СЕВЕРНЫЕ АТАПАСКИ

 Насельники Дикого Севера


ПОИСК ПО САЙТУ:




                                                                                                                 


Игры чипевьян - Э.Кертис

Игры чипевьян

Э.Кертис

Любимая азартная игра чипевьян – это удзи, более известная как «ручная игра». В ней используются две фишки, одна из которых -  короткая косточка или палочка, а другая -  маленький камушек или почти круглая косточка.  Играют две команды мужчин, они становятся на колени, рядами, друг на против друга. Лидер одной команды прячет фишки, скрывая свои манипуляции под одеялом, лежащим на его коленях. Он может спрятать обе фишки в руках или оставить их на земле под одеялом, возле коленей. Вообще любая фишка может находится в любом из этих положений. Он скрещивает на груди руки, сжав кулаки, и лидер другой команды, понаблюдав некоторое время, угадывает. В это время его соперники поют. Если отгадывающий считает, что круглая фишка лежит на земле, а другая в правой или левой руке, то он указывает большим пальцем вправо или влево. Если он думает, что на земле длинная фишка, тот же самый жест делается вытянутым указательным пальцем. Растопыренные большой и указательный пальцы означают, что обе фишки зажаты в руках, при этом большой палец указывает на ту руку, в которой, как предполагается, находится круглая фишка, а указательный – длинная. Указательный палец, направленный прямо на соперника, означает предположение, что обе фишки лежат на земле. Если отгадывающий не угадает ни одной фишки, то одна из четырех счетных палочек, которые лежат между игроками, переходит противоположной стороне. Правильная отгадка только одной фишки и неверное предположение относительно второй – это только половина удачи, поэтому тот же самый человек снова прячет фишки, но счетная палочка не выигрывается. После второй правильной отгадки право подачи переходит к другой команде. Но если обе фишки спрятаны в одной руке, и при этом отгадывающий укажет на нее большим или указательным пальцем, то он выигрывает право подачи. Команда, теряющая очко, возвращает в пул счетную палочку из своего выигрыша, если у нее есть хоть одна. Либо, как говорят, выигравший берет одну палочку из пула. Таким образом чтобы выиграть игру, одна команда должна быть успешной крайней мере четыре раза. Пари заключаются между отдельными людьми, а не между командами. Игрок ставит на кон какую-либо вещь, и объявляет, сколько игр потребуется выиграть, чтобы заполучить это, скажем, две игры. Соперник кладет возле что-нибудь равной ценности, либо большей или меньшей ценности, но тогда соперники договариваются, сколько игр это стоит по сравнению с первой ставкой. Когда соперники достигнут соглашения, каждый кладет возле своей ставки палочки,  показывающие, сколько игр она стоит, и по итогам игры, победитель забирает у соперника одну из этих палочек. Если следующую игру он проигрывает, то возвращает эту палочку на место. Очевидно, что одной из команд должна долго сопутствовать удача, чтобы выиграть все пари, и что соревнования могут растянуться на много дней, как и происходит на самом деле.

Игра в кости, sás-ka-gáne («медвежьи когти»), больше не в моде на Холодном озере. Четыре медвежьих когтя заполнялись свинцом у гладко обточенного основания так, что каждая кость была тщательно сбалансирована. До появления свинца их, вероятно, заполняли песком вперемешку со смолой. На каждом когте была метка, указывающая ценность: одна, две, или три метки, и крест. Все четыре когтя клали в неглубокую чашу, вырезанную из капа. Ее встряхивали, а потом резким движением поднимали и опускали. Метки на когтях, вставших на свое гладкое основание в вертикальное положение, обозначали очки. Партию выигрывал тот, кто набирал десять очков. Крест обозначал моментальный выигрыш. Система ставок была той же, что и в удзи. Игрок бросал кости до тех пор, пока не ошибется [т.е. ни один из когтей не встал вертикально  –Ш.Н.] или пока не наберет десять очков. Если первый игрок без ошибок набирал десяток, то кости бросал его оппонент, и если он набирал десять очков без промахов, засчитывалась ничья. Если первый игрок набрал меньше десяти и затем сделал неудачный бросок, чаша переходила его сопернику и кости бросал он, и если он набирал десяток, то первый игрок получал вторую возможность бросать кости. Если и он в свою очередь набирал десяток, то оба игрока делали по одному единственному броску, решающему исход партии - выигрывал тот, кто выбросит большее число очков. Если в первом раунде никто не набрал десятка, то очки, набранные во втором раунде, прибавлялись к счету первого раунда.

Игра в прутики называется dechén-darze(«палка-тонкая-маленькая»). Нечетное количество нарезанных стеблей рогоза делится на два пучка, содержащие почти равное количество этих прутиков. Делается это так, чтобы визуально, без точного подсчета, невозможно было определить в каком пучке стеблей больше, а в каком меньше. Игра проходит очень быстро. Один игрок быстро разделяет стебли, а другой должен немедленно выбрать один из пучков. Тот, у кого в руке окажется большее число прутиков, получает очко. В эту игру играют также с тремя и более пучками, но всегда с таким числом прутиков, что когда их разделят на почти равные пучки,  один из пучков должен содержать хотя бы на один прутик больше. [т.е. количество прутиков должно быть не кратно количеству пучков в игре – Ш.Н.].

В бильбоке играют больше женщины, чем мужчины. У чипевьян эта игра называется pekégwiyi(«насаживать нечто»). Маленькая кость из передней лапы рыси – это булавка. К большему ее концу привязан кожаный шнурок, на который нанизаны восемь конусов, сделанных из копыт карибу. Шнур заканчивается хвостообразным лоскутом [кожи] в котором проколоты маленькие дырки в два ряда, а между ними прорезаны немного большие отверстия. Еще на шнур, чуть выше хвоста, нанизывают большую бусину - это современное дополнение. [Игрок берет в руку булавку], раскачивает эту висюльку на шнурке и подбрасывает вперед и вверх. [Суть игры заключается в том, чтобы] нанизать на тонкий конец булавки ряд конусов. Поймав на булавку один или несколько конусов, игрок получает одно очко. Но конус, самый близкий к бусине, пойманный отдельно, дает десять очков. За бусину засчитывается пятьдесят очков, за большее отверстие в хвосте одно, а маленькая дырка дает право игроку еще на одну попытку.

Веревочная игра включает такие фигуры, как «бобровая сеть», «воронья нога» и «желудок, наполненный лосиной кровью».

Любимым зимним спортивным состязанием была игра nálzusi (слово обозначает скольжение). Двое игроков метали по снежному насту или льду, деревянный снаряд, четырех футов в длину. Передний конец его был сделан в виде тяжелой головки, а задняя часть была длинной и сужающаяся к концу. Иногда этот снаряд опускали на морозе в воду, чтобы он покрылся слоем льда. При запуске он скользил, колеблясь из стороны в сторону. Суть состязания заключалась не в точности броска, а в расстоянии, на которое  игроки смогут запустить снаряд. Выигрывал тот, кто наберет подряд десять очков.

В игре názel-gúhli («метание копья») один из двух соперников бросал копье так, чтобы оно воткнулось вертикально, после чего оба метали по два копья в эту мишень. Побеждал тот, чье копье воткнется в землю ближе к мишени.

Аналогичной была игра názel-tházi («стрельба стрелами»). Сначала стрелу бросали вручную, а два игрока, внимательно следили, где она упадет. Затем они выпускали все свои стрелы в эту мишень, вслепую, отвернув лица в сторону. Оба соперника забирали свои стрелы, которыми стреляли, а  тот, чья стрела попала ближе к цели, брал эту стрелу-мишень. Все это было просто подготовкой к соревнованию, определяющей порядок очередности игры. Победитель этого испытания запускал стрелу - мишень, а потом соперники стреляли в нее, но теперь уже не вслепую, а прицельно. Тот, чья стрела, попала ближе к цели, забирал стрелу-мишень и стрелу соперника. Две стрелы, свою и выигранную у соперника, победитель откладывал в сторону. Он снова выстреливал стрелу-мишень, и соревнование продолжалось. Если тот же человек снова побеждал, он выигрывал следующую стрелу соперника и откладывал ее, вместе с одной из своих, к тем, что выиграл раньше. Если же он проигрывал, он возвращал сопернику выигранную стрелу, а свою, отложенную, возвращал в колчан, таким образом у обоих всегда было одинаковое количество стрел в игре. Соревнование продолжалось до тех пор, пока один из игроков не проиграет все свои стрелы.



 Перевод: Н.Шишелов 


ИсточникEdward S. Curtis - The Chipewyan. From The North American Indian: Vol.18; р.р.37-39







 

       


 


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АТАПАСКАХ СУБАРКТИКИПЕРВОИСТОЧНИКИИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯФОЛЬКЛОРЛИНГВИСТИКАФОТОФОРУМГОСТЕВАЯ КНИГАНОВОСТИ
сайт создан 10.09.2010

- ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ УКАЗЫВАТЬ АВТОРОВ И ИСТОЧНИКИ -
ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТАТЕЙ, ОТМЕЧЕННЫХ ЗНАКОМ "©", НЕОБХОДИМО РАЗРЕШЕНИЕ АВТОРОВ
                         
                                                                                     МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ И ВЫЛОЖЕНЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 


ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS