С Е В Е Р Н Ы Е     А Т А П А С К И

~ Насельники Дикого Севера ~ 

~

ПОИСК ПО САЙТУ:




                                                                                                                 

NORTHERN DENE  /  ФОРУМ




ФОРУМ

Не зарегистрирован
 
Форум  →   ОФФЛАЙН  →  Сказки чипеваян




Страница: ← предыдущая|следующая
123


Добавлено: 13.09.10 23:54:14 #1

namanjigaabaw (Гость)

Обратиться по имени

Бивер, я не знаю, как иначе дополнить раздел фольклора, поэтому здесь положу три байки от чипевьян. Из собрания "CHIPEWYAN TALES" BY ROBERT H. LOWIE. Опубликовано в ANTHROPOLOGICAL PAPERS OF THE American Museum of Natural History. Vol. X, Part III.

Снежный Человек.

Однажды случилось так, что зима продолжалась два года подряд. Не было гусей, у карибу, лосей и оленей не вырастали рога. Люди не понимали, что происходит. Все это время не таял лед, невозможно было прорубить его и поставить сети. Люди разжигали большие костры, докрасна раскаляли камни, бросали их на лед, но он был такой толстый, что ничего не помогало.
Начался голод. Во время, когда должна была наступить весна, все немного подтаяло, но затем опять началась зима. Многие от голода умерли. Люди плакали от страха.
Один человек пошел к Фон-Дю-Лак, чтобы поставить силки на куропаток. Когда он проверял их, ему повстречался другой человек. Он был бел, а за ним шел снег. Это был Снежный Человек. Индеец сказал: «Зачем ты пришел сюда? Люди там, на севере, убивают твоих детей».
Когда Снежный Человек услышал это, он тут же развернулся и пошел в пустынные земли.
И пришло лето. Вернулись гуси, а у лосей и оленей снова выросли рога.


Человек на луне.


Жил однажды великий охотник на бобров. Как-то, вернувшись с охоты, он вытопил много бобрового жира и запретил людям к нему прикасаться. Но несмотря на запрет кто-то, желая попробовать, сунул в жир палец, пока охотник снимал леггины. Когда охотник заметил это, он был взбешен. Он ушел вместе с маленькой собачкой, сказав людям: «Отныне ищите меня на луне!»
Там теперь и можно его увидеть. С его леггинами и маленькой собачкой на коленях.


Неверная жена.

Жила однажды женщина, которая плохо заботилась о своем муже. Каждый вечер она уходила за дровами, но никогда не приносила их столько, чтобы хватило на всю ночь. Под предлогом, что надо еще собрать дров, она посреди ночи уходила из дома. На самом же деле она шла к старой гнилой березе, очень большой, размером с хижину. В березе жили два огромных муравья. Они были любовниками этой женщины.
Со временем ее муж заподозрил неладное и однажды ночью последовал за женой. Увидев, что происходит, мужчина развернулся и ушел. Когда женщина вернулась домой и не нашла там своего мужа, она пошла по его следам. Но не нашла его. Возможно, они до сих пор где-то ходят.

Добавлено: 14.09.10 01:17:54 #2

beaver (Гость)

Обратиться по имени

Ооо! Это очень хорошо! Большое спасибо! Сейчас добавлю в раздел. Чей перевод, как написать?

Добавлено: 14.09.10 01:28:09 #3

olgapak (Гость)

Обратиться по имени

Испортить себе жизнь из-за дурацких огромных муравьёв))

Добавлено: 14.09.10 09:29:57 #4

namajigaabaw (Гость)

Обратиться по имени

beaver, это я переводил. Давно уже. У меня есть этот сборник, если надо, то могу прислать. Почты только не знаю.
Ольга, у атапасков еще и не то бывает

Добавлено: 14.09.10 14:21:18 #5

beaver (Гость)

Обратиться по имени

Сборник этот у меня тоже есть, но руки до него не доходят, я фольклором не очень интересуюсь. Почта: nshishelov@rambler.ru Если будет продолжение - присылайте, буду признателен.
-------------
Да это не только у атапасков такое встречается. По Березкину: Мотив, где жена отправляется на поиски мужа (но обычно с ней злоключения происходят) - в С.Америке - только у атапасков, шусвап и эскимосов инупиак, в Азии у эвенков, в Ю.Америке - широко представлен. Мотив тайного любовника распространен в обоих Америках и в Азии. Только обычно это млекопитающее (кроме бизона и карибу) или водное существо. И обычно муж или дети, выследившие изменницу, убивают или калечат любовника или обоих.
А тут мужик молодец - плюнул, да и ушел)). И охотник тоже примерно так поступил и снежный человек. На мой взгляд, здесь присутствует воспитательная функция сказок - поведение в конфликтной ситуации (избегание прямого конфликта)

Добавлено: 14.09.10 14:35:13 #6

namanjigaabaw (Гость)

Обратиться по имени

Жена с мужем отправлялись на поиски друг друга еще у чероков. Потом земляника появилась из-за этого. Любовник - змей распространен у алгонкинов (от могикан до пассамакуодди). И страдала обычно женщина за неверность. Хотя у пассамакуодди есть какая-то сказка, где она вроде и не сильно пострадала и ее даже вроде как родители не осудили... не помню точно, к сожалению.
А вот у меня фольклор - на первом месте почему-то

Добавлено: 14.09.10 15:41:22 #7

namanjigaabaw (Гость)

Обратиться по имени

Вот, еще одну нашел сказку переведенную из того же сборника. Она глючная. Я в ней ваааащщще ничего не понимаю, кто там при чем ))))

Украденные женщины.

Группа чипевьян разбила лагерь на берегу озера. Пока мужчины охотились, кри увели у них двух женщин, которые были сестрами. По возвращении мужчины хотели было броситься в погоню, но их было слишком мало, так что они остались и продолжили охоту. Каждый освежевал оленя, завернул мясо в шкуру и потащил в хижину. Брат уведенных женщин был знахарем. Он был очень зол и один отправился вслед за кри.
По пути он миновал три птичьих гнездовья. Он поговорил с их обитателями, получил от них разрешение пройти и информацию о кри. Потом он встретил белку-летягу. Она сказала, где он может найти сестер.
«Сначала ты встретишь улитку. И если будешь голоден, попроси у нее еду. Затем ты встретишь старуху». Человек отправился в путь, а потом остановился у ручья. Еды у него не было. Когда пришла улитка, он попросил у нее что-нибудь поесть. Улитка нырнула в воду и достала ему оттуда четырех рыб. Но когда он открыл мешок, то обнаружил, что рыба превратилась в улиток. Он бросил их обратно и пошел дальше, пока не дошел до хижины. Там была старая женщина.
- Бабушка, я очень голоден.
- Мне нечего дать тебе, но сходи в кусты, там ты наверняка найдешь куропаток. Ощипай куропатку там, где она упадет замертво, развороши перья палкой и подуй на них. Тогда каждое перо превратится в куропатку.
Он так и сделал, и каждое перо превратилось в куропатку, и они взлетели на деревья. И мужчина пошел дальше.
Его жена шла за ним. Он так и тянул за собой свою оленью шкуру с завернутым в нее мясом, не обращая внимания на то, что его ноша становилась все легче и легче, так как куски мяса вываливались. Он считал, что это оттого, что он становится все сильнее и сильнее. Жена в дороге питалась этим выпавшим мясом. Она знала, что у него только один олень и находила след по кускам оленины. Спустя время нашлась и голова. И женщина подумала, что лучше бы ей вернуться, потому что она начнет голодать, оставшись с последним куском мяса.
Ее муж все шел и шел, пока ему не встретилась старуха. Она была жабой. Она сказала: «И дня не пройдет, как ты дойдешь до цели. Я не знаю, что тебе посоветовать, чтобы все сложилось наилучшим образом, сам разберешься, когда придешь». Он пошел и напал на следы кри. На закате он увидел дым. Он увидел хижину со связанными жердями и входом. Всю ночь он прятался в кустах и наблюдал. Он слышал людей, говорящих на кри. Кто-то из них оставил лосиную шкуру. Утром человек увидел, как из хижины вышли две женщины. Это были его сестры. Он пытался привлечь их внимание и наконец одна из них подошла. Другая осталась обрабатывать лосиную шкуру. Он сказал: «Сегодня вечером я попытаюсь спасти вас от кри. Укройтесь одеялами и привяжитесь гнилыми веревками. Когда ваш муж попытается вас притянуть обратно, веревки порвутся. Скажи сестре». Вечером женщины ужинали с мужем. Они укрылись одеялами и обвязались сухожилиями, но старшая сестра обвязалась крепкой тряпкой. Младшая пошла первой.
Она сказала мужу, что пошла за дровами. И побежала. Муж попытался притянуть ее обратно, но веревка порвалась и она ускользнула. Но на старшей сестре веревка не порвалась, и муж притянул ее обратно. Чипевьян с младшей сестрой убежали.
Каждую ночь кри, используя магию, превращали лагерь беглецов в остров, окруженный острыми камнями, но утром чипевьян преодолевал их магию своей. Так они и спаслись.

Добавлено: 14.09.10 15:59:23 #8

utumuk (Гость)

Обратиться по имени

И правда непонятно. Если охотники мясо в шкуре за собой волочили, то, возможно, дело зимой было. А потом улитки ныряют. Лето, наверно.

Добавлено: 14.09.10 16:17:38 #9

olgapak (Гость)

Обратиться по имени

Цитата:
"Ольга, у атапасков еще и не то бывает ;"
И не только у атапасков, читал мексиканские сказки, да что там - русские неадаптированные?)))

Добавлено: 14.09.10 16:28:47 #10

beaver (Гость)

Обратиться по имени

namanjigaabaw, это точно из Лоуи? Такая же легенда (один в один) Годдардом у биверов была записана.
utumuk, думаю, интерпритация странных моментов такова: охотник шел к кри очень дого, два сезона. То, что старшая сестра обвязалась крепкой веревкой - сама не хотела от кри уходить, это нормальное явление, так со многими пленниками было. А то что охотник оставил куропаток, рассевшихся на деревьях - это, наверное, показатель экологического сознания, весь выводок выбивать не надо, одну взял - и хватит))

Добавлено: 14.09.10 16:35:43 #11

namanjigaabaw (Гость)

Обратиться по имени

Да, это точно из Лоуи.
Есть предположение, что сказку эту информатор рассказывал либо на своем языке, который не очень хорошо понимал записывающий, либо на английском, который не очень хорошо знал информатор. Такое тоже бывало.
Здесь, если чел за собой волок шкуру с мясом, то непонятно еще, отчего же это у него еды-то не было? И почему он эту шкуру не отцепил, когда ломанулся в погоню? И зачем за ним жена шла? И зачем у улитки еду просить, если все равно ее выкидывать?... Вобщем, мухоморы там у них забористые
olgapak:

И не только у атапасков, читал мексиканские сказки, да что там - русские неадаптированные?)))

Читал, конечно. Но свои все же какими бы глючными не были, они понятнее У нас мухоморы другой системы, свои мухоморы ))))

Добавлено: 14.09.10 22:38:30 #12

beaver (Гость)

Обратиться по имени

namanjigaabaw:
Да, это точно из Лоуи
Да, это я перепутал. У Годдарда нет этой истории. Много других про войну с кри, похищения и т.п. Есть даже история про их местного почти Сусанина.
В кратце: зима, муж на охоте, жена с ребенком в типи, жена делает снегоступы, в миске с водой, где она смачивает ремни, ребенок видит отражение врага, говорит об этом матери, она сохраняет спокойствие, т.к. знает, что они днем не нападут. Возвращается охотник, прячет в лесу жену с ребенком. Кри нападают на рассвете, протыкают типи копьями, обнаруживают обман. Он кричит им "я здесь", они бросаются в погоню. У него снегоступы лучше, он призывае южный ветер, кри потеют, сбрасывают на ходу одежду. Он призывает северный ветер, кри мерзнут, некоторые насмерть, остальные разводят костер, тут он их всех продрогших убивает копьем и идет домой.

Про чипевайана с мешком думаю так:
мясо мешке только в конце появляется, это уже зиму обозначает. перед этим другие сезоны обозначены символами животных, которыми можно питаться в это время: сначала гнезда - это начало лета; потом летяга - ?; Потом лето - он ловит рыбу на улиток, рыба портится т.к. тепло - он ее выбрасывает; потом куропатки, выводок - начало осени, и только после этого говорится о мясе - осень и зима. Жаба - может следующая весна-?. Долго он шел, он не сразу ломанулся, а выждал, когда кри бдительность ослабят.))

Добавлено: 14.09.10 22:44:52 #13

namajigaabaw (Гость)

Обратиться по имени

Хм... Это очень похоже на правду, про сезоны. Я как-то даже не подумал.
А не встречалось ли где еще такие намеки на сезоны с объяснением, что речь именно об указании времен года?

Добавлено: 14.09.10 22:49:43 #14

beaver (Гость)

Обратиться по имени

Да, не заметил, повествование с охоты начинается - это наверное, весенняя миграция карибу.
Тогда никаких мухоморов)))

Добавлено: 14.09.10 22:51:59 #15

beaver (Гость)

Обратиться по имени

namajigaabaw:
А не встречалось ли где еще такие намеки на сезоны с объяснением, что речь именно об указании времен года?
что-то не припомню, но я мало мифов читал

Добавлено: 14.09.10 23:06:22 #16

namajigaabaw (Гость)

Обратиться по имени

Ну вот, первое мое открытие в атапасках Ни у кого больше такого не встречал. Сказки таки ж вещь увлекательнейшая! Спасибо, Николай!

Добавлено: 14.09.10 23:11:40 #17

olgapak (Гость)

Обратиться по имени

Извиняюсь, я не специалист, просто интересуюсь, поэтому про сказки у меня такое мнение - все старинные устные рассказы (сказки) невероятно похожи чисто филологически. Во-первых, это некоторое отсутствие логики с точки зрения современного человека, у которого эталоном по сей день остаётся литература 19 века, то есть иногда в этих сказках получается полная белиберда. Во-вторых, ноль по фазе романтики и выведенной морали, как в баснях Крылова, а в основном жёсткие повседневные будни и такая же повседневная магия, как нечто само собою разумеющееся. Русские народные ничем не роднее, и про мухоморы там ни слова, всё то же самое. Я читала классное эссе Ерофеева (помимо телеведущего и спорного писателя, он доктор филологических наук), там известные нам с детства сказки про Кащея и Василису Прекрасную анализируются в первозданном, так сказать, виде. Естественно, Василиса выходит за муж за Кащея, потому что он богат, потом появляется любовник Иванушка, и они нормально не без крови решают проблему, причём ни о каком порицании общества или родителей даже речи не идёт. Честно говоря, я охладела к фолклору, поскольку искренне считаю, что понять и правильно проанализировать его не в состоянии. Либо это мрачная неразбериха, либо загадочный, но наивняк. Естественно, он проливает свет на этнографию интересующего народа, но в правильном ли направлении, сказать наверняка невозможно

Добавлено: 15.09.10 00:12:42 #18

namanjigaabaw (Гость)

Обратиться по имени

olgapak:
...Либо это мрачная неразбериха, либо загадочный, но наивняк. Естественно, он проливает свет на этнографию интересующего народа, но в правильном ли направлении, сказать наверняка невозможно


Нууу... в корне не согласен Невозможно знать народ, не зная его мировосприятия. Все мировосприятие сосредоточено в фольклоре. Когда читаешь бытовые сказки, обращаешь внимание на мелкие черточки, в которых проступает индивидуальность народа. Как в оджибвейской сказке про упавшую звезду (она вошла в сон юноше и через сон попросила совета - в комплексе с рассказами Габэбинэса и другими сказками становится понятно, как они видели свою связь с миром живых и миром духов, почему видения были им необходимы), как в ирокезской сказке про фиалки (ирокез нормальный, оказывается, в отсутствие любимой женщины на войну ходить не может, а не как все остальные - аппетит теряют, сон и т.д. И этих людей г. Морган называл неромантичными!), ну и т.д.
То, что сказки эти нелогичны, бессвязны, наивны, мрачны, так это потому, что мы их так воспринимаем со своей колокольни. Т.е. подходим к изучению другого народа со своей системой мер и оценок. Это ж неправильно...
Почему-то считается, что греческую мифологию люди, считающие себя культурными людьми, знать обязаны, хотя бы чуть-чуть. Почему? Потому что она - одна из основ нашей цивилизации. Почва, на которой выросла современная литература, искусство, театр.
Но если мы занимаемся культурами доколумбовой Америки, то их мифологию нужно знать по тем же причинам.
Я так думаю...

Добавлено: 15.09.10 00:23:40 #19

olgapak (Гость)

Обратиться по имени

А я согласна. Греческая мифология, кстати, мне почему-то кажется скучной)). И ты совершенно прав насчёт своей колокольни, только куда же её денешь, тут театрального перевоплощения мало, тут надо остаться посреди тундры с деревянным луком и поколено в снегу, тогда и логика нарисуется))

Добавлено: 15.09.10 00:32:59 #20

Beaver (Гость)

Обратиться по имени

namajigaabaw:
Спасибо, Николай!
не, я Никита)

Это получается, и не сказка, а реальная история, которая только-только начала обрастать мхом сказочности. Это повествовательный рассказ.

Сказки и мифы несут в себе информацию религиозного характера, нормы морали данного общества, отражают социальную структуру и т.д. Все это детишками усваивается и т.о. происходит интеграция в культуру общества.


Страница: ← предыдущая|следующая
123

Создать новую тему Ответить

Всего тем: 14
Всего сообщений: 201
Всего зарегистрированных пользователей: 15
Последний зарегистрированный пользователь: rundadar
16.05.16 К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА (10)
От: beaver

07.03.16 Книги онлайн (9)
От: beaver

23.09.15 Вопросы (48)
От: beaver

21.06.15 Northern Attabaskan Conference 1971 (0)
От: beaver

29.09.14 Атапаски - деятели искусства (5)
От: beaver








 













     * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *  

           КНИЖНАЯ НОВИНКА

             

                           450 ₽

     * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АТАПАСКАХ СУБАРКТИКИПЕРВОИСТОЧНИКИИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯФОЛЬКЛОРЛИНГВИСТИКАФОТОФОРУМГОСТЕВАЯ КНИГАНОВОСТИ


                                                                                               сайт создан 10.09.2010

                                  - ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ УКАЗЫВАТЬ АВТОРОВ И ИСТОЧНИКИ -
                     ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТАТЕЙ, ОТМЕЧЕННЫХ ЗНАКОМ "©", НЕОБХОДИМО РАЗРЕШЕНИЕ АВТОРОВ
          МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ И ВЫЛОЖЕНЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS