, и Джим сказал, 'не трясись; ты должен сделать так, как я тебе велю'» 12

Джо признал, что они с Доусоном стреляли в Михана, и убили его. Несмотря на это, Джим упорно отрицал свою вину, и говорил, что не стрелял.13 Лайсли все же делал попытки защитить Джима, делая упор на то, что он не стрелял в Михана, а, значит и не совершал убийства, однако, заседание присяжных не приняло его аргументов.14 Таким образом, не смотря на сложности, в ходе следствия была однозначно установлена виновность братьев Нантук в убийстве Михана, а так же удалось выяснить, что убийцами двигали отнюдь не меркантильные интересы и жажда наживы. Это, однако, ничуть не прояснило сути дела, а лишь наводило о мысли о том, что братья Нантук – безжалостные, аморальные преступники, совершившие немотивированное убийство. Побывавший на суде журналист доусонской газеты «Клондайк Наджит» писал: 

«Вопросы, заданные убийцам судьей через переводчиков, показали отсутствие у них каких бы то ни было моральных принципов. Хитрость их, также, самого низкого уровня. Они могли бы замыслить убить двух мужчин в лодке и украсть их товары, но вместо этого оказалось флегматично равнодушными к результатам своего деяния [к добыче], хотя это неоднократно впечатляло их. Отвечая на вопрос о том, знают ли они что либо о Боге или возмездии и воздаянии, они удивили всех, когда обнаружилось, что они не имеют никакого представления об этом. Даже «Великий Дух» и индейский «Край Счастливой Охоты» были им неизвестны» 15

Пытаясь установить мотивы нападения и убийства, Макгвайр задал братьям ряд вопросов. Индейцы заявили, что они «хорошие друзья» белых, а также, что около года назад «белые убили двух их друзей, они нашли один труп, а тело второго так и не отыскали … один [был убит] в прошлом году, а другой два года назад».16 Судья оставил без внимания эти сведения и не счел необходимым вести дополнительное расследование по этому вопросу, вероятно, за отсутствием свидетелей и доказательств.17  Присяжные удалились из зала для принятия решения.

Спустя пол часа, суд постановил: признать Джима, Джо и Доусона Нантук виновными в убийстве, и приговорил всех троих к смертной казни через повешенье. А уже на следующее утро присяжные решили признать виновным также и Фрэнка Нантука, который еще накануне проходил как свидетель по делу. Однако, ввиду того, что младший из братьев сотрудничал со следствием и был несовершеннолетним (Фрэку было лет пятнадцать или шестнадцать), суд смягчил наказание и приговорил его к пожизненному заключению.18 Можно осторожно предположить, что на малолетнего Фрэнка до суда со стороны полиции оказывалось давление. Возможно, ему обещали, что он не будет осужден, если будет помогать следствию.  Как бы то ни было, это не спасло Фрэнка от смерти.

В глазах населения Доусона братья Нантук выглядели отнюдь не «благородными дикарями», а совершенно беспринципными преступниками, людьми самых низких морально-нравственных качеств. Местная газета продолжала придерживаться версии, о безжалостном убийстве ради грабежа, которое совершили индейцы. Это видно даже из заголовков статей до и после суда: «Индейцы стреляли в белых, чтобы ограбить их» (16 июня 1898); «Попытка преднамеренного убийства благодетелей за их пожитки» (27 июля 1898); «Туземцы получат конопляные веревки на шеи за свои предательские повадки» (27 июля 1898) 19

Палача в Доусоне не было, и в ожидании смерти братья томились в доусонской тюрьме. Казнь была назначена на 1 ноября 1898г, однако не состоялась, так как исполнитель так и не появился. Близились холода, и условия, в которых содержали заключенных, были ужасными, даже по меркам того времени. Зимой Фрэнк в заключении заболел туберкулезом и умер. Та же участь постигла и его брата – Джо Нантука. Оба умерли в феврале 1899г., с разницей в пять дней. Джим и Доусон пережили ту последнюю в их жизни зиму, но едва ли можно сказать, что это было для них счастьем. Ожидание прибытия палача затянулось на месяцы. Наконец, летом 1899г. он приехал в Доусон. Казнь была назначена на 4 августа, и узникам форта Хэрчмер был хорошо слышен стук топоров, когда на улице возводили виселицу и сколачивали гробы.

В назначенный день на площади перед казармами собралась толпа народа в ожидании зрелища. Это была первая казнь в Доусоне, к тому же показательная – полицейские раздали сто пригласительных билетов. Самым влиятельным лицам Доусона разрешалось стоять во время казни на эшафоте, чтобы зеваки не мешали им лицезреть смерть преступников.20 Под конвоем Джим и Доусон взошли на помост виселицы и приговор был приведен в исполнение. Палач затянул узлы на шеях преступников и открыл люк. Трупы уложили в гробы, засыпали известью и спешно зарыли в землю.

Так завершилась история братьев Нантук. Скудные материалы уголовного дела, целый век пылившегося в архиве – вот и все исторические свидетельства их судьбы. В этих документах братья Нантук предстают маргиналами, лишенными всяких основ морали и нравственности. Однако, современным исследователям все же удалось привлечь дополнительные данные к этой истории. Почти век спустя эти сведения были обнаружены в исторических преданиях индейцев верховий Юкона. История братьев дожила до наших дней, индейцы передавали ее из уст в уста, из поколения в поколение. Эти предания проливают свет на истинные мотивы убийства, совершенного братьями на реке Маклинток. Виду того, что именно этот момент был упущен из внимания судьей Макгвайром, а существенных расхождений с официальной версией в фольклорных данных нет, они становятся особо ценным историческим материалом.

Индейские старейшины Кетти Смит и Анжела Сидней поведали этнографу Джулии Крюкшенк историю, события которой предшествуют по времени убийству Вильяма Михана.21 

Как-то раз, во времена Золотой Лихорадки, одна старуха тагиш раздобыла банку с белым порошком. Вероятно, думала она, это была сода, которую тогда использовали в качестве разрыхлителя для приготовления бездрожжевого хлеба. Старуха толи нашла эту банку в заброшенном лагере старателей, толи старатели сами продали, либо подарили, порошок старой индеанке. Старуха добавила порошок в муку и испекла хлеб. Женщина накормила своего племянника, а он, в свою очередь, поделился с дедом. Вскоре оба мужчины скончались в жутких муках - в банке, вместо соды, оказался мышьяк. Собака же, также накормленная отравленным хлебом, осталась жива. Оба отравленных индейца принадлежали к клану Ворона. Обычай требовал либо выплаты виры виновниками смерти, либо кровной мести. И вот, братья Нантук, индейских имен которых сейчас уже никто не помнит, решили отомстить за смерть родственников.  Расположившиеся по соседству с лагерем братьев старатели, Фокс и Михан, были выбраны в качестве подходящего социального эквивалента. Им не  удалось договорится со старателями о выплате виры за смерть родственников, в которой индейцы винили весь «клан белых людей». В этой ситуации традиционные воззрения предписывали единственный выход – кровопролитие.

Историк Дик Норт осторожно предполагает, что убийство, совершенное братьями Нантук могло быть местью за другой эпизод, о котором рассказал в 1982г. индеец Джонни Джонс, племянник Джима Скукума. По словам Джонса, белые люди застрелили двух братьев его матери, которые стали свидетелями убийства индейца из Атлина, которого старатели застали за кражей алкоголя из их лагеря. Вскоре индейцы узнали об этом убийстве, со слов индеанки, которая была подругой одного из старателей. Убитых звали Тлуку и Култус. Однако, стоит подчеркнуть, что сам рассказчик, тагиш Джонни Джонс не связывает убийство его родственников с убийством Михана братьями Нантук.22

Джулия Крюкшенк почти однозначно связывает фольклорную версию отравления двух индейцев с последующими действиями Нантук, однако, если судить по показаниям самих братьев во время следствия, они говорили, что их друзья были убиты старателями не в одно время, а с разницей в год (см.выше).

По делу братьев Нантук среди исследователей вопроса на страницах книг возникла полемика. Похоже, что Крюкшенк занимает позицию, оправдывающую действия братьев, и ей, субъективно, близка версия умышленного отравления индейской семьи старателями и упор на то, что традиции предписывали месть. Ее обоснованно критикуют Коатс и Моррисон, отмечая, что она опубликовала не все собранные ей индейские предания, а только те, которые не противоречили сложившейся у нее позиции. Эти авторы высказываются в пользу того, что старатели вряд ли стали бы беспричинно травить индейцев, и истинными вполне могут оказаться другие версии истории. Такая позиция не менее субъективна.

Версию умышленного отравления индейцев исключать никак нельзя. В истории золотого промысла на Юконе известны случаи, когда старатели сознательно травили, либо пытались отравить, даже своих компаньонов. Злодеи использовали для этого мышьяк – это вещество является побочным продуктом при очистке золота, его в избытке было у каждого старателя.23 И, конечно, не вызывает сомнения, что в то время многие из них, особенно среди выходцев из США, презирали и даже ненавидели всех индейцев.

Но, думаю, этот вопрос не столь важен. С каким бы из вышеперечисленных эпизодов (случайное или намеренное отравление, убийства) ни было связано нападение братьев Нантук на Михана и Фокса, эта связь очевидна. Нантук мстили за смерть представителей своего клана – друзей или родственников. Важно отметить, что сам эпизод нападения, которое в глазах цивилизованного человека, безусловно, выглядит вероломным, вполне вписывается в военные традиции атапасков. Как фольклор атапасков, так и наблюдения ранних авторов, свидетельствуют о том, что одним из тактических военных приемов индейцев Юкона было вхождение в доверие врага, с целью притупить бдительность и последующее (иногда спустя несколько дней) внезапное нападение в неожиданный для врага момент. 24

Сложившаяся картина этой истории иллюстрирует конфликт двух культур – аборигенной и евро-канадской. В глазах белого населения поступок братьев Нантук, безусловно, выглядел особо циничным уголовным преступлением, заслуживающим сурового наказания, ведь Михан и Фокс не имели никакого отношения к произошедшим гораздо ранее убийствам индейцев, даже если бы суду и удалось установить эти факты. Европейское, цивилизованное, правосудие подразумевает, что человек несет индивидуальную ответственность за свои, и только за свои, поступки. Индейцы же считали справедливым, что  все представители группы (или клана) несут коллективную, общую, ответственность за действия каждого его члена. Более того, даже если старуха просто нашла роковую банку в заброшенном лагере, это, по мнению индейцев не снимало ответственности с белых людей, если смерть исходила от принадлежащего им предмета. Так например, случай отравления индейцев по неосторожности произошел в 1882г., когда хан разграбили склады форта Релайанс, и смешали похищенные муку с мышьяком. В результате две пожилые женщины умерли и одна девочка ослепла. Хорошо знавший традиции атапасков Юкона управляющий фортом Джек Макквестен в этой ситуации поступил очень благоразумно и корректно – он выплатил индейцам предъявленную виру за смерть женщин и потерю зрения ребенком, но при этом выставил счет за украденные со складов товары. 25

В заключении вернемся в наше время. Спустя неделю после обнаружения останков казненных, объявились дальние родственники братьев Нантук, проживающие в нескольких современных индейских общинах Юкона. Они высказались за перезахоронение останков. Кое-кто из индейцев, разглядывая фотографию братьев Нантук, даже отметил сходство с ныне живущими родственниками, а кто-то говорил: «эти люди, эти мальчики - они воины, индейские воины, воины Юкона…защищавшие свои интересы. Их следует считать такими» 26 Останки Джима и Доусона Нантук были вновь преданы земле в Доусоне в июне 2011г. 27


Источники

Литература:

Cardinal  P. - Contemporary  Ethnographic  Translation of Traditional Aboriginal Narrative:Textualizations of the Northern Tutchone Story of Crow - Montreal, 2009; р.р.121-123

Coates K.S., Morrison W.R. -  Strange Things Done: Murder in Yukon History– London, 2004; pp. 14-30

Cruikshank J.- Life Lived Like a Story: Life Stories of Three Yukon Native Elders - Vancouver: University of British Columbia Press, 1990 

Gates M.- Gold at Fortymile Creek: Early Days in the Yukon. – Vancouver, 1994

North D.- Sailor on Snowshoes: Tracking Jack London's Northern Trail - Harbour Publishing, 2006


Периодические издания:

Davidson D. – Uffish Thoughts: Grinding Bones in the Rumour Mill -The Klondike Sun – Dec.1,2010, p.4

Интернет-ресурсы:









Ссылки и примечания:

[1] The Klondike Sun – Dec.1,2010; ThompsonNov.10,12, 2010; The Canadian Press, June 11. 2011 

[2] http://www.cbc.ca/news/canada/north/gold-rush-era-remains-to-be-buried-in-dawson-city-1.1055545 

[3] Thompson, Nov.12, 2010

[4] Thompson, Nov.10, 2010

[5] Cardinal, р.121

[6] Coates, Morrison, р.18

[7] Coates, Morrison, р.18

[8] Существует также версия, что Фокс дрейфовал в лодке вниз по реке, притворившись мертвым, а не пробирался берегом к лагерю Макинтоша.  (Cardinal, р.121)

[9]  http://www.hougengroup.com/yukon-history/yukon-nuggets/year/1899/

[10] Coates, Morrison, р.19

[11]  Coates, Morrison, р.22-23

[12]  Coates, Morrison, р.19

[13]  Coates, Morrison, р.20

[14] Возможно, по плану, разработанному Джимом, он с Фрэнком, должны были стрелять в Фокса, а Джо и Доусон – в Михана, однако, сильное волнение мешало Фрэнку выполнить задание старшего брата, а сам Джим, видимо, промахнулся.

[15] Cardinal, р.122

[16] Coates, Morrison, р.25

[17] Показания братьев Нантук относительно убийства индейцев старателями были отправлены письмом министру юстиции, однако это никак не повлияло на ход дела и развитие дальнейших событий. (Coates, Morrison, р.24) Также есть версия, что от подробных показаний Нантук отказались (Cardinal, р.122)

[18] http://www.executedtoday.com/2013/08/04/1899-three-in-the-klondike-gold-rush/  

[19] Coates, Morrison, р.21

[20] Thompson, Nov.12, 2010

[21] Coates, Morrison, р.24

[22]  North, 2006  http://www.skagwaystories.org/2011/06/15/nantuck-murders/

[23] Gates, 30

[24] См. например, описания военных традиций кучинов, относящиеся к сер. XIXв., у A.H.Murray; S.Jones. Ту же тактическую хитрость применили коюконы, заверив индейца - проводника И.Булыгина в дружественных намерениях и затем убив его. (см. А.Зорин – Нулато, 1851). На идентичные уловки шли и военные отряды атапасков бассейна Макензи, это хорошо представлено, например, в фольклоре биверов (см. P.Goddard)

[25] http://alaskamininghalloffame.org/inductees/mcquesten.php 

[26] http://www.cbc.ca/news/canada/north/nantuck-brothers-relatives-seek-proper-burial-1.867893 

[27]  http://www.skagwaystories.org/2011/06/15/nantuck-murders/








 

       


 


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АТАПАСКАХ СУБАРКТИКИПЕРВОИСТОЧНИКИИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯФОЛЬКЛОРЛИНГВИСТИКАФОТОФОРУМГОСТЕВАЯ КНИГАНОВОСТИ
сайт создан 10.09.2010

- ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ УКАЗЫВАТЬ АВТОРОВ И ИСТОЧНИКИ -
ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТАТЕЙ, ОТМЕЧЕННЫХ ЗНАКОМ "©", НЕОБХОДИМО РАЗРЕШЕНИЕ АВТОРОВ
                         
                                                                                     МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ И ВЫЛОЖЕНЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 


ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS