СЕВЕРНЫЕ АТАПАСКИ

 Насельники Дикого Севера


ПОИСК ПО САЙТУ:




                                                                                                                 


Табу хэа

Баллада атна форта Нулато  |  Белый Цветок (предание хэа)  |  Большой Подпрыгивающий (былички хэа)  |  Вальдшнепы (два мифа хэа)  |  Великаны (миф хэа)  |  Ворон уничтожает людей (миф хэа)  |  Возникновение мира (миф сату или догриб)  |  Два брата (мифы хэа и кучинов)  |  Две сестры (миф хэа)  |  Две жены (предание хэа)  |  Длинношеий Маккензи (рассказ метиса Болье)  |  Женщина-змея (миф чипевайан)  |  Женщина, которую постоянно похищают (мифы хэа)  |  Женщина с Металлом и Арктический Великан (мифы чипевайан и йеллоунайфов)  |  Изменение земли (миф хэа)  |  История двух братьев (мифы чипевайан и йеллоунайфов)  |  Как люди начали убивать друг друга (предание хэа)  |  Карлики (миф хэа)  |  Колоши (предание слэйв)  |  Конец Мира и Ворон-обманщик (мифы йеллоунайфов и чипевайан)  |  Ламия (миф хэа)  |  Лунный житель (миф кучинов)  |  Люди, брошенные в огонь (миф хэа)  |  Маленький гребец (миф хэа)  |  Мифологические воззрения хэа на природу  |  Мудрец и его сестра (миф хэа)  |  Навигатор (два мифа кучинов)  |  Ночь и Парка (быличка хэа)  |  Озерные жители (предание догриб)  |  Орудующий Посохом (мифы хэа, йеллоунайфов и чипевайан)  |  Падение горы/Вавилонская башня  |  Помет (миф кучинов)  |  Потоп (мифы хэа и догриб)  |  Появление множества языков (миф чипевайан)  |  Появление человека (миф йеллоунайфов)  |  Преодолевающий Препятствия В Каноэ (миф хэа)  |  Приход французов (предание чипевайан)  |  Происхождение Собачьих Ребер (мифы догриб и хэа)  |  Противоестественный (миф хэа)  |  Прыгающая Куница (предание чипевайан)  |  Пылающая звезда (легенда хэа)  |  Ребенок, Воспитанный Своей Бабушкой (мифы чипевайан)  |  Ребенок-Мох (мифы хэа)  |  Сердце природы (миф хэа)  |  Сидящий в зените (миф хэа)  |  Слепой старик (миф хэа)  |  Собачьи ступни (миф кучинов)  |  Солнце, пойманное в силок (миф чипевайан)  |  Сотворение мира (миф хэа)  |  Способы творить магию (чипевайан)  |  Тот, который видит спереди и сзади (мифы кучинов и хэа)  |  Тощий (быличка хэа)  |  Табу хэа  |  Уход на войну (миф хэа)  |  Человек Без Огня (легенда кучинов)  |  Человек, который проходит круг по небу (миф слэйв)  |  Чудотворец в Другом Мире (миф хэа)  |  Чужестранец, посетивший Ночных Жителей (миф хэа)  |  Юноша (миф кучинов)  |  Яичная женщина (миф хэа)

NTTSÈ GOFWEN

Запрет, связанный с лосем

 

Одна женщина, которая жила со своим мужем, никогда не ела жир лося, так как в старые времена женщины не ели даже мясо лося. Это право принадлежало только мужчинам. И теперь еще они никогда не едят его голову.

Ее муж, вообразив себе, что она лгала, чтобы в этом увериться, подмешал ей в пемикан лосиный жир и преподнес его ей, сказав: «Там внутри нет лосиного жира». Именно поэтому женщина доверчиво съела его.

Потом муж отправился на охоту, оставив свою жену в жилище, за которым она смотрела. Но когда он вернулся, ее там уже не было. Она исчезла.

Тогда охотник отправился на ее поиски, но заметил только след лося, по которому терпеливо следовал до маленькой извилистой реки, на берегу которой он устроил засаду. Потом он  пустил свою маленькую собачку вслед за зверем по оставленным им заломам, так как в старые времена мы охотились с собаками.

Некоторое время спустя он услышал, что его собачка подала голос вдалеке и гонит зверя в ту сторону, где он находился в засаде. Вдруг он увидел как проходит большой лось, несущий останки женщины, застрявшие  на его рогах. Охотник его подождал, тщательно прицелился, пронзил его своими стрелами и убил. Затем охотник снял кости своей жены с рогов животного и проспал со  зверем весь день. Тот час он заново вернул свою жену, и она стала живой.

Именно поэтому наши женщины не едят жир лося и никогда не переходят следы этого животного.

 

  ÉTIÉ GOFWEN                                                            

Запрет, связанный с тундровым северным оленем

Одна молодая женщина, мать маленького мальчика, жила со своим мужем и со своей старой матерью. Однажды вечером муж больше не вернулся.

Старая женщина была этим очень недовольна, хотя ее дочь была очень умелой охотницей на северных оленей. Она постоянно ругала свою дочь по этому поводу. В конце концов, та отчаялась дождаться мужа.

«Сын мой» - сказала она своему ребенку – «обвяжи мне голову амулетом или полосой из корней пихты».

Она хотела применить магию, чтобы вернуть своего мужа. Эту женщину никогда не видели раздевшейся. А тут! Она сняла всю одежду и принялась за колдовство (шаманство), почесала у себя под мышками и тот час же вытащила бахрому (la crépine) северного оленя.[1] Вероятно, эта женщина действовала так долгое время, и она убивала оленей этим колдовством.

«Сын мой, когда ты станешь мужчиной, я научу тебя, как это делается», сказала она ребенку.

Эта женщина все время тосковала по своему мужу, от чего она постоянно плакала и чахла от нежелания есть, потому что однажды ночью, когда ее муж спал рядом с ней, он внезапно исчез, а на его месте, также как на углях очага, на следующий день заметили отпечаток раздвоенного копыта северного оленя.

Что касается мужа, его больше никогда не видели, и он больше никогда не возвратился.

Тем временем ребенок рос и стал взрослым мужчиной. Тогда его мать сказала ему: «Сын мой, нужно чтобы ты действовал так же, как действовал твой отец. Теперь оберни мне голову моими амулетами».

Молодой человек сделал то, что сказала ему его мать. Он обернул ей голову полосой, и сразу же добыл петлей большое количество тундровых оленей. Вдруг он быстро обернулся к своей матери.

«Мама» – сказал  он ей – «Я увидел красивого оленя. У него были человеческие волосы на голове между рогов. Как это так происходит, что у него растут волосы между рогов? Пошамань, чтобы я его поймал»

Шаманка сделала это, и молодой человек поймал оленя в свою петлю и принес его своей матери. Как только женщина увидела этого необычного оленя, она сказала своему сыну: «Сын мой, оставь меня ненадолго».

Она легла с мертвым оленем, и зверь сразу же ожил и вновь стал мужчиной. Колдунья была очень рада, что воскресила и превратила его обратно в своего мужа. С этого момента он зажил как истинный человек и вновь обрел женщину, которую так любил.

Именно поэтому оленей добывают с помощью перевязывания полосой или амулетами. С тех пор больше не едят жир из ануса оленя, внутренности из его кишечника и сухожилия из его ног. Делая это, соблюдают обычаи.

T’INTTCHA-NADEY GOFWEN

Запрет, касающийся нечистых животных

Нельзя есть ни росомаху, ни выдру, ни ласку, ни собаку, ни лису, ни волка. Ворон и орел также являются запретной пищей.

Так как в начале времен животные были людьми, и хищники пожирали их плоть. Именно поэтому нельзя есть хищных животных. Нужно блюсти это табу «Gofwen étsnttchin», нужно строго хранить их соблюдение. На этом всё.

В начале люди были северными оленями и другими травоядными животными, а рогатые звери были людьми. Но люди были так тупы, что не могли убить ни одного травоядного животного себе для пропитания. Тогда они поменялись судьбами, а произвел это изменение именно ворон. Эти люди звери заняли наше место. Именно поэтому мы их убиваем и едим.

                                                                                                      

YÉNNÉNÈ GOFWEN

Запрет для женщин

Это было в старые времена. Одной девочке, еще не достигшей детородного возраста, мать никогда не говорила: «У меня регулы». Она ей говорила в целях наставления: «Когда ты первый раз почувствуешь в своем теле что-то, что тебя испугает, быстро скрывайся, прячь голову в капюшон и ложись».

С тех пор, когда девушка замечала что-то, что ее волновало и удивляло, она убегала подальше от мужчин, прятала голову в капюшон и ложилась под одеяло.

За ней следовали, подходили к ней, смотрели ее одежду, и когда ее платье оказывалось испачканным, ей сразу же строили хижину, куда ее помещали, как больную. Ей приносили пить, она проводила там пять дней, и ее рассматривали как больную. Для нее шили одежду, украшали ее пояс, раскрашивали ей лицо, или намазывали волосы.

С этого момента в первый день ей давали только бульон и поили ее понемногу не из обычного сосуда, а через трубочку, сделанную из кости лебедя. Для нее шили большой остроконечный капюшон, который спадал ей на плечи, а на грудь ей помещали две перекрещенные дощечки.

Ей было запрещено раскалывать кости зайца, есть кровь, сердце, сало и яйца. Это правило она должна была строго соблюдать весь месяц.

Таков был запрет для Dza-ttini или девочек, не достигших детородного возраста, когда они в первый раз испытывали регул.


Примечание переводчика:

[1] Вероятно, речь идет о подшейном волосе этого животного


Перевод: Д.Воробьев (к.и.н. Институт этнологии и антропологии РАН)







 















     * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *  

           КНИЖНАЯ НОВИНКА

             

                           450 ₽

     * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АТАПАСКАХ СУБАРКТИКИПЕРВОИСТОЧНИКИИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯФОЛЬКЛОРЛИНГВИСТИКАФОТОФОРУМГОСТЕВАЯ КНИГАНОВОСТИ


                                                                                               сайт создан 10.09.2010

                                  - ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ УКАЗЫВАТЬ АВТОРОВ И ИСТОЧНИКИ -
                     ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТАТЕЙ, ОТМЕЧЕННЫХ ЗНАКОМ "©", НЕОБХОДИМО РАЗРЕШЕНИЕ АВТОРОВ
          МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ И ВЫЛОЖЕНЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS