СЕВЕРНЫЕ АТАПАСКИ

 Насельники Дикого Севера


ПОИСК ПО САЙТУ:




                                                                                                                 

NORTHERN DENE  /  ИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯ  /  Говорит Иван Иваныч - Н.Шишелов




Говорит Иван Иваныч - Н.Шишелов

ГОВОРИТ ИВАН ИВАНЫЧ
Краткий очерк истории танана


Н.Шишелов, 2010

«Я Иван, сын Ивана…» - сказал, поднявшись со стула, пожилой индеец одетый в традиционный костюм, богато украшенный вышивкой лосиным волосом и иглами иглошерста. Через плечо, как потрупея, были перекинуты длинные связки раковин зубовиков (денталиум) – признак высокого социального статуса. Тон его речи был уверенным, но в тоже время в глазах была заметна тревога. Он обращался к джентльменам в строгих костюмах, прибывшим из Вашингтона, почти безучасто выслушавших предыдущих ораторов… Такую картину рисовало воображение, когда я читал о конференции вождей танана посвященной земельному вопросу, состоявшейся 5 и 6 июля 1915 года в Фэрбенксе. Самое сильное впечатление произвело на меня обращение к представителям власти вождя танана общины Косчакат (Koschakat) Ивана. Но об этом позже… 

О прошлом танана известно немного. В непосредственный контакт с белыми людьми танана вошли одними из последних среди всех индейских народов Северной Амеррики. Земля танана расположена в самом сердце Аляски. Этот народ, атапасской языковой группы, занимал обширные территории в бассейнах среднего течения Юкона и его левого притока, р.Тананы. Большую часть года мелкие охотничьи группы кочевали по тайге, сезонно собираясь в крупные объединения для проведения загонных охот, рыбной ловли или празднеств.

Историю танана можно разделить на несколько периодов.

Русские, обосновавшиеся на Северо-Западном побережье Америки в во 2-й половине 18в., поддерживали активные контакты с приморскими народами. После замирения диких, с последними были установленны торговые отношения, индейцы, алеуты и эскимосы были для Русской Америки основными поставщиками пушнины, которая являлась ведущей статьей доходов Русской Америки. Главным продуктом промысла на море был калан. Между тем возрастала потребность в мехах лесных животных. Пушнина оттуда доходила до русских торговцев через руки нескольких посредников. Естественно, руководство РАК осознавало необходимость освоения внутренних территорий своих владений и налаживания прямых связей с народами, обитающими в районах, богатых пушниной. В первые десятилетия 19в. РАК отправила несколько разведывательных экспедиций по материку. Налаживание контактов с внутренними группами аборигенов в 1820-х г.г. стало первоочередной задачей РАК. В результате были собраны некоторые сведения о нижних течениях рек Юкон и Кускоквим, вовлечены в торговлю некоторые группы коюкон и ингалик. О индейцах, обитающих в глубинных районах русские знали лишь по наслышке.

Фридрих Врангель, описывая народы русской Америки пишет о «дальних кольчанах (гальцанах)», которых, думаю, с уверенностью можно идентифицировать, как танана и танакросс. «За дальними Гальцанами, въ воображеніи Кенайцевъ, живутъ народы съ хвостами.» - пишет Врангель. По этой фразе можно узнать кучинов, с их характерным кроем курток. Врангель пишет, что имеющие непосредственные контакты с русскими атена («медновцы») и танайна («кенайцы») «дальнихъ знаютъ только по слухамъ», «дальнихъ описываютъ весьма свирѣпыми, и сказываютъ, что они употребляютъ человѣческое мясо для утоленія голода при недостаткахъ.» Тем не менее, нельзя исключить поступление товаров и информации о русских к танана через посредничество «ближних кольчан», к тому же атена и танайна могли попросту запугивать русских, чтобы не терять выгодного положения посредников в торговле, и не допустить установления непосредственного контакта русских с «дальними». Это предположение подтверждается наличием у танана культурных элементов Северо-Западного побережья, как в материальной, так и в духовной культуре. На Аляске еще в доконтактный период были хорошо развиты торговые связи между прибрежными и внутренними народами.

Когда произошла первая встреча танана с белыми людьми неизвестно. Русский первопроходец Лаврентий Загоскин, совершивший летом 1843г. экспедицию к среднему течению Юкона, не достиг устья р.Танана, где начиналась земля этого народа. Целью экспедиции Загоскина было установление торговых контактов с местными жителями и выбор мест для строительства торговых постов. Не вызывает сомнения , что в то время танана гораздо больше знали о русских, чем русские о танана. Среди коюконов, поддерживающих непосредственный контакт с русскими было много торговцев, занимающихся скупкой пушнины у верховых народов Юкона в обмен на европейские товары (украшения, железные предметы, табак) для перепродажи. Во время экспедиции Загоскин встретил «пять лодочек торговцев с жила Нокхакат, возвращавшихся после расторжки с верховыми жителями Квихпака. У каждого из них лодочки были набиты соболями и росомахами, и, сверх того, на кормовой части возвышались огромные связки бобров». Русские товары активно начали поступать к танана, по крайней мере, с 1839 г, когда Малахов основал Нулато, а возможно и раньше. Известно, что сами танана никогда не спускались по Юкону в Нулато для расторжек. Возможно, этому препятствовали верхние группы коюконов, дабы воспрепятствовать вступлению танана в прямые торговые отношения с русскими. Кстати, Барпи, канадский автор начала 20 в., отмечает, что Загоскин не смог достичь устья Тананы, по причине воинственного поведения встреченных им индейцев. В дневниках русского исследователя такой информации нет, все встречи с туземцами он описывает как дружелюбные, тем не менее, возможно, граничащие с танана группы коюконов, не желая терять посредничество в торговле, действительно могли повести себя в меру агрессивно, а Загоскин, по каким-то причинам, не упомянул об этом, либо другими способами воспрепятствовать дальнейшему продвижению русских вверх по Юкону, в то же время не вызывая ответной негативной реакции.

Этот период в истории танана, думаю, можно охарактеризовать как «период дистанционных контактов».

6 февраля 1839 г., между администрациями РАК и КГЗ был подписан договор о границах владений компаний. Было достигнуто взаимное соглашение, по которому Компании обязывались не основывать форты на территории конкурента и не вовлекать в торговлю индейцев, живущих на чужих территориях. Естественно, мнением индейцев по этому вопросу никто не поинтересовался. В том же году русские основывают торговый пост Нулато, чуть ниже слияния Юкона и Коюкука, для развития торговли с народами верхнего Юкона. Тем не менее, КГЗ продолжала осваивать территории к западу от бассейна Маккензи. Через год, после юконской экспедиции Загоскина, в 1844г , Джон Белл исследовал р. Поркупайн и спустился по ней до впадения в Юкон. Это была страна кучинов – северных соседей танана. По договору 1839г. эта территория считалась российскими владениями. Несмотря на это, еще через три года, по распоряжению руководства КГЗ, Александр Хантер Мюррей основал форт Юкон в утстье Поркупайн. Британцы начали торговлю с местными группами кучинов, живущими ниже по Юкону танана, и выше живущими хан. В сложившейся ситуации танана оказались в очень выгодном положении и могли делать выбор между русскими и британскими товарами и манипулировать ценами.

Слухи о вторжении конкурирующей компании на территорию РАК дошли до руководства последней, и в 1849г. было подписано повторное соглашение, по которому КГЗ обязывалась отказаться от торговых связей с индейцами на российской территории. Не взирая ни на что, торговля в форте Юкон продолжалась, британцы игнорировали собственные договора. В начале 1850-х гг русские и британские купцы встретились на Юконе в устье р.Танана. Обе стороны одновременно явились с торгоым визитом к танана. Инцендентов не произошло. Много позже, в 1863г. И.С.Лукин поднялся по Юкону до Форта-Юкон.

Период с 1847 по 1867г. можно назвать «русско-британским» в истории танана.

Помимо торговли, русские занимались в колониях и миссионерской деятельностью. Согласно акту от 1798г. главной целью РАК было «приведение диких в познание истинного Бога». Тем не менее, зона влияния православных миссионеров среди атапасков в первые два десятилетия 19в. ограничивалась окрестностями Кенайского залива, крещеными были только часть танайна. В 1840-х г.г. была учереждена миссия на Юконе. В зону ее влияния попадала часть танана. Надо сказать, проповедническая деятельность миссионеров была сильно затруднена, ввиду больших территорий, которые нужно было объезжать по водным путям. Миссионеры, число которых было невелико, не могли подолгу задерживаться в отдаленных селениях. Естественно, атапаски не понимали смысла православной венры и значения обрядов, тем не менее внешняя сторона их привлекала. Принятию новой веры они обычно не противились, если им не навязывались догматы, противоречащие их традиционным верованиям. К 1860г. православие приняли 160 танана. В последующее десятилетие участились случаи обращения атапасков в православие по собственной инициативе. Так, в 1863-1864 г.г., во время летнего объезда паствы, к иеромонаху Юконской мисии Иллариону неоднократно спускались по рекам семьи танана, коюконов, ингаликов с просьбой окрестить их. Атапаски не испытывали страха перед крещением, они охотно принимали православие и давали крестить детей, чтобы заручиться поддержкой нового Бога и белых шаманов, при этом не отказываясь от традиционной веры и обычаев. Такая картина отличалась от ситуации рубежа веков, когда обращение в веру танайна производилось почти насильно, в конце 1790-х г.г.иеромонаху Ювеналию это стоило жизни. С тех пор политика проповедников по отношению к атапаскам изменилась. Они уже не пытались так рьяно отучить диких от многоженства, понимали, что соблюдение постов не может сочетаться с их годовым циклом. Обычно атапаски с охотой принимали те догматы веры и указания миссионеров, которые не шли в разрез их собственным обычаям. Всех новообращенных награждали рубашкой и табаком, а чтобы индейцы не забывали христианского имени, им в месте с крестом на шею вешался кусочек холста с записью. Однако и такая практика не приносила желаемых результатов, иногда миссионерам приходилось повторно проводить обряд крещения. В 1860-х г.г. у православных священников появились конкуренты. В 1861г. в форте Юкон была основана англиканская миссия. В 1864г. иеромонах Илларион, во время объезда территории Юконской миссии, узнал от танана, что британский торговец, побывавший в районе оз. Минтоха, агитировал индейцев принять новую веру, и некоторые танана топравились в форт Юкон, чтобы креститься. После продажи Аляски, туда прибыли миссионеры различных конфессий католической, протестантской веры. Атапасков привлекали новые обряды, тем более что в новых миссиях им обещали создание школ, больниц, а миссионеры принялись за переводы священного писания на индейские языки. Между тем, танана оставались в зоне влияния православной и, в большей степени, протестантских епископальных миссий, церкви других конфессий располагались, в основном, в приморских районах. За русскими миссиями были оставлены их строения и земли, на которых они располагались, было обещано не привлекать к обращению тех индейцев, которые уже были крещены в православие. Тем не мение, некоторые атапаски умудрялись окрестится несколько раз, в миссиях разных христианских конфессий. Обрядовая стороны американских богослужений привлекала их не меньше православных. Православные миссионеры продолжали свою деятельность в условиях жесткой конкуренции и в американский период.

В 1867г, после продажи Россией Аляски Соединенным Штатам, для народов Аляски началась новая эпоха. Колониальная политика США в корне отличалась от русской. РАК, в первую очередь, была заинтересована в ресурсах, стратегическое положение колонии недооценивалось. Русским была нужна пушнина, дающая основную прибыль колоний, поставщиками которой были индейцы. При этом, ввиду удаленности колоний, эмигрантов было мало, зачастую, в Америку русские попадали не по доброй воле. Жизненный уклад, по крайней мере, внутренних групп не претерпевал значительных изменений. Схожей политики по отношению к индейцам придерживались и британцы, торговцы Компании Гудзонова Залива, которые не поощряли появления переселенцев на новых территориях, выгодных для промысла. Американцам же, как интенсивно развивающейся нации, нужна была земля, на которой коренные народы обычно являлись помехой, если не досадным недоразумением. Тем не менее, территория Аляски первые полтора-два десятилетия осваивалась американцами медленными темпами. Управлять Аляской правительство США назначило армейских и морских чиновников, такое положение дел продолжалось до 1884г. Купив Аляску, американцы, в первую очередь, прогнали торговцев КГЗ из форта Юкон. Летом 1869г. из Михайловского редута вверх по Юкону прошел первый пароход, пунктом назначения был форт Юкон. 9 августа капитан Чарльз Раймонд приказал британцам покинуть форт в кратчайшие сроки и поднял над фортом Юкон американский флаг. Два года 1867-1869 в истории танана можно охарактеризовать как «британско-американский» период. Торговля с индейцами среднего Юкона полностью перешла к американцам. На смену британским и русским купцам пришли американские дельцы. Правительство США не сочло необходимым создание резерваций на Аляске, это влекло за собой обязанность финансирования индейцев, и было невыгодно, к тому же, пока еще территории Аляски были слабо заселены, суровый климат не привлекал переселенцев, и аборигены ни кому не мешали. Атапаски постепенно приспосабливались к тем суррогатам европейской культуры, которые им предоставляли американцы. Процесс адаптации к новым условиям до начала 20 в. шел равномерно. В 1876г по долине Танана путешествовали торговцы Макквестен и Харпер. Но первое американское, долго планировавшееся крупномасштабное исследование внутренних районов Аляски было поручено армии США. Командовал экспедицией 1883 г лейтенант Фредерик Шватка. Задачей солдат был сплав по Юкону на плотах из форта Юкон. Танана встречали солдат доброжелательно, и предлагали торговлю. В их сознании белый человек являлся выгодным коммерческим партнером, не представляющем угрозы. К этому времени они уже были хорошо знакомы с огнестрельным оружием, но луки все еще преобладали в вооружении охотников. В 1885г. экспедиция лейтенанта Генри Аллена сплавилась по р.Танана до Юкона. Страна танана была окончательно и буквально «открыта». В составе экспедиции Аллена было двое старателей, исседовавших местные породы. Публикация отчетов этих и других экпедиций вызвала повышенный общественный интерес к региону. Стали распространяться слухи о случаях нахождения золота и в бассейне Юкона начали появляться энтузиасты-золотоискатели. Многие из них уже имели опыт работы в Калифорнии и Орегоне. Но крупные месторождения золота были открыты в верховьях Юкона, на канадской территории. Клондайк, где в 1896г, были обнаружены крупные месторождения желтого металла, находится на землях хан. Золотая лихорадка мощнейшим образом повлияла на судьбу этого народа, новая культура практически смела их.

В 1880-х гг аляскинские атапаски уже свободно использовали деньги для торговли. Основными занятиями продолжали оставаться охота и рыбалка, но теперь коммерция приобретала большее значение. Помимо пушного промысла важное коммерческое значение приобрело также такое традицонное занятие, как промысел лосося. Из него изготовлялась юкола – основной корм для ездовых собак. Покупателями юколы были торговцы, трапперы, почтальоны передвигающиеся по тайге на собачьих упряжках. В 1884г. правительством США был утвержден специальный акт, в котором говорилось, что аборигены Аляски обладают правом на земли, где они живут и охотятся. Тем не менее, не было оговорено никаких гарантий на эти права, и к тому в акте было указанно, что правительство имеет право арендовать у атапасков землю под промышленные объекты, с выплатой процентов от дохода. Условия акта не соблюдались с первого же года его утверждения. В 1898г. на Аляске был принят закон о земенльных участках, земли индейцев не попали под его защиту. Острота земельного вопроса возрастала из года в год.

К рубежу веков в обиход атапасков уже прочно вошли и сочетались с традиционными европейские предметы быта. По официальным данным, все аляскинские атапаски к тому времени уже приняли крещение разных христианских конфессий. В 1902г. большое месторождение золота нашли и в долине Тананы (Феликс Педро). Во внутренние районы Аляски хлынул поток старателей, снабжающих их торговцев и эммигрантов. Поселок Фэрбэнкс, основанный на р. Танана в 1901г., начал стремительно развиваться, и стал важным торговым пунктом и транспортным узлом. Это был один из процветающих городов времен золотой лихорадки. Но все же ситуация складывалась не так, как на Клондайке. Многие месторождения золота на земле танана залегали глубже, под слоем мерзлоты, и технологии применяемые старателями начала 20-го в. были недостаточно прогрессивны для крупных разработок. Золотоискатели часто оказывались в убытке. Поэтому Фэрбенкс не испытал такого быстрого роста числа эммигрантов, как то происходило в городах верхнего Юкона, и танана все же испытывали меньшее давление со стороны старателей и переселенцев, чем их соседи хан.

В начале века по стране танана начали прокладывать дороги. Фэрбэнкс был основным центром снабжения старателей и мехоторговцев. Начиная с 1903г. в стране танана началось активное строительство постов для торговли с индейцами. В 1905 в Ненана, недалеко от Фэрбенкса, была построена миссия Св.Марка и школа для детей танана, ее же посещали и дети из общины Минто. В самом Минто школа была открыта только в 1937г. Несмотря на мирные отношения между танана и американцами, ситуация была довольно напряженной. Охотничьи угодья танана в первое десятилетие 20 в. начали испытывать существенный промысловый, промышленный и демографический гнет. В конце первого десятилетия 20в. вожди танана, через посредничество администрации Аляски, начали вести переписку с Вашингтоном, с прсьбами вмешаться в ситуацию и выделить компенсацию.

В 1912г Аляске присвоили административный статус «территория» (до этого Аляска считалась «округом»). Произошли изменения в законодательстве. По индейскому вопросу правительство США, очевидно, решило прибегнуть к эксперименту , направленному на аккультурацию и ассимиляцию корренных жителей Аляски. Индейцы и эскимосы были признаны гражданами Территории. В то же время было упрощено земельное право, для стимуляции активного заселения Аляски, это, естественно, дало предполагаемый результат – поток переселенцев усилился. Народ с его культурой должен был попросту испариться… К 1915 г. золотая лихорадка угасла. За весь этот период танана потеряли большее количество закрепленных за ними в 1884г. земель. Большинство земельных сделок оканчивалось надувательством индейцев. Танана начали открыто высказывать свое недовольство, требуя неприкосновенности своих территорий. И вот, правительство все же «предложило» танана переселиться в резервацию. Все шло по отработанной в 19 в. на Диком Западе схеме: цепь несоблюденных договоров и резервация. Осознающие положение дел танана этого не хотели, как не хотели и серьезных конфликтов с правительством. 
Встал вопрос о проведении переговоров с правительством. В 1914 г. На Аляску из Вашингтона прибыл прибыл делегат Конгресса Джеймс Уикершем, он совершил небольшой экскурс по земле танана с целью ознакомления с ситуацией и выяснения сложившихся обстоятельств.Переговоры были назначены на 5 и 6 июля 1915г. Местом проведения конференции была библиотека в Фэрбенксе.

На конференции присутствовали:

Вождь Сат-нал-нич / Вильям (община танана, форт Гиббон), вождь Йо-ках / Чарли (община минто), вождь Бе-йатс / Томас (община ненана, Вуд-ривер), вождь Краз-аа / Иван / Эван (община косчакат/кроссджекет), вождь Йит-су-дад-а-квот / Александр Вильям (община танана, форт Гиббон), вождь До-но-хра-да-да / Джулиус Пилот (община ненана), вождь Джонни Фолджер (община танана, форт Гиббон), вождь На-да-татс / Джо (община салчакет), вождь Ба-ча-нав-да-талт / Джекоб Стар (община танана, форт Гиббон), вождь Ситс-тсу-да-туна / Александр (община толована), вождь Клеук-ду-эу /Александр Титас (община толована), вождь Тла-ден-но-дач /Иван / Джон (община чена),Нан-но-джак-шлит-лу-кваа / Альберт (община танана, форт Гиббон); переводчик Пул Вильямс (община танана, форт Гиббон); миссионер методистской Епископальной церкви Гай Мадера и ряд правительственных чиновников: Джеймс Уикершем (представитель Конгресса), Томас Риггс и Г.Ф. Крамер (инжинерная коммиссия Аляски), К.В. Ричи и Х.Дж. Атуэлл (представители власти в Фэрбенксе).

На переговорах обсуждались вопросы землепользования, медицинского обеспечения, образования и другие социальные проблемы. Основной позицией танана было желание владеть их исконными землями. И получить компенсацию, либо вернуть земли, незаконно занятые переселенцами.Первым высказался Преподобный Гай Х. Мэдэра, отвечающий за все епископальные миссии в долине р.Танана. Он поддерживал нежелание индейцев поселяться в резервацию, и считал, что это привело бы к скорой гибели танана. Он говорил: «Сегодня индейцы независимы и находятся на самообеспечении. Они не беспокоят никого, чтобы им выдали еду. Они не просят у правительства пайков.»

Выдержки из речей вождей танана*:

Томас, вождь общины Ненана:
«.. Я хочу предложить один пункт: все мы, индейцы Аляски, не хотим в резервировацию. Вы, люди из правительства, мистер Викершем, мистер Риггси мистер Ричи, вы не ходили здесь вокруг и не видели ничего, чтобы изучить и понять образ жизни индейцев. Поэтому мы хотим говорить с вами, чтобы объяснить наше истинное положение дел. Мы хотим рассказать вашим людям об этом.»

Чарли, вождь общины Минто:
«Я прошу, чтобы вы не позволяли белым людям приходить к нам. Давайте жить каждый своей собственной жизнью по собственным обычаям…»

Иван, вождь общины Косчакат:
«Я помню то время, когда земля была куплена правительством Соединенных Штатов у России. Тогда мы еще пользовались каменными топорами и кремневым огнивом. Тогда я был маленьким мальчиком… У нас никогда не было возможности увидеть правительственных чиновников и сказать им все, что хотим. Мне говорили, что правительство Соединенных Штатов - хорошее правительство, и я так думал. Я слышал, что это хорошее правительство даже защищает собак на улицах. А если правительство в состоянии защитить собак на улицах, оно должно быть в состоянии взглянуть на нас. Чем мы хуже собак?* Я - сын старого Ивана, и когда много лет назад он умер, я занял его место, и с тех пор говорю от имени своего народа. Теперь я стар и болен, и наверное могу окончить свой путь в любой момент. Каким образом это произойдет и когда - не имеет для меня никакого значения, но я - друг своих людей, и я буду отстаивать их интересы. И это будет последний раз, когда я говорю с чиновниками... Вы должны помнить, что я заявляю это от имени индейцев, всех индейцев, которые живут здесь, в этих местах. Я это утверждаю, потому что я уверен, что все танана, которых я представляю, не хотят быть переселенными в резервацию. Они не хотят этого, и поэтому я делаю это утверждение от лица всех индейцев, чьи интересы я должен здесь представить.»

Шел 20 век, после участия американских индейцев в боевых действиях во время 1-й мировой войны отношение общественности США к аборигеном изменилось, возникли симпатии, среди американской элиты появились гуманисты, защищающие права индейцев. Результатом двухдневных переговоров в Фэрбэнксе1915г. был отказ правительства от попыток создания резерваций на Аляске – случай, небывалый для американской истории. Танана, как и другие индейцы Аляски, остались свободным народом.

Аляска – пожалуй, единственный штат, земля которого со времен включения в состав США не была обагрена кровью индейских восстаний и битв с американцами. Почему сложилось именно так – вопрос многогранный. Думаю, это было обусловлено, в первую очередь, географическим положением Аляски – территории ее осваивались и заселялись медленными темпами, это дало некоторую отсрочку и процесс аккультурации шел плавно. Ситуация обострилась только в начале 20в., когда отношение общественности к индейскому вопросу уже несколько изменилось. В то же время атапаски принимали непосредственное участие в становлении экономики Аляски, являясь основными мехопромышленниками. Несмотря на постоянную потерю земель, танана, как и другие атапаски, не убивапли притесняющих их переселенцев, вожди их в этой напряженной обстановке не поднимали восстаний, понимая возможные последствия, а вышли на тропу политической борьбы. Думаю, немалую роль в такой позиции атапасков внутренних районов Аляски по отношению к европейцам сыграла политика РАК, направленная, в основном, на торговые связи. В десятилетия, предшествующие золотой лихорадке, европейцев они воспринимали исключительно как торговых партнеров. И к моменту, когда на Аляску хлынул поток золотоискателей и преселенцев, атапаски уже были подготовленны к столкновению культур, существовал некий ментальный буфер, начавший формироваться еще в русский период.

В первые десятилетия 20-го в. танана продолжали заниматься традиционными занятиями – охотой и рыбной ловлей, но к 40-м гг. цены на пушнину резко снизились, а собачьи упряжки уже устарели как транспортне средство, на Аляске начался индустриальный бум. Америке больше были не нужны промышленники охотники и рыболовы. Последующий период характеризуется наиболее глубокой дезадаптацией коренного населения Аляски и продолжающейся потерей земель.

В 1959г. Аляска получила статус штата.. Большая часть земель к тому времени принадлежала правительству, но индейцы имели права охотиться на них. Новый закон предусматривал передачу 42 млн. га в земельный фонд штата и права атапасков на использование этих земель оказывались под еще большей угрозой. Недовольство индейцев вновь стало возрастать. В 1961, 1962, 1963, 1964 г.г. на Аляске состоялись конференции по вопросам коренного населения, две из них (1962, 1963) были посвящены исключительно проблемам атапасков. Ситуация усугубилась в 1968г, когда на Аляске началось строительство крупных газо- и нефтепровода. В декабре 1971г. президентом Никсоном был подписан «Акт об удовлетворении территориальных претензий коренных жителей Аляски» (ANCSA). Индейцам и эскимосам передавалось более 16 млн. га земли и должно было быть выплачено 962,5 млн. долларов за изъятые земли. Многие принципы этого акта были основаны на принципах, изложенных вождями танана на конференции в Фэрбенксе в 1915г.


* Все цитаты взяты из Patty, 1971.


Источники:

1. Загоскин Л., Шелихов Г. – Путешествия к американским берегам – М., 2008

2.Врангель Ф.П. - Обитатели Северо-Западных берегов Америки –С-Пб, 1839

3.Дзенискевич Г.И.- Атапаски Аляски- Л., 1987

4. Murrey A.H. – Journal of the Yukon, 1847-48 – Ottawa, 1910

5. Митериалы интернет-проектов: Alaska State Library; Alaska’s Digital Archives; Alaskool Central    





 

       


 


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АТАПАСКАХ СУБАРКТИКИПЕРВОИСТОЧНИКИИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯФОЛЬКЛОРЛИНГВИСТИКАФОТОФОРУМГОСТЕВАЯ КНИГАНОВОСТИ
сайт создан 10.09.2010

- ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ УКАЗЫВАТЬ АВТОРОВ И ИСТОЧНИКИ -
ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТАТЕЙ, ОТМЕЧЕННЫХ ЗНАКОМ "©", НЕОБХОДИМО РАЗРЕШЕНИЕ АВТОРОВ
                         
                                                                                     МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ И ВЫЛОЖЕНЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 


ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS