С Е В Е Р Н Ы Е     А Т А П А С К И

~ Насельники Дикого Севера ~ 

~

ПОИСК ПО САЙТУ:




                                                                                                                 


Азартные игры кэрьеров - Э.Морис

[Азартные игры кэрьеров]
Э.Морис

Теперь же обратим наше внимание на игорные палочки, бывшие в ходу среди наших аборигенов в прежние времена. Мы видим, что изящно вырезанные игорные палочки племен Побережья заменены у наших индейцев незатейливыми, просто отполированными, кусочками костей рыси или другого 
животного, не имеющими никакого особенного дизайна. Одна из пары костяшек бывает перевязана сухожилиями, чтобы отличить выигрышную палочку. Палочки бабин (рис.1) довольно большого размера, и должно быть, игроку не очень удобно держать их в руках. Но это, как говорят, служит для того, чтобы предотвратить шулерство. Кроме того, в полость кости насыпают мелкую гальку и гравий и затыкают кость с обоих концов деревянными пробками. Камушки, к удовольствию туземца, мягко гремят, когда он во время игры манипулирует зажатыми в кулак палочками.  

На рис.2 показаны игральные палочки чилкотин и на рис.3 палочки секани, которые используются в такой же азартной игре, как и рассмотренные палочки бабин. Надо заметить, что только секани, самые примитивные и низкокультурные люди из этих трех племен, предприняли попытку несложной резьбы по кости. Игра, в которой используются эти кости, я думаю, и без того хорошо известна, так что я не стану подробно ее описывать. Дергающиеся телодвижения и пасы руками игроков под бой барабанов и пение зрителей и соперников распространены среди большинства индейских народов, особенно на Тихоокеанском побережье, неоднократно привлекали внимание американских этнографов. Отец Птито пишет в одной из своих последних публикаций (En route pour la Mer Glaciale, Paris, 1888), что среди восточных дене эта игра не имеет широкого распространения и была заимствована ими от кри1. Это замечание не менее уместно и относительно их родственников к западу от Скалистых Гор. Хотя сегодня никакая другая игра не приносит столько удовольствия фривольным западным дене, старики уверяли меня, что в прежние времена она была неизвестна их соотечественникам. Похоже, это подтверждается и тем, что само название этой игры, производное от простого глагола в безличном наклоненииnət'sə'a- «один держит в руке, перемещая» и, следовательно, принадлежит к четвертой категории существительных дене. Игорные палочки в игре nət'sə'a, называются nə'ta, слово это является тем же самым глаголом в потенциальной форме и означает «то, что можно держать в руке». Западные дене могли заимствовать эту игру от любых соседних народов - цимшиан, сэлишей или алгонкинов, поскольку они все обожают ее.2

Первоначально аналогом современной игры nət'sə'a была atlih (это слово в обобщенном значении можно перевести как «азартная игра»). В былые дни кэрьер со страстью предавались этой игре, но теперь она почти забыта, и воспоминания о ней сохранились лишь у некоторых стариков. В ней использовалось множество гладко отполированных костяных палочек, около четырех или пяти дюймов в длину. Верное представление о них можно получить по рисунку №336 из иллюстрированной книги Ниблэка «Индейцы Южной Аляски» (рис.4). Эти кости назывались alté, словом c корнем второй категории, то есть на много более старым, чем nə'ta.

Третья игра была женской. Она называлась atiyéh и в нее играли похожими на пуговицу костяными фишками. Она основана на случайности и по принципу напоминает игру в кости. Также как и atlih она давно вышла из моды.

Говоря об atlih, стоит поведать читателю одно индейское предание, имеющее некоторое отношение к этой игре. И если оно не вызовет интереса археолога, то по крайней мере будет полезно для социологических изысканий. Вот оно:

►Легенда об игроке

Теперь перейдем к краткому описанию tətquh (рис.5), упоминаемому в индейской легенде. Это - прут пяти или шести футов длиной, который бросали как можно дальше. Победителем становился тот, кто бросит tətquh на максимальное расстояние. Раньше эта игра имела большую популярность среди кэрьеров, теперь же она почти забыта.

Игра z конкурировала в популярности с tətquh. В nəzəz играли палками почти такой же формы, (рис.6) но с гораздо более толстым передним концом. Длина этих палок варьирует от трех до шести или семи футов, в зависимости от силы игроков. Их как можно лучше и тщательнее полируют, потому что играют в nəzəz по снежному насту. Кэрьеры и сегодня страстно любят эту игру. Как правило, в нее играют враждебные группы. Команда, первая набравшая оговоренное заранее число очков, выигрывает всю ставку.

Tə’– еще одна игра, несколько ребяческого характера. Как правило, за ней коротают досуг возле очага длинными зимними вечерами. Для игры требуется палка с тупым набалдашником и две маленьких, тонких и упругих досочки, которые оба игрокакрепко втыкают в землю возле себя (рис.7). Соперники сидят напротив друг друга и метают tə'ko в пружинистую досочку, воткнутую напротив. При удачном броске tə'ko отскакивает и летит к коленям ловкого игрока, при этом он продолжает делать броски до первого промаха. Если tə'ko не попадет в цель, то его бросает другой игрок. Победитель определяется числом набранных очков. Старики утверждают, что ничего не знают об этой игре, которая, видимо, не имеет широкого распространения среди наших индейцев.

Раз речь зашла об играх, в которых успех зависит от навыков игроков, а не просто от случайности, как в nət'sə'a, atlih и atiyéh, можем упомянуть еще 'kei-la-pəs («ивовый обруч»), или стрельбу из лука по мишени.

В этой игре используется своеобразный обруч или колесо, сделанное из трех или четырех прутьев, плотно оплетенных полосами ивовой коры. Из центра, или «сердца», как они это называют, радиально расходятся четыре натянутых жгута из этого же материала, формируя крестовину (рис.8). В прежние времена 'kei-la-pəs была распространенной национальной игрой кэрьеров, поэтому я подробнее опишу ее правила.

Команда из пяти или шести мужчин подобрала себе в соперники такое же число игроков. Каждый игрок полчал установленное количество затупленных стрел. Одна команда запускала обруч под крики «tlép! tlép!» Это было сигналом для другой команды, и пока обруч катился, они стреляли в него. Если они не могли поразить мишень, то команды менялись ролями, чтобы уровнять шансы. Как только кто-нибудь поражал мишень, начиналось настоящее соревнование. Стрелы, попавшие в цель, две, три или более, становились ставкой, которую конкурирующая команда пыталась выиграть. Для этого обруч подвешивался на короткую палку, воткнутую в землю возле команды, преуспевшей в поражении мишени, и все участники команды соперников поочередно стреляли в него. Если кому-нибудь удавалось попасть в мишень первой стрелой, то он выигрывал ставку, и [эти стрелы] безоговорочно становилась его собственностью. Если же стрелок поражал цель, но не первым выстрелом, то ставка также считалась выигранной, однако ее мог отыграть любой из команды соперников, проявивший такое же мастерство. В этом случае засчитывалась ничья. Обруч снова запускали и игра продолжалась, ставки определялись также, как в первом случае.

Я никогда не видел, чтобы в 'kei-la-pəs играл кто-нибудь кроме детей и юношей. Но в старину эта игра имела своего рода национальную важность и значимость, поскольку на соревнования собирались команды из отдаленных деревень. Встречи, как говорят, происходили в определенных местах, наиболее удобных для проведения соревнований. И действительно, еще несколько лет назад я видел спортивное поле, земля на котором была буквально усеяна маленькими дырками, оставшимися от стрел.


Примечания переводчика:

1 Это утверждение, скорее всего ошибочно. Подобная игра у чипевайан и йеллоунайфов была описана еще С.Херном в конце XVIII в., когда атапаски бассейна Макензи еще не имели тесных связей и активного культурного обмена с кри.

В данном случае, попытки Мориса проследить ход культурного обмена, безусловно, бессмысленны. Варианты рассматриваемой игры были широко распространены в аборигенный период среди многих групп североамериканских индейцев, а не только среди указанных автором.


Перевод: Н.Шишелов



Источник: Morice A.G. (rev.) – Notes archaeological, industrial and sociological on the Western Denes - The Canadian Institute, 1893; р.р. 77-79; 111-114


Дополнительный материал

Игральные палочки бабинов (из коллекции National Museum American Indians). Данные артефакты были собраны на оз.Бабин Э.М.Лэсли в 1941г. и названы некими "рыбацкими снастями". В приведенном описании предполагается, что эти костяные цилиндры, с деревянными пробками по бокам, могли служить поплавками. Это ошибка. Возможно, она была вызвана тем, что информанты Лэсли в 1941г. уже не знали истинного назначения этих предметов. Эти артефакты полностью идентичны игральным палочкам бабинов, описанным Морисом, и, безусловно, являются таковыми.









 













     * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *  

           КНИЖНАЯ НОВИНКА

             

                           450 ₽

     * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АТАПАСКАХ СУБАРКТИКИПЕРВОИСТОЧНИКИИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯФОЛЬКЛОРЛИНГВИСТИКАФОТОФОРУМГОСТЕВАЯ КНИГАНОВОСТИ


                                                                                               сайт создан 10.09.2010

                                  - ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ УКАЗЫВАТЬ АВТОРОВ И ИСТОЧНИКИ -
                     ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТАТЕЙ, ОТМЕЧЕННЫХ ЗНАКОМ "©", НЕОБХОДИМО РАЗРЕШЕНИЕ АВТОРОВ
          МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ И ВЫЛОЖЕНЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS