СЕВЕРНЫЕ АТАПАСКИ

 Насельники Дикого Севера


ПОИСК ПО САЙТУ:




                                                                                                                 


Удзи - Н.Бедри

Удзи

Н.Бедри

Материалы по игре удзи (udzi) собраны автором во время полевых экспедиций в регионе проживания сату-дене в 1988 (форт Норманн) и 1989г.г., где были проведены наблюдения и интервью. Полевые заметки еще не опубликованы.

Трудно дать точный перевод названия североатапаскской игры удзи, или идзи. Это слово можно интерпретировать как «ручная игра», «игра в палочки» или «азартная игра», в зависимости от того, на что исследователь хочет дать акцент: на то, что некий предмет прячется игроком в руке, либо на то, что очки подсчитываются палочками, либо на то, что игроки проявляют высокую активность и вовлеченность в игру.

Удзи – исключительно мужская игра. Женщины часто с волнением наблюдают за игрой. Мужчины разделяются на две команды и количество игроков в каждой команде зависит от того, сколько мужчин могут принять участие в игре. Игроки располагаются в два довольно прямых ряда, на против друг друга, стоя на коленях или сидя, поджав под себя стопы. Каждый игрок одной из команд берет мелкую монету или же какой-нибудь другой небольшой предмет. Склонившись, они засовывают руки под одеяло или куртку [лежащую на коленях – Ш.Н.] и зажав этот предмет в кулак, вынимают руки и выпрямляют их перед другой командой. Одного игрока из команды соперников выбирают «отгадчиком». Он пытается угадать, в какой руке каждый игрок [из команды прячущих] зажал объект. Сложность североатапаскской версии этой игры заключается в том, что отгадчику приходится иметь дело с несколькими игроками одновременно.

Когда игроки, прячущие фишки, сгорбившись [склоняются над одеялом], и позже, уже когда началось угадывание, они держат кулаки зажатыми, руки скрещивают, а верхняя часть их тел слегка дергается вверх-вниз в такт бою бубнов, гремящему вокруг. Когда кто-нибудь из игроков выбывает из игры, он присоединяется к барабанщикам. Некоторые игроки строят рожи, чтобы запутать или отвлечь отгадчика и помешать ему сосредоточиться. Отгадчик пытается «выбить» всех игроков из линии соперников. Затем подсчитывается количество набранных обоими командами счетных палочек, и начинается еще один раунд, при этом команды либо меняются ролями, либо остаются при тех же ролях. Вся игра длится несколько раундов.

В плане музыки выделяются два разных момента.

Во-первых, перед началом игры команды выстраиваются (сидя на стопах) и игроки, глядя друг другу в глаза, без сопровождения бубнов, поют в унисон одну или несколько песен «вызова». Как и большинство песен дене, это короткая и простая, немногосмысленная песня, слова которой непрерывно повторяются, пока другая команда не будет готова приняться за исполнение одной или пары своих собственных песен. Иногда, уже по ходу игры, отгадчик поет песню своей команды сам себе, стремясь повысить свою «угадывающую силу».

Пение не так сложно, как манипулирование звуками в [эскимосской игре] katajjaq и, пожалуй, достаточно будет сказать, что есть мелодии специфичные для игры, то есть, они отличаются от исполняемых под аккомпанемент бубнов танцевальных песен, молитвенных, прогулочных и других песен. Аудиозапись # 7 представляет собой фрагмент песни, исполняемой в начале игры1. Одна из команд начала петь ее среди шума толпы, смеха, бурного обсуждения ставок, хлопков, имитирующих жесты отгадчика. В это время люди, толпящиеся вокруг, выбирали и занимали места. Как только песня первой команды смолкает, вторая команда начинает свою.

Эти песни, кажется, служат сигналом для перегруппировки сил перед игрой. В этот организационный период определяются те, кто будет играть, кто угадывать, кто стоять на коленях, а кто бить в бубны. Сила пения сама по себе заявляет о решимости игроков.

Во-вторых, во время игры напряжение и накал страстей усиливается громким боем бубнов, на которых играют остальные члены команды. Удачнее всего это можно охарактеризовать как ритмичный унисон и очень громкие вокальные вибрации. Многие дене описывают их как «гудение», а один человек использовал термин «вокализ» (аудиозапись # 8). Артикуляция идет на одной ноте (иногда изменяясь к другой) и осуществляется по принципу «не по слогам», то есть, рот певцов раскрыт в довольно неопределенной форме, чтобы издавать как можно более громкие звуки. Сильные акценты вибраций [вокализа ?] синкопируются боем бубнов.

Отгадчик выражает свои предположения жестами, а не вокализом, предположительно, ориентируясь на громкость биения бубнов. (По крайней мере, я полагаю, что это одна из причин, [сигнализирующая или стимулирующая] отгадчика жестикулировать.)

Как выше сказано, действие сопровождается не столько смехом, сколько сильным волнением. Энергичность и сосредоточенность игроков обостряется громкими звуками бубнов, проецируются на окружающую толпу и все мероприятие наполнено чрезвычайной энергетикой. Когда во время интервью я напоминала об игре, люди всегда улыбались, смеялись и с волнением разговаривали об удзи. Они говорили о том, сколько радости приносит игра, а тому, что это «хорошая игра» отводили последнюю очередь. Эта игра, безусловно, вызывает удовольствие. Она длится в течение нескольких часов и как только одна игра заканчивается, начинается другая. Глядя на лица людей и слушая их разговоры о прошедшей игре, я отметила, что воспоминания их касаются напряженности обстановки [т.е. эмоциональной составляющей] во время игры, а не того, кто выиграл или проиграл в состязании. Они с волнением говорят об этом. Чем же вызвано такое возбуждение? Шумом? Возможностью победить? Самим процессом наблюдения? А может тем, что люди ощущают себя частью одной команды? Если это конкуренция, тогда кто борется и за что?

Участники команд могут быть как из одной общины, так и из разных, потому что в удзи всегда играли во время встреч разных общин и групп. Это едва ли не жесткое правило, вне зависимости от того, встречаются ли дружественные или враждебные группы. Несложно предположить, что эта игра носит неоднозначные [социальные] функции. Быть может, дело обстоит также, как в барабанных поединков инуитов, и игра являлась способом добиться доминирования одной группы над другой, и, таким образом, путем разрешения конфликтов?

Можно было бы подумать, что целью состязания являются деньги, поставленные на кон, однако, за исключением тех редких случаев, нельзя сказать, что команды стремятся добиться выигрыша. Перед началом игр всегда заключается много пари, что характерно для многих игр американских индейцев. Ставки делают как на общий исход игры, так и на отдельных участников соперничающих команд, на то сколько конов продержится в игре тот или иной игрок. Каждый человек заключает сразу несколько пари. При этом, как ни удивительно, выигрыши весьма скромны. Даже если человек проиграет все заключенные им пари, то потеряет всего несколько долларов. Поэтому, вероятно, материальная выгода не является основным мотивом.

Возможно между мужчинами идет борьба за престиж? На мой взгляд только отгадчик может повысить свой авторитет, если успешно справляется с задачей, однако это относится только к его способностям угадывать. Хорошим отгадчиком становится тот, кто внимательно наблюдает за соперниками и читает по взгляду их мысли и намерения. Для этого нужно хорошо помнить все прошлые игры и стратегии каждого отдельного игрока. Некоторых отгадчиков даже считают провидцами, наделенными особыми способностями «видеть».

Игроки никогда не выбывают из игры полностью, они просто принимают другую роль и присоединяются к барабанщикам. Поэтому становится еще больше шума и страсти еще больше накаляются. Участие в процессе каждого отдельного игрока является важным для команды на протяжении всей игры, независимо от того, чем она закончится.

В заключение стоит отметить, что в удзи, как и в katajjaq, конкуренция или противоборство сил является организационной базой игры, но исход состязания в данном контексте неоднозначен. В отличие от katajjaq, в удзи к самой игре добавляется звуковое сопровождение в виде пения, игры на бубнах, выкриков и смеха. Это укрепляет дух и сплоченность команд удзи. Описание игры будет не полным, если не учитывать эти значительные аспекты. Это же относится и к простому описанию песен и игры на бубнах, даже если в них дан перевод слов песен, но не выявлена взаимосвязь с процессом игры.


Примечание переводчика:

1 Полевые звукозаписи, сделанные Бедри во время экспедиции, переводчику найти не удалось.


Перевод: Н.Шишелов

Источник: Nicole Beaudry - Singing, Laughing and Playing: Three Examples from the Inuit, Dene and Yupik Traditions - Université du Québec à Montréal, Case Postale 888, succursale A. Montréal, Québec H3C 3P8. Canadian Journal of Native Studies, 1988; р.р. 280-283








 

       


 


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АТАПАСКАХ СУБАРКТИКИПЕРВОИСТОЧНИКИИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯФОЛЬКЛОРЛИНГВИСТИКАФОТОФОРУМГОСТЕВАЯ КНИГАНОВОСТИ
сайт создан 10.09.2010

- ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ УКАЗЫВАТЬ АВТОРОВ И ИСТОЧНИКИ -
ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТАТЕЙ, ОТМЕЧЕННЫХ ЗНАКОМ "©", НЕОБХОДИМО РАЗРЕШЕНИЕ АВТОРОВ
                         
                                                                                     МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ И ВЫЛОЖЕНЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 


ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS