С Е В Е Р Н Ы Е     А Т А П А С К И

~ Насельники Дикого Севера ~ 

~

ПОИСК ПО САЙТУ:




                                                                                                                 


Азартные игры талтан - Дж.Эммонс

Азартные игры талтан

Дж.Эммонс

Наблюдается тенденция, что талтан, также как и все нахане, стали отдавать предпочтение современным игральным картам, и предают забвению свои традиционные азартные игры.Старинные игорные принадлежности можно обнаружить среди хлама в кладовках, на дне старых сундуков и в развалинах заброшенных жилищ. Еще труднее получить точные и подробные сведения непосредственно об этих играх у мужчин нынешнего поколения, поскольку в своем стремлении походить на белых людей они отрешенно относятся ко всему, что связано с прошлым, память же стариков не всегда надежна, хотя до золотой лихорадки в Кассиаре в 1874 году, им были известны только традиционные игры. Именно эта золотая лихорадка является исторической точкой, резко разделяющей их прошлое от настоящего.

У талтан было три типа азартных игр, для каждой из которых существовал свой игорный инвентарь. Все эти игры распространены по всему Северо-Западному побережью, а две были известны в материковых районах. Следовательно, разумно предположить, что ни одна из этих игр не была придумана самими талтан.

В игре tse-teh-lee использовалось много маленьких, округлых палочек с метками. Палочки делались из лучших пород древесины, таких как клен, береза, ясень, а иногда из ели или ивы. Им аккуратно придавалась форма и определенный размер, их шлифовали туземной «наждачной бумагой» из стеблей хвоща. На палочках рисовали различно расположенные красные и черные кольцевые линии и полосы разной ширины. Эти метки определяют достоинство и название палочек. На двух палочках игорного набора, которые называются eh-kah (ступня), имеются одинаковые метки, на одной красного, на другой черного цвета, они определяют достоинство палочек. Эти палочки можно обозначить как козыри, потому что в игре они считаются выигрышными палочками. Все остальные палочки называются tchar (раскрашенные). По достоинству они равны простым палочкам [без меток], которых, как правило, несколько штук в каждом комплекте. Вариативность линий и полос, судя по множеству игорных комплектов, невелика. Они определяют название палочек, но это никак не влияет на значение и достоинство палочки в игре. Эти названия сугубо индивидуальны, они придумываются самим владельцем комплекта. Палочки носят названия животных, частей тела, и объектов природы. Для некоторых палочек с определенными метками существуют общепризнанные названия, однако никаких строгих правил нету, и поэтому их невозможно идентифицировать, и только владелец комплекта может рассказать как называется каждая палочка. Почти в каждом комплекте имеется несколько палочек с рисунками красного и черного цвета, сильно отличающихся от палочек с кольцевыми линиями. Эти рисунки никак не влияют на название и достоинство палочек, они несут чисто декоративную функцию. Графические символы обозначают некоторых животных или объекты, с которыми тесно связана жизнь индейцев. Эти примитивные изображения и грубые рисунки выполнены схематично незамысловатыми линиями и смысл их не очевиден, но старики, похоже, имеют четкое представление о их значении, что наводит на мысль о существование в прошлом системы пиктографического письма, которое, как говорят, существовало у нахане.

Полный набор игорных палочек содержит два комплекта, в каждом содержится от восемнадцати до более чем тридцати палочек. Оба комплекта хранится в двух цилиндрических карманах, сшитых на концах полосы из кожи карибу. Эту сумку носят, перебросив через плечо, или как стропу для переноски тяжестей [т.е. на лбу]. Сумки, как правило, отделаны полосой цветной ткани и обрамлены бисером, а иногда украшены раковинами денталиум и кисточками пряжи. В других местах мне не встречались двойные наборы игорных палочек и такие специфические сумки. Все игорные палочки хорошо обработаны, они тонкие, а концы их закруглены либо сведены к квадратной форме. Те, что использовались долгое время, отполированы руками игроков до блеска.

Неизменным приложением к набору является полоса жесткой дубленой медвежьей шкуры, размеры которой, приблизительно сорок дюймов в длину и десять дюймов в ширину. На нее во время игры игроки бросают палочки. По окончании игры в шкуру заворачивают сено или расщепленные куски коры, в которые во время игры оборачивают палочки, и завязывают шкуру кожаным шнурком с одного конца.

Талтан многое переняли от индейцев побережья. И прежде, чем описать правила и ход самой игры, будет не лишним сравнить игорные палочки талтан с палочками индейцев побережья, в противовес теории, что талтан заимствовали эту игру от них.

Материалом для изготовления палочек везде служат лучшие породы древесины, встречающиеся в местных лесах. На побережье и во внутренних районах распространены разные деревья, например клен редко встречается на островах. Игорные палочки талтан равномерно тонкие и на конце округлой или квадратной формы2. Палочки индейцев побережья всегда более толстые, иногда их диаметр вдвое и более превышает диаметр палочек талтан, а концы часто орнаментированы резьбой, либо заостренной, соскообразной, округлой, вогнутой формы, а иногда инкрустированы раковинами. Хотя кольцевые линии – метки на палочках у всех в целом сходны, у разных народов они имеют характерные особенности, расположение их специфично. Грубые пиктографические изображения на палочках талтан выглядят архаично в сравнении с художественной резьбой и выжиганием в традиционном стиле на палочках из комплектов с побережья, которые зачастую еще инкрустированы раковинами и костью.

Сумка для игорных палочек талтан с двумя карманами, как отмечено выше, уникальна по крою. Кожаная сумка индейцев побережья имеет всего один карман, закрывающийся клапаном, который оборачивается вокруг сумки. Среднее количество палочек в комплектах с побережья больше, чем в двойных комплектах талтан, в некоторых случаях их восемьдесят, и даже больше.

Вместо полосы медвежьей шкуры, на которую игроки бросают палочки, на побережье используют квадратный или сворачивающийся коврик из сыромятной кожи с вырезанными или нарисоваными тотемными изображениями. Индейцы побережья во время игры оборачивают раскрашенные палочки и расщепленную кедровую кору3 в полосу шкуры карибу с волосом, украшенную бахромой и иногда рисунками. У талтан нет аналога этого аксессуара. Так что похоже, эта игра была перенята талтан от индейцев из других районов, но не с побережья.4

В игру играют двое мужчин. Они усаживаются друг напротив друга. У каждого игрока имеются при себе свои принадлежности для игры и несколько комплектов палочек, с которыми они поступают так же, как мы с колодой карт, то есть откладывают в сторону один комплект и берут другой, который должен принести большую удачу. Между игроками раскладывают медвежью шкуру. У каждого игрока слева вблизи лежат две связки палочек, простых и с метками, и у каждого перед собой лежит небольшая связка рваной коры или сена. Сдающий берет одну из козырных палочек eh-kah, и три другие палочки, заворачивает каждую в сено, и раскладывает эти четыре свертка на медвежьей шкуре. Соперник указывает на один из свертков, на тот, в котором, как он думает, спрятан козырь. Сдающий берет этот сверток и еще десять или двенадцать других палочек, и выталкивает палочку из сенного свертка так, чтобы она оказалась в связке среди других палочек и перетасовывает их в связке круговыми движениями, манипулируя обоими руками. Затем он время от времени вытаскивает одну палочку, бросает ее на медвежью шкуру и выкрикивает ее название, если это палочка с меткой. Так продолжается до тех пор, пока не выпадет козырь или не закончатся палочки в связке. Если козырь не выпадает, противник делает новую попытку, и указывает на один из оставшихся свертков. Процесс повторяется, и если козырь не выпадет, то дается третья попытка. Если и она окажется неудачной, сдающий выигрывает половину всей ставки. Затем сдающий берет козырь и одну другую палочку из кучи слева, заворачивает обе в сено, и эти два свертка кладет перед собой. Противник угадывает, в каком находится козырь, и как ранее, спрятанная палочка втискивается в связку с другими, они перетасовываются и сдающий бросает их по одной на медвежью шкуру. Если козырь не выпадает, то сдающий выигрывает половину оставшейся ставки и весь процесс повторяется сначала с четырьмя, а затем с двумя палочками. Сдающий поет, и если козырь не выпадает, то он выигрывает всю ставку. Но если противник угадывает козырь в любой момент игры, он выигрывает ставку, хотя доля, уже выигранная сдающим, остается у него.

Есть другой, намного более сложный вариант игры. Автор играл в эту игру с одним из немногих стариков, помнящих старинные игры. Игроки садятся и раскладывают игорные принадлежности так же, как в вышеописанной игре. Сдающий берет один козырь и одну другую палочку и каждую оборачивает сеном, а затем обе заворачивает в одну связку под сеном перед собой. Затем он, держа связку в руках, перетасовывает ее круговыми движениями, пока противник не выкрикнет «Ха!». Тогда сдающий снимает внешнюю обертку из сена и кладет эти две обернутые палочки перед собой. Противник взмахом руки направо или налево указывает на сверток, который, по его мнению, следует раскрыть. Сдающий берет его и связку из десяти или двенадцати других палочек, и выталкивает обернутую палочку из сенного свертка так, чтобы она оказалась в связке среди других палочек, и перетасовывает их круговыми движениями. Он бросает палочки одну за другой на медвежью шкуру перед собой и выкрикивает их названия, если таковые есть, пока не выпадет козырь или не закончится связка. Если выпадет козырь, сдающий выигрывает первый кон, и процесс повторяется. Если сдающий проигрывает, то начинается новая игра. Но если сдающий выигрывает второй кон, то он берет козырь и три других палочки, оборачивает каждую сеном и кладет эти четыре свертка перед собой. Противник указывает один из них, сдающий берет его и перетасовывает с другими палочками в связке, как выше описано. Если козырь не выпадет, тогда противник указывает на один из оставшихся трех свертков слева, и если он второй раз не угадает козырь, сдающий берет два оставшихся свертка и перетасовывает в руках. Когда противник выкрикнет «Ха!», сдающий оборачивает их сеном так, чтобы их концы немного торчали. Противник взмахом руки налево или направо указывает на ту палочку, которую он желает достать. Как и в предыдущих случаях, сдающий перетасовывает связку палочек. Если козырь не выпадет, когда все палочки будут выброшены, сдающий выигрывает и берет половину ставки. Игра начинается снова с двумя палочками, как в первом коне. Выпавший козырь приносит победу сдающему, и если он выигрывает все четыре кона подряд, то забирает оставшуюся половину всей ставки. Но если противник выигрывает два кона с двумя палочками, и еще с четырьмя, он забирает ставку и начинается новая игра. Надо отметить, что в этой игре козырная палочка приносит как победу, так и проигрыш. Проигрыш во время кона с двумя палочками, а победу – когда играют с тремя или четырьмя палочками.

Во время всех азартных игр сдающий поет. В песнях мало смысла, это просто одно или два протяжно распеваемых слова, часто на чужом языке.

Возможно, были и другие варианты этой игры, но сегодня даже пожилые люди мало помнят об этом. Автору было довольно сложно отыскать двух мужчин, которые могли объяснить эти запутанные правила.

Игра nah-ar отличается от вышеописанных. Играют в нее костяными фишками, около трех дюймов в длину, а иногда и меньше. Фишки как правило округлые, сужающиеся от середины к концам. Концы фишек тупые или округленные. Но иногда фишки бывают цилиндрической формы с плоскими концами. То есть, постоянной строгой формы фишек нету, и сделаны они не очень старательно. В комплект входит две или четыре фишки. Половина фишек в наборе гладкие, а у других посередине намотано несколько витков кожаного шнурка или проволоки. Несомненно, эта игра была заимствована у индейцев побережья, у которых такие фишки выполнены с большой аккуратностью, фишки же талтан сделаны более грубо.

В эту игру играют два человека, или любое количество людей усевшихся на земле друг напротив друга в два ряда. Каждый игрок делает ставку и две доли кладут вместе между соперниками. Во время игры игроки одного ряда [одной команды] одновременно производят одинаковые действия. У каждого игрока в руках зажато две фишки – гладкая и помеченная, он перекладывает их из руки в руку за спиной или под одеялом, которым накрыты его колени. Иногда вместо двух фишек игрок используют только одну, тогда она играет роль помеченной фишки [т.е. выигрышной]. По сигналу игроки вытаскивают руки [с зажатыми в них фишками] и начинают совершать непрестанные движения перед собой. В это время все участники поют бессмысленную песню, состоящую из нескольких протяжных слов на собственном языке, или, что бывает очень часто, на языке нишка5. Капитан команды соперников выбрасывает вперед руку вправо или влево. Это служит сигналом для игроков, прячущих фишки, все они раскрывают обозначенную руку, каждый перед своим соперником6. В зависимости от того, сколько будет раскрыто помеченных фишек в руках прячущей команды, угадывающая команда набирает такое число очков, и теряет такое число очков, сколько гладких фишек. Если игра ведется только с одной фишкой, то очко приносит она, а пустая рука означает потерю очка. Количество выигранных командой очков отмечается счетными палочками, которые воткнуты в землю между командами - соперниками. После каждого кона и подсчета очков команды меняются, и фишки прячет другая команда. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не выиграет все счетные палочки. Каждый игрок победившей команды забирает ставку игрока, сидящего напротив него.

Количество счетных палочек может быть двадцать или более, число их заранее оговорено. Это могут быть ивовые прутья длинной около фута, но автор видел и связку специально изготовленных счетных палочек – колышков, заостренных с обоих сторон, так, чтобы их можно было втыкать в землю, и чтобы игроки могли постоянно отслеживать ход игры.

Эту игру помнит большинство людей. Такая же игра, с немного отличающимися правилами, существует у всех племен Северо-Западного Побережья, и, вероятно, талтан переняли ее от них, а не от внутриматериковых племен.7

Единственная азартная игра, в которую играли женщины, называется ketchee (это слово из языка тлингитов, связанное со словом «рука»). В ketchee играют маленькой, вырезанной из кости или дерева, игральной костью. Эта игра основана не на угадывании, а на ловкости. Кость подбрасывают в воздух, и в зависимости от того, как она упадает, засчитывается одно или два очка, или ничего. Для подсчета очков используют маленькие счетные палочки. Победителем считается тот игрок, который соберет их все. Мне удалось отыскать всего один экземпляр кости для этой игры. Она искусно вырезана из дерева в форме птицы, и, что весьма вероятно, была изготовлена тлингитами.

О детских играх мне удалось узнать очень немного. В старину у талтан, бесспорно, большинство времени уходило на жизнеобеспечение, и у детей с раннего возраста были свои обязанности во время постоянных перемещений группы от лагеря к лагерю, и на развлечения у них оставалось немного времени. У девочек, как и сегодня, были куклы. Мальчики соревновались в прыжках с шестом, бегали, поднимали тяжести. Еще они делали снопы из стеблей иван-чая или прутьев, и прятали их в кустах, а потом пытались поразить эту мишень издалека заостренными палками, победитель получал приз. Зимой в эту игру играли, зарыв связку веток в снег.



Примечания переводчика:

1 Этнографические исследования среди талтан Эммонс проводил летом 1904 и 1906г.г.

2 Известно два размера игорных палочек из наборов талтан, хранящихся в музеях. Большие палочки 20-30 см в длину и 1-2 см в диаметре. Маленькие палочки такого же диаметра и 10-25 см в длину наборы состоят из двух связок палочек по 18-30 штук (большие), и 12-30 штук (маленькие). http://www.stikine.net/Tahltan/tahltansocial.html

3 Так в оригинале. Очевидно, имеется в виду не кора, а волокна луба туи.

4 Доводы Эммонса выглядят неубедительно. Сравнение дизайна и материалов из которых изготовлены игральные принадлежности может являться доказательством лишь того, что сами игорные наборы были изготовлены непосредственно талтан, а не приобретены у тлингитов.

5 Нишка (ниска, нисга) – цимшианоговорящий народ, с которым талтан поддерживали тесные связи.

6 Существует около 2-3 десятков сигналов, которые подает капитан угадывающей команды. Они существенно усложняют правила игры и рассчитаны на внимательность игроков команды, прячущей фишки. Вот некоторые из них:

● Указательный палец направлен вправо или влево: все игроки прячущей команды раскрывают ту руку, в сторону которой указывает палец.

● Указательный палец направлен в одну сторону, а оттопыренный большой палец в противоположную: все игроки прячущей команды, кроме крайнего с той стороны, куда направлен большой палец «указывающего», раскрывают руку, как в вышеописанном случае. Крайний в ряду игрок, на которого направлен большой палец указывающего, раскрывает свою внешнюю (относительно всего ряда) руку.

● Указывающий соединяет ладони вместе (в вертикальной плоскости) и жестом «разделяет» игроков прячущей команды на две части, в любом месте ряда, а затем подает сигнал большим и указательным пальцем: прячущие раскрывают разные руки.

● Указывающий касается земли и выкрикивает «дене» (человек), «идти», либо другое заранее оговоренное слово: игроки прячущей команды скрещивают руки на груди до конца кона, левая рука считается теперь правой и наоборот. 

http://www.stikine.net/Tahltan/tahltansocial.html

7 Это предположение Эммонса, скорее всего, ошибочно, т.к. эта игра имела (и до сих пор имеет) широкое распространение и среди атапасков бассейна р.Маккензи.


Перевод: Н.Шишелов


Источник: The Tahltan Indians by Emmons G. T.– University Museum, Antropological Pub. vol. IV, Philadelphia, 1911 ; р.р. 88-98








 













     * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *  

           КНИЖНАЯ НОВИНКА

             

                           450 ₽

     * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АТАПАСКАХ СУБАРКТИКИПЕРВОИСТОЧНИКИИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯФОЛЬКЛОРЛИНГВИСТИКАФОТОФОРУМГОСТЕВАЯ КНИГАНОВОСТИ


                                                                                               сайт создан 10.09.2010

                                  - ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ УКАЗЫВАТЬ АВТОРОВ И ИСТОЧНИКИ -
                     ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТАТЕЙ, ОТМЕЧЕННЫХ ЗНАКОМ "©", НЕОБХОДИМО РАЗРЕШЕНИЕ АВТОРОВ
          МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ И ВЫЛОЖЕНЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS