С Е В Е Р Н Ы Е     А Т А П А С К И

~ Насельники Дикого Севера ~ 

~

ПОИСК ПО САЙТУ:




                                                                                                                 

NORTHERN DENE  /  ФОЛЬКЛОР  /  Легенды Аляски - Дж.Кренов  /  Волчий Народ (миф ингаликов)




Волчий Народ (миф ингаликов)

Волчий Народ

(миф ингаликов)

Рассказала Пелагея Адрианова. Слитмют, Кускоквим 

Это случилось давным-давно в одной деревне. Нукалпиаратак, лучший охотник во всей деревне, жил с женой и ребенком. Нукалпиаратак был хорошим человеком - он охотился на карибу, и делил мясо между всеми жителями деревни, он приносил тюленей, и говорил жене приготовить мясо и угостить всех индейцев.

Однажды Нукалпиаратак вернулся с охоты и пошел в кизги 1 попариться. Пока он мылся, его жена готовила ужин. Мальчик начал кричать. Несмотря на это, мать повесила сына за спину в люльке и продолжила заниматься стряпней.

Вдруг в жилище вошла молодая незнакомка и сказала:

- Позволь мне подержать ребенка.

Мать поблагодарила эту женщину, и вручила ей своего мальчика. А ребенок все продолжает кричать. Незнакомка говорит:

- Я вынесу его на улицу, чтоб он успокоился.

И она вышла из хижины с мальчиком на руках.

Мать закончила стряпню и тоже выходит. Незнакомки нигде нет. Жена Нукалпиаратака помчалась к соседям, спрашивает, видел ли кто-нибудь ту женщину. Нет. Никто больше не видел незнакомку. Мать в слезах побежала к кизги, где мылся ее муж и рассказала ему о случившемся. Нет нигде ни ее, ни их сына. Отец вскочил на ноги, выбежал, за ним другие мужчины выбежали на улицу. Все бросились искать незнакомку, но так и не нашли ее. Позвали самых могущественных шаманов. Шаманы говорят:

- Мы видим, что следы это женщины ведут в деревню, но больше никаких следов нету.

У двери кизги, общественного дома, сидел один парень. Он был бедным сиротой, семьи у него не было. Люди входили и выходили из кизги, задевая рукав его парки, отчего мех стерся до самой кожи.

Нукалпиаратак был в трауре и плакал о потере сына. И вот этот сирота говорит:

- Ты всегда хорошо ко мне относился. Я скажу где твой сын.

Охотник схватил его за плечи, подвел к окну в крыше.

- Если вы скажешь, где мой сын, я отдам тебе все припасы со своих лабазов. – так он сказал сироте.

А парень думает: «Какая же неблагодарная женщина моя бабушка. Она же знает, где его сын, а не показывает.» Старуха сидела на шкуре карибу в своей хижине. Внук говорит:

- Почему ты не укажешь этому человеку, где его сын? Он ведь всегда давал тебе еду.

Бабушка отвечает:

- Ты поможешь охотнику. Я не могу этого сделать.

Сирота возвратился в кизги и сел на полу. Они поставили перед ним жировую лампу и вручили бубен. Он ударил в него. Потом еще и еще. Вдруг бубен вылетел из его рук и повис в воздухе и прыгнул к двери. Сирота долго сидел, склонив голову на руки. Потом он встал, взял бубен и снова принялся бить в него. Он не был шаманом, но теперь он им стал. Он сказал Нукалпиаратаку:

- Волчица взяла твоего сына. Она утащила его очень далеко. Если ты рискнешь преследовать ее, то можешь погибнуть.

Вот что сказал сирота охотнику. И тогда Нукалпиаратак начал готовиться к дальнему походу. Бабушка сироты сказала охотнику:

- Волчица, унесшая твоего сына, хочет убить тебя. Возьми это перо, оно поможет тебе превратиться в гуся. И вот еще тебе шкура выдры. Когда дело будет плохо - надень ее. Это тебе поможет.

Человек взял перо, положил его в маленькую сумку, которую надежно закрепил ее на парке, заткнул за пояс шкуру выдры и ушел.

Нукалпиаратак прошел долгий-долгий путь и наконец вышел на морской берег. Там он увидел большую деревню. Вокруг было открытое пространство - ни леса, ни деревьев. Он опасался, что его заметят. Он сел отдохнуть, в ожидании осенних сумерек. В деревне замерцали огни. Один из домов был кизги. Рядом располагалось другое большое жилище, а из дымохода тянулся дым.

« Пусть они убьют меня», - думал охотник, - «если мой сын мертв, то и мне жить незачем». И он вошел в большую хижину. Там жил старик со своей женой, в это время они как раз ели. Старый индеец взглянул на незваного гостя.

- Оогоо, - сказал старик и взял Нукалпиаратака за руку, - Я знал, что ты приедешь. Как только Волчий Народ узнает, что ты здесь, они попытаются убить тебя. Волчица захочет убить тебя. Охотники уже приходили сюда, она их всех убила. Оставайся в нашем жилище, мы тебе поможем.

Старик поднял половицу в углу, и Нукалпиаратак заполз в яму. Старики дали ему еды и снова закрыли половицу. Как будто здесь никого и не было. Старик сказал:

- Завтра Волчий Народ будет плясать в кизги, они устроят потлач. Если хочешь увидеть сына, сделай как я тебе скажу. Волчий Народ долго будет в кизги, проделай в стене дырку и все увидишь. Волчица будет нянчить твоего мальчика.

Назавтра, ранним утром, начался потлач. Старик с женой тоже отправились на пир. Нукалпиаратак проделал в стене дырку и заглянул внутрь. Волчица держала на руках его сына и нянчила его у груди. Мальчик сильно подрос. Сердце защемило у охотника при виде этого. Он уже хотел ворваться в дом, но все же не решился ослушаться стариков. Волчица была сильной и статной.

Нукалпиаратак вернулся в свое убежище в доме стариков. Он закрывал глаза, но образ сына не покидал его. Охотник уже хотел прибегнуть к волшебству, надеть шкуру выдры и спасти младенца, но все же знал, что этого не стоит делать.

Волчица чувствовала, что он близко. Она сказала:

- Кто-то пришел к нам. Завтра я найду его. Я померяюсь с ним силой и ловкостью. Чья добыча будет первой?

Утром Нукалпиаратак услышал голос, доносящийся из дымохода и призывающий его:

- Где мой кузен, незнакомец, пришедший в нашу деревню? Иди к нам, поохотимся вместе. Посоревнуемся в умениях. Кто первый добудет дичь?

Старик говорит охотнику:

- Волчица поведет тебя в море. Волчица и ее три брата. Если ты убьешь морское животное, поскорей вынимай пузырь и спеши домой. Не задерживайся. Сначала с тобой на охоту пойдут три брата, они не причинят тебе зла. Остерегайся женщины, Волчицы.

Нукалпиаратак надел свой головной убор из ястребиных перьев, взял лук и стрелы и вышел навстречу Волкам. Три брата ждали его в кизги.

- Пойдем, поохотимся. – сказали они.

Нукалпиаратак ответил:

- Куда мне тягаться с вами, я не такой уж хороший охотник.

Они вышли на берег, где лежали каяки. Старший брат похлопал свой каяк и из него вылетела большая черная морская утка. Средний брат тоже похлопал свой каяк, и морская утка поменьше вылетела из него. Младший сделал то же самое, и из каяка выпорхнула совсем небольшая морская птичка. Когда же Нукалпиаратак похлопал свою лодку, в небо взмыл ястреб и стал парить в вышине над человеком.

Братья думают: «Плохое предзнаменование. Ястреб - могущественный охотник.»

Они вышли в море. Братья-Волки быстро гребут, Нукалпиаратак тоже не отстает. Вот берег уже далеко позади, лишь тонкая линия едва виднеется вдалеке. Нукалпиаратак осмотрелся вокруг и заметил ларгу [пестрая нерпа]. Он выпустил стрелу, убил тленя, вынул его пузырь и повернул каяк к берегу. Он взглянул вверх и увидел, что Волчица плавает в воздухе, качаясь и колеблясь, и будто режет что-то ножом, готовит еду.

Нукалпиаратак пристал к берегу, помчался к кизги и видит, что Волчица уже приготовила тюленя, которого он добыл. Она приготовила его, сидит и раздает еду мужчинам-Волкам.

Вернулись братья-Волки. Сестра упрекает их:

- Я думала, вы лучшие охотники из всех, а вы вернулись последними. Вот ваша еда.

Нукалпиаратак не брал пищи, которую ему предложила Волчица. Он вернулся в свой угол в дом стариков. Они сказали:

- Мы уже думали, что ты мертв.

Нукалпиаратак ответил:

- Ненадолго они оставили мне жизнь.

Ранним утром следующего дня тот же голос снова призвал Нукалпиаратака:

- Где пришелец? Волчица желает состязаться с ним в беге. Кто окажется быстрее и проворнее?  

Старик говорит охотнику:

- Волчица хочет погубить тебя. В горах есть глубокое ущелье. Там она намеревается убить тебя. Если у тебя есть какая-нибудь волшебная шкура, одень ее, и прыгай в ущелье.

Охотник вышел, и видит Волчицу. Она была вообще без одежды, ее длинные волосы покрывали ее тело как плащ.

- Давай посоревнуемся в беге, - говорит она, - тут есть гора неподалеку. Побежим вокруг нее.

Они пустились на перегонки. Прибежали они к горе и к ущелью. Волчица прыгнула прямо в пропасть, на дно ущелья. Нукалпиаратак взял свое волшебное гусиное перо, и превратился в гуся. Ветер поднял его на крыльях и плавно понес сквозь ущелье. Он говорит волчице:

- Я, пожалуй, вернусь в деревню, меня ждет друг.

« O-o», - думает Волчица, - «я хотела тебя сейчас убить.» Она сильно рассердилась. Человек первым вернулся в кизги. Волчица вернулась позже.

Старый индеец тоже поспешил в кизги, якобы попить воды. Он сказал Нукалпиаратаку:

- О, ты жив. Хорошо. Пойдем-ка ко мне домой.

И они ушли, оставив обманутую человеком Волчицу, всю вспотевшую и злую. Старик говорит охотнику:

- Завтра ты в последний раз встретишся с Волчицей. Она созовет в кизги весь Волчий Народ, закроет выход огромной китовой костью, и будет играть с тобой, чтобы тебя легче было убить. Если у тебя есть сильный амулет, например какая-нибудь волшебная шкура, возьми с собой, это тебе пригодится. Волчица оденет шкуру калана. Нукалпиаратак ответил:

- Однажды, хорошая старуха дала мне шкуру выдры - Amèekok.

Старики дали охотнику вкусной еды и сказали:

- Вот, поешь, быть может это будет твоя последняя еда. Уже завтра ты можешь умереть.

- Если волшебная шкура поможет, то я буду жить, иначе Волчица погубит меня. – ответил Нукалпиаратак.

Утром раздался все тот же голос:

- Пришельца снова зовет его кузена. Она желает посоревноваться в ловкости.

- Я иду, - сказал Нукалпиаратак.

И вот, Волчий Народ закрыл выход из кизги, и разделил все пространство внутри на четыре части. Волчица заняла один угол, а охотник выбрал другой. Старик говорит:

- Не медли, одень свою волшебную шкуру выдры.

Волчица закричала голосом калана. Нукалпиаратак в ответ закричал голосом выдры. Он не так уж сильно закричал, но все же вся начала трястись, дрожать и раскачиваться. Весь Волчий Народ испугался. Волчица прыгнула в другой угол, охотник подскочил за ней и снова завопил. Волчица не осмеливалась приближаться к человеку, она боялась  его. Она пробежала по кругу всего кизги,  и спряталась в другом углу. Охотник впился в нее когтями. Оба издали пронзительный крик и сцепились в смертельной схватке. Тут все услышали, как что-то хрустнуло, это человек убил Волчицу. Он убил ее и бросил вызов мужчинам - Волкам:

- Кто осмелится убить меня? Подходи, пока я свиреп.

И Волки ответили:

- Мы не желаем твоей смерти, и не сожалеем о Волчице. Это она виновата, а не ты.  

Они прибрали в кизги, вытерли кровь и начали потлач. Долго они плясали. Они усадили пришельца в почетном углу и принесли ему маленького мальчика, его сына. Отец не чувствовал себя от радости. Все танцевали.

Потом Волки покинули свои жилища  один за другим, они не могли находиться с человеком, который оказался мудрее и сильнее, чем все их племя. Они ушли из деревни. Исчезли. Теперь они далеко. Только Нукалпиаратак с сыном и стариками-индейцами оставался там.

Когда-то давно этот старик со своей женой приняли двух волчат, мальчика и девочку. Женщина нянчила их, и кормила грудью. Они росли и множились. Человек со своей женой жили поблизости от их племени, они знали Волчий Народ, их умы и обычаи.

И раньше, и даже сегодня, если охотник убивает волка, и особенно волчицу, тело помещают в сидящее положение, на голову одевают украшенную бусами шапку и зажигают перед ней жировую лампу.

Женщина вырастила волчат, как своих собственных детей, заботилась о них, жалела. Раньше волки были людьми. А Амикок (Amèekok), выдру, кто ползает как змея, редко можно повстречать в наши дни. Только шаманы, которые верят, и придерживаются старых методов, могут видеть Амикок. Выдра - могущественный шаман. Нет шамана, сильнее Амикок.



Примечание:

1 Кизги (kyzgi) – большая хижина, которая служила местом проведения общественных сборов, потлачей, а также баней. (Прим. Ю.Креновой)


Перевод: Н.Шишелов








 













     * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *  

           КНИЖНАЯ НОВИНКА

             

                           450 ₽

     * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АТАПАСКАХ СУБАРКТИКИПЕРВОИСТОЧНИКИИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯФОЛЬКЛОРЛИНГВИСТИКАФОТОФОРУМГОСТЕВАЯ КНИГАНОВОСТИ


                                                                                               сайт создан 10.09.2010

                                  - ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ УКАЗЫВАТЬ АВТОРОВ И ИСТОЧНИКИ -
                     ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТАТЕЙ, ОТМЕЧЕННЫХ ЗНАКОМ "©", НЕОБХОДИМО РАЗРЕШЕНИЕ АВТОРОВ
          МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ И ВЫЛОЖЕНЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS