СЕВЕРНЫЕ АТАПАСКИ

 Насельники Дикого Севера


ПОИСК ПО САЙТУ:




                                                                                                                 

NORTHERN DENE  /  ИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯ  /  Северная Покахонтас - Н.Шишелов




Северная Покахонтас - Н.Шишелов

ТАНАДЭЛТАР - ПРЫГАЮЩАЯ КУНИЦА

 (женщина чипевайан. 16?? – 1717г.г.)

Н.Шишелов, 2010

                                                                                                                                      
Роль этой индеанки в истории развития отношений между индейцами и европейцами и освоения Северной Америки сопоставима с ролью Покахонтас и Сакагавэи.

Основным документальным источником, в котором содержится информация о жизни Танадэлтар является журнал форта Йорк за 1714-1717 гг, записи в котором вел член правительства Компании Гудзонова Залива и комендант форта Джеймс Найт (ок. 1640-1720), а также его личная корреспонденция. Форт Йорк, основанный в 1684г., был в начале 18в. самым северным действующим постом Компании Гудзонова Залива, здесь британцы вели торговлю с кри. Попытка основания фактории в устье р.Черчилл в еще 1688г, в 250км севернее форта Йорк, оказалась неудачной, действующей фактории там не было. Найт хотел наладить торговлю и с живущими к северу от кри атапасками, о которых слышал от кри, что они очень воинственны и дики. Торговле мешала война между этими народами. Пушнина из дальних районв, все же поступала к британцам. Это были трофеи, захваченные кри в результате военных походов в земли атапасков. Конкурировать с вооруженными ружьями кри атапаски не могли, торговля с европейцами была для них закрыта. Помимо трофеев, в набегах кри часто захватывали в плен детей и женщин атапасков.

Весной 1713г , во время одного из таких набегов, Танадэлтар вместе с некоторыми ее соплеменниками была захвачена в плен военным отрядом кри. Осенью 1713г, когда пленившие их кри находились на сев. берегу р.Нельсон, ей и еще одной женщине удалось бежать, и они направились на поиски своего народа. Зиму 1713-1714 они прожили, обеспечивая себе пропитание охотой самоловами. Тяжелые условия (холод и отсутствие пищи) вынудили их изменить маршрут и двинуться в сторону побережья Гудзонова залива к форту Йорк. В пути спутница Танаделтар умерла от голода или болезни.

Прошел год скитаний, и 22 ноября 1714г. английские охотники, промышлявшие гусей около Шиллинг-Крик, обнаружили Танадэлтар. "Она спотыкаясь вышла из лесу и упала возле палатки прямо у наших ног. Она бормотала, что она из Медных, ...сэр. Но она хорошо объясняется на кри" - сообщили служащие коменданту форта. Найт был весьма обрадован этой новостью, т.к. видел в в лице Миссис Невольницы, как он ее позже называл в своих записях, потенциального посредника для установления контакта с атапасками. Танадэлтар доставили в форт в весьма плачевном состоянии. Некоторое время потребовалось ей на восстановление сил.

4 декабря 1714г. Найт со слов Невольницы записал в журнале ее историю. Он предполагал, что Танадэлтар съела свою спутницу, но позже все же признал, что та умерла от болезни. Танадэлтар дала описание своей страны. Она рассказывала, что на севере и западе живет много индейцев, об 11 Великих Нациях родственных по языку и о том, что их окружают земли пяти иноязычных Великих Наций, о множестве куниц, горностаев, лис и волков, о том что в ее стране протекает Большая Река, которая впадает в море на другой стороне земли, и что там есть потоки, настолько быстрые, что даже зимой не всегда замерзают. Т.о. европейцы получили первичную информацию о р.Маккензи.

За время пребывания в форте Танадэлтар ознакомилась с преимуществами европейских изделий, а Найт вынашивал идею замирения кри с чипевайан. В июне 1715г он начал подготовку миротворческой экспедиции. 11 июня он организовал пир для «домашних индейцев», как называли кри, поселившихся возле форта, чтобы выяснить, многие ли из них поддерживают идею установления мира с «северными индейцами». Нашлось «12 или 14 человек, которые были серьезно настроены на это». Эти кри согласились пойти в земли чипевайан, чтобы заключить перемирие, если их будет сопровождать англичанин и бывшая пленница. Также необходимо было снабдить их подарками для чипевайан: боеприпасами и табаком. По просьбе Найта, Танадэлтар согласилась сопровождать экспедицию в качестве проводника и переводчика. Она должна была убедить свой народ
в необходимости установления мирных отношений с кри, и в том, что торговля с британцами будет для них выгодна. Сама Миссис Невольница поддерживала эту идею.

Перед выходом отряда, 18 числа для индейцев был устроен еще один большой банкет. В случае успеха предприятия, Найт обещал вознаграждение для участников похода, вступать же в вооруженные стычки он запретил. Число участников отряда к моменту выхода экспедиции возросло до 150 кри. Командовать экспедицией был назначен Вильям Стюарт. Это была первая экспедиция в глубинные районы канадского севера. Среди указаний Найта Стюарту было: приложить все усилия, чтобы установить мир и избежать кровопролития; привести с собой в форт 6 или более северных индейцев, чтобы они осмотрели его; следить, чтобы участники отряда не злоупотребляли доверием Танадэлтар; сказать ее людям, что на р. Черчилл будет построен форт для торговли с ними, где они смогут обменивать шкуры бобров, куниц, лис, волков, выдр, медведей, лосей, диких котов, бизонов и желтый металл на английские товары; принести образцы встречающихся минералов, но при этом не показывать индейцам своей заинтересованности этим и т.д.

Лишь спустя 2 месяца экспедиция добралась до устья р.Черчилл, где еще в 1688г британцы делали попытку основать факторию. То есть за это время отряд продвинулся к северу от форта Йорк всего на 250 км. Оттуда Танадэлтар повела Стюарта на север-северо-запад, в холмистые тундры, пересеченные множеством рек и озер. Эта местность была названа Бесплодными Землями. Для кри, неприспособленных к жизни в тундре, поход оказался весьма сложным. По оценке самого Стюарта, они достигли приблизительно 63° с.ш., удалившись от фактории на 400 миль, и далее отряд двинулся на запад-северо-запад и вошел в лесную полосу, «страну чудесную для всякого зверья». Точный маршрут экспедиции не установлен, но по мнению канадских историко-географов отряд достиг примерно 61° с. ш. и 110° з. д., войдя в таежную зону юго-восточней Большого Невольничьего оз.

В лесу экспедиция наткнулась на следы индейцев. Идя по следу, они обнаружили тела девяти чипевайан, недавно убитых отрядом кри. Теперь Стюарт был уверен в провале миссии, а кри стали задумываться о собственной безопасности. В целях предотвращения дальнейшего кровопролития Танадэлтар, проявила инициативу, и попросив Стюарта ожидать ее на месте в течении 10 дней, отправилась на поиски избежавших гибели чипевайан из этой группы. Стюарту стоило больших усилий, чтобы отговорить кри от скорейшего возвращения на юг, т.к. те опасались мести чипевайан. На случай внезапной атаки вокруг лагеря кри построили из снега оборонительное укрепление с бойницами. За это время Танадэлтар удалось отыскать сотню палаток, в которых жили около 400 чипевайан. Она рассказала им что англичанин приглашает их в форт, чтобы дать свои товары в обмен на шкуры, и что другой англичанин находится неподалеку и хочет видеть их и говорить с ними. Не все поддерживали эту идею, но, вероятно, всем хотелось посмотреть на белого человека. И 160 мужчин отправились к лагерю Стюарта в сопровождении Танадэлтар. Позже Найт удивлялся этому: «вы можете идти по этим землям 50 дней и не встретить там 50 индейцев». К тому времени, когда кри уже собирались сниматься с места, Танадэлтар подала дымовой сигнал и Стюарт вышел к ней на встречу. Танадэлтар ждала их в палатке с двумя чипевайан. Как позже отметил Найт, переговоры увенчались успехом именно благодаря Танадэлтар и ее влиянию на соплеменников. Несмотря на сильную простуду (она с трудом могла говорить), она объяснила им, что кри этого отряда непричастны к произошедшему убийству чипевайан. Танадэлтар подала сигнал остальным соплеменникам и они прибыли к лагерю экспедиции. Чипевайан были ознакомлены со значением обряда Трубки Мира, после чего Стюарт «зажег ее и протянул, и тогда каждый сделал столько затяжек, как было согласовано, и все брали трубку, никто не отказался, и он сказал им, что теперь они будут вечно друзьями». В течение последующих двух дней чипевайан и кри праздновали заключение мира, обменивались подарками, торговали. Чипевайан усыновили некоторых молодых кри, что было залогом мира, и индейцы расстались как хорошие друзья.

7 мая 1716г экспедиция вернулась в форт Йорк, где Стюарт рапортавал Найту о результатах экспедиции. В форт с отрядом пришли 10 чипевайан. Найт много общался с индейцами и они поведали ему, что «в их стране живет много людей, что есть 2 или 3 большие нации, язык некоторых, живущих к северу и юго-западу, они не понимают , те живут в основном около моря и охотятся на китов, тюленей и моржей».

В сентябре 1716 Найт сделал запись в журнале форта, в которой говорилось, что он создает проект форта в устье р.Черчилл и надеется начать строительство в конце июня – нгачале июля следующего года. Танадэлтар была рада решению о постройке торгового форта и сказала Найту, что индейцы будут приносить в форт не только пушнину, но и медь, что она будет привлекать к торговле с англичанами как можно больше индейцев. Осенью Танадэлтар упоминается уже как Невольница Джоан, ей дали европейское имя. В начале зимы Найт собирался отправить Танадэлтар и 4 чипевайан к соплеменникам, чтобы они сообщили своему народу, что следующей осенью они могут приходить в новый форт для торговли и уже в этот сезон чипевайан должны начать заготовку шкур.

Но в декабре Танадэлтар серьезно заболела. Найт надеялся на ее выздоровление, 11 января он записал «я ждал ее смерти каждый день, но теперь, я надеюсь, она выздоравливает». В середине апреля он планировал отправить Танадэлтар с оставшимися в форте соплеменниками и двумя служащими Компании к чипевайан с известием о строительстве форта на Черчилл, но утром 5 февраля 1717г., после 7 недель болезни, Танадэлтар умерла. Найт был сильно опечален этим событием, со смертью Танадэлтар КГЗ потеряла переводчика и посредника. Он описывал ее как женщину сильную и влиятельную среди своего народа;«Из всех, кого я когда нибудь встречал, она была одной из немногих , кто обладал большой силой духа и твердостью решения. Она была отважна, обладала чрезвычайной бодростью и дальновидностью, была одарена способностью быстро и без труда понимать то, что ей объясняли и предлагали и высказывала свое мнение вне зависимомти от обстоятельств. И я уверен, что смерть ее является значительной потерей для Компании».

Форт Черчилл был построен летом 1717 и КГЗ начала торговлю с атапасками, Танадэлтар, сыгравшая одну из главных ролей в установлении контакта чипевайан с британцами не дожила до этого момента. Из-за опасности нападения французов, и дальности строевого леса форт Черчилл был построен из камня, поэтому чипевайан стали называть англичан «людьми каменного дома» (thé-yé-ottiné). Миром с кри чипевайан дорожили более, чем миром с британцами, как отмечал в 1770-х г.г. Сэмуэль Херн, чипевайан боялись войны с первыми, но не с последними. В 18в. отношения между кри и чипевайан постепенно становились все более лояльными, а в 19в. межплеменные браки уже не были редкостью.

История о Танадэлтар сохранилась и в устных преданиях атапасков. Католический миссионер Эмиль Птито, живший длительное время среди различных групп атапасков, в 1879г. записал легенду о Sha-nareltthoer – Прыгающей Кунице, которую он слышал на оз. Атабаска от чипевайана Алексиса Энна-азе (Enna-aze), сходную с историей, описанной Найтом. Он же отмечает, что тиланоттине (самая юго-западная группа чипевайан) называют эту женщину Tha-narelttboer – Трясущийся (Шатающийся) Камень. В этом варианте легенды у нее были любовники на двух побережьях, а по словам вождя Uldayé она была поочередно похищена чипевайан и болотными кри или маскегами Гудзонова залива.

В 1920-х гг Эдвардом Кертисом у чипевайан общины Колд-Лэйк в Альберте была записана аналогичная история, в которой имя героини звучит как Thanadelthur – Трясущаяся Куница. Последний вариант является наиболее распространенным именем этой женщины.

В 3-й четв.20в. догриб из форта Рэй Виталь Томас рассказал историю о плененной женщине этнографу Джун Хэлм. Этот вариант легенды наиболее отдален от реальных событий, дополнен жуткими подробностями, а его концовка напоминает финальную сцену голливудского фильма. По версии Томаса, женщину похитили чипевайан (у догрибов образ врага обычно ассоциируется с чипевайан, они действительно совершали нападения на догрибов, но значительно позднее произошедших событий, во 2-й пол. 18в.) История повествует о том, как злобные чипевайан убивали множество догрибов, слэйв, лушо и эскимосов, и продавали британцам скальпы, выдавая их за шкурки неких водных зверьков. Во время одного из набегов они собрали столько скальпов, что не могли сами их унести, поэтому сохранили жизнь одной пленнице. Когда они прибыли в Калгари или какой-то другой пост, пленница спряталась на кухне (здесь неосознанное рассказчиком искажение истины уже переходит всякие границы – форт Калгари основан в 1875г. Северо-Западной Конной Полицией). Пленница знаками попросила торговцев спрятать ее, и когда чипевайан принялись ее разыскивать, белые заперли их на складе и сожгли всех живьем. Она поведала белым о своих злоключениях и осталась в форте зимовать. Ее научили обращаться с ружьем, а в марте двое торговцев проводили ее до Невольничьего Озера, где она сказала, что больше не нуждается в их помощи, и отправилась на поиски родни. Через некоторое время ее заметили два молодых охотника. Один из них испугался человека с ружьем, но второй предложил проследить за женщиной. Когда они приблизились и свистнули незнакомке, она от радости и испуга упала в обмороке на лед. В дальнейшем она вышла замуж за храброго охотника.

В 1950-х г.г. по заказу КГЗ художник Франклин Арбакл написал картину «Посланница мира», на которой изобразил мирные переговоры между чипевайан и кри. 



Источники:

1 York Factory post journal, 1714-1717, Hudson Bay Company Archives B.239/a/1

2 Curtis, Edward M. The North American Indian, Vol. 18. Norwood, MA: Plimpton Press, 1928.

3 Johnson, A.M. "Ambassadress of Peace." The Beaver, December 1952, pp.42-45.

4 Helm J. - The People of Denendeh - University of Iowa Press, Iowa City, 2000, рр.290-292

5 McCormack, Patricia A. "The Many Faces of Thanadelthur: Documents, Stories and Images," in Jennifer S.H. Brown and Elizabeth Vibert, eds., Reading Beyond Words: Contexts for Native History. Peterborough, Ont.: Broadview Press, 2003, pp. 329-364.

6 Petitot, Emile. «Traditions indiennes du Canada nord-ouest par Emile Petitot ancien missionaire. Les literatures populaires de toutes les nations. Traditions, legendes, contes, chansons, proverbes, deviettes, superstitions.» P., Vol. XXIII. 1886.

7 Pincott, K.E. "What Churchill Owes to a Woman." The Beaver, September 1932, pp.100-103.

8 Van Kirk, Sylvia. "Thanadelthur." The Beaver, Spring 1974, pp.40-45.



Опубликовано: Н.Шишелов. Танадэлтар - Прыгающая Куница // е-журнал "Этнос", №8, С-Пб, 2016, сс. 36-41 





 

       


 


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АТАПАСКАХ СУБАРКТИКИПЕРВОИСТОЧНИКИИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯФОЛЬКЛОРЛИНГВИСТИКАФОТОФОРУМГОСТЕВАЯ КНИГАНОВОСТИ
сайт создан 10.09.2010

- ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ УКАЗЫВАТЬ АВТОРОВ И ИСТОЧНИКИ -
ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТАТЕЙ, ОТМЕЧЕННЫХ ЗНАКОМ "©", НЕОБХОДИМО РАЗРЕШЕНИЕ АВТОРОВ
                         
                                                                                     МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ И ВЫЛОЖЕНЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 


ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS