СЕВЕРНЫЕ АТАПАСКИ

 Насельники Дикого Севера


ПОИСК ПО САЙТУ:




                                                                                                                 

NORTHERN DENE  /  ФОЛЬКЛОР  /  Две легенды об игроке




Две легенды об игроке

Игрок, получивший магическую силу 
(легенда чилкотин)

Однажды два человека играли в лехал, и один из них проиграл все, что у него было. В конце концов он поставил на кон свою жену, но и ее также проиграл. Он ушел в грусти и печали.

Он отправился к озеру Татла, и лег под навесом скалы, который стал ему крышей. Так он лежал там, и думал, как бы ему вернуть все то, что еще недавно принадлежало ему.

Вдруг он услышал звуки пролетающих мимо уток, и, подняв голову вверх, с удивлением обнаружил, что может видеть этих птиц прямо сквозь скалу. Тогда он взял свои лехал - кости и положил их на скалу сверху. Он решил проверить, сможет ли увидеть их сквозь камень, и понял, что способен увидеть и белые и черные лехал. Радостный он отправился домой.

Все лето он провел в одиночестве в заснеженных горах, охотясь на сурков. Из их шкурок  он сшил очень много одеял. К сезону ловли лосося он возвратился, чтобы заняться рыбалкой. Тут он повстречал человека, выигравшего его жену, и сказал: «Ну вот, теперь у меня есть одеяла, я могу поставить их на кон. Давай снова сыграем в лехал.»

Итак, они начали играть. На сей раз этот человек видел все лехал – кости сквозь руки соперника и поэтому не проигрывал. Однако, он позволил сопернику несколько раз выиграть у него, но только для того, чтобы тот ничего не заподозрил. И другой человек сказал: «Думаю, я обыграю тебя по полной, как и в прошлый раз». Человек ответил: «Да, боюсь, что так и случиться». Тем не менее, вскорости он начал выигрывать, и отыграл все что мог. Теперь у его соперника не осталось ничего, кроме двух женщин. Тогда человек сказал: «Теперь давай, сыграем на мою жену». Но соперник ответил: «Я не хочу ставить на кон твою жену, я хочу оставить ее себе. Я поставлю свою жену, поскольку она мне не нравится» Человек согласился,и скоро выиграл эту женщину. Затем они начали играть на его собственную жену. Когда он отыграл половину своей жены, соперник сказал: «Уже вечер, давай прервем игру до утра, чтобы она осталась со мной еще на одну ночь.» Но человек ответил: «Нет. Такого уговора не было, я не хочу прерывать игру»

Они продолжили игру, и это человек выиграл обеих женщин. Таков был его реванш.


Перевод: Н.Шишелов


Источник: L.Farrand - Traditions Of The Chilcotin Indians. - The Jesup North Pacific Expedition, Memoir of the American Museum of Natural History, Vol. II, Ethnology And Archaeology Of Southern British Columbia And Washington; NewYork, 1900; p.38


Легенда об игроке (кэрриер)
1


Один молодой человек столь пристрастился к игре атлих2, что даже после того, как проиграл всю свою одежду, продолжал играть. Он дошел до того, что проиграл свою жену и детей. Этот поступок вызвал всеобщее отвращение соплеменников из его деревни. Они отвергли его и откочевали в другое место в лесу, забрав весь свой скарб и тщательно затушив костры во всех хижинах, чтобы он погиб.

Это произошло зимой. Убитый горем и полностью голый, молодой человек принялся разгребать кострища, в надежде обнаружить хоть маленький уголек среди пепла, но все тщетно. Он набрал сухой травы, на которой спали его бывшие товарищи и соткал из нее некое подобие одежды, чтобы покрыть наготу. И все же без огня и пищи у него не было шансов выжить. Без снегоступов, в отчаянии, он побрел куда глаза глядят, ожидая неминуемой смерти в лесной чаще.

Так он скитался, и был уже полужив-полумертв от голода и холода, как вдруг он заметил вдалеке, сквозь вершины высоких елей, мерцание огня. Он отправился туда, на ощупь прокладывая путь, и вскоре увидел искры, поднимающиеся вверх двумя столбами дыма. Молодой человек стал осторожно пробираться в ту сторону и натолкнулся на большую хижину, покрытую лапником. Он заглянул внутрь через щель, и увидел, что там никого нет, кроме старика, сидящего возле одного из двух больших костров, пылающих в хижине.

И тут старик крикнул: «Заходи, зять мой!» Молодой человек очень удивился, поскольку снаружи никого не было, кроме него самого. «Входи, зять мой, что ты стоишь там, на морозе?» - снова донеслось из хижины. И тут игрок понял, что старик обращается к нему. Он робко вошел и сел возле одного из костров, чтобы согреться, как предложил ему хозяин. 

Старика звали Nə-yəR-hwolluz3 потому что он был никем иным, как Yihta4, и путешествуя по ночам он перетаскивал с собой свой дом. «Ты выглядишь довольно жалко, зять мой. Возьми это» - сказал старик гостю и накинул ему на плечи накидку, сшитую из шкурок сурка. Затем он вручил ему пару мокасин и украшенные леггины. Тут старик выкрикнул: «Дочь моя, твой муж, должно быть, голоден! Зажарь для него чего-нибудь на костре.» Услышав эти слова, игрок, который думал что Nə-yəR-hwolluz живет здесь один, был очень удивлен. Вдруг из угла, где хранились припасы, появилась прекрасная девственница Sak-əsta (Сидящая в Стороне) и принялась готовить для него еду.

Тем временем, старик вырыл в золе яму, и извлек оттуда целого черного медведя, испеченного под костром прямо в шкуре. Нажав пальцами рядом с отверстием от стрелы, он поднес медведя к губам гостя и произнес: «Высоси жир, зять мой.» Игрок был так утомлен, что смог выпить совсем немного теплого жира. Хозяин воскликнул: «Как же тощ твой живот, зять мой!» Затем он подошел ко второму очагу, также достал из него целого медведя, и также предложил ему напиться жира и сделал то же замечание.

Они окончили трапезу и Nə-yəR-hwolluz показал игроку место для сна и предостерег его, чтобы тот не выходил из жилища по ночам. Сам же хозяин каждую ночь покидал хижину и возвращался только к утру. Выглядел он очень разгоряченным, как будто проделал очень длинный и долгий путь.

Так игрок прожил несколько месяцев со своей новой женой не зная горя. Но вот наступила весна и его прежняя страсть возродилась. Он стал играть в атлих сам с собой. Заметив это, тесть сказал ему: «Если тебе одиноко здесь, зять мой, возвращайся ненадолго к своим людям и играй с ними.» Старик вручил игроку набор alte5 и четыре tətquh6 и добавил: «Когда ты выиграешь все, что будет поставлено на кон, брось свой tatquh на крышу дома, и немедленно возвращайся к нам. И еще не забудь: не разговаривай со своей бывшей женой.»

Игрок отправился в путь и вскоре пришел к людям своей деревни, которые бросили его. Теперь на нем была красивая и хорошая одежда и люди стали играть с ним и ставить на кон свои одежды. Вскоре он раздел всех своих соперников, и забросил свой tatquh на крышу дома. Еще он повстречал свою бывшую жену, когда она пошла за водой, и, хотя она упрашивала его забрать ее к себе, он, скрепя сердце, сделал вид, что не знает ее.

И все же, вместо того, чтобы немедленно пуститься в обратный путь, как наставлял его Nə-yəR-hwolluz, его страсть возобладала над разумом, и он решил еще поиграть в атлих. На сей раз он проиграл все, что выиграл и все что у него было и вновь оказался раздетым донага. В таком жалком виде игрок отправился к дому Nə-yəR-hwolluz и своей новой жены, но сколько не скитался, так никогда уже не смог найти их.


Примечания:

1 Надо отметить, что по версии наиболее распространенной среди кэрьеров, начало этой легенды сильно отличается от принятой здесь, на озере Стюарт, и рассказанной Юлианом Ǝtetsá-niya (Идущий Впереди) (прим.Э.Мориса)

2 Атлих - азартная игра. См. подробно: Азартные игры кэрьеров - Э.Морис  (прим. перев)

3 Лит.«он- тащит (как на санках)-дом». Конечное «hwolluz» характерно для диалекта нижних кэрьеров, хотя рассказ рассказан верхним кэрьером. Это обстоятельство, кажется, свидетельствует о том, что эта легенда, в отличие от многих других, не была заимствована верхними кэрьерами от цимшиан. (прим.Э.Мориса)

4 Большая Медведица (прим.Э.Мориса)

5 Игральные кости для игры атлих. См. подробно: Азартные игры кэрьеров - Э.Морис (прим. перев.)

6 Длинный прут для другой игры tətquh. См. подробно:  Азартные игры кэрьеров - Э.Морис (прим. перев.) 


Перевод: Н.Шишелов

Источник: Morice A.G. (rev.) – Notes archaeological, industrial and sociological on the Western Denes - The Canadian Institute, 1893; р.р. 79-81                                   





 

       


 


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АТАПАСКАХ СУБАРКТИКИПЕРВОИСТОЧНИКИИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯФОЛЬКЛОРЛИНГВИСТИКАФОТОФОРУМГОСТЕВАЯ КНИГАНОВОСТИ
сайт создан 10.09.2010

- ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ УКАЗЫВАТЬ АВТОРОВ И ИСТОЧНИКИ -
ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТАТЕЙ, ОТМЕЧЕННЫХ ЗНАКОМ "©", НЕОБХОДИМО РАЗРЕШЕНИЕ АВТОРОВ
                         
                                                                                     МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ И ВЫЛОЖЕНЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 


ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS