СЕВЕРНЫЕ АТАПАСКИ

 Насельники Дикого Севера


ПОИСК ПО САЙТУ:




                                                                                                                 

NORTHERN DENE  /  ИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯ  /  Курение у атапасков - А.Морис




Курение у атапасков - А.Морис

КУРЕНИЕ У АТАПАСКОВ

А.Морис



Факт, который возможно вызовет недоверчивые комментарии - то, что не только самое раннее знакомство наших аборигенов с табаком, точнее никотином, датируется только 1792г. для секани и 1793г. для карриер, но даже сам акт курения был им незнаком до этих дат. Как следствие, трубки из любого 
материала и любой формы - адвентивный элемент их культуры. На рис.1 я представляю самую раннюю известную модель трубки, изготовленную дене. Она состоит из каменной головки с чашечкой и зазубренной основой, в которую вставлен деревянный стебель. Головка и чубук связаны между собой цепочкой из раковин денталиум, чередующихся с цветным стеклярусом. Трубка, поразительно подобная по форме, исключая вереницу раковин и бусинок, была также используема среди индейцев шусвап, южных соседей западных дене, как видно из эскиза в работе Доусона « Записки о шусвап Британской Колумбии».

Вышеупомянутому утверждению об отсутствии курения трубок среди примитивных дене, можно было бы противопоставить то, что чилкотин, которые были более рискованным чем два других племени, должно быть, хорошо знали от прибрежных индейцев и шусвап о разновидности дикого табака, который, как говорят, выращивали уроженцы о. Королевы Шарлотты, или собирали в диком виде в стране шусвап [1].

Но любому человеку, который знает о непреодолимой привлекательности использования успокоительного сорняка для аборигенов, верна эта гипотеза или ложна, она будет казаться в целом несостоятельной. Хотя общение между чилкотин и карриер было прежде довольно редким явлением, и не всегда носило дружественный характер, среди первых курение было в моде, а последние, возможно, были не в состоянии заметить у соседей эту практику, которая, как утверждают, показалась карриер столь странной во время их первой встречи с белыми.

Теперь и секани и карриер положительно утверждают, что курение было неизвестно их предкам до их столкновения с Ma-tsi-ra-wtjoil, как они назвали сэра Александра Маккензи, и они все еще пересказывают, не без юмора, что сначала индейцы были изумлены при созерцании дыма, выходящего от мужских ртов, а затем у них появилось презрение к табаку, когда, продегустировав его, они установили, что он не съедобен.

Происхождение слова «ðte'ka», которым карриер называют табак, долго озадачивало меня. Это, должно быть, или заимствованное слово или слово, составленное из других слов, как , например, название для лошади «yezih-ji» - «собака-лось» или «домашний лось». Теперь я изучил это слово в словаре более чем двадцати племен, все они были непосредственно или опосредованно связанны, но не обнаружил ни одного омонимичного эквивалента. С другой стороны, две части, из которых это слово составлено, «ðte» и «'ka», подлинные частицы карриер, которые, взятые отдельно, имеют свои значения, но когда они объединены, не может быть найдено никакого рационального значения для слова. Все же, названия всех новых объектов на языках дене или заимствованы из иностранных языков, или составлены из двух или более названий уже известных объектов. Так, в языке чилкотин название табака – «tsðj-yu», что означает "медицина дыма". В целом слово, обозначающее это завезенное растение у карриер и чилкотин, выглядит как слово со старым корнем, что для меня необъяснимо.

Трубка чилкотин на рис.2 - недавнего изготовления, и свидетельствует о способности чилкотин к имитации. Она изготовлена из мыльного камня, стеатита [2] с примесями. Чубук - деревянная трубка, связанная с основой головки двойной цепочкой из черных бусинок. Чубук таких трубок в месте соединения с головкой удлинен вставкой из медной гильзы.

Экземпляры трубок, идентичных по форме, а иногда и по материалу, хотя многие делаются из серпентина [3], найдены среди секани. Но в настоящее время самые нецивилизованные карриер презирает их, как крайне неподходящий вариант для их текущего уровня развития.




Источник: NOTES ARCHAEOLOGICAL, INDUSTRIAL AND SOCIOLOGICAL, ON THE WESTERN DENES WITH AN ETHNOGRAPHICAL SKETCH OF THE SAME BY THE REV. FATHER A. G. MORICE, The Canadian Institute, 1893, p.p. 36-38


Курение и нюхание

Когда я впервые писал в « Записках о западных дене», что курение было первоначально неизвестно дене, мои замечания, казалось, вызовут ряд недоверчивых комментариев некоторых авторов. У многих местных племен были, даже в доисторические времена, своего рода заменители для нашего табака. Фактически, калумет или трубка мира стала популярной, неотрывной составляющей индейской культуры. Все же, как я писал приблизительно двадцать лет назад, сам акт курения был неизвестен секани и карриер до 1792 и 1793 соответственно. Я не утверждал этого, я просто повторял выразительные высказывания своих осведомителей индейцев, и тогда еще не читал сообщений Маккензи на этот счет относительно восточных дене, слейв и догриб, для которых он был первым белым, который их посетил. Это было летом 1789, и исследователь явно заявляет что «это было очевидно, что они не знали, как использовать табак».

Когда табак был впервые предложен карриер на оз.Стюарт, уже в 1806, эти индейцы были все еще столь неосведомлены о его природе, что они попробовали табак, думая, что это пища, и, найдя его слишком горьким, выбрасывали. Затем, чтобы показать, как его использовать, белые закурили свои трубки, и тогда, при виде дыма, выходящего из их уст, отсталые карриер задались вопросом, не являются ли приветствующие их чужаки выходцами из страны призраков.

Скоро, однако, они привыкли к курению, делая к себе трубки из серпентина, или любого другого аналогичного материала. Вследствие его мощного влияния на нервную систему, табак начал использоваться во всех племенах и стал великим фаворитом. Сегодня на севере мужчины, женщины и дети от четырнадцати или пятнадцати лет курят. Фактически, индейцы могут идти, голодая в течение многих дней, но у них всегда должна быть с собой своя трубка.

Когда табака нет, они используют сушеные листья, киннинкиник, и часто женщины по обыкновению смешивают их с импортированным табаком, даже когда в нем нет недостатка. На востоке для этой цели служит луб калины (Virbunum oxycoccos, согласно Птито).

На юге апачи и навахо курят только сигареты.Они никогда не выращивали табака, а нашли его одичавшим. Навахо даже утверждают, что им известно четыре различных варианта этого сорняка [1]. Апачские сигареты в прежние времена были сделаны из скатанных листьев табака, обернутых листьями дуба, и по словам старого воина Джеронимо, хотя и мужчины и женщины курят с незапамятных времен, мальчикам не разрешают начинать курить раньше, чем они добудут на охоте свою первую крупную дичь. Незамужним женщинам курить не запрещают, но это считается дурным тоном.

Что касается навахо, они говорят, что они прежде использовали терракотовые [4] трубки, и в их легендах упоминается такая форма курения.

Интоксикацию, получаемую от курения, индейцы находят очаровательной. Индейцы - как рабы этого, они нашли бы другой способ, если бы законом было бы им запрещено баловаться курением, но им оставляют право наслаждаться прежним способом.

Русские, о которых едва ли стоит напоминать, великие курильщики, и при этом они не презирают понюшку. Следовательно, обе формы успокоительного сорняка были давно занесены ими на северо-западное побережье Америки, сначала косвенно, через аборигенов Сибири, и затем непосредственно в ходе их собственных плаваний к тому, что теперь является Аляской. Результат же этого влияния состоит в том, что дене нижнего Юкона не только курят, но увлекаются также и понюшкой.

Когда индеец этого желает, он размалывает табак в маленькой чашечке, иногда красиво украшенной и снабженной двумя ушками или ручками. Эта чашка держится в левой руке, в то время как в правой находится крепкая круглая палка, на конце которой укреплен камень. У них имеются маленькие овальные табакерки из дерева или кости, и они вдыхают порошкообразный табак ноздрями через маленькую деревянную трубку.

И Далл и Вимпер упоминают понюшку, когда пишут о так называемых ингаликах. Традиция эта не проникла в центральные районы. Но жевание табака - другой обычай, принесенный белыми, был с готовностью принят на севере, он был и остается любимым времяпрепровождением обоих полов, особенно женщин.



Источник: THE GREAT DENE RACE By A. G. MORICE, Winnipeg, 1910?, Р.р. 163-164


Перевод: Н.Шишелов


Примечания переводчика:

[1] На западе Северной Америки встречается несколько видов дикого табака. Некоторые из них: 

Nicotiana attenuata (табак койота) произрастает во многих биотопах от Британской Колумбии до севера Мексики и в Техасе. Однолетнее, слабо опушенное травянистое растение достигающее в высоту более метра. Листья длиной до 10см. На юге ареала спользовался индейцами в лечебных целях, его курили апачи и хопи. И, несомненно, именно этот, самый северный вид дикого табака, курили шусвап, чилкотин и другие индейцы Плато.

Nicotiana clevelandii (кливлендский табак) произрастает на северо-западе Мексики, в Калифорнии и Аризоне. Растет как в пустыне (Сонора), так и в прибрежных скалистых ущельях. Однолетнее, слабо опушенное травянистое растение с тонким стеблем до 60 см высотой. Листья длиной до 18см. Ратсение использовалось кахуилла в церемониальных и лечебных целях и для курения.

Nicotiana obtusifolia (пустынный табак) произрастает в Калифорнии, Техасе, Юте и в Мексике. Многолетнее травянистое растение до 80см высоты. Листья длиной до 10см.

[2] Стеатит (талькохлорит, жировик, мыльный камень) – минерал, водный силикат магния. В состав входит тальк (40-50%) Плотность 2,6-3,3 г/ см3.Твердость по шкале Мооса 2-3 (т.е. царапается ногтем, медной монетой). Излом раковистый. Непрозрачен. Цвет – белый или серый, часто с красным или зеленым оттенком различной насыщенности. Обладает высокими показателями теплоизолирующих и теплоаккумулирующих свойств. Легко поддается обработке. При нагревании до 1000°С приобретает твердость 7 по Моосу (царапает стекло). После шлифовки приобретает восковой блеск. Широко распространен по всему миру, нашел практическое применение благодаря своим физическим свойствам как в древности, так и в наст время.

[3] Серпентин (змеевик) – групповое название минералов, силикатов магния, железа, составляющих горную породу серпентинит. Плотность 2,2-2,9 г/ см3 Твердость по Моосу 2,5-4 (легко царапается ножом из низкоуглеродистой стали). Излом раковистый. Непрозрачен или просвечивающийся. Цвета: серпентина зелено-желтый, бурый, темно-зеленый с прожилками черного цвета, оттенки черного. Блеск восковой, жирный или стеклянный. Хорошо обрабатывается, используется как поделочный камень. Месторождений в мире много.

[4] Терракота – обожженная глина различных цветов



Комменарий переводчика:

Информация, собранная Морисом со слов самих индейцев и из дневников Александра Маккензи, указывает на позднее заимствование традиции курения северными атапасками. Это также подтверждается одним из преданий, собранных Эмилем Птито («Traditions indiennes du Canada nord-ouest par Еmile Petitot ancien missionaire. Les literatures populaires de toutes les nations. Traditions, legendes, contes, chansons, proverbs, deviettes, superstitions»). Метис Франсуа Боье рассказал мессионеру историю, свидетелем которой он сам был, повествующую о знакомстве догриб с курением. Из этого сообщения видно, что догриб и слэйв окрестностей Большого Невольничьего оз., не имели понятия о табаке и курении вообще до прибытия туда в 1789г. служащего Северо-Западной Пушной Компании Питера Понда (В этом рассказе есть несоответствие исторических данных: Понд обследовал Большое Невольничье оз. в ходе экспедиции 1785-1787г.г., и подробно нанес его на карту. А в 1789г. здесь побывал А. Маккензи, пытаясь найти путь к Тихому океану).

Тем не менее, кажется очень странным, что при рассмотрении данной темы, Морис не приводит сообщений Самуэля Херна, относительно курения у атапасков района Больших Озер, хотя в своих монографиях приводит ссылки на его работу и отмечает огромную ценность дневников «A journey from Prince Wales’s Fort in Hudson’s Bay to the Northern Ocean in the 1769, 1770,1771 and 1772», в которых Херн неоднократно упоминает о курении у различных общин атапасков района Большого Невольничьего оз.. Возможно, Морис не был знаком с оригиналом текста, а пользовался лишь некоторыми ссылками на работу Херна, либо, намеренно игнорировал его сообщения, касающиеся курения, дабы не ставить под сомнение свою версию, подкрепленную данными Маккензи и Птито.

При описании обряда встречи у чиппевьян, Херн пишет: «потом трубки долго ходили по рукам, если был табак». Так же Херн отмечает, что у него во время экспедиции с собой был резерв товаров, в т.ч. и табак, предназначенный именно для догриб и йеллоунайфов, которые не посещали фактории Компании Гудзонова Залива. Табак раздавался всем индейцам, на время присоединявшимся к экспедиции. При описании встреч с несколькими группами йеллоунайф, которые впервые увидели европейца, упоминается курение, при этом не отмечено никакого отвращения или изумления индейцев. Херн пишет «я курил с ними свой калумет» (несомненно, что степень ритуализации курения у атапасков была ниже, чем у народов Востока и Среднего Запада). Встреча с догриб также имела место быть. Еще в дневниках Херна упоминается, что догрибам и йеллоунайфам из фактории несколько раз посылались подарки, для привлечения их к активной торговле, логично предположить, что наряду с другими товарами, им посылали и табак. Есть упоминание о встрече с группой вождя Тлеу-са-нелл-и, у которого при себе была бочка бренди и прессованный табак, эти подарки он нес «южным» индейцам (под этим названием Херн подразумевал, в частности, слэйв) Проводник Херна посещал многие группы слэйв, для заключения мира. Трубкой он пользовался регулярно. Описывая растительность тундры, Херн отмечает, что индейцы употребляли для курения листья Arctostaphylos uvaursi (L.) Spreng – толокнянки обыкновенной (медвежье ухо, медвежья ягода), которую называли jackasheypuck.

Существует и более раннее свидетельство, относящееся к 1716г. Вильям Стюарт, бывший свидетелем заключения мира между кри и чипевайан, говорит о том, что чипевайанам было дано объяснение относительно значения церемонии «трубки мира», после чего «все курили, никто не отказывался» (York Factory post journal, 1714 - 1717, Hudson Bay Company Archives B.239/a/1)

Т.о., по крайней мере, во второй половине 18 в., многие группы атапасков района Больших Озер были не только знакомы и с курением и с табаком, но и сам процесс курения уже прочно вошел традицию.

Возможно, Маккензи и Птито описали встречи европейцев с максимально отдаленными и изолированными общинами догриб и слэйв, хотя крайне маловероятным кажется отсутствие культурного обмена между общинами и народами. Нет никакого сомнения в том, что восточных атапасков с табаком познакомили именно европейцы, но сомнительным представляется то, что индейцы переняли от них сам обычай курения, хотя полностью исключить этот вариант нельзя.







 

       


 


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АТАПАСКАХ СУБАРКТИКИПЕРВОИСТОЧНИКИИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯФОЛЬКЛОРЛИНГВИСТИКАФОТОФОРУМГОСТЕВАЯ КНИГАНОВОСТИ
сайт создан 10.09.2010

- ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ УКАЗЫВАТЬ АВТОРОВ И ИСТОЧНИКИ -
ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТАТЕЙ, ОТМЕЧЕННЫХ ЗНАКОМ "©", НЕОБХОДИМО РАЗРЕШЕНИЕ АВТОРОВ
                         
                                                                                     МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ И ВЫЛОЖЕНЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 


ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS