СЕВЕРНЫЕ АТАПАСКИ

 Насельники Дикого Севера


ПОИСК ПО САЙТУ:




                                                                                                                 

NORTHERN DENE  /  ИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯ  /  Ми-хе-ган - Волк - Д.Калверли




Ми-хе-ган - Волк - Д.Калверли

МИ-ХЕ-ГАН - ВОЛК

Д.Калверли1

Кто был самым скандально известным индейцем в окрестностях Пис-Ривер? Наверное, таковым можно назвать бивера по имени Ми-хе-ган – Волк.2 У индейцев биверов не было вождей, ни наследственных, ни каких либо других, пока они не подписали Соглашение.Положение лидера завоевывалось мудростью, мастерством, ответственностью за свою семейную группу и другими личностными чертами. Биверы форта Сент-Джонназывали этого человека "Волком", что было знаком большого уважения.

Его физические качества не могли быть не замеченными. Он был огромным человеком среди народа, люди которого, по свидетельствам, были низкорослыми.5 Будучи более шести футов ростом, он был описан одним автором как "великолепно сложенный индеец с манерами римского императора и высоким ростом, характерным для сиу". Неудивительно, что его имя фигурирует в местном скандале, произошедшем однажды ночью близ форта Сент-Джон примерно в1898г.

Биверы окрестностей форта Сент-Джон зимовали далеко на севере, вокруг форта Нельсон6, занимаясь трапперством. После весенней продажи мехов, многие бродили вокруг форта в течение всего лета, пася лошадей в пышной прерии7. Осенью они охотились на лосей и почти исчезнувших бизонов и ловили медведей, мясо и жир которых были ценной зимней пищей. Медвежьи западни представляли собой глубокие ямы, которые застелались сверху самыми тонкими жердями и укрывались дерном. Приманкой служило подтухшее мясо. Медведь, наступив, проламывал крышу и падал в яму.

Иногда в ямы проваливались лошади недавно появившихся в том краю золотоискателей, пробирающихся к золотым приискам на север, и к истоку реки Пис. Многие из них были американцами, привыкшими к неприязненному отношению к индейцам. Они видели в них досадную помеху как, например, в сусликах и подобных вредителях, которых следует убивать.

Канадские же мехоторговцы расценивали индейцев как поставщиков мехов, мяса и одежды и как проводников, совершенно необходимых для выживания белых. Белые и краснокожие жили здесь бок о бок больше ста лет, и за это время между ними произошло всего несколько серьезных столкновений. Теперь пришельцы начали оскорблять гордых биверов, грабя медвежьи ямы или ломая их по пути, для безопасности лошадей. Они пасли своих животных на традиционных пастбищах биверов8, и беспечно разводили костры, отпугивая дичь, которой и так уже становилось недостаточно.

Любое другое племя, возможно, вело бы диалог с захватчиками обычным манером - пулями или томагавками. Атапаски (биверы и секани) убийству предпочитали "делать ку"9 или совершать хитроумные уловки, оскорбляющие врага. Вот какую шутку выдумали Волк и вождь сикани из района к северу от форта Сент-Джон:

В месте переправы река Пис протекает по обширной, глубокой долине. Прибывающие золотоискатели использовали телеги Ред-Ривер10 для перевозки промышленного оборудования и продовольствия. Медленные и неуклюжие, рассчитанные для передвижения по равнинам, эти повозки были настоящими душегубками на крутых спусках и подъемах. Одна из групп золотоискателей остановилась на ночлег на берегу, завершив переправу. Старатели оставили свой транспорт на краю обрыва, и затем погрузились в глубокий сон. Когда дружный храп уверил подкравшихся наблюдателей в полном спокойствии, Волк или Полный Живот11 дали сигнал к атаке, за которым последовал хор диких и ужасающих воплей. Нападавшие столкнули телеги с обрыва, и скарб промышленников рассеялся, как мусор, по низине у реки. Такая тактика была характерна для биверов. Сходный маневр принес им стремительную победу над большим отрядом кри более чем за сотню лет ранее, еще до заключения мира на Унчаге.12

Приблизительно четырнадцать лет спустя в Старом форте Сент-Джон объявился новый мехоторговец. Он основал здесь торговый пост Братьев Ревильон13, вступив в конкуренцию с Фрэнком Битоном14, давнишним управляющим фактории Компании Гудзонова Залива. Последний был женат на женщине бивер15, индейцы признавали его своим близким родственником. Кроме того, Битон был индейцам "как отец", ведь он был близок с ними и в хорошие времена, и во времена голода и смертельной болезни, чем завоевал благосклонность и уважение биверов.

Новый торговец не только открыто одобрял кри, традиционных врагов биверов, но и пытался скупать у охотников пушнину раньше, чем они могли сбыть ее Компании Гудзонова Залива. Многие из биверов должны были деньги Компании, т.к. Битон выдавал им кредиты, если сезон оказался неудачным и выручка была мала. Индейцы были очень честны и в их глазах добытые летом меха принадлежали Битону еще до того, как они придут в форт. Судя по фотопортрету прибывшего коммерсанта, он был надменным человеком с глумливым выражением лица. Можно было бы обвинить фотографа в неудачном снимке, но и письма этого высокомерного человека оставляют неприятное впечатление. Он старался экстравагантно одевался и разъезжал по округе в канадских санях, отделанных красным бархатом.

Раз в год, после сдачи мехов, индейцы с давних пор устраивали пау-вау около форта. Это было тарадиционное время свадеб, когда охотники хвалились выручкой, а девушки щеголяли своими талантами. Здесь шла торговля, играли в азартные игры, происходили драмы, а родственники встречались после долгой разлуки. Здесь обменивались последними новостями и напивались, проводили религиозные обряды и демонстрировали магическую силу. Здесь проводились танцы, пиры и состязания, политические заседания и показ мод - все одновременно. Обычно празднества представляли собой оживленные гуляния. После 1900 г. в это время стали отмечать День Соглашения. Иногда торжества растягивались на многие недели до и после Дня Соглашения.

Неудивительно, что некоторые индейцы могли переборщить в некоторых моментах. По словам одного писателя-торговца, Волк зашел слишком далеко в пустяковом деле, или же он попросту перепутал палатку. Короче говоря, Волк проник в палатку Носэки, где спала миссис Носэки. Писатель разъяснил мотивы поведения Волка так, как было вполне обычно для желтой прессы того времени. По правде сказать, автор сам на себя нагонял панику, решив что индейцы собираются уничтожить все белое население. Битон, который видел все эти гуляния неоднократно, воспринял все очень спокойно. Романист же счел шотландскую сдержанность Битона трусостью.

Неудержимый Волк похитил дочь А-клу-кея (Ah-clu-key). Он и Носэки (Nosekye) продолжали ходить гоголем и гневно шуметь, но даже сам романист со всеми его перегруженными описаниями жутких биверов в итоге вынужден был признать, что ничего страшного не произошло.

Волк фигурирует также и в сообщении Халберта Футнера16, другого писателя, посетившего те места во времена вышеупомянутого инцидента. Он пишет, что индейцы были уже на полпути от своих трапперских угодий на севере, но накануне отъезда они забыли четырехлетнего мальчика, одного из тридцати пяти детей Волка! То, что индейцы не возвратились за ним, кажется крайне бесчувственным. Надо сказать, что у Волка в то время было четыре жены. Вообще, было довольно обычным явлением, что дети бродят там где им вздумается. Более того, в обществе биверов не существовало нуклеарной семьи. Понятие "расширенной семьи" подразумевает, что ребенок принадлежит целой семейной группе. У его дядей, тетей, бабушек и дедушек была общая ответственность за его благосостояние и образование. Обучал и дисциплинировал мальчика не отец, а дядя по отцовской линии. Если же мужчина умирал, то его брат должен был взять в жены овдовевшую женщину, и принять ее детей как своих собственных, по крайней мере до тех пор, пока она не найдет нового мужа. Т.о. если ребенок отсутствовал, то предполагалось, что он находится в типи кого-нибудь из родственников.

Маленький сынишка Волка был брошен, но это произошло случайно. Мальчик сумел обеспечить себя, и весной его обнаружили среди беспризорных собак, живым и здоровым, хотя почти голым. Прибывшие летом инспектора забрали его и определили в школу при миссии где, как повествует история, он был окрещен именем «Джон Пис».17

Франк Битон в своем журнале отметил, что Волк на некоторое время переместился на Южный Пис.

Он поселился на Тэйт-Крик, к северо-востоку от Лебединого озера, куда он иногда приезжал и раньше для расторжек и просто погостить. Миссис Вилма Хармс из нынешнего Пуз-Капи18 часто встречала его, ведь он приезжал каждый год и привозил партию зимних мокасин. Однажды ее отец сказал в шутку: "Твои мокасины слишком быстро изнашиваются." Старик покачал головой: "Мокасины хороши, но белые слишком много ходят. Все время ходят, ходят. Индеец ездит верхом."

Мистер Петер Кэмпбэл из Биверлоджа19 хорошо помнит встречу с Волком с детства. Он также вспоминает историю, которую рассказывали об этом большом индейце в жакете и мокасинах из оленьей кожи и с волосами, заплетенными в две косы, свисавшими по плечам.

В давние дни католические священники добирались сюда пешком из Гранд-Прери и проводили богослужения для белых и индейцев.20 Волк был одной из главных проблем миссионеров, потому что он отказывался принять христианство. У хорошего семьянина Волка была безнадежно заблудшая душа, ведь в то время у него было не менее шести или семи жен.

Когда Волку проповедовали христианство, он был потрясен тем, что церковь разрешает иметь только одну жену. Для индейца это выглядело ересью. Репутация и авторитет человека измерялись его охотничьим мастерством. Добыча всегда делилась поровну в общине, лучшие куски распределялись между вдовам и людьми, не способным позаботиться о себе. Обработка дичи, приготовление пищи, сушка мяса впрок, выделка кож и мехов были женскими обязанностями, поэтому хорошему охотнику требовалось несколько жен. Многочисленность семейства Волка свидетельствовала о нем как о великом охотнике и хорошем кормильце – главе.

Наконец Волк сказал священнику: "Хорошо. Я оставлю эту жену. Остальных я даю тебе."

"О нет! Нет, - воскликнул священник - У меня не может быть жены."

"Тогда,- сказал Волк, - Что же мне делать? Прогнать их, чтобы они умерли как собаки?"21

Волк никогда не стал христианином.

Вот еще одна история, иллюстрирующая характер этого человека.

Однажды на Лебедином озере Волк одолжил пять долларов у мистера Петера Ла Форжа, сказав: "Через (столько-то) лун я верну тебе долг."

"Тебе больше не видать этих пяти баксов." – бросил Ла Фрожу кто-то из присутствующих.

В условленный срок Волк появился с деньгами.

Ла Форж заказал на них ежегодную партию мокасинов, привезенную Волком, но тот отказался от платы за обувь.

"Нет, - сказал он, - Я долгое время расходовал твои деньги. Ты заплатишь мне за мокасины по прошествии такого же времени."

Нет, Волк никогда не стал белым. Он был слишком честен.



Источник: MI-HE-GAN, THE WOLF By Dorthea Calverley, 01-148 http://www.calverley.ca/links2.html


Перевод: Н.Шишелов



Комментарии и примечания переводчика:



1 Доротея Калверли (1903-1989)– канадская исследовательница-краевед, историк-любитель. Родилась в Висконсине, но почти сразу переехала в Саскачеван. По окончании школы преподавала в Институте Свифт Куррента в 1924-1934г.г. В 1936г. переехала с мужем в Доусон-Крик (Британская Колумбия), где и прожила до конца жизни. Здесь она глубоко заинтересовалась краеведением и начала собирать информацию по истории и ботанике района реки Пис. Она занималась интервьюированием старожилов, много фотографировала, вела переписку с архивами и университетами, написала более 600 статей. Также Калверли была общественным деятелем и занималась фермерством. Материалы, фотографии и коллекции, собранные ею, с 1973г. хранились в «Коллекции Калверли» в фондах муниципальной библиотеки Доусон-Крик, а в 2002г. они были переданы в Архивы Исторического Общества.

2 Mi-he-gan - слово из языка кри. По всей видимости, Калверли называет лидера биверов этим именем, т.к. одним из основных ее информантов был Питер Кэмпбелл, метис-кри-ирокез из Биверлоджа. На языке биверов волк - ch’uuné (Intonation & Prosodic Structure in Beaver. Explorations on the language of the Danezaa. G.Schwiertz, Köln 2009, р. 60)

3  Имеется в виду Соглашение №8, одно из 11 номерных Соглашений между правительством Канады и индейцами. Соглашение №8 касалось территорий к югу от Большого Невольничьего оз. : север Альберты, северо-запад Саскачевана, северо-восток Британской Колумбии и юг Северо-Западных Территории. В 1899 и 1900г.г. Соглашение подписали некоторые общины лесных кри, биверов, чипевайан, секани, а также каска, слэйв и догрибов.

Так, в форте Дунвеган Соглашение было подписано 06.07.1899; в официальных документах перечислены 34 бивера из общины вождя Натусиса (Natooses). 01.06.1900 к соглашения присоединились другие биверы и общее число заключивших договор в этом форте биверов составило 118 человек. В форте Вермильон общины вождей Амброза Черно Головы и Пьеро Фурньера, общей численностью 150 чел. подписали Соглашение 08.07.1899. В форте Сент-Джон Соглашение было подписано 13.05.1900 и 29.05.1900 (46 чел.) эти общины биверов не имели вождей, по крайней мере в документах лидеры не упоминаются.

В последствии Дни Соглашения стали традиционным временем сбора индейских общин и празднеств в фортах.

В годы, предшествующие Соглашению некоторые индейские общины сами добивались переговоров с правительством. Приток белого населения в конце 1890-х, вызванный Золотой Лихорадкой, а также падение численности дичи создали серьезные проблемы для индейцев. Особенно обостренная ситуация сложилась в верховьях Писа.

Золото в верховьях Писа было найдено еще в начале 1870-х г.г., а, с началом Золотой Лихорадки на Клондайке, по Пису проходил континентальный путь к приискам в верховьях Юкона.

Основой рациона индейцев являлись лосятина и медвежатина, мясо также поставлялось индейцами для Северо-Западной Конной Полиции (СЗКП).

Старатели посылали вперед обозов разведчиков, которые ломали индейские ловушки и западни на крупную дичь, чтобы лошади не попали в них, не принимая во внимание то, что медвежий жир был очень важным продуктом и товаром для местных индейцев. Существуют свидетельства того, что золотоискатели осенью 1898г. сжигали пастбища индейцев в районе Доусон-Крик и р.Халфвэй, где были их зимние лагеря (Calverley, 01-070)

Артур Рэй, исследовавший проблему угрозы индейского восстания в верховьях Пис-Ривер, приводит ряд официальных документов, в которых упоминаются случаи кражи и убийства старателями индейских лошадей. Кроме того, старатели то и дело разграбляли индейские тайники на деревьях, убивали и травили стрихнином собак. Секани окрестностей форта Грэм были сильно возмущены тем, что старатели клеймят их лошадей и отказываются платить за проход по их территории. (A.J.Ray – Treaty 8: A British Columbia Anomaly)

В ответ биверы, секани и нахани начали угрожать и препятствовали прохождению не только старателей, но и СЗКП по своей территории. Лицензии, выдаваемые старателям правительством, индейцы не признавали.

Зимой 1887-88г.г. среди биверов Сент-Джона начался голод, индейцы съели всех своих лошадей. (D.F. Madill – Treaty Research Report Treaty Eigt (1899), 1986)

В июне 1898г. в районе форта Сент-Джон около 500 индейцев перекрыли путь старателям и отряду СЗКП, направлявшимся на север. (D.F. Madill - British Columbia Indian Treaties In Historical Perspective, 1981)

В рапорте офицера СЗКП эта ситуация описана так: «Мр. Фокс (управляющий постом) сообщил мне, что местные индейцы, во-первых, не позволяют белым людям проходить через их страну без уплаты пошлины…Они угрожали сжечь фураж и убить лошадей. И в самом деле, несколько раз начинались пожары. Старосты убедили мистера Фокса отправиться к ним и остановить их. Нет сомнений, что приток белых людей приведет к значительным трудностям для индейцев – охотников, и эти люди, которые еще до того болели лихорадкой и часто голодали из-за невозможности добыть дичь, в будущем будут находиться в гораздо более плачевном состоянии… Они, скорее всего, считают справедливым отомстить белым людям, пришедшим и рассеявшимся по их стране, вопреки их желаниям. Когда им сказали, что если они начнут воевать, то это может закончится только их уничтожением, они ответили: «от голода мы можем умереть также, как от пуль белых людей». (http://explorenorth.com/bc/ftstjohnhistory.html)

Сложившаяся ситуация вызвала резонанс в канадской и американской прессе. Угроза вооруженного конфликта послужила одним из главных факторов, подтолкнувших канадское правительство к скорейшему принятию решения по проблеме и побудила сесть за стол переговоров.

Неминуемая смена традиционного уклада жизни на новый пугала и тревожила индейцев, они прекрасно понимали, что подписав Соглашение и поселившись в резерватах, они не смогут больше обеспечивать свое существование охотой. В министерстве же опасались, что многие общины попросту проигнорируют подписание договора или отнесутся к этому скептически.

В целом, правительство поступило весьма дипломатично и корректно. Земли под резерваты выделялись в местах привычных кочевок индейцев. При этом за индейцами оставлялось право охотиться на уступленных правительству землях, за исключением случаев, если на них ведутся лесозаготовки или добыча полезных ископаемых. По условиям Соглашения общины получали земельные права, размеры резерватов определялись из расчета 1кв.км. на семью из 5 человек. Индейцы, пожелавшие получить землю в частную собственность, получали 160 акров (65 га) на человека. Правительство также брало на себя обязательства оказывать индейцам государственную финансовую поддержку и поддерживать поставки боеприпасов и другого охотничьего оборудования.

Как и ожидалось, не все общины были настроены позитивно и приняли участие в Соглашении. В последующие годы к Соглашению присоединялись другие общины. Однако, даже спустя десяток лет некоторые индейцы придерживались радикальной точки зрения и продолжали отвергать правительственные предложения о договоре. Так, в 1912г. офицер СЗКП Сандрес оставил следующее сообщение: «Как мне сообщили, индейцы сиканни, обитающие в Британской Колумбии неподалеку от форта Нельсон и на границах вверенной мне территории, настроены агрессивно и питают неприязнь к белым людям. Инспектор Филд побывал там в прошлом году и отметил, что они отказались принимать договор. Старый вождь сиканни выразил свое несогласие и произнес следующую речь: «Бог создал для индейцев дичь и пушных зверей, а для белых людей – деньги. Мои предки жили здесь без денег белого человека, и мы можем жить также» … В местах, где они охотятся, производиться разведка полезных ископаемых, и весьма вероятно, что индейцы создадут много неприятностей геологоразведчикам».

Форт Сент-Джон – одно из старейших европейских поселений в Британской Колумбии, несколько раз переносился на новое место. В 1806г. Северо-Западная Компания построила форт Сосновый в полукилометре ниже устья одноименной реки (позже переименована в р.Битон) на берегу Писа. Кроме этого поста в начале XIXв. здесь был 2-х этажный магазин компанией Братьев Ревильон, он также был построен в 1806г, но просуществовал недолго.

Форт Сосновый был переименован в Сент-Джон в 1821г., когда Компания Гудзонова Залива поглотила СЗК, а через два года форт был закрыт после того, как биверы убили коменданта форта и вырезали разведывательную экспедицию из нескольких служащих КГЗ.

Торговцы КГЗ возвратилась в регион только в 1866г. и построили новый форт Сент-Джон на южном берегу Писа, примерно в 30км выше устья р.Сосновой. Он располагался непосредственно к югу от современного Сент-Джона и был перенесен на северный берег в 1873г. Этот форт был закрыт в 1925г. и перенесен на Фиш-крик, когда река перестала быть основным путем сообщения. Во второй половине 19в. в окрестностях форта Сент-Джон кроме КГЗ с индейцами торговали еще несколько независимых мехоторговцев: Генри Фуллер, Дэн Вильямс, Вильям Каст, Дэвис Двенадцать Футов и братья Элмор. (http://explorenorth.com/bc/ftstjohnhistory.html)

По свидетельству Питера Кэмпбелла низкорослыми были также и близкородственные биверам секани. В качестве примера он привел случай, когда встретил одного секани, который ростом был настолько мал, что казался мальчиком. Информант был удивлен, когда тот сказал ему, что у него двое детей. (Calverley, 01-029) То же отмечал в начале XXв. и миссионер Адриан Морис. Он писал, что секани были ниже среднего роста, в отличие от их западных соседей кэрриер, хотя он встречал нескольких секани ростом выше 180см (A.Morice - The Great Dene Race, Winnipeg, 191?). Волк же, по словам Кэмпбелла «был самым высоким бивером, которого я когда-нибудь видел.»

Известно, что в 1820-х г.г. управляющий КГЗ Д.Симпсон, предписывал поощрять и активизировать продвижение свободных трапперов – ирокезов, торгующих с компанией, в Скалистые Горы по Пису. Исходя лишь из этого Калверли делает предположение, что в жилах Волка текла ирокезская кровь.

6  Форт Нэльсон – основан в 1805г. СЗК. Расположен на берегу одноименной реки примерно в 400км севернее форта Сент-Джон. За всю историю существования из-за нападения индейцев и наводнений форт переносился с место на место 5 раз. Во 2-й половине XIXв. форт посещали слэйв, биверы и секани.

Прерий, как и других степных формаций в этой области нет. Калверли называет так альпийские луга и субальпийские редколесья, с которыми перемежаются таежные леса в верховьях Писа.

Коневодством биверы верховий Писа начали заниматься не ранее середины XIXв. Т.о. Калвели явно преувеличивает традиционность этого занятия для биверов. В Дунвегане и Грнд-Прэри лошади появились в 1810г. В форт Сент-Джон первую лошадь привели торговцы КГЗ в октябре 1822г., но через год она была убита индейцами. (K.R.Fladmark- Early Fur-trade Forts of the Peace River Area of British Columbia - BC Studies: The British Columbian Quarterly №65 1985 р.р. 48-65 ) Однако те группы биверов, которые жили на равнине к востоку от Скалистых Гор, разводили лошадей, по крайней мере, уже в 1840-хгг. Так, когда в окрестностях Гранд-Прэри в 1842г. случился голод, унесший жизни многих индейцев, группа вождя по имени Спокойный (фр. Tranquille) сумела выжить, съев всех своих лошадей. http://www.countygp.ab.ca/EN/main/community/about-county/history/1700-1897.html

Калверли позаимствовала это высказывание из книги Мак Грегора «Земля Дэвиса Двенадцать Футов» (MacGregor J.G. - The Land of Twelve Foot Davis; Calverley, 01-067) У атапасков не существовало градации военных подвигов и системы «подсчета ку», как у племен Великих Равнин. Здесь правильней было бы говорить о «тактичеких хитростях». В данном случае Мак Грегор придает именно такое значение термину «ку», а не «прикосновение к живому врагу, с целью демонстрации воинской доблести»

10 Телеги Рэд-Ривер - двухколесные гужевые повозки, сделанные полностью из дерева. Запрягались как лошадьми, так и волами. Считается, что эти телеги были изобретены метисами на основе шотландских или франко-канадских телег и впервые появились в 1808г. в форте Пембина.

11 Полный Живот – один из лидеров секани того периода. Калверли сопоставляет его с Большой Ступней, назначенным вождем секани бэнда №6 и исполнявшим эти обязанности с 1911 по 1930г.г. (члены этой группы секани подписывали соглашения с канадским правительством в форте Нэльсон (1911) и позже на реке Пророка и форте Сент-Джон) В 1933г. вождем бэнда №22 был избран его сын, Виллиан Большая Ступня, который в ведомостях также числится как Willian Bigfoot (Bellyfull). Виллиан умер в 1944г. (Calverley, 01-121)

12 Здесь Калверли упоминает два исторических эпизода, причем не связанных между собой:

1. Резня на Нотикевине.

Нотикевин – левый приток Писа, устье которого расположено в нескольких десятках км выше форта Вермильон. Гидроним происходит из языка кри: notinikewin – битва, сражение (словарь кри http://www.creedictionary.com/search/?q=n%C3%B4tinikewin&scope=1&submitButton.x=34&submitButton.y=11) Другое название – Баттл-Ривер. Не путать с Баттл-Ривер – правым притоком Сев.Саскачевана, где в 1750-х произошла битва между конфедерацией черноногих с одной стороны и кри с союзными им ассинибойнами с другой.

Одна из версий легенды об этом крупном для субарктического региона военном столкновении, давшем название реке, была записана в начале XXв. мехоторговцем Филлипом Годселлом со слов одного из вождей биверов. Исследователь Гарольд Лутс считает, что есть все основания полагать, что в основе ее лежат реальные события. Фольклорную версию кри, живущих в районе Нотикевина поведал Д.Калверли информант - кри Ричард Белкурт. Инцидент также упоминается Джеймсом МакГрегором в историко-публицистической книге по истории р.Пис.

Эти исторически не засвидетельствованные события произошли на берегах Нотикевина, либо на берегах Писа неподалеку от устья притока около 1760г., или немного ранее, т.е. в период активной экспансии кри на запад. Вооруженные огнестрельным оружием кри совершали частые набеги на атапасков долины Писа.

Это случилось осенью, или поздней весной, когда свежая трава еще не выросла, а прошлогодняя была иссушена ярким весенним солнцем. На правом берегу, на полуострове, образованном излучиной реки, расположился большой отряд кри и сото, а на левом, северном, собрались биверы и их союзники, предупрежденные разведчиками о приближении многочисленных и опасных врагов. Обычная индейская тактика внезапного нападения на лагерь противника в такой ситуации оказалась невозможной. Обе стороны не решались форсировать реку и вступить в открытое сражение. Так и продолжалось бы до тех пор, пока у кого-нибудь из противников не закончилась бы провизия, если бы одному воину слэйв не пришла в голову хитроумная идея. Он взял кремень и железное огниво, завязал их в пук волос, и ползком через подлесок добрался до поворота реки, где его никто не мог увидеть. Здесь он вплавь перебрался через реку, на южный берег, и скрылся в ивняке. Он прокрался к месту, которое заняли вторгшиеся алгонкины и поджег сухую траву и валежник. По другой версии, на правый берег перебрался небольшой отряд атапасков. Они собрали сухую траву в большие охапки, подожгли их и бежали, распространяя пламя широким фронтом между двумя участками русла реки. Раздуваемый ветром пожар быстро охватил окрестный лес. Кри и сото оказались окруженными огнем. В ужасе они метались среди бушующего пламени, но спастись удалось лишь немногим. Большинство алгонкинов сгорело заживо или задохнулось в густом дыму, а те, что пытались найти спасения в реке, утонули.

Подробнее см.: J.G. MacGregor The Land of Twelve Foot Davis - Applied Art Products, 1952; Philip H.Godsell - Red hunters of the snows. An account of thirty years' experience with the primitive Indian and Eskimo tribes of the Canadian North-West and Arctic Coast, with a brief history of the early contact between white fur traders and the aborigines - The Ryerson Press, Toronto, 1938; p.p. 203-207 ; Harold J.Lutz – Aboriginal Man and White Man As Historical Causes Of Fires In The Boreal Forest - New Haven, Yale University, 1959; p.p.16-17; Dorthea Calverley Archives (01-067, 01- 068)

2. Мирное соглашение на Унчаге (Unchaga, Unchagah, Unjaga, Unjagah, Unjigah, Unjegah).

В письме лейтенант-губернатору Верхней Канады Джону Г.Симко (10.09.1794) Александр Макензи приводит индейское название р.Пис - Unjegah (Transactions of the Society, Instituted at London, for the Encouragement of Arts, Manufactures, and Commerce, Vol. 18, Royal Society of Arts, 1800; p.289) Однозначной этимологической трактовки этого слова нет, по одной из версий название связано с заключением мира между кри и атапасками, однако эта трактовка сомнительна.

Атапаски и кри в центральной Канаде враждовали еще в доколониальный период, но с появлением огнестрельного оружия в самом конце XVIIв. кри получили и явное преимущество в войне. Военная экспансия кри в бассейне р.Невольничья продолжалась, по крайней мере до сер. XVIIIв., либо до 1780-х г.г.

А.Маккензи упоминает место на р.Пис (несколько десятков км вверх по реке от устья), где по словам его проводника кри и биверы урегулировали конфликт. По соглашению, это место (Точка Мира) стало границей между охотничьими территориями кри и атапасков. Проводник также пояснил, что название реки связано именно с этим событием. (Mackenzie A.– Voyages from Montreal through the continent of North America, to the Frozen and Pacific oceans in the years 1789 and 1793 - Philadelphia, 1802, р.р.116-117) К сожалению, Маккнзи не сообщает, о том, когда произошло это соглашение. Однако, Питер Понд, зимовавший в районе оз.Атабаска в 1778г., указывает, что заключение мира произошло в течении последних 40 лет до его появления в тех краях. (Innis, Harold A., Ed. 1930 Peter Pond, Fur Trader and Adventurer. Toronto: Macmilla; р.р.119-120) Ряд исследователей предполагают, что это историческое событие произошло ок.1765г. (Ives, J. W., I990 - A Theory of Northern Athapaskan Prehistory. Boulder, co: Westview, р. I17; Yerbury, 1986 - The Subarctic Indians and the Fur Trade… - р.34). Йербери отмечает также, что в этом соглашении принимали участие и слэйв. (Yerbury - The Post-Contact Chipewyan… - р.251; Ray 1974:22)) Также существуют версии, что соглашение на Унчаге было заключено между биверами и чипевьян (но не кри) (Mair, 1908: 99; McGragor J.G. - Paddle Wheels To Buket Wheels On The AthabaskaToronto 1974: 5), кри и чипевьян (Brady- A history Of fort Chippewyan, nd: 89), биверами, кри и черноногими (Kelly L.V. – Yellowstone Kelli; Yale Univ.Press 1962: 46) Калверли же придерживается расхожего мнения, что соглашение на Унчаге между биверами и кри было заключено в начале 1780-х гг.

Однако существует версия гораздо более ранней датировки мирного соглашения на Унчаге. Попытки примирить кри и атапасков предпринимались руководством КГЗ с самого начала XVIIIв. Комендант форта Йорк Джеймс Найт собирался установить «мир на тысячу миль вокруг», что должно было положительно сказаться на торговых делах Компании. В 1715г. он снарядил экспедицию под командованием Вильяма Стюарта в район р.Черчилл, для установления контактов с чипевайан. Примерно в это же время Найт поручил торговому вождю кри Лебедю (Вапасу) отправится в отдаленные земли к западу от форта Йорк для заключения мира и установления торговых отношений с тамошними индейцами. В июне 1719г. Генри Кэлси, преемник Найта в форте Йорк, писал об этой экспедиции: «Индеец по имени Лебедь, Миротворец, был в этом отряде, и говорит, что перезимовал с теми индейцами [атапасками] вдали от Черчилла на реках, текущих на запад [т.е. на правых притоках р.Невольничьей или р.Атабаски]. Он принес с собой образец смолы или дегтя, который вытекает из берегов той реки.» Из этого сообщения можно заключить, что Лебедь установил перемирие с атапасками, населявшими берега Атабаски или Писа. На этих реках до сих пор разрабатываются крупнейшие месторождения битумизированных песков. Выходы этого ископаемого есть и на территории нац.парка Вуд-Баффало, где предположительно и находилась «Точка Мира». (http://wayback.archiveit.org/2217/20101208164619/http://www.abheritage.ca/alberta/en/fn_metis/trade_read.html# )

Естественно, примирить многочисленные бродячие группы индейцев в один момент было невозможно. Все мирные договоры, заключенные между некоторыми индейскими общинами с подачи британцев, на которые последние возлагали надежды, не имели весомых результатов. Соглашения заключались между некоторыми из многочисленных кочевых общин индейцев, которые не несли никакой ответственности за действия их соплеменников из других групп. В то время, как одни кри курили трубку мира с атапасками, другие отправлялись в их земли в военные походы. Процесс растянулся на десятилетия.

В 1-й пол. XVIIIв. кри совершали частые набеги на атапасков. Так, например, в июне 1725г. чепевайан, пришедшие в Черчилл, сообщили управляющему фортом Ричарду Нортону, что зимой очень много их соплеменников погибло от рук кри, пришедших в их земли с войной. (Yerbury, J. C., 1986 - The Subarctic Indians and the Fur Trade, 168o-186o. Vancouver: University of British Columbia Press, р.32) Это далеко не единственное сообщение подобного рода, относящееся к тому периоду. К 1750-м кри уже селились на южном берегу Большого Невольничьего оз., вытеснив на север слэйв и догрибов. (J. C. Yerbury - The Post-Contact Chipewyan: Trade Rivalries and Changing Territorial Boundaries -Ethnohistory, Vol. 23, No.3, 1976)

В 1750-х комендант форта Черчилл Фердинанд Якобс отправил «капитана Северных индейцев» Матонабби в район Атабаски, чтобы тот заключил мир между «Северными» и «Южными» индейцами (атапаски и кри). С этой миссией Матонабби в одиночку и с отрядом чипевайан совершил несколько визитов к различным общинам кри и атапасков, однако переговоры не увенчались успехом. (Hearne. S. - A journey from Prince of Wales’s Fort in Hudson’s Bay to the Northen Ocean… - Toronto,1911 – р.р. 331-334)

Любопытно, что в индейском фольклоре (кри, биверы, чипевайан) редки (либо вообще отсутствуют) предания о заключении мира в районе оз.Атабаска, зато этнографами в нач. ХХв. зафиксировано довольно много текстов о войнах между атапасками и кри. В фольклоре всегда отражаются значимые для народа события, и таковыми для индейцев являлись военные столкновения, победы и поражения. Военные истории и легенды зачастую содержат мелкие детали и подробности, вплоть до имен великих воинов. Так в преданиях слэйв воина, побеждающего врагов-кри зовут Ehtsontsie (или Eh’stontsia), у чипевайан это Dza-ghal-iaze и Datsanthi. (K.M.Abel - Drum Songs: Glimpses of Dene History- 2005; р.47) О примирениях же между отдельными группами память не сохранила следов.

Для европейских торговцев же, стремившихся примирить индейские народы в течении столетия, установление мира в конце XVIIIв. явилось значимым, поэтому гидроним Пис-Ривер (Река Мира) и закрепился.

Очевидно, что в отличие от европейцев, индейцы не рассматривали договор на Унчаге как установление «великого мира». Исторические данные свидетельствуют скорее о том, что попытки британцев учередить этот «великий мир» были малоэффективны вплоть до 1780х гг. Экспансию кри в бассейне р.Невольничьей к концу XVIIIв. остановили не столько мирные соглашения, сколько другие факторы. Одной из предпосылок послужила эпидемия оспы, разразившаяся в районе оз.Атабаска в 1781-82г.г. и унесшая множество жизней. Птито отмечает (Petitot, E. F. S., 1883, On the Athabasca District of the Canadian Northwest Territory. London, р.651) что на оспу наложились периодические вспышки гриппа, в течении 7 лет втянувшие индейское население Атабаски в глубокую демографическую яму, а также и то, что кри пострадали от эпидемии в гораздо большей степени, чем окрестные группы атапасков. Кроме того, в это же время (1782г.), по словам Годдардда, у биверов стали появляться первые ружья. Но именно эпидемия, кажется, оказала наибольшее влияние на развитие исторических событий и остановила экспансию кри.

Соглашение на Унчаге (а скорее всего, серия таких соглашений, растянувшаяся во времени на пол века) не поставило точку в истории кри-атапаскских войн. Военные столкновения периодически происходили до конца XVIIIв. и позже. Так, например, в 1798г. биверы вырезали небольшую общину оджи-кри в районе Малого Невольничьего оз. в месть за нападение, совершенное алгонкинами годом ранее. Известен и гораздо более поздний случай, относящийся уже к 1825г, когда из Камберленд-Хаус военный отряд кри отправился в поход на слэйв (James G. E. Smith -Chipewyan, Cree and Inuit Relations West of Hudson Bay, 1714-1955 - Ethnohistory, Vol.28, No. 2, 1981, р.148)

13 Братья Ревильон (Revillon Frères) – французская торговая компания, основанная в 1723г. Основные направления торговли: меха и предметы роскоши. В 19в. компания поставляла меха в Монреаль, Нью-Йорк, Париж и Лондон. В 1903г. компания начала активно развивать сеть постов в северной Канаде, составив серьезную конкуренцию КГЗ. В 1906г БР поглощает мехоторговую компанию «Брэдин и Корнуолл», созданную предпринимателями Вильямом Флэтчером Брэдином и Джеймсом Кеннеди Корнуоллом и развернувшую сеть в районе Писа после подписания Соглашения 8 (не менее девяти постов, в частности в Сент-Джоне и Хадсон-Хоупе). В зону влияния БР попадали северный Квебек, Онтарио, канадская Арктика и западная Канада. Северная Альберта и Британская Колумбия были основными регионами деятельности компании. В 1910-1915г.г. здесь было 20 магазинов БР. Интересно отметить, что в 1922г. компания финансировала съемки знаменитого документального фильма «Нанук с севера». В 1936г., когда цены на пушнину сильно упали, КГЗ выкупила активы у БР. Пост БР в Сент-Джоне появился в 1910г, а закрылся он уже через два года, в 1912г., когда КГЗ вытеснила конкурента, отказав БР в отправке товара на пароходе компании. (http://www.geotourismcanada.com/documents/602.aspx ) Т.о., Калверли ошиблась с датой появления в Сент-Джоне агента БР – спустя 14 лет после инцедента со старателями эта компания уже покинула Сент-Джон. К сожалению, Калверли не называет имени «нового менеджера».

14 Фрэнк Уорк Битон (1865-1945) - управляющий факторией КГЗ форта Сент-Джон. Поступил на службу КГЗ в 18 или 19 лет, и направлен в район Атабаски.

15 Калверли допускает ошибку. Жена Битона, Эмма Шоу была метиской. Битон женился на ней в 22 года. Она была дочерью агента КГЗ и индеанки кри. У Битона и Эммы родилось 12 детей. (God's Galloping Girl: The Peace River Diaries of Monica Storrs, 1929-1931 – Edited by W. L. Morton; Hope Symons, 1979; p. 296)

16 Халберт Футнер (Hulbert Footner) (1879-1944) канадский писатель, писавший научно-популярные книги и беллетристику. Первые его произведения – дневниковые записи о путешествиях по Канаде.

17 Калверли пересказывает строки из книги «Новые реки Севера» (New Rivers of the North. The Yarn of Two Amateur Explorers by Hulbert Footner, NewYork, 1912, рр.139-140) Футнер также отмечает, что то была очень холодная зима, температура опускалась до «78 ниже нуля», кроме того, свирепствовала эпидемия. По словам ребенка, зимой он жил вместе с собаками в маленьких шалашах, которые сам устраивал, и питался объедками. Одежда его состояла из рубашки, драных штанов и всего одного мокасина, который он одевал попеременно то на одну, то на другую ногу. Он раздобыл большую тряпку, которую использовал как одеяло. Несмотря на такое ужасное положение, весной мальчик выглядел вполне упитанным и здоровым. Окрещен он был в форте Вермильон.

Данные Футнера о температуре в ту зиму, видимо, являются ошибкой, вызванной, возможно, неисправностью термометра. -78 °F соответствует -61°С, а такая температура выглядит нереально низкой для 56 широты. Зафиксированный канадским Департаментом Окружающей Среды температурный минимум в районе форта Сент-Джон -47,2°С.

18 Пуз-Капи – поселок на Границе Альберты и Британской Колумбии. Первые постройки старателей на берегу одноименной реки появились в 1898г. Река же получила свое название в честь вождя биверов Отрезанного Пальца (Pooscapee).

19 Биверлодж - небольшой городок на западе Альберты. Расположен в 43 км к западу от Гранд-Прэри

20 Миссионеры на верхнем Писе появились в 60-х г.г. XIX в. В 1866г. (см.прим.4) проповедовать христианство биверам прибыл епископ Фаро из католического ордена Облатов Непорочной Девы Марии. Он был первым, кто крестил биверов: «21 сент.1866г. К вечеру прибыл баркас Компании. Десять туземцев тянули его бечевой, другие отталкивались шестами. Отслужил благодарственную мессу и крестил 23 человека, среди которых было 17 индейцев и полукровок-метисов»

В 1867г.  католический священник Кристоф Тиссье прибыл в Гранд-Прэри, где окрестил 67 биверов.

С 1871г. в Сент-Джоне и Хадсон-Хоупе проповедовал англиканский миссионер Вильям Карпентер Бомпас.

Однако христианизацию индейцев верхнего Писа в первые десятилетия нельзя назвать активной. Миссионеры посещали свою паству один раз в год, добираясь в Сент-Джон из Дунвегана на лодке. В этот период, согласно отчетам епископа Джоссарда (ОНДМ) миссионеры крестили по 13 индейцев в год.

В 1883г. священник привез в Сент-Джон первый плуг. Чтобы вспахать небольшое поле для выращивания овощей для служащих КГЗ, в плуг впрягли 30 новообращенных индейцев.

В 1890г. в Сент-Джоне для христиан была построена первая часовня (Св.Петра). http://explorenorth.com/bc/ftstjohnhistory.html http://fsjcatholic.ca/page19.php http://www.countygp.ab.ca/EN/main/community/about-county/history/1700-1897.html

21 По другой версии, рассказанной тем же Питером Кэмпбеллом, Волк, выслушав до конца проповедь священника о том, что многоженство – грех, возразил: «Я так не думаю. Всякий человек, который может охотиться и добывать достаточно лосей, чтобы прокормить семь жен, имеет право держать их» Надо добавить, что у каждой жены Волка было свое отдельное типи. (Calverley, 01-070)







 

       


 


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АТАПАСКАХ СУБАРКТИКИПЕРВОИСТОЧНИКИИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯФОЛЬКЛОРЛИНГВИСТИКАФОТОФОРУМГОСТЕВАЯ КНИГАНОВОСТИ
сайт создан 10.09.2010

- ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ УКАЗЫВАТЬ АВТОРОВ И ИСТОЧНИКИ -
ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТАТЕЙ, ОТМЕЧЕННЫХ ЗНАКОМ "©", НЕОБХОДИМО РАЗРЕШЕНИЕ АВТОРОВ
                         
                                                                                     МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ И ВЫЛОЖЕНЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 


ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS