С Е В Е Р Н Ы Е     А Т А П А С К И

~ Насельники Дикого Севера ~ 

~

ПОИСК ПО САЙТУ:




                                                                                                                 

NORTHERN DENE  /  ФОЛЬКЛОР  /  Мифы и легенды атапасков - Э.Птито  /  Конец Мира и Ворон-обманщик (мифы йеллоунайфов и чипевайан)




Конец Мира и Ворон-обманщик (мифы йеллоунайфов и чипевайан)

Баллада атна форта Нулато  |  Белый Цветок (предание хэа)  |  Большой Подпрыгивающий (былички хэа)  |  Вальдшнепы (два мифа хэа)  |  Великаны (миф хэа)  |  Ворон уничтожает людей (миф хэа)  |  Возникновение мира (миф сату или догриб)  |  Два брата (мифы хэа и кучинов)  |  Две сестры (миф хэа)  |  Две жены (предание хэа)  |  Длинношеий Маккензи (рассказ метиса Болье)  |  Женщина-змея (миф чипевайан)  |  Женщина, которую постоянно похищают (мифы хэа)  |  Женщина с Металлом и Арктический Великан (мифы чипевайан и йеллоунайфов)  |  Изменение земли (миф хэа)  |  История двух братьев (мифы чипевайан и йеллоунайфов)  |  Как люди начали убивать друг друга (предание хэа)  |  Карлики (миф хэа)  |  Колоши (предание слэйв)  |  Конец Мира и Ворон-обманщик (мифы йеллоунайфов и чипевайан)  |  Ламия (миф хэа)  |  Лунный житель (миф кучинов)  |  Люди, брошенные в огонь (миф хэа)  |  Маленький гребец (миф хэа)  |  Мифологические воззрения хэа на природу  |  Мудрец и его сестра (миф хэа)  |  Навигатор (два мифа кучинов)  |  Ночь и Парка (быличка хэа)  |  Озерные жители (предание догриб)  |  Орудующий Посохом (мифы хэа, йеллоунайфов и чипевайан)  |  Падение горы/Вавилонская башня  |  Помет (миф кучинов)  |  Потоп (мифы хэа и догриб)  |  Появление множества языков (миф чипевайан)  |  Появление человека (миф йеллоунайфов)  |  Преодолевающий Препятствия В Каноэ (миф хэа)  |  Приход французов (предание чипевайан)  |  Происхождение Собачьих Ребер (мифы догриб и хэа)  |  Противоестественный (миф хэа)  |  Прыгающая Куница (предание чипевайан)  |  Пылающая звезда (легенда хэа)  |  Ребенок, Воспитанный Своей Бабушкой (мифы чипевайан)  |  Ребенок-Мох (мифы хэа)  |  Сердце природы (миф хэа)  |  Сидящий в зените (миф хэа)  |  Слепой старик (миф хэа)  |  Собачьи ступни (миф кучинов)  |  Солнце, пойманное в силок (миф чипевайан)  |  Сотворение мира (миф хэа)  |  Способы творить магию (чипевайан)  |  Тот, который видит спереди и сзади (мифы кучинов и хэа)  |  Тощий (быличка хэа)  |  Табу хэа  |  Уход на войну (миф хэа)  |  Человек Без Огня (легенда кучинов)  |  Человек, который проходит круг по небу (миф слэйв)  |  Чудотворец в Другом Мире (миф хэа)  |  Чужестранец, посетивший Ночных Жителей (миф хэа)  |  Юноша (миф кучинов)  |  Яичная женщина (миф хэа)

NNI-NA-OUDLÉY
Конец мира


В начале на этой земле жили так же, как и сегодня, потому что то, что есть, было всегда, а то, что происходит, происходило всегда. Человек всегда бродил по земле, он всегда охотился и рыбачил, чтобы добыть себе средства существования. Он всегда пил, ел и спал, он всегда спал с женщинами и делал детей.

Однажды зимой произошло то, чего раньше никогда не случалось. Снег все падал и падал, и земля от этого оказалась погребенной под ним. Торчали только верхушки самых высоких елей.

Это было невыносимо. Поэтому все звери, которые тогда жили вместе с человеком и могли с ним разговаривать, отправились на небо в поисках тепла, так как на этой земле, превратившейся в ледник, все умирали от холода и нужды. Было очевидно, что если они не поторопятся, весь мир погибнет.

Белка – самая проворная из зверей – взобралась на верхушку самой высокой ели и  проделала дыру в небосводе и через эту дыру проникла на небо. Эта дыра – солнце.

Все были в восхищении от этого благородного дела и объявили белку великим вождем.

Через это отверстие все звери вслед за белкой проникли на небо. Но белка так близко подобралась к солнцу, что от его жара ее шерсть стала совсем рыжей. Поэтому она теперь желтого цвета.

Таким образом, белка сделала день, потому что до ее благородного поступка на земле было холодно и темно. Но медведь – хозяин верхней земли – берег там тепло для себя одного. Он сказал белке:

– Если всегда будет день, как ты будешь охотиться?

Он затянул небесное отверстие чем-то вроде толстой шкуры, и вновь наступила ночь.

Так медведь сделал ночь. Поэтому он всегда черный. Он любит сумерки живет под землей, в темной и сумеречной берлоге.

Медведь плохой. На верхней земле он и его сын стерегли тепло. Они повесили его на ветвях большого дерева, которое росло посреди неба. Оно содержалось в кожаном бурдюке.

На этом дереве также висели все остальные блага и несчастья, которые снисходят на нижнюю землю. Бурдюк с дождем и бурдюк со снегом, бурдюк с хорошей погодой и бурдюк с бурями, бурдюк с холодом и бурдюк с жарой.

И речь шла о том, чтобы захватить этот последний бурдюк, а это было определенно нелегко, потому что медведь и его сын стояли лагерем у подножья дерева и стерегли тепло.

– Кто из нас способен сорвать этот бурдюк, и какой человек будет достаточно могуч, чтобы сразиться с этим сильным и свирепым медведем? – спрашивали друг друга звери.

Тогда северный олень назвал себя самым невинным и самым легким на ногу человеком. Он отправился к медведю вплавь (потому что дерево росло на острове) и схватил кожаный мешок с теплом раньше, чем медлительный медведь смог его настичь. Тогда медведь побежал к своему каноэ, спустил его на воду, сел в него и стал преследовать оленя, уходившего вплавь вместе с теплом. Он уже настигал его, когда весло неожиданно сломалось у него в руках и ему осталось только бездействовать. Это мышь прогрызла его внутри, работая на общее благо.

Этот случай дал зверям время спастись вместе с теплом. Бурдюк был очень тяжелым. Его подвесили на середину палки, и звери несли его вдвоем по очереди.

Между землей наверху и нижней землей было большое расстояние, и поэтому приходилось часто разбивать лагерь. Однажды ночью на стоянке мышь, обувь которой превратилась в лохмотья, решила починить свои башмаки и не придумала ничего лучше, как отрезать кусок кожи от бурдюка.

О горе! Бурдюк открылся, и содержавшееся в нем тепло разлетелось по всей земле с такой силой, что в одно мгновение растопило огромное количество покрывавшего ее снега. В результате произошел такой сильный потоп, что вода затопила даже самые высокие горы.

Один маленький старичок с седыми волосами, предвидя это, говорил:

– Друзья мои, давайте сделаем большое каноэ и спасемся в нем.

Но над ним только смеялись.

– Делай его сам, если ты такой мудрый, мы же будем жить на горе, где вода нас не достанет, – говорили ему.

Но они сильно ошибались, потому что на вершине горы их поглотила вода, и они погибли все до последнего. Это был конец. Вода накрыла самые высокие вершины Скалистых гор. Земли больше не было. Это был конец мира (nn na oudlé).

Все люди, все звери и все птицы погибли.

Что же касается маленького старичка, над которым все насмехались, он один построил большую пирогу, собрал в ней по паре всех зверей и всех птиц, которые повстречались ему на пути и пустилслся в свободное плавание по водам.

Этого старичка звали Etsié – Дедушка, или Ennèdhékwi – Старик.

Однако делать было больше нечего. Обитатели каноэ не могли долго жить в таком состоянии. Тогда все водяные животные принялись нырять, чтобы достать землю со дна. Но земли не было вовсе. Она была очень-очень глубоко на самом дне!

Орел полетел в даль на ее поиски и вернулся, не найдя ничего. Тогда полетела горлица. Она летала целый день и вернулась усталая, ничего не увидев.

На следующий день она полетела вновь и еще раз отсутствовала весь день. Вечером она прилетела совсем без сил, но держала в лапе шишку зеленой ели. Она увидела верхушки деревьев и отдохнула на них.

Воодушевленные этой новостью, все водные звери и птицы вновь стали нырять, надеясь достать землю.

Ондатра нырнула и вернулась на последнем дыхании, ничего не найдя. Нырнула выдра. Она пробыла под водой очень долго и когда показалась на поверхности, то была при смерти.

– Ничего! – сказала она.

Тогда в свою очередь нырнула маленькая утка-трубач. Она вернулась, неся на лапе немного ила. Она подняла землю и воссоздала ее. Поэтому все животные закричали:

– Одна Rankanli самая могучая! Она одна большой человек – вождь!

Это всё.

Рассказал в сентябре 1862 года Tsinnoyinè – куто-жон с Большого Невольничьего озера

 

 

TTATSAN DÈNÈ ODÉLYON NANÉTTA
Ворон-обманщик


Etsié, перед тем, как покинуть свое большое каноэ, также отправил ворона, который больше не вернулся. Напрасно его искали, он так и не появился. И тогда заметили, что совсем нечего есть, а все съедобные жвачные животные куда-то исчезли.

Тогда все предположили, что это проделки ворона, зловредность которого была всем хорошо известна. И все животные, питающиеся мясом, все хищные птицы, а также человек отправились на поиски вора.

Сову по имени Ethi-djiazé (Маленькая Мохнатая Голова) отправили на разведку. Она летала весь день и вернулась совсем без сил.

– Я ничего не заметила, – сказала она.

Тогда послали голубую сойку (Djizé). Вечером она вернулась обессиленная и сказала:

– Я видела, я видела ворона! Он отдыхает на вершине вон той высокой горы, которую вы видите внизу. Он жирный и сытый, его шея испачкана кровью, и он носит ожерелье, сделанное из глаз всех животных, которых он ослепил, чтобы их было легче стеречь. Он их спрятал, и они стали его пленниками.

Так сказала голубая сойка.

Тогда всех, в том числе и человека, охватил гнев, и они сказали:

– Пойдем к ворону!

На вершине горы возвышалась просторная хижина. Это была хижина старой самки ворона – злой колдуньи. Там она держала всех животных, которые щипали траву и жевали жвачку. Она пригнала и собрала их там всех и тщательно стерегла. Ей помогали ее маленькие воронята. Вместе со своей семьей она расположилась на пороге, приготовившись защищать вход в  хижину.

– Этот ворон могущественный и злой! Кто же нам откроет дверь в эту палатку?– задались вопросом звери.

Волк и лис попытались это сделать, но все напрасно. Ворон побил их своим могучим клювом и вынудил отступить.

Тогда еще раз сказала голубая сойка:

– Я буду той, кто покончит с вороном.

Она с безобидным видом уселась на крышу палатки и разорвала ее кожаные покрышки, развязала завязки и обрушила покрытие. Звери сразу же вышли из загона и вновь заселили землю, недавно восставшую из водных глубин.

Тогда все звери закричали:

– А теперь убьем ворона! Убьем эту зловредную и бесполезную птицу!

Ворон запричитал:

– Умоляю! Оставьте меня в живых! Отныне я буду довольствоваться падалью.

– Ну, ладно. Раз ты хочешь жить, дай нам тогда мясо, – сказали ему.

То, что они сказали, было необходимым, потому что с тех пор, как ворон спрятал всех животных, которые питаются травой, они стали неуязвимыми. Все они стали одетыми в кость и рог, как в кирасу, и наши стрелы затуплялись об их тела. Так как мы не могли их убить, жизнь сделалась невозможной.

Тогда ворон попросил жизнь, с условием, что он даст людям мясо. Он прилетел и сел на вершину горы и принялся точить кости. Он их резал, он их обрабатывал, обрезал их в форме ребер, которые метал, как стрелы, в жвачных животных. У всех тех, в кого он попадал, образовывался костяк из ребер, покрытых мясом, и они становились уязвимыми и съедобными. Что касается остальных, то они остались недосягаемыми для наших стрел, и их нельзя было ни убить, ни съесть.

Тем временем, они говорили между собой:

– Где же трупы людей, утонувших во время потопа, и почему мы их не видим?

Напрасно они их искали. Человеческих трупов совсем не было видно. Тогда еще раз сказала голубая сойка:

– Там внизу, на берегу, я видела, да, я видел чаек и чаек2 , которые спорили из-за их останков и пожирали их.

Этого достаточно. Вновь появилось много людей, много зверей, и они продолжили жить так же, как живут на земле до наших дней.

Некоторое время спустя после потопа на земле совсем не осталось воды. Всю ее выпила Великая Выпь (T’ulkudhi). Она развалилась на песке, повернув свой раздутый, как бурдюк, живот к солнцу.

Тогда Etsié (дедушка) подошел к гидре в сопровождении всех зверей, которые, как и он, страдали от жажды и искали воду.

Когда он понял, что его застали беспомощным и окружили, Великий Водохлеб попытался перехитрить своих врагов, вызвав в них жалость, чтобы они его пощадили. Он притворился больным.

– У меня болит живот! Ах! Я страдаю водянкой! У меня очень болит живот! – заныл он.

Тогда рысь подошла к нему с вкрадчивым видом.

– У моей бабушки болит живот! И, правда, это очень неприятно! – сказала она.

И она стала гладить ей живот своей мохнатой лапой. Но вдруг она выпустила когти, вонзила их ей под кожу и разорвала живот.

Из круглых боков лопнувшей гидры потекли большие и малые реки. Вода хлынула из нее бурным потоком, и вновь образовались озера, все углубления в почве заполнились водой. Вновь орошенная земля снова зазеленела и стала такой, какой была прежде.

Это всё.

Рассказал слепой старик Ekounélyel на Большом Невольничьем озере в июне 1863 года.


Примечания переводчика:

1 Мокасины

2 Так в оригинале: «les muettes et les goelands». Возможно, имеются в виду разные виды чаек


Перевод: Д.Воробьев (к.и.н. Институт этнологии и антропологии РАН)



 








 













     * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *  

           КНИЖНАЯ НОВИНКА

             

                           450 ₽

     * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АТАПАСКАХ СУБАРКТИКИПЕРВОИСТОЧНИКИИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯФОЛЬКЛОРЛИНГВИСТИКАФОТОФОРУМГОСТЕВАЯ КНИГАНОВОСТИ


                                                                                               сайт создан 10.09.2010

                                  - ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ УКАЗЫВАТЬ АВТОРОВ И ИСТОЧНИКИ -
                     ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТАТЕЙ, ОТМЕЧЕННЫХ ЗНАКОМ "©", НЕОБХОДИМО РАЗРЕШЕНИЕ АВТОРОВ
          МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ И ВЫЛОЖЕНЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS