СЕВЕРНЫЕ АТАПАСКИ

 Насельники Дикого Севера


ПОИСК ПО САЙТУ:




                                                                                                                 

NORTHERN DENE  /  ИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯ  /  Украшения тела и членовредительство - А.Морис




Украшения тела и членовредительство - А.Морис

 УКРАШЕНИЯ ТЕЛА И ЧЛЕНОВРЕДИТЕЛЬСТВО

  А.Морис

Уход за волосами

Вряд ли возможно, чтобы можно было бы выделить абсолютно единый стиль прически для таких распространенных племен, как дене. Однако, можно обобщить и сказать, что, за исключением западных нахани, все они, и мужчины и женщины, носили длинные волосы, а в случае траура обрезали их. Рабов также заставляли носить короткие волосы. В повседневной жизни волосы обычно связывали в узел сзади на шее, но существовали и различные дополнительные стили соответствующие различным племенам.

На севере, среди лушобыла широко распространена мода украшать волосы . Когда Маккензи впервые повстречался с восточной частью этой группы, они разделяли на два пучка волосы, растущие на висках и передней части головы. Волосы на темени и на затылке были аналогично разделены, и четыре этих пучка завязывались сзади на шее тонким шнуром очень аккуратно декорированным окрашенным волосом. Также женщины, и даже некоторые мужчины, оставляют волосы свободно ниспадать на плечи, вне зависимости от их длины.

Дальше на запад , у той же группы, процесс был менее сложным, хотя отмечено большее изобилие в украшениях, поскольку среди тех примитивных народов распространено богатство. По словам Ричардсона, волосы были закреплены на спине в хвост, обвязанный кругом в основании волос лентой с раковинами и бисером, но концы волос оставлены свободно. «Эта косичка у племен Юкона обмазывается жиром гусей и уток, и посыпается их пухом, до тех пор (этот процесс начинается с младенчества), пока она не набухает до огромной толщины, иногда до такой степени, что она в диаметре почти равна шее, и волосы приобретают такой вес за счет грязи и украшений, что это обычно является причиной сутулости владельца, наклоняющего голову вперед. Хвостовые перья орла и ястреба-рыболова вставлены в волосы на затылке, и убираются только когда индеец уходит спать, или когда он желает размахивать ими туда-сюда в танце».[1]

Вышеупомянутый способ - по существу способ украшения волос, отмеченный Даллом среди тенан-лушо на Аляске в конце1867г. Он пишет в связи с
этим : «Позволяя волосам расти до максимальной длины, их разделяют по середине, при этом каждый локон намазывают смесью жира и красной охры. Они поэтому имеют вид сжатых цилиндров из красной грязи размером с палец. Этот огромный груз, достигающий у некоторых взрослых, по крайней мере, пятнадцати фунтов, собран позади головы лентой из раковин денталиум. Пучки намного меньшего размера висят на каждой стороне лица. Затем все посыпают мелко нарезанным лебяжьим пухом, так, чтобы он держался на волосах. Это представляет собой самое замечательное проявление   внешности. Убранство из жира и охры остается в течении всей жизни, и, поскольку волосы растут, постоянно пополняется»[2]

Этот стиль ношения волос является специфическим для мужчин. В их праздничном одеянии, таком, какое мы скоро опишем, в их великолепных головных уборах и триумфальной раскраске лиц, эти аборигены напомнили Ф. Вимперу, компаньону Далла на Аляске, идеального североамериканского индейца, про которых он читал, но никогда не видел. [3]

Еще западнее некоторые лушо, живущие рядом с эскимосами крайнего северо-запада, и по сей день бреют верхнюю часть головы на манер своих инородных соседей. Доктор Ф. Боас также авторитетно заявляет, что талтан, или самые западные нахани, также брили головы. [4]

Указанные голвные повязки из денталиума на востоке заменены полоской кожи зайца беляка (1), или полоской кожи с живота оленя, проходящей как лента для волос вокруг головы с длинными прямыми черными ниспадающими колтунами волос. Мужчины и женщины догриб когда они натирали свои тела мозговым веществом, оставляли волосы без каких-либо украшений и ухода, кроме вытирания жирных рук об спутанные волосы.

В старину, среди кэрриер и большинства западных дене, мужчины и женщины разделяли волосы посередине. Мужчины, оставляли их ниспадающими на спину, связанными в узел во время отдыха, и сворачивали их во время пути, как это делают китайцы. Женщины же заплетали две косы, украшенные раковинами денталиум, покоящиеся на плечах спереди.

… (2)

Мужчины апачей всегда стригут волосы и оставляют их свисать свободно, хотя некоторые люди из навахо или апачей используют пестрые шейные платки в качестве головных повязок. На севере тоже так поступают, но только с целью устранения головной боли. …

О волосах на лице

Как и уроженцы северо-восточной Азии, наши аборигены имеют скудную растительность на лице. Фактически, эта особенность, взятая этнологами в качестве критерия, дала уверенность в том, что эти группы рода человеческого должны быть очень тесно взаимосвязаны. Однако, было бы совершенно не верно утверждать (даже относительно дене), что действительно густые бороды вообще никогда не встречаются. У старика наханни, портрет которого представлен читателю (3), волосистость на лице примерно в два раза меньше развита, чем у трех или четырех человек которых я знаю лично, и это среди одних только кэрриер.

В большинстве случаев может показаться, будто туземцы считают, что природа была настолько скупа к ним, когда распределяла этот атрибут мужского пола, что ту часть, которую она определила им , не стоит и оставлять. Поэтому они обычно, хотя и не всегда, выщипывают немногочисленные волосы, которые  вырастают на их щеках, подбородке и верхней губе. Эта коррекция творения природы является общей для всех племен, не только для дене.

 

            Рис.1                       Рис.2

Западные  дене используют для этой операции специальные пинцеты, такие как на рис. 1. Самые ранние и доевропейские образцы (рис. 2) состояли из двух тонких роговых пластин, которым при нагревании придавалась нужная форма, связанных сухожилиям. Те, что я видел в применении, были выменяны у индейцев Тихоокеанского побережья и сделаны из меди. Восточные дене вместо такого приспособления первоначально пользовались краем тупого ножа, к которому ногтем прижимали и выдергивали ненужные волосы. [5]…

У домашнего очага или во время досужего отдыха, что было не редкостью, старики постоянно были заняты нащупыванием у себя редких волос, которые появлялись на их гладких лицах. Эти щипчики, когда они не используется, вешаются на шею.

В древности секани, если можно судить по обычаю, который ныне распространен среди стариков этого племени, носили странного вида усы, которые состояли из волос, растущих непосредственно под носовой перегородкой, и такой же как она ширины, в то время как по обе стороны губа была свободна от волос … Отец Леопольд говорит нам, что такие «безрогие» усы, как только что упомянутые, иногда встречаются и на юге.

Этот пинцет служит также для придания бровям самой элегантной формы, какая только возможна, а именно, брови делаются узкими, длинными и очень темными. Чтобы подчеркнуть этот оттенок, который является естественным для всех племен, то, что осталось от бровей после манипуляций по их переделыванию, намазывают древесным углем смешанным с жиром. Апачи пошли еще дальше. До недавнего времени, они выдергивали ресницы, и даже брови. Некоторые практикуют это и сейчас.[6]

Татуировки

Ранее татуирование было распространенных почти всюду, татуировки и сегодня можно увидеть практически во всех племенах, по крайней мере, в Британской Америке. Довольно странно, что все дене, самые дикие и упрямо непринимающие идей цивилизации, первоначально были единственными, кто не ведал об этой практике. (4) …

На севере этот обычай постепенно выходит из практики. Хотя там он так и не стал признаком социальной значимости, как среди туземцев тихоокеанского побережья, живущих в соответствующих широтах, но ближайшие к ним племена были, естественно, сильнее затронуты их влиянием, чем просто исконные дене. Татуировки последних, даже среди кэрриер или бабин, никогда не представляют собой тщательно продуманных узоров, какие преобладают среди маори, или даже хайда и цимшиан. Синие полосы, единичные, параллельные или исходящие из общего центра, можно сказать, являются примитивными формами татуированных знаков. Одна, две или три короткие линии на лбу, идущие от глабеллы (5), возможно также много линий из угла глаза через висок или просто горизонтальные линии на нем, или подобные же линии из углов рта в направлении верхней челюсти, и еще несколько вертикальных на подбородке -  все это вместе является гиперболизированной формой татуировки у восточных дене. Такие случаи были редки, когда у одного человека все эти части лица были татуированы.

В связи с этим, следует отметить, что стиль татуировок западных дене был своего рода переходным звеном между простым стилем восточных племен и более сложным рисунками, которые были в моде среди народов побережья северной части Тихого океана. Среди кэрриер кресты или символы гор, птиц и медведей гризли, такие, как описаны в нашей главе о пиктографии дене, зачастую изображались на коже в сочетании с уже упомянутыми небольшими полосами [7]. Тотемного или другого значения татуировкам из простых линий не придавалось. Порой, однако, лица, тесно связанные кровными или семейными узами, предпочитали татуировки в одном стиле. Две женщины из индейской деревни возле миссии на оз. Стюарт выбрали себе довольно сложные татуировки для лица, которые и представлены на нашей иллюстрации, выполненной Koezi. Рис.3

Когда татуировками украшали грудь, что редко случалось даже среди западных дене, фигуры имели, как правило, тотемное значение, как среди племен побережья, у которых и была заимствована эта система. Очень завидной эмблемой среди кэрриер считался символ медведя гризли. Его владелец пользовался исключительным уважением, но чтобы иметь право обладать такой татуировкой, нужно был устроить множество торжественных банкетов.

На запястьях или предплечьях татуировки делались чаще. Когда символы располагались там, они имели отношение к личному тотемному животному, символ которого на конечностях, как предполагалось, усиливал связи, существующие между человеком и его тотемом. Иногда, однако, эмблемы на руках или ногах имели цель избавить владельца он преждевременной слабости. В таких случаях они состояли только из одной или двух поперечных линий на предплечьях или непосредственно над лодыжками. Эти знаки молодому человеку татуировала девушка, достигшая возраста полового созревания.

Татуировка выполнялась, как у других американских народов, прокалыванием кожи тонкой костью, или, что стали делать позже, протягиванием под кожей  иглы с сухожильной нитью, покрытой измельченным углем или сажей.

В настоящее время молодежь кэрриер обоего пола часто делают татуировки на запястьях, обозначающие их имя, слоговым алфавитом, изобретенным для них двадцать четыре года назад.

Раньше татуировки были в большей моде среди женщин, чем среди мужчин. Но Маккензи рассказывает, что, в числе первых слэйв и догрибов, которых он встретил, у мужчин было по две двойные черные или синие линии, вытатуированные на каждой щеке от уха к носу. [8]

Раскраска лица

В основном, сильный пол предпочитает татуировкам раскрашивание тела. Во всех церемониях лушо использовали красную и черную краски, которыми они раскрашивались так, как подсказывала им личная фантазия. Чаще всего глаза обводились вокруг черным, полоса того же цвета рисовалась по середине носа и вниз до самых ног, и на верхней части каждой щеки делалось пятно. По лбу проходило множество горизонтальных узких полос, а на подбородке - попеременно красные и черные линии. По словам Ричардсона, тот же стиль раскраски лица был изначально распространен у чипевайан.

Среди женщин секани преобладала мода проводить ниже глаз черную полосу через все лицо от уха до уха. Но из-за отсутствия чистоплотности, очертания ее вскорости стирались и блекли от накопившейся грязи.

Красящими веществами, используемыми северными дене, были красная глина, или охра, и порошкообразный угль, смешанные с жиром. Автор только что упомянул, что в его время, в 1850 г., женщины раскрашивали лица, используя для этого черный пигмент. Все краски носили в мешочке на шее. Сегодня они предпочитают киноварь, которую получают от мехоторговцев, или, при ее недостатке, краситель из любой красной ткани или бумаги, и применяют ее, как правило, только для раскрашивания щек.

 Bо время траура по этикету положено, чтобы женщины делали свои лица как можно более непривлекательными, чтобы  люди могли узнать не только о их горе, но также о их решимости не принимать ухаживания со стороны мужчин. Если грязь не накапливается достаточно быстро, лицо намазывают смолой и жиром, чтобы соответствовать скорбному виду родственников покойного.

У западных дене красный был праздничным цветом, символизировал хорошее настроение или желание понравится, черный предвещал зловещие намерения - войну или убийство, а коричневый использовался экономно и убедительно свидетельствовал о трауре.

Телесные деформации и членовредительство

Татуировка и раскрашивание тела имеют цель улучшения человеческого облика такого творения природы, как человек. Эти попытки улучшения творений природы никогда не принимают вид преднамеренной деформации черепа, что практикуется у других американских аборигенов. … Единственный пример преднамеренного вмешательства в анатомию человека с целью ее улучшения, который практиковался среди племен дене, бытовал среди лушо. Они перевязали ноги ребенка, чтобы они стали как можно меньше. Как следствие, короткие, нескладные ноги до такой степени характерны для этой группы, что Ричардсон, который описывает этот обычай, не может избежать сравнения с китайцами, поступающими сходным образом со своими дочерьми. [9]

Большие глаза были также модны у кэрриеров, как маленькие ступни у лушо. Поэтому матери часто поводили всевозможные манипуляции с глазницами малышей, результаты этого можно легко себе представить. Аналогичное обращение с ногами, как считалось, предотвращает кривоногость.

Довольно необычным будет упоминание обрезания в главе о телесных увечьях, потому что там, где эта процедура обычно практикуется, она имеет больше ритуальный или религиозный характер, чем характер хирургической операции или ухода за телом. Несмотря на настойчивость отца Птито в этом вопросе, я не мог принять его тезис, и долго думал, что об этом ничего нельзя сказать, кроме как поставить под сомнение верность его догадки в этой связи. Но вот отрывок из «Путешествий Маккензи», который заставляет меня изменить свою позицию. Исследователь упоминает о группе из двадцати пяти - тридцати человек из племен слэйв и догриб, для которых он был первым встреченным белым человеком. « Я не могу утверждать, что обрезание широко практиковалось среди них», - пишет он, - «но среди тех, кого я видел, оно было у всех» [10]. Так как у него была отличная возможность установить эту особенность, это замечание привело меня к принятию утверждения Птито по этому вопросу.

Последний пишет, что лушо и хэа обрезали мальчиков младенцев через несколько дней после рождения пластинкой кварца , после чего рану для заживления обрабатывали смесью измельченного пирита с жиром. Эту информацию он получил от старого вождя (chieftainness) лушо и старой шаманки из племени хэа [11]. Эти гиперборейцы производили обрезание просто как профилактическое средство от двух различных кожных заболеваний, которые, как выяснил миссионер, очень сходны с лепрой.

Другая форма физической деформации с использованием режущих инструментов, кажется, была такой же, как среди некоторых древних народов. Я имею в виду членовредительство в честь умерших … Отрезание пальцев, в знак скорби о потере ребенка или любимого мужа, было частым явлением у некоторых северных племен дене. Я знаю, например, женщину секани, которая трижды наносила себе увечья – у нее отсутствуют две фаланги пальцев и одно ухо. Она жива по сей день. Гнев и отчаяние иногда приводили к подобным само-ампутациям, как ревность приводила к подобных действиях по отношению к другим. Ранее это было довольно обычным явлением у восточных дене …

Возвращаясь к вопросу о личных украшениях, мы можем теперь рассмотреть внешние материальные украшения, которые по природе своей больше относятся к платью или костюму, но в отличие от них, являющиеся просто дополнениями, способствующими украшению лица или головы.

Ежедневные украшения головы

Головные украшения были в моде среди всех племен. Для этого были соответствующие места на ушах, носу, нижней губе и волосах. Не будем учитывать украшения свойственные торжествам или обозначающие ранг или временное ухудшение состояния здоровья, описание которых не подходит для данной главы.

 

    Рис.4                  Рис.5

Ушные украшения были различных видов. На рис. 4 и 5 представлены подвески, которые, как я сам видел, носят кэрриеры в реальных условиях. Первая сделана из халиотиса (6), и была подвешена к мочке уха на шнурке из оленьей кожи. На рис. 5 видно, что наибольшему воздействию подвержен завиток ушной раковины, в который продевались три или четыре нитки из того же материал. На них нанизаны раковины денталиум (7) переменного со стеклянными или костяными шариками и маленькими бобровыми когтями внизу. Это украшение носят мужчины, а подвески из халиотиса характерны для женщин, и вряд ли где-нибудь их видели у мужчин. Такие же кулоны, как рис. 5, но с некоторыми несущественными отличиями в форме и материале, носили и мужчины лушо. Дене Портленд-Интел, в северной части Тихого океана, заменяют их украшениями из шерсти горного козла, которые тянутся от мочки к завитку уха.

Стеклянные бусы, конечно, были. Их получали торгуя с белым торговцами -  русскими, английскими или канадскими. Но первоначально бусы делались в основном из кости, дерева или меди, хотя косточки особых ягод так же использовались для этой цели. …

Южные племена дене, кажется, не были знакомы с носовыми украшениями, которые так высоко ценились на севере. Среди западных племен такие украшения состояли обычно из двух, трех, а иногда и четырех раковин денталиум, проходящих через носовую перегородку, как показано на рис. 6. Маленькие пучки на концах делались из красного пуха дятла (Ceophleus pileatus) (8). Концы раковин иногда были обращены в другую сторону. Иногда у Кэрриеров встречался еще другой стиль украшения носа. Они продевали через носовую перегородку деревянную шпильку, и на оба конца надевали раковины денталиум около полутора дюймов в длину. На востоке, в дали от источника этих драгоценных ракушек, то есть тихоокеанского побережья, туземцы довольствовались просто деревянной шпилькой или гусиным пером, размещенным аналогичном образом.

         

                          Рис.6

Эти украшения вызывают у нас отталкивающее чувство, но хорошо известно, что они воистину приходятся по нраву первобытному уму… Иногда среди западных дене они заменялись полумесяцами из халиотиса (рис. 7) вставленными в носовую перегородку. Также носили кольца из того же материала, или из меди, рога, а в более поздние времена из серебра … Крестообразные носовые подвески, такие как представлены на рис.8, тоже довольно часто встречаются. Чтобы установить их в должное положение, носовая перегородка сжималась двумя острыми концами такой подвески, до тех пор, пока не образуется отверстие в хряще.

На севере прижились удлиненные украшения, описанные ранее, они заменяли полумесяцы и круглые подвески. Более того, по одному из замечаний Томаса Симпсона читатель может сделать вывод, что эта мода на севере была недавней. Он говорит, что «этот глупый каприз зародился [у лушо], когда они увидели несколько таких ракушек у одной метиски». [12] (9)

 

                     Рис.7                              Рис.8

Не церемониальные украшения тела

Одно из северных племен, бабин, к этим украшениям лица все еще добавляют лабретки, которые так хорошо известны социологам, знакомым с расой аборигенов северной части Тихого океана. По словам В.Х. Далла на северо-западе Америки они представляют собой «втулку, гвоздь, или различных форм пуговицы, изготовленные из разных материалов. В возрасте полового созревания, или около того, их вставляют в одно или несколько проколотых около рта отверстий. Обычно после первой операции вставляется тонкий штырь, который со временем заменяется на больший, и отверстие таким образом механически растягивается и постепенно увеличивается  в размере».[13] 

Что касается природы, способа и времени вставления лабреток, то эти слова справедливы и для бабинов, только они всегда ограничивались одной лабреткой в нижней губе; никто из них никогда не носил их по обе стороны от рта, как это принято у эскимосов. Когда украшение достигало максимального размера, который должен был быть сохранен до конца жизни, оно представляло собой овальный в окружности штырь, по крайней мере, один с четвертью дюйма длиной, сделанный из дерева твердых пород, обычно из горного клена (Acer glabrum). Для пущего эффекта они значительно растягивали нижнюю губу, придавая ей шокирующую выпяченность. Поэтому внешностью своей они напоминали такое крупное млекопитающее, как лось, которого франко-канадцы, служащие первой торговой компании на севере, прозвали babine (фр.- губа). Отсюда и название племени.

Наконец, в дополнение к вышеупомянутым украшениям и головным повязкам, надо сказать, что ранее молодежь обоих полов обычно носила в волосах, с обеих сторон головы, связки тесемок, украшенных окрашенными иглами дикобраза или когтями бобра, а в более поздние времена стеклярусом. Хармон говорит что у кэрриеров они «привязывались к локону волос непосредственно за ушами» [14] . Должно быть, он ошибается, относительно места крепления такого украшения. Мои информанты всегда говорили, что это украшение носилось перед ушами. В независимости от этого, само его название «nimpa-stla», означающее «то, [состоящее из многих вещей], что покоится над висками", достаточно убедительно подтверждает мою позицию относительно этого элемента одеяния местных жителей. Я представляю читателю на рис.9 такое украшение, которое использовалось, пока не попало ко мне. Оно сделано из шнурков, подвешенных к куску оленьей кожи, на которые нанизаны разноцветные бусины, на конце каждого висит обычная башмачная пуговица. …

 

                Рис.9                              Рис.10

Еще были браслеты для запястий и рук. Первоначально их делали из дерева, сухожилий, а на севере – из рога карибу или кости, но и среди йеллоунайфов и их соседей медь заменила примитивные и менее долговечные материал. Кэрриеры, бабины и другие западные дене также выковывали браслеты из кусков меди, которую они получили с побережья. Позже для этого стали использовать олово и серебро, изделия из которых (ложки, американские монеты) попали к ним от торговцев. Навахо тоже использовали мексиканские доллары, и некоторые их браслеты довольно тяжелые и гораздо шире, чем на севере. У них браслеты носят как мужчины, так и женщины, в то время как у северных племен это украшение присуще только представительницам прекрасного пола.

Обычные браслеты у кэрриеров называются «nalthan» - «то [тяжелое], что расположено вокруг». Разного рода стеклярус, нанизанный на сухожильные нити  в соответствии с фантазией владельца, представляют другой вид браслетов. Эти браслеты носит молодежь, дополнительно украшая их лентами, перламутровыми пуговицами и др., они называются «lla-tcаn» - «держащийся на руке». Примитивным дене не были знакомы кольца для пальцев. Но как только они узнали о существовании таких украшений от белых торговцев, они стали сами изготавливать эти украшения, как правило такие, как на рис.10, если им не хватало средств для покупки латунных и медных колец, предлагаемых чужеземцами. В качестве материала также использовался рог карибу. Сегодня даже кэрриеры, которые предпочитают покупать производственные образцы, но иногда расковывают серебряные монеты в перстни хороших размеров. Для навахо это является обычным явлением.

Практически все дене, особенно женщины, носят на пальцах по три или четыре кольца. Только бедные люди довольствуются одним или двумя. Ножные браслеты, какие носят африканцы, никогда не были известны среди нашего народа.


Примечания автора:

[1] Arctic Searching Expedition vol. I., р.381.  Ричардсон добавляет: «Г-н Мюррей, когда он путешествовал среди этих людей, обнаружил, что они придают почти столь же существенное  значение этим косичкам, как китайцы своим косам.»

[2] Travels on the Yukon, p. 108.

[3] Travel and Adventure in the Territory of Alaska, p. 210.

[4] Tenth Ann. Rep. B. A. A. S., p. 40.

[5] Cf. Hearne, op. tit., p. 306.

[6] The Medicine-men of the Apache, by John G. Bourne, IX. Ann. Rep. Bur. of Ethnology, p. 475.

[7] Как ни странно, кэрриеры, несмотря на долгое знакомство с практикой татуирования, не имеют для ее обозначения особого термина, а используют слово, которое означает просто «шить».

[8] The Marvellous Country, p. 68.

[9] Arctic Searching Expedition, vol. I, p. 384.

[10] Voyages from Montreal, vol. I, p. 235.

[11] Monographic, p. XXXVI. Отец Птито немного заблуждается, когда отсылает читателя к тексту Маккензи для подтверждения его заявления относительно индейцев хэа. Маккензи упоминает только слэйв и догрибов. Но у этой оплошности есть и  преимущество, потому что это дает нам знание о том, что практика эта была характерна для четырех, а не для двух, племен дене.

[12] Narrative of the Discoveries and the North Coast of America, p. 190.

[13] Masks and Labrets, Third Ann. Rep. Bur. of Ethnol., pp. 777-8.

[14] An Account of the Indians living West of the Rocky Mountains, p. 246


Примечания переводчика:

(1) Ареал известного у нас зайца-беляка (Lepus timidus) ограничен лесами и тундрами Евразии. Здесь имеется в виду американский беляк ( snowshoes hare; L. americanus) или/и арктический заяц (L. arcticus)

(2) В переводе главы пропущены фрагменты    касающиеся южной, калифорнийской и орегонской групп атапасков, а также большинство сравнительных этнографических материалов по другим народам мира

(3) В оригинале рисунок отсутствует

(4) Это утверждение Мориса выглядит ошибочным. Татуировки на лице у восточных атапасков описывал в конце 18в. А.Маккензи.

(5) Глабелла - площадка лобной кости в середине лба между бровями над переносицей.

(6) Haliotis - род брюхоногих моллюсков. Раковины прочные, но гибкие. Блеск — перламутровый. Твердость — 5,0-6,0 ; плотность — 2,7 г/см3

(7) Dentalium (Зубовики) – отряд лопатоногих моллюсков. Раковины трубчатые, имеют вид изогнутого усеченного конуса. 

(8) Хохлатая желна (хохлатый дятел, шлемоносный дятел). В современной систематике - Dryocopus pileatus. Крупный американский вид. Оперение черное, на голове участки красных перьев

(9) Утверждение Симпсона (экспедиция 1836-1839), видимо, ошибочно. Носовые украшения упоминаются еще у Маккензи


Источник: THE GREAT DENE RACE By A. G. MORICE, Winnipeg, 191?

Перевод: Н.Шишелов





 

       


 


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АТАПАСКАХ СУБАРКТИКИПЕРВОИСТОЧНИКИИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯФОЛЬКЛОРЛИНГВИСТИКАФОТОФОРУМГОСТЕВАЯ КНИГАНОВОСТИ
сайт создан 10.09.2010

- ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ УКАЗЫВАТЬ АВТОРОВ И ИСТОЧНИКИ -
ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТАТЕЙ, ОТМЕЧЕННЫХ ЗНАКОМ "©", НЕОБХОДИМО РАЗРЕШЕНИЕ АВТОРОВ
                         
                                                                                     МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ И ВЫЛОЖЕНЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 


ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS