СЕВЕРНЫЕ АТАПАСКИ

 Насельники Дикого Севера


ПОИСК ПО САЙТУ:




                                                                                                                 

NORTHERN DENE  /  ФОЛЬКЛОР  /  Легенды об игроке




Легенды об игроке

                                     ЛЕГЕНДЫ ОБ ИГРОКЕ


Легенда об игроке (кэрьеры)
1


Один молодой человек столь пристрастился к игре атлих 2, что даже после того, как проиграл всю свою одежду, продолжал играть. Он дошел до того, что проиграл свою жену и детей. Этот поступок вызвал всеобщее отвращение соплеменников из его деревни. Они отвергли его и откочевали в другое место в лесу, забрав весь свой скарб и тщательно затушив костры во всех хижинах, чтобы он погиб.

Это произошло зимой. Убитый горем и полностью голый, молодой человек принялся разгребать кострища, в надежде обнаружить хоть маленький уголек среди пепла, но все тщетно. Он набрал сухой травы, на которой спали его бывшие товарищи и соткал из нее некое подобие одежды, чтобы покрыть наготу. И все же без огня и пищи у него не было шансов выжить. Без снегоступов, в отчаянии, он побрел куда глаза глядят, ожидая неминуемой смерти в лесной чаще.

Так он скитался, и был уже полужив-полумертв от голода и холода, как вдруг он заметил вдалеке, сквозь вершины высоких елей, мерцание огня. Он отправился туда, на ощупь прокладывая путь, и вскоре увидел искры, поднимающиеся вверх двумя столбами дыма. Молодой человек стал осторожно пробираться в ту сторону и натолкнулся на большую хижину, покрытую лапником. Он заглянул внутрь через щель, и увидел, что там никого нет, кроме старика, сидящего возле одного из двух больших костров, пылающих в хижине.

И тут старик крикнул: 

- Заходи, зять мой! 

Молодой человек очень удивился, поскольку снаружи никого не было, кроме него самого. 

- Входи, зять мой, что ты стоишь там, на морозе? - снова донеслось из хижины. 

И тут игрок понял, что старик обращается к нему. Он робко вошел и сел возле одного из костров, чтобы согреться, как предложил ему хозяин. 

Старика звали Nə-yəR-hwolluz3 потому что он был никем иным, как Yihta4, и путешествуя по ночам он перетаскивал с собой свой дом. 

- Ты выглядишь довольно жалко, зять мой. Возьми это, - сказал старик гостю и накинул ему на плечи накидку, сшитую из шкурок сурка. 

Затем он вручил ему пару мокасин и украшенные леггины. Тут старик выкрикнул: 

- Дочь моя, твой муж, должно быть, голоден! Зажарь для него чего-нибудь на костре. 

Услышав эти слова, игрок, который думал что Nə-yəR-hwolluz живет здесь один, был очень удивлен. Вдруг из угла, где хранились припасы, появилась прекрасная девственница Sak-əsta (Сидящая в Стороне) и принялась готовить для него еду.

Тем временем, старик вырыл в золе яму, и извлек оттуда целого черного медведя, испеченного под костром прямо в шкуре. Нажав пальцами рядом с отверстием от стрелы, он поднес медведя к губам гостя и произнес: 

- Высоси жир, зять мой. 

Игрок был так утомлен, что смог выпить совсем немного теплого жира. Хозяин воскликнул: 

- Как же тощ твой живот, зять мой!

Затем он подошел ко второму очагу, также достал из него целого медведя, и также предложил ему напиться жира и сделал то же замечание.

Они окончили трапезу и Nə-yəR-hwolluz показал игроку место для сна и предостерег его, чтобы тот не выходил из жилища по ночам. Сам же хозяин каждую ночь покидал хижину и возвращался только к утру. Выглядел он очень разгоряченным, как будто проделал очень длинный и долгий путь.

Так игрок прожил несколько месяцев со своей новой женой не зная горя. Но вот наступила весна и его прежняя страсть возродилась. Он стал играть в атлих сам с собой. Заметив это, тесть сказал ему: 

- Если тебе одиноко здесь, зять мой, возвращайся ненадолго к своим людям и играй с ними. 

Старик вручил игроку набор alte 5 и четыре tətquh 6 и добавил: 

- Когда ты выиграешь все, что будет поставлено на кон, брось свой tatquh на крышу дома, и немедленно возвращайся к нам. И еще не забудь: не разговаривай со своей бывшей женой.

Игрок отправился в путь и вскоре пришел к людям своей деревни, которые бросили его. Теперь на нем была красивая и хорошая одежда и люди стали играть с ним и ставить на кон свои одежды. Вскоре он раздел всех своих соперников, и забросил свой tatquh на крышу дома. Еще он повстречал свою бывшую жену, когда она пошла за водой, и, хотя она упрашивала его забрать ее к себе, он, скрепя сердце, сделал вид, что не знает ее.

И все же, вместо того, чтобы немедленно пуститься в обратный путь, как наставлял его Nə-yəR-hwolluz, его страсть возобладала над разумом, и он решил еще поиграть в атлих. На сей раз он проиграл все, что выиграл и все что у него было и вновь оказался раздетым донага. В таком жалком виде игрок отправился к дому Nə-yəR-hwolluz и своей новой жены, но сколько не скитался, так никогда уже не смог найти их.


Примечания:

1 Надо отметить, что по версии наиболее распространенной среди кэрьеров, начало этой легенды сильно отличается от принятой здесь, на озере Стюарт, и рассказанной Юлианом Ǝtetsá-niya (Идущий Впереди) (прим.Э.Мориса)

2 Атлих - азартная игра. См. подробно: Азартные игры кэрьеров - Э.Морис  (прим. перев)

3 Лит.«он- тащит (как на санках)-дом». Конечное «hwolluz» характерно для диалекта нижних кэрьеров, хотя рассказ рассказан верхним кэрьером. Это обстоятельство, кажется, свидетельствует о том, что эта легенда, в отличие от многих других, не была заимствована верхними кэрьерами от цимшиан. (прим.Э.Мориса)

4 Большая Медведица (прим.Э.Мориса)

5 Игральные кости для игры атлих. См. подробно: Азартные игры кэрьеров - Э.Морис (прим. перев.)

6 Длинный прут для другой игры tətquh. См. подробно:  Азартные игры кэрьеров - Э.Морис (прим. перев.) 


Перевод: Н. Шишелов

Источник: Morice A.G. (rev.) – Notes archaeological, industrial and sociological on the Western Denes - The Canadian Institute, 1893; р.р. 79-81  


  Игрок, получивший магическую силу (чилкотин)

Однажды два человека играли в лехал, и один из них проиграл все, что у него было. В конце концов он поставил на кон свою жену, но и ее также проиграл. Он ушел в грусти и печали.

Он отправился к озеру Татла, и лег под навесом скалы, который стал ему крышей. Так он лежал там, и думал, как бы ему вернуть все то, что еще недавно принадлежало ему.

Вдруг он услышал звуки пролетающих мимо уток, и, подняв голову вверх, с удивлением обнаружил, что может видеть этих птиц прямо сквозь скалу. Тогда он взял свои лехал - кости и положил их на скалу сверху. Он решил проверить, сможет ли увидеть их сквозь камень, и понял, что способен увидеть и белые и черные лехал. Радостный он отправился домой.

Все лето он провел в одиночестве в заснеженных горах, охотясь на сурков. Из их шкурок  он сшил очень много одеял. К сезону ловли лосося он возвратился, чтобы заняться рыбалкой. Тут он повстречал человека, выигравшего его жену, и сказал: 

- Ну вот, теперь у меня есть одеяла, я могу поставить их на кон. Давай снова сыграем в лехал.

Итак, они начали играть. На сей раз этот человек видел все лехал – кости сквозь руки соперника и поэтому не проигрывал. Однако, он позволил сопернику несколько раз выиграть у него, но только для того, чтобы тот ничего не заподозрил. И другой человек сказал: 

- Думаю, я обыграю тебя по полной, как и в прошлый раз. 

Человек ответил: 

- Да, боюсь, что так и случиться. 

Тем не менее, вскорости он начал выигрывать, и отыграл все что мог. Теперь у его соперника не осталось ничего, кроме двух женщин. Тогда человек сказал: «Теперь давай, сыграем на мою жену». Но соперник ответил: 

- Я не хочу ставить на кон твою жену, я хочу оставить ее себе. Я поставлю свою жену, поскольку она мне не нравится. 

Человек согласился,и скоро выиграл эту женщину. Затем они начали играть на его собственную жену. Когда он отыграл половину своей жены, соперник сказал: 

- Уже вечер, давай прервем игру до утра, чтобы она осталась со мной еще на одну ночь. 

Но человек ответил: 

- Нет. Такого уговора не было, я не хочу прерывать игру.

Они продолжили игру, и это человек выиграл обеих женщин. Таков был его реванш.


Перевод: Н. Шишелов


Источник: Farrand L. Chilcotin Indians. - The Jesup North Pacific Expedition, Memoir of the American Museum of Natural History, Vol. II, Ethnology And Archaeology Of Southern British Columbia And Washington; NewYork, 1900; p.38

 

 

Игрок (бабины)


Один заядлый игрок проиграл все свое имущество, даже свою жену, детей и родителей. В конце концов он поставил на кон свои длинные волосы, но и их проиграл. Так у него не осталось ничего, на что можно было бы сыграть. Голый, в слезах, он отправился прочь. Так он бродил по лесу и причитал:

- Моя мать! Мой отец! Зачем вы покинули меня!

Вдруг послышался чей-то голос:

- Куда же ушла твоя мать?

Игрок огляделся, но никого не увидел вокруг и снова запричитал. Но голос послышался снова, и он еще раз огляделся. Тут он заметил крошечный домик, из которого поднимался дым. Игрок встал в нерешительности, а из домика донесся мужской голос:

- Заходи, - крикнул кто-то.

Игрок вошел, и хозяин жилища, увидев, что он совсем голый и замерзший, постелил ему на полу теплые шкуры, дал теплые одежды и хорошо накормил разными ягодами. В ту ночь игрок спал в тепле и уюте.

Утром, после завтрака он стал играть с хозяином. Они бросали игорные палочки на кусок грубой шкуры около двух футов в длину и фут в ширину и заворачивали их в шкуру. Хозяин дома всякий раз выиграл каждый. Наконец, он спросил игрока:

- Видишь ли ты, какая из этих палочек, обернутых в мехи траву, ке, а какая палочка – чат ? 1

- Нет - ответил игрок.

- Потри свой лоб и снова взгляни. Теперь видишь?

- Пока нет, - ответил игрок.

Хозяин велел игроку потереть лоб еще два раза, и когда тот в третий раз потер лоб, то смог видеть палочки так ясно, как будто они и не были обернуты. Теперь хозяин научил его, как все время выигрывать.

- Когда проигрываешь, - сказал он, - подними руки и скажи такие слова: «Ты, тот что внутри горы, возьми мою ке!» А теперь возьми эти одеяла, возвращайся к дому и поставь их на кон.

Хозяин маленького дома на самом деле был Кролик. Он дал игроку игорную палочку - свою голень, завернутую в пук волос, которые были кроличьим мехом.

Игрок вернулся к своему народу. Все уже думали, что он мертв. Зная, что он вечный неудачник, кто-то пригласил его играть, надеясь выиграть все его одеяла. Сначала игрок сделал вид, что проигрывает, но вскоре начал все выиграть. Он не только отыграл свою жену, детей и родителей, но и выиграл жен, детей и родителей своих соперников. Никто не мог обыграть его, потому что теперь он стал nikyettan, везучим игроком. Всякий раз, когда он метал свою чат, он говорил: «Голень мертвеца», и всякий раз выигрывал. Против него пришли играть люди из дальних деревень, но он всегда выигрывал. Так он разбогател.

Наконец пришел большой человек в большой шляпе. Это был Утакке, небесный бог, который спустился с неба, чтобы этот игрок не разорил всех людей.

- Какова твоя ставка? - спросил игрок.

- Я поставлю небо против всей этой страны и всех ее жителей.

При этих словах игрок испугался, но все же достал свою палку.

- По правилам, победа достается тому, кто выигрывает два раза, - сказал он.

В первый раз они бросили палки, и большой человек выиграл, и тут же появилось огромное облако, и подняло в воздух все на земле - людей, деревья и все остальное, так что игрок и все его люди были ввергнуты в ужас. Тогда игрок поднял палочки и сказал:

-Ты, тот что внутри горы, возьми мою ке! - и бросил одну палочку.

Это оказалась чат и, ликуя, он воскликнул:

- Голень мертвеца!

И все же слишком велик был его испуг, и он не рискнул сделать третий, решающий бросок, и поэтому сказал:

- Давай закончим. Нехорошо продолжать игру.

На том они и закончили, не доиграв кон.



Примечание:

1 Палочки чат имели маркировку, а кe не имели никаких отметин. Игрок, кажется, перетасовывал обе палочки в руках, как кости, и бросал одну из них на кусок кожи. Если выпадала маркированная палочка – он выигрывал. Но индейцы кэрьеры больше не играют в эту игру, и мои информаторы не могли вспомнить деталей. (Прим. Д. Дженнесса)


Перевод: Н. Шишелов


Источник: Jenness D. Myths of the Carrier Indians of British Columbia // The Journal of American Folklore, Vol. 47, No. 184/185, 1934, рр. 161-162



Проигравшийся (талтан)

Один мальчик пристрастился к игре в палочки, и проводил все свое время за азартными играми. Однажды он услышал, что один известный игрок собирается проводить важную игру. Мальчик отправился туда, хотя путь предстоял не близкий. Успех сопутствовал ему, и он почти всегда выигрывал. Так он стал богатым, хотя был всего лишь мальчиком. Его отец был богатым человеком и имел много рабов. Однажды ночью в деревню пришел незнакомый человек и бросил вызов этому мальчику. Тот без тени сомнений принял вызов, и оба вышли на улицу, чтобы начать игру. Незнакомец выиграл у мальчика все его вещи. Мальчик поставил на кон рабов отца и проиграл десять из них. Тогда мальчик поставил на кон свою мать против двух рабов, но снова проиграл. Тогда он поставил своего отца, потом своего дядю, всех своих родственников, и, в конце концов, всех людей своей деревни. И проиграл.

Незнакомец забрал все, что выиграл и ушел, оставив мальчика в одиночестве. Это был Морской Человек. Он увел всех людей в свой подводный дом.

Мальчику больше не с кем было играть, и не было у него ничего, чтобы сделать ставку. В слезах он побрел прочь от дома. Как-то раз он увидел дым, поднимающийся от пучка травы. Он обнаружил, что это дом, а в нем живет очень маленькая старушка. Она была маленькой черной мышью.

- Куда ты направляешься, внук? Что не дает тебе покоя? - спросила она.

Мальчик ответил:

- Я все проиграл. Все, даже друзья и всех родственников.

Тогда Мышь спросила, не голоден ли он, и он сказал:

- Да.

Она расколола рыбье яйцо, и половину бросила в котелок, повешенный над костром. Когда вода закипела, и еда была готова, она выложила угощенье на блюдо и поставила перед мальчиком. Он подумал:

- Да, этим я точно не наемся.

Однако, он был сыт, когда съел это угощение. Мышь сказала чтобы он оставался на ночь, и добавила:

- Ты должен встать рано утром, и умыться только когда настанет день. Потом поди вон к тому обрыву. Там ты увидишь кое-какое растение. Вырви его с корнем и съешь.

Так он и поступил: пошел после еды к обрыву и нашел там красивое растение. Он съел его и погрузился от этого в сон. Потом Женщина-Мышь сказала:

- Завтра утром искупайся и выйди на берег. Там ты найдешь кое-что.

Мальчик вернулся со шкурой морской выдры. Два утра он постился и не разводил ночью костра. Тогда Женщина-Мышь сказала:

- Златоглазая Утка станет твоим братом. Когда будешь играть, никогда не делай выбор, не указывай на палочку, пока он не направит тебя.

Ночь он проспал без огня, поднялся ранним утром и по-прежнему соблюдал пост. По указанию Женщины-Мыши он спустился к берегу моря и вызвал Морского Человека на игру.

Вода распахнулась как дверь, и Морской Человек вышел из своего дома. В этот момент мальчик увидел родителей и всех других своих людей. Все они были рабами в большом подводном доме Морского Человека. Он [мальчик] скрывал своего брата-утку в своем облике. Козырная палочка Морского Человека на самом деле была рыбой. Когда мальчик выбирал и указывал на нее, она всегда отпрыгивала в сторону. Именно по этому он всегда проигрывал Морскому Человеку. Утка заметил этот подвох и предупредил мальчика, который в это время поставил на кон свою шкуру выдры, чтобы отыграть отца. Утка дал мальчику наставление, чтобы тот много раз подряд указывал не на палку-рыбу, а возле нее, чтобы утомить рыбу. Тут Утка сказал быстро указать на рыбу. Мальчик так и сделал, и выиграл. Действуя по совету Утки, он отыграл своих родителей, родственников, всех людей и все товары. Так они все вернулись к себе в деревню.

С тех пор растения используются как магическое средство, приносящее удачу в азартных играх. И еще: это плохо, когда молодежь слишком много играет.



Перевод: Н. Шишелов

Источник: Coffin T.P. (ed.) Indian Tales of North America. An Anthology for the Adult Reader. American Folklore Society, Philadelphia, 1961, pp. 85-87.








 

       


 


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АТАПАСКАХ СУБАРКТИКИПЕРВОИСТОЧНИКИИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯФОЛЬКЛОРЛИНГВИСТИКАФОТОФОРУМГОСТЕВАЯ КНИГАНОВОСТИ
сайт создан 10.09.2010

- ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ УКАЗЫВАТЬ АВТОРОВ И ИСТОЧНИКИ -
ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТАТЕЙ, ОТМЕЧЕННЫХ ЗНАКОМ "©", НЕОБХОДИМО РАЗРЕШЕНИЕ АВТОРОВ
                         
                                                                                     МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ И ВЫЛОЖЕНЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 


ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS