СЕВЕРНЫЕ АТАПАСКИ

 Насельники Дикого Севера


ПОИСК ПО САЙТУ:




                                                                                                                 

NORTHERN DENE  /  ФОЛЬКЛОР  /  Легенды Аляски - Дж.Кренов  /  Земля Мертвых (миф ингаликов)




Земля Мертвых (миф ингаликов)

Земля Мертвых. Юконская история.

(миф ингаликов)

Рассказала жена Пита, в Слитмюте, на реке Кускоквим.

 

Дело было в одной большой деревне. У Нукалпиаратака, лучшего из охотников, было пять сыновей и одна дочка. Дочь была самой младшей из детей, любимицей.

Вскоре отец перестал ходить на охоту: все пятеро сыновей стали прекрасными охотниками. Каждый день они приносили мясо карибу, у их жен были куньи парки, и у сестры тоже кунья. Так вот они и жили. Девочка подрастала.

Однажды ночью она вышла на улицу. Одна. Без матери, без братьев и их жен. Вот она стоит там, у двери хижины, и видит, подходит молодой человек. 

- Будь моей женой. Пойдем со мной. – говорит он ей.

- Я не могу, - отвечает девушка. - Если хочешь жениться на мне, поговори об этом с моим отцом и с матерью.

Но человек схватил ее на руки и унес далеко от дома.

Она-то, как будто спящая, не понимает что с ней происходит. Очнулась только в каком-то странном месте. Смотрит – большая деревня, почти как ее родная. Остановились они у двери дома, покрытого дерном. Был вечер. Из дома проникал свет, дым струился из большого проема в крыше, как будто кто-то готовил в доме еду.

- Войди, и познакомься с моей матерью, - говорит муж. 

Девушка застеснялась, а может, испуг охватил ее.

- Пойдем вместе, - умоляет она. 

Они вошли. Eee-kee-kèe-ka... В комнате сплошная тьма. Ни огня, ни света. Девушка глядит на окно, а там тоже тьма. Она озирается, но ничего не видит, хотя и чувствует, что вокруг полно людей. Вроде бы кто-то еду готовит, хотя огня нет. Странно она себя чувствовала, очень одиноко ей было. Есть она не хотела. Тот человек ничего не предложил ей поесть. Ей не хотелось больше оставаться в этом доме, и она сказала мужу, что хочет выйти на улицу.

Выходит она. Смотрит на большое окно дома, покрытого дерном. Свет выходит из него. Обрадовалась, что в доме светло и опять вошла внутрь. Ee-kee-kèe-ka... Никакого света. Нетогня. Все опять темно. И снова она задумчиво глядит на окно.

- Не смотри туда так пристально, - говорит муж. – люди подумают, что с тобой что-то неладное.

- Я не вижу никого, - отвечает девушка, - нет здесь никого, только я и ты.

Тогда молодой человек прикоснулся рукой к ее глазам, и она почувствовала, что ее глаза как будто открываются. Ee-kee-kèe-ka... Комната переполнена народом, посреди большой очаг. Девушка в удивлении обернулась вокруг, увидела мужа и его мать.

- Очень жаль, -  говорит старуха, - твоя мать тоскует. Ты сказала ей, что уходишь?

- Нет, - отвечает девушка, - бедная моя мать.

Старуха оказалась очень любезной и дружелюбной. Она дала жене ее сына прекрасную парку, и сказала:

- Если хочешь, возвращайся к родителям.

Девушка тосковала по дому.

- Хорошо, - говорит старуха, - запомни, что я тебе скажу: не ешь никакой пищи, которую муж предложит тебе. Я каждый день буду кормить тебя чавычей. Но только не ешь никакого мяса, которое мой сын даст тебе. Если захочешь пить, попроси у меня воды, я-то знаю, где ее достать для тебя. Но если ты съешь или выпьешь что-нибудь из того, что предложит тебе муж, то знай, ты никогда не вернешься домой и не увидишь родных. 

Когда муж ушел на охоту, его мать еще раз спросила девушку:

-Ты все еще хочешь пойти домой к своим людям?

Девушка кивнула.

- Очень хорошо,- говорит старуха, - пора действовать. Начинай шить крошечные рукавицы и обувь.

Они тебе понадобятся. Скоро весь народ этой деревни поднимется на крутой утес, но ты не должна этого делать. Ты не такая как мы. И я и твой муж, и все люди здесь, мы не похожи на вас. Когда-то давно мы жили там, где теперь живут твои люди. Все мы умерли. Мы умерли не от болезни – другой, чужой, народ пришел и убил нас. Они пришли в наше место и убили нас всех. Ты живая, а мы - нет. Это – Земля Мертвых. Ты не должна подниматься с нами на утес.

Девушка послушалась. Она стала шить крошечные рукавицы, парки и  обувь. Старуха прятала все это, поэтому ее сын ничего не знал. Старуха соткала крошечные циновки, десять штук. Она была очень мудра. Она много знала.

Муж каждый день уходил на охоту. Жена не брала у него никакой пищи. Старуха кормила ее чавычей и поила пресной водой.  

Скоро пришло время всем людям деревни перекочевать в другое место. Никто не должен был оставаться. Все должны были пойти. Старуха сделала десять маленьких сумок из рыбьей кожи, и наполнила их едой. Десять сумок. На следующее утро все должны были тронуться в путь. Старуха оставила на старом месте одну маленькую сумку с пищей, деревянную чашку с водой и циновку.

- На обратном пути ты должна будешь здесь поесть, попить и поспать. - дала она наставление девушке.

Они были в пути весь день, а на ночь разбили лагерь. На утро, прежде, чем они двинулись дальше, старуха оставила в том месте циновку, сумку с пищей и чашку пресной воды. 

- Тебе понадобится это на обратном пути, - сказала она. 

Тоже самое она сделала и на следующее утро. Так они путешествовали десять дней, а мудрая и добрая старуха оставляла по пути циновку, сумку с едой и немного воды везде, где они делали привал. Всякий раз, когда муж не мог слышать их, его мать давала девушке полезные советы, которые нужно было запомнить. Она говорила:

- Скоро мы придем к подножию утеса, настолько высокого, что ты не сможешь увидеть даже половину его. Мы будем подниматься, но ты не должна делать этого. Ты должна отправится домой, к своему народу.

Наконец, они пришли к утесу. Он круто вздымался в вышину. Люди Земли Мертвых легко и быстро двигались вверх со своими тяжело нагруженными нартами. Девушка тоже попробовала подняться, но это было ей не по силам – ведь она не мертва. Старуха заплакала. Она полюбила девушку, как собственную дочь. И все же им придется расстаться. Пришел молодой человек и говорит жене:

- Побудь здесь недолго, скоро я вернусь за тобой и подниму тебя. 

Все Мертвые Люди стали подниматься наверх. Настало время подниматься и старухе, она остановилась и сказала:

- Мой сын придет, чтобы убить тебя, чтобы ты стала такой же, как мы. Только так ты сможешь подняться на утес. Я спрячу тебя так, что он не найдет тебя. Если услышишь, что кто-то идет к тебе, будь спокойна, не двигайся и не отвечай ни на какие вопросы. Не бойся, они не заметят тебя.

Старуха отвела девушку к маленькой пещере, спрятала ее там и закрыла вход камнем. Получилось, как будто никакой пещеры здесь вовсе нет.  Потом говорит:

- Когда твой муж уйдет, выходи из укрытия, и иди тем же путем к нашей деревне. Переночуй там, а утром иди по узкой тропинке, ведущей с холма. Не бойся. А теперь мне пора идти. Мой сын ждет меня.

Расставаясь, и старуха и девочка плакали. Потом старуха ушла. Девушка осталась одна. Вскоре она услышала чьи-то шаги. Это пришел ее муж с еще одним мертвецом. Они всюду искали ее, прошли мимо пещеры, потом вернулись. Ее муж говорит:

- Как плохо. Я потерял жену, а ведь я люблю ее так нежно. 

Они продолжили поиски, а потом ушли. Им пора было отправляться следом за остальными мертвецами вверх по крутому утесу. 

Девушка просидела в пещере всю ночь, а когда взошло солнце, вышла на свет.  Вокруг было тихо. Девушка тронулась в обратный петь. К вечеру она пришла к месту стоянки, где старуха оставила для нее циновку, сумку с едой и чашку пресной воды. Она подкрепилась и выспалась. На следующий день она пошла дальше вниз по склону. И к ночи у нее снова была циновка для сна, еда и питье. Так она шла десять дней, и вышла к деревне мертвецов. Эта большая деревня пустовала, там не было никого. И снова она нашла вкусной лососины и чашку воды, припрятанные для нее доброй старухой. Она была рада и благодарна старухе. Мяса, однако, она не ела. Старуха никогда не кормила ее никаким мясом, и не разрешала принимать пищу от мужа. Девушка переночевала в деревне, а на рассвете отправилась прочь из этого места. Старуха сказала ей идти по тропе, вниз по склону холма. Она говорила: «Там ты встретишь мою сестру. Она покажет тебе дорогу.»

Итак, молодая женщина пошла вниз. Больше не было холодно. Снег стал мягким, лед слабым. Это наступила весна. На следующий день она пришла к маленькому дому, покрытому дерном. Там, в полном одиночестве жила маленькая старуха. Девушка вошла в дом, а старуха говорит:

- Бедняжка. Твоя мать больна с горя. Она думает, что ты мертва. Сын моей сестры хочет тебя убить, чтобы ты могла остаться с мертвецами… Я помогу тебе, я покажу дорогу домой. Завтра ты можешь отправиться в путь. Когда ты придешь к реке, не пересекай ее – лед уже очень слабый, а оставайся там. Построй себе шалаш и живи в нем. Кто-то придет и проводит тебя дальше.

Маленькая старуха дала девушке немного чавычи, и на завтра проводила ее в дорогу. Вскоре девушка пришла к реке, но даже не пыталась перейти ее. Она нашла большое дерево с раскидистыми ветвями, которое защитит ее от непогоды, и жила под ним в ожидании ледохода и того, кто отведет ее домой. Она продолжала шить рукавицы. Она упорно трудилась, и сделала много пар прекрасных рукавиц.

Она прожила там пять дней и ночей. Снег стаял, ледоход прошел. Видит девушка, несет река большое дерево. «На нем, как на лодке плыть можно» - подумала она и попросила дерево отнести ее домой. Много ветвей было на том дереве, в них она могла спрятаться, как в шалаше. Большое дерево взяло девушку, и опустило к себе. Течение принесло их в очень большую реку, возможно, в Квихпак [Юкон]. Видит девушка, на берегу большая деревня. Люди той деревни заметили большое дерево, которое несла река. Прежде они никогда не видели таких больших деревьев. Они подумали, что в его ветвях может кто-нибудь скрываться, как в шалаше, и решили проверить. Они послали к нему одного парня. Видит девушка, парень берет весло, сталкивает в воду камень, и плывет на нем, как на каноэ. Он подплыл к дереву. Девушка сунула ему пару прекрасных рукавиц, и попросила:

- Не рассказывай своим людям обо мне.

Парень обрадовался, рукавицы ему очень понравились. Он вернулся в деревню, и не предал девушку.  Река понесла большое дерево дальше. 

На следующий день приплыла девушка к другой деревне. И снова люди решили узнать, есть ли кто-нибудь на этом большом дереве, с ветвями, похожими на шалаш. И снова парень в каменной лодке подплыл к дереву. Но девушка дала ему пару рукавиц и попросила, не говорить ничего своим людям. Так он и поступил, ничего не рассказал своим о доброй молодой женщине. На следующий день девушка заметила на берегу следующую деревню, и снова подплыл парень, чтобы узнать, кто дрейфует на большом дереве. Но лодка у него была не каменная, это было каноэ, такое же, как у людей из ее родной деревни. Девушка дала мальчику пару рукавиц и попросила не выдавать ее. А мальчик и говорит: 

- Я тебя знаю. 

- Ты такой же, как я? – спрашивает она.

- Да, - отвечает мальчик, - я не мертвец. Ты уже не в Земле Мертвых.

На следующее утро к ней подплыло еще одно каноэ. Она вручила мужчине пару рукавиц. Он говорит:

- Скоро ты достигнешь своего дома. 

Девушка обрадовалась. Река несла большое дерево вниз по течению. Прекрасное убежище было у девушки – дождь не проникал сквозь густые могучие ветви, и волны не захлестывали ее. Она плыла и плыла на дереве, без остановки. Девушка видела рыбаков и как люди на берегу сушат на солнце нерку. Вскоре ход лосося закончился. Дерево все несло и несло вниз по течению. Становилось все холоднее. На воде появились маленькие льдинки. Дерево все плыло. Девушка находилась в безопасности, как в доме. Ей не было холодно, ночью она спала, а днем продолжала работать. Наконец, дерево пристало к берегу.  Девушка не знала, куда идти, и заплакала.

- О, я не знаю, где мой дом. 

Бедняжка. И вдруг, слышит она голос:

- Через пять дней ты вернешься домой.

На утро она пошла дальше, а вечером остановилась на ночлег. Выспалась и отдохнула. Ночью было холодно. У нее была теплая парка, но одеяла не было.  Так она путешествовала три дня, и наконец пришла к ручью.  Вдруг слышит, кто-то приближается. Она прислушалась. Казалось, как будто за ручьем плачет старик. Смотрит она, и видит своего отца, плывущего вниз по течению на половине каноэ. Он горько плакал:

- О, горе мне! Я не могу найти свою дочь.

- Отец, я здесь! – окликнула она его.

Но старик не расслышал ее, и вскоре скрылся из виду.

Молодая женщина заплакала. Она пошла своей дорогой, и вышла к деревне. Она не хотела показываться людям на глаза, и превратилась в маленькую птичку с белыми полосками на голове. Взлетела она на дерево и начала петь. Старуха услышала эту песню и говорит:

- Кто говорит? Этот голос похож на голос моей пропавшей девочки. 

На другой день птица полетела в другую деревню. Слышит она чей-то разговор:

- Завтра братья будут плясать, они устроят потлач в кизги в честь их умершей сетсры. Они одарят гостей подарками в память о сестре.

Пришла девочка в свою родную деревню. Она больше не была птицей. Видит она свой дом.

- Koyana, - говорит она, - Благодарю. Наконец-то я дома. 

Стемнело. Видит она свет в хижине родителей. В кизги тоже горит огонь. Девушка не вошла в дом, она стояла на улице. В доме были люди. Вышла на улицу ее постаревшая мать. Чтобы она не испугалась, девушка тихонько окликнула ее:  

- Мама, мама, я вернулась.

И обняла свою мать. Старуха накрыла ее одеялом и отвела в дом, так, чтобы никто ее не видел. Жены братьев готовили много еды для гостей потлача. Старший брат подарит женщинам куньи парки. Он сказал, со слезами:

-Как жаль, что я не могу подарить эту парку своей несчастной сестре.

- Хорошо, что у тебя есть такая прекрасная парка для сестры, - отвечает мать, - положи ее в сумку, которую понесешь в кизги.  

Вскоре все люди стали подтягиваться к кизги. Старуха с дочерью шла позади. Мать помыла девушку и нарядила красивую одежду. Еще она сказала, что отец умер от горя. Только сейчас девушка поняла, почему он не слышал ее, и не переплыл ручей. Он был мертв, а она – нет.

Мать повела девушку в кизги. Там было полно народу. Лучшие танцоры плясали там, один за другим. Долго плясали. Тогда мать сняла с дочери одеяло, и все гости увидели девушку. Братья узнали сестру, которую считали мертвой. Они не знали себя от счастья и подарили ей прекрасные подарки. Всю ночь напролет они плясали.

Молодая женщина сказала матери, что у нее был муж, и что она ждет ребенка. Вскоре у нее родился хороший мальчик. Мальчик рос. Он был хорошим и всем нравился. Так они и жили.

Настало время всем жителям деревни откочевать в их охотничьи хижины. Старуха с дочерью и внуком тоже пошли. Все пошли в новое место. На другой день молодая женщина, мальчик и жена самого старшего брата вернулись в деревню за грузом рыбы. Они подошли к лабазу, поднялись по лестнице, открывают дверь...  Eek-eek-eèka... Выскакивают от туда двое мужчин с длинными копьями. Один из них – муж этой женщины. Говорит он жене: 

- Как долго я тебя искал. Я искал день и ночь, не зная отдыха. Наконец-то я нашел тебя.

- Посмотри на мальчика. Он - твой сын. – отвечает она.

- Знаю.

Он подскочил к жене и пронзил ее копьем, а потом убил сына.

Ee-kee-kke-ka!... Жена брата заркичала. Она отнесла тела старухе. Увидела та мертвыми дочь и внука, и зарыдала. Она горевали и плакала так, что ум оставил ее.

Та женщина и мальчик мертвы, но они живут теперь в Земле Мертвых. Муж забрал жену и сына туда, где побывала девушка, к доброй старухе, его матери. Теперь женщина не боится, как раньше. Она счастлива. Скоро у нее родился второй ребенок.

Для всех людей настает время подняться по крутому утесу. И эта женщина последовала за всем народом. Она такая же, как все Люди Земли Мертвых. Она совсем не одинока. Она не думает о своей матери.

  


 Комментарий переводчика: 

Помимо того, что в сказке четко прослеживаются представления о загробном мире (мифологическая составляющая), эта сказка имеет социальный подтекст, и  несомненно, связана с обрядовым комплексом женской инициации, в котором присутствуют следующие элементы: табу на употребление в пищу мяса животных, длительное уединение, общение только с женщинами старшего поколения, обучение женскому труду (неустанное шитье рукавиц и другой одежды). Несоблюдение этих табу может повлечь за собой смерть. Вероятно, такую мораль содержит этот текст. Любопытно отметить, что упоминаемое в сказке количество дней путешествия от деревни мертвецов, к утесу и обратно, до человеческих селений составляет составляет 28 дней (лунный, или менструальный цикл). У западных групп атапасков основными праздниками были поминки и церемония женской инициации. По представлениям индейцев и то и другое событие (смерть и половое созревание) – есть переход личности из одной ипостаси в другую. В тексте эти два события переплетаются, поминки плавно переходят в праздник в честь девушки, вернувшейся в деревню женщиной. В контексте сказки также содержится описание годового цикла перекочевок от рыбацких деревень к охотничьим. Вполне вероятно, что это сказка в старые времена носила обучающие функции и ее рассказывали девушкам в период полового созревания. Вместе с бытовыми навыками старшим поколением передавались и сакральные знания.

Текст был записан в Слитмюте, на Кускоквиме где проживали ингалики. Этот атапаскский народ испытывал сильное культурное воздействие эскимосов и атапасков танайна. Однако согласно этой сказке, записанной уже в ХХв., земли, где обитают мертвые, расположены где-то в верховьях Юкона. Именно такие представления о географической локализации загробного мира юконскими ингаликами, отмечены также  Ф.ДеЛагуной. Можно сделать вывод, что это старинная сказка ингаликов, привнесенная на Кускоквим с Юкона. Это, в свою очередь, может гипотетически подтверждать версию Л.П.Загоскина, об относительно недавнем (для 1840-х г.г.) переселении группы ингаликов с Юкона на Кускоквим.



Перевод: Н.Шишелов





 

       


 


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АТАПАСКАХ СУБАРКТИКИПЕРВОИСТОЧНИКИИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯФОЛЬКЛОРЛИНГВИСТИКАФОТОФОРУМГОСТЕВАЯ КНИГАНОВОСТИ
сайт создан 10.09.2010

- ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ УКАЗЫВАТЬ АВТОРОВ И ИСТОЧНИКИ -
ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТАТЕЙ, ОТМЕЧЕННЫХ ЗНАКОМ "©", НЕОБХОДИМО РАЗРЕШЕНИЕ АВТОРОВ
                         
                                                                                     МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ И ВЫЛОЖЕНЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 


ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS