СЕВЕРНЫЕ АТАПАСКИ

 Насельники Дикого Севера


ПОИСК ПО САЙТУ:




                                                                                                                 

NORTHERN DENE  /  ИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯ  /  Духи животных и охотничьи церемонии ингаликов и коюконов - Ф. де Лагуна




Духи животных и охотничьи церемонии ингаликов и коюконов - Ф. де Лагуна

  

ДУХИ ЖИВОТНЫХ И ОХОТНИЧЬИ РИТУАЛЫ КОЮКОНОВ И ИНГАЛИКОВ

Ф. де Лагуна

Согласно представлениям коюконов у животных нет души (nukk`ubedze), подобной человеческой, повидимому, они потеряли ее, как и способность принимать человеческий облик. Уних есть только их йега (yega). Эти духи были покровителями и зхащитниками и следили за соблюдением людьми табу и ритуалов, связанных с убийством животных. Джетт (Jette,1911) выяснял, существуют ли индивидуальные йега у каждого отдельного животного, и / или йега существует для всего вида или класса животных, как у рыб. Этот второй вид йега соответствует Хозяину Дичи у других племен. Обращение с убитым животным без должного уважения приведет к тому, что в голод охотник не сможет добыть животных этого вида, поскольку они будут держаться в отдалении от него, либо преступник, или кто-нибудь из членов его семьи, будет страдать припадками или судорогами. За насмешки над убитым животным, убийство без причины или потерю части животного также следует наказание. Как сообщает Джетт, дена не хотели обсуждать эти вопросы, опасаясь, что йега может услышать и стать недовольным.

Мужчины на охоте поют свои охотничьи песни, которые, как они считают, угождают йега животного. Для каждого животного существуют специальные песни. Один старик в Нулато в 1936-1937г.г. продемонстрировал Салливану Песню Карибу. Так как канадская сойка всегда была рядом когда убивали карибу, индейцы пели Песню Сойки, чтобы ее йега помогал на охоте. Потом они вознаграждали птицу остатками.

У ингаликов также существовали Песни Животных, краткие магические заклинания, помогающие охотникам приманивать дичь. Эти песни, как считалось, пелись самими животными в их собственных кажимах, люди узнали их от животных, после чего люди и животные стали жить независимо друг от друга. Песни могли быть приобретены вместе с наставлениями по их использованию у другого лица, как правило, это были старики.У ингаликов были такие песни - заклинания, почти на все случаи жизни, от солнечных затмений до убийства или удачи в целом. Песня исполнялась с амулетом или была так или иначе с ним взаимосвязана. Церемония Животных - самая продолжительная и любимая церемония ингаликов, предназначенная для привлечения зверей, птиц и рыб к деревне. Во время нее выполняются те же церемонии, какие эти животные или их духи выполняют в своих родных кажимах под горами.

У коюконов наиболее важными животными, требующими особого отношения, являются четыре хищника: медведь (черный и бурый), волк, росомаха, рысь. Их йега следует особенно опасаться. Кларк (A. M. Clark, 1970) сообщает, что коюкон считали, что у этих четырех животных души такие же как у человека. Джетт отметил, что для важных пушных зверей также проводят церемонии благодарения с особой тщательностью. В основном, собственные имена этих животных, не должны использоваться в разговоре, но они могут быть переданы иносказательно. Их плоть, кости и другие отходы не следует давать собакам, они должны быть утилизированы специальными способами: остатки большинства наземных животных сжигали, остатки бобров и рыб клали в воду. Останки не следует оставлять в местах, где по ним могут ходить люди, или собаки грызть их, поэтому важные части некоторых животных прячутся на деревьях.

Когда убивали медведя, его глазные яблоки надрезали и лапы отрезали, чтобы его дух не мог видеть и бежать. Потом устраивался особый праздник, на котором съедались голова и лапы медведя. Женщины не посещали Медвежий праздник, им запрещалось есть медвежатину. Сейчас старухам разрешается есть заднюю часть барибала. В верховьях Коюкука медвежьи шкуры не используют для нужд. Шкуру вешают неподалеку то места, где зверь был убит, чтобы ее клевали гаички. На Юконе мужчины дена могут использовать медвежью шкуру, но женщинам запрещено носить ее или спать на ней, женщины никогда не должны упоминать истинное имя медведя. По этой же причине, мужчины никогда не поют Медвежью Песню там, где ее могут услышать женщины. Даже само существование песни держится в тайне от них. Медведи понимают человеческую речь, и поэтому индеец, собираясь на охоту, не должен вслух высказывать свои намерения. (Хотя в наших источниках ничего не сказано об этом, я заинтересовалась, могут ли женщины дена (коюкон и ингалик) говорить с медведем, если повстречаются с ним, как женщины других племен, и оградить себя от нападения. Миринда Райт недавно положительно подтвердила это мнение.)

Коюконы говорят, что женщина должна строго придерживаться нравственных норм и заниматься своим делом, когда ее муж охотится на бобра, а когда он приносит домой добычу, никто в доме не должен спать, пока не снята шкура. Когда убивали росомаху, животное с благоговением несли в лагерь с криками "Великий идет! Предводитель прибыл !". Тушу клали на одеяло в доме охотника, и каждая семья в лагере предлагала росомахе лучший провиант. Звучали песни и рассказы о росомахе, устраивался праздник, подобный потлачу в честь умершего человека. Верхние дена, которые во времена Джетта уже не проводили эти обряды, просто сжигали тушку после снятия шкуры. Так же поступали и с волками. Как и всем хищникам, в рот волку всегда клали рыбу. Места, где эти животные были кремированы являлись табу, особенно для женщин, и тот, кто проходил вблизи таких мест становился хромым.

К крупным мясным животным - карибу и лосям, а также к рыбе, следует относится с большим уважением. Первая чавыча (королевский лосось), пойманная коюконами, клалась на свежие чистые листья ивы. Для привлечения большего количества рыбы, все в лагере обрызгивали ее свежей водой с ивовых ветвей, говоря: "Вытаскивайте здесь ваши каноэ!" Каждый съедал кусок лосося, а женщины носили на шее и запястьях шнуры, свитые из ивовой коры.

У ингаликов существовал аналогичный праздник Первого Лосося, а для росомахи и волка - торжественное снятие шкуры. Но, как ни странно, у них не было Медвежьей Церемонии, хотя она широко распространена среди приполярных и таежных народов Евразии и Северной Америки (Hallowell, 1926).

В основном, индейцы были осторожны, стараясь не оставлять куски мяса, шкур и костей животных, клочки волос, и даже кровь вокруг лагеря, где кто-нибудь мог наступить на них. В археологических раскопках найдено очень мало костей животных и птиц, за исключением тех, из которых были сделаны инструменты или заготовки для них. Люди тщательно собирали собственные очески волос, обрезки ногтей, родовые последы, и даже старую одежду. Все это пряталось на деревьях за пределами деревни, во избежание заражения и порчи. Особенно опасным для охотничьего успеха был контакт охотника с щенщиной или девушкой в менструальный период, и по этой причине последние уединялись в углу дома на целый год (при необходимости, срок мог быть сокращен). Женщины в период менструации и роженицы также должны были избегать контакта с мужчинами и их имуществом.

В конечном счете, правила обращения с мертвыми животными были смягчены. Коюконы ограничили меры предосторожности при обращении с недавно добытой дичью, в которой, предположительно, еще находится йега. Например, мясо и кости животных или рыб через несколько дней после добычи можно без опаски дать собакам. Женщины, которым прежде запрещалось употреблять в пищу отдельные части добычи, теперь свободно их едят, хотя в 1935 году многие старинные правила по-прежнему соблюдались



Источник: Tales from the Dena, Indian Stories from the Tanana, Koyukuk, and Yukon Rivers, Edited by Frederica de Laguna - University of Washington Press, 1995


Перевод: Н.Шишелов





 

       


 


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АТАПАСКАХ СУБАРКТИКИПЕРВОИСТОЧНИКИИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯФОЛЬКЛОРЛИНГВИСТИКАФОТОФОРУМГОСТЕВАЯ КНИГАНОВОСТИ
сайт создан 10.09.2010

- ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ УКАЗЫВАТЬ АВТОРОВ И ИСТОЧНИКИ -
ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТАТЕЙ, ОТМЕЧЕННЫХ ЗНАКОМ "©", НЕОБХОДИМО РАЗРЕШЕНИЕ АВТОРОВ
                         
                                                                                     МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ И ВЫЛОЖЕНЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 


ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS