СЕВЕРНЫЕ АТАПАСКИ

 Насельники Дикого Севера


ПОИСК ПО САЙТУ:




                                                                                                                 

NORTHERN DENE  /  ФОЛЬКЛОР  /  Мифы и легенды атапасков - Э.Птито  /  Ребенок-Мох (мифы хэа)




Ребенок-Мох (мифы хэа)

Баллада атна форта Нулато  |  Белый Цветок (предание хэа)  |  Большой Подпрыгивающий (былички хэа)  |  Вальдшнепы (два мифа хэа)  |  Великаны (миф хэа)  |  Ворон уничтожает людей (миф хэа)  |  Возникновение мира (миф сату или догриб)  |  Два брата (мифы хэа и кучинов)  |  Две сестры (миф хэа)  |  Две жены (предание хэа)  |  Длинношеий Маккензи (рассказ метиса Болье)  |  Женщина-змея (миф чипевайан)  |  Женщина, которую постоянно похищают (мифы хэа)  |  Женщина с Металлом и Арктический Великан (мифы чипевайан и йеллоунайфов)  |  Изменение земли (миф хэа)  |  История двух братьев (мифы чипевайан и йеллоунайфов)  |  Как люди начали убивать друг друга (предание хэа)  |  Карлики (миф хэа)  |  Колоши (предание слэйв)  |  Конец Мира и Ворон-обманщик (мифы йеллоунайфов и чипевайан)  |  Ламия (миф хэа)  |  Лунный житель (миф кучинов)  |  Люди, брошенные в огонь (миф хэа)  |  Маленький гребец (миф хэа)  |  Мифологические воззрения хэа на природу  |  Мудрец и его сестра (миф хэа)  |  Навигатор (два мифа кучинов)  |  Ночь и Парка (быличка хэа)  |  Озерные жители (предание догриб)  |  Орудующий Посохом (мифы хэа, йеллоунайфов и чипевайан)  |  Падение горы/Вавилонская башня  |  Помет (миф кучинов)  |  Потоп (мифы хэа и догриб)  |  Появление множества языков (миф чипевайан)  |  Появление человека (миф йеллоунайфов)  |  Преодолевающий Препятствия В Каноэ (миф хэа)  |  Приход французов (предание чипевайан)  |  Происхождение Собачьих Ребер (мифы догриб и хэа)  |  Противоестественный (миф хэа)  |  Прыгающая Куница (предание чипевайан)  |  Пылающая звезда (легенда хэа)  |  Ребенок, Воспитанный Своей Бабушкой (мифы чипевайан)  |  Ребенок-Мох (мифы хэа)  |  Сердце природы (миф хэа)  |  Сидящий в зените (миф хэа)  |  Слепой старик (миф хэа)  |  Собачьи ступни (миф кучинов)  |  Солнце, пойманное в силок (миф чипевайан)  |  Сотворение мира (миф хэа)  |  Способы творить магию (чипевайан)  |  Тот, который видит спереди и сзади (мифы кучинов и хэа)  |  Тощий (быличка хэа)  |  Табу хэа  |  Уход на войну (миф хэа)  |  Человек Без Огня (легенда кучинов)  |  Человек, который проходит круг по небу (миф слэйв)  |  Чудотворец в Другом Мире (миф хэа)  |  Чужестранец, посетивший Ночных Жителей (миф хэа)  |  Юноша (миф кучинов)  |  Яичная женщина (миф хэа)
NNI OTTSINTANÉ или SA WÉTA

Ребенок-Мох или Лунный Житель

На берегу реки услышали плач маленького ребенка, который был не больше, чем с палец. Многие молодые девушки искали его, но не могли найти. В свою очередь на его поиски отправилась одна маленькая старушка вместе со своими дочерьми. Она одна нашла его, приняла к себе и доверила его одной из своих молодых женщин, чтобы она его кормила. Маленький ребенок был совсем голым.

Тогда старая женщина взяла ребенка, которого она нашла совсем голым, и положила в гнездо изо мха. Поэтому его назвали Nni-ottsintanè – Ребенок-Мох.

Еще будучи совсем маленьким, Ребенок-Мох творил чудеса прутиком из красной ивы и силой своей магии добывал для своей приемной матери много северных оленей.

Когда Ребенок-Мох немного подрос, он сказал своей матери: «Мама, скажи моим братьям, чтобы они отделяли для меня плечо и желудок каждого животного, которое я им добуду».

Старая бабушка сделала так, но она испытала [в этом] отказ части дене. Поэтому, не отведав пищи, ребенок ложился рассерженным.

Старуха ходила от хижины к хижине, говоря людям: «Мой сын очень могуч, и он просит вас только о двух вещах. Вам будет очень плохо, если вы ему в этом откажите. Не предоставить ему эту дань будет гибельно для вас».

Но ее не послушали. Люди согласились предоставить ему эту дань, но один могучий старик, великий вождь по имени Tρatsan-Eko – Бегающий Ворон, сказал им: «Не давайте ему ничего. Этот маленький чужестранец многого хочет».

Наступила ночь, и все легли спать. Пока старуха и ребенок спали, дене сняли лагерь и оставили их.

Старуха, которая заметила это движение, разбудила ребенка и сказала ему: «Сын мой, они сворачивают лагерь. Пошли, я понесу тебя».

Но он даже не пошевелился, делая вид, что спит. Они оставили их и ушли.

В полночь Ребенок-Мох разбуди старуху, которая спала рядом с ним, и сказал ей: «Мать, разведи два костра у входа в палатку»

Она ему подчинилась и разожгла для ребенка огонь.

«Мать, теперь пройди и вернись обратно между двух костров», сказал он ей.

Затем он добавил: «Как устроены копыта северного оленя? Они у них раздвоены?»

«Да. Их ноги устроены таким образом», сказала она.

«Ну, хорошо! Мать, теперь брось меня из палатки в огонь, а сама ложись спать».

Старуха вновь ему подчинилась. Когда на следующий день она проснулась, магический ребенок вернулся в палатку. Он спал на своем маленьком ложе совсем окоченевший от холода, а его грудь была замороженной.

Старуха принялась причитать, думая, что он мертв. Она сделала все, чтобы убедить его следовать за дене, но он не согласился на это.

«Посмотри на мои рукавицы», сказал он старухе.

Она сунула в туда руку. Каково же было ее удивление, когда она увидела, что они до краев наполнены оленьими языками. Пока его мать спала, Ребенок-Мох с помощью своей магической силы убил множество карибу

Старуха была очень довольна. Она пошла за мясом, она его поела, также как и ее приемный сын, и насытилась.

Тем временем, он делал это каждую ночь, и дене пользовались результатами его магической охоты, потому что он присоединился к ним.

Однажды на большом озере, которое простиралось вдаль, он убил огромное количество карибу, разделал их, закоптил и насушил [мяса], а затем вернулся к своей матери.

«Мать, моим братьям (своими братьями он называл всех людей), наверняка, нечего есть. Вот, я принес немного мяса. Сделай из него пемикан. Я его им отнесу», сказал он.

Старуха послушалась ему так же, как она всегда его слушалась. Тогда ночью он, по своему обыкновению, исчез. Но старуха больше не удивлялась его исчезновениям. Привыкла к его магическим делам.

Вероятно, он отправился свершать свою магию. Он пребывает в поисках дичи.

Так что, она не грустила от его отсутствия.

В полночь сердце старухи заледенело из-за избытка холода. Она проснулась, разожгла огонь и положила пирог из мяса и жира перед палаткой.

В это время Ребенок-Мох убил горностая. Идя, он разлил его кровь по дороге и вокруг палатки и окропил ей пирог или пемикан. И сразу же появилось большое озеро, через которое он перешел с народом. Озеро раскрылось и на его ложе появилось огромное количество мяса северного оленя, которое было там спрятано.

Случилось так, что с помощью магии пирога и разлитой крови, родственники Ребенка-Мха убили много мускусных быков и питались ими.

Тем не менее, люди всегда отказывались платить ту небольшую дань, которую он у них просил. Тогда лунный ребенок решил наказать этих неблагодарных. Однажды, когда дене убили много мускусных быков и северных оленей, которых они разделали и закоптили, как это обычно делают, а их мясо было подвешено на буканах и разложено на помостах, Nni-o’ttsintanè стал размышлять вслух: «Nonna tamine! Nonna tamine!» Мы больше не знаем, что означают эти слова, но в тот же миг мясо быков зашелестело и затрещало, его куски вновь соединились, и животные ожили, сошли с буканов и во всю прыть убежали в лес. Все мясо исчезло, и ton (голод) вновь воцарился в лагере дене.

«Это именно злой малыш нанес нам этот удар», подумали приемные родственники Ребенка-Мха. Нужно наказать его так, чтобы он помнил об этом. Тогда они решили схватить его, но он выскользнул у них из рук, как тень, и скрылся неизвестно каким образом. Ах! Как его ненавидели! Дене запрягли своих лучших ездовых собак и пустились преследовать убежавшее от них мясо, но они не смогли его догнать.

На протяжении долгого времени он поступал следующим образом: Живя в уединении со своей старой матерью, он поставил свою палатку вдалеке и время от времени навещал свой народ, всегда прося дань в виде плеча и желудка. Но ему вновь отказали, и тогда мясо вновь исчезло.

«Какой злой мальчик! Зачем он хочет уморить нас голодом?», думали они.

Но он, помня, что эти злые люди подвергли гониям и уморили его родителей (родственников), и видя, что они отказываются предоставить ему столь небольшую дань, не оставил свой гнев.

После этого люди поставили сети на большом озере, но в них не попалось ни одной рыбы. Рыбы не было так же, как и мяса. Тогда Ребенок-Мох отправился на берег моря, вдохнул и ограничился произнесением простых слов: «И, что! К Подножью Небя я пришел, на родину моих братьев. Почему теперь Большая Вода закрыта для них?»

Как только он произнес эти слова, рыба появилась в изобилии.

Еще раз лунный ребенок потребовал дань в виде плеча и желудка убитых на охоте северных оленей. Бегущий Ворон все время ему противостоял. Тогда Ребенок-Мох лег спать, не поев, и сказал своей матери: «Мать, крепко привяжи нашу палатку веревками».

«Для чего?», спросила она.

Он ей не ответил, но она все послушно исполнила. Она крепко привязала палатку и пошла спать. Ночью поднялся сильнейший ветер, принесший опустошение в лагерь. Бегущий Ворон закричал: «Он окунул (в кровь) пучок травы! Он повесил снаружи свой горшок, и в него вошел дух!»

Тогда весь лагерь вскочил в сильно ошеломлении, потому что в нем многие лежали мертвыми. Все побежали к жилищу магического ребенка, чтобы посмотреть, что он делает, но они его там больше не нашли. Он ушел на солнце, где он жил.

После этого люди долго жили там, где проходят северные олени и добыли их в большом количестве. Потом они разошлись, оставив старух одну, согласно обычаю. Чтобы выжить, она проявила изобретательность, поставила петли там, где были следы карибу, и поймала одного олененка. Этот олененок показался ей похожим на ее сына, Ребенка-Мха. Она долго его рассматривала и легла с ним спать в намерении воскресить сына, которому она спасла жизнь, и которого она оплакивала как мертвого. Но она не смогла до конца его высвободить. Он сказал ей: «Мать, оставь меня в покое. Я тебя научу, дай мне сказать. Вот я и вернулся с солнца. Я надеялся, что люди меня там увидят, и отправился на это светило. Но его жар слишком силен, там невозможно жить. Тогда я вернулся к вам, и я ухожу на луну. Те, которые меня ненавидят, увидят меня там. За две ночи я больше не появлюсь, потому что я ухожу на луну. Именно там я буду жить. Идите туда тоже.

Поскольку его мать плакала, слушая то, что он говорит, он добавил: «Не печалься. В том, что я тебе сказал, нет ничего, что может заставить тебя плакать. Спите завтра и послезавтра. Между каждой ночевкой ставьте свои петли на северных оленей. Делая так, вы достигните луны.

Он обвязал себе голову своим платком и сказал: «Со светилом будет так же. Его голова будет обрамлена диадемой. Знай, мать моя, когда человек умрет, солнце побледнеет».

Именно поэтому, когда солнце бледнеет – это знак смерти для людей. Тогда мы говорим, что светило сражается за нас.

Итак, мать вернулась в свою палатку и рассказала обо всем своему старому мужу.

«Мой сын велел мне то-то и то-то», сказала она.

Тогда они заснули и разбивали лагерь еще два раза, и тот час же Ребенок-Мох поднялся на луну. Это их утешило. Они расставили свои петли на северных оленей и питались их мясом, постоянно надеясь отправиться на луну. Оно снова разбили лагерь. Вдруг они заметили, что луна быстро движется. Она была похожа на красивого старика с седыми волосами, идущего, как луна по своему маршруту.

«Сын мой! Сын мой!», вскричал обрадованный отец.

Ничего. Старик не стал с ними говорить.

«Ах! Внук мой, я очень спешу», сказал он с безразличием.

И он продолжил свой ход, оставив их там.

С той поры, говорят, Ребенок-Мох живет на луне.
                              

TρA-NA-ÉχÉLÉ-TSATÈLI

 

Заунывная процессия под звук трещотки


Ребенок-Мох, который убил всех людей с помощью Ettsonné – Духа Смерти и силы разлившейся крови, отправился на Луну. Его и сейчас можно увидеть там, держащим на поводке свою маленькую белую собачку, которую он принес в жертву. На спине он несет бурдюк, полный крови, он подвесил его в своей палатке, когда Великий Ветер пронесся по вражескому лагерю.

Теперь он зовется Sa-wéta – Житель Луны, или Ettsonné – Дух Смерти, но ему также дали имя Ebœ-Ekon – Живот-Щит, потому что он сражается за нас и смертью наших врагов добывает нам карибу, которыми мы питаемся [1],  [или] Klodatsôlè – Мышь с Острой Мордой, Землеройка, Песчаная мышь, Крот. Наконец, его называют еще Edzéè – Сердце Природы, из-за великой доброты, которую он нам несет.

Именно поэтому, почти во время таяния снега, в дни весеннего равноденствия, когда солнце поворачивает на заход (на спад) в месяц гона северных оленей (март-апрель) [2]  мы отмечаем праздник Sa-wéta, называемый Погребальный проход мимо палаток под звук трещотки.

Для этого на земле варят мясо, которое парят в котелках из переплетенных волокон [3].  Затем им наполняют заплечные сумки, которые молодые люди носят на спине. Они вооружаются посохами, как люди в пути, подпоясываются и собираются в полночь все в одной палатке, чтобы там всем вместе съесть содержимое заплечных сумок, но поспешно, словно в страхе.

Затем один из нас поднимается и начинает петь, обратив взгляд на луну: «Ufsédha! Klodatsôlè él’èkkè-tρa-nondatρlé! Tsu-chiw yèèn!», что означает: «Приди, Землеройка! Поторопись перепрыгнуть через [землю] крестообразно. Лесистая гора, приди!»

Тогда, выходя на снег один за другим и распевая время от времени те же воззвания к луне, они бегают вокруг палаток и других жилищ лагеря.

«Так почему же луна скучает так, словно сейчас она бросится с неба?», думаем мы. Несомненно, это светило испытывает страдания. Тогда из боязни, что ее убьют, мы кричим и поем [4].

После этого остаток ночи проводят за пиршеством возле палаток. Этим мы подчиняемся требованиям Sa-wéta или самой Землеройки, которая говорила нам в старые времена: «Когда луна появится в желании упасть в обморок, вы поступайте с ней таким образом: Когда луна пройдет, вы устраивайте ночную трапезу и проводите ночь на снегу под открытым небом».

Другие племена поют: «Enèkhèw! Klodatsôlè nè kla tρèh nasikhin! Tsu-chiw yèèn! – Как это тяжело! О, Землеройка, пронеси меня через твой зад. Лесистая гора, приди!»

А другие: «Klodatsôlè! éhtρè nni na-dintl’a! Ku(?)sé ya! [5]– Землеройка, перепрыгни через землю! Еще немного времени!
Дене Nnè-la-Gottinè поют: «Nètasolè! nè kla tρèh hèlè gunli, yanhè! Ttsu-chi yengé! ta ttchiré dinzè – Землеройка, через твой зад есть проход! Ох! Ля-ля! Лесистая гора, приди – вытащи нас отсюда. Я сейчас пройду!»

Дене невольники не устраивают процессию вокруг палаток. Они довольствуются совместной ночной трапезой в палатке, распевая время от времени: «Klo-da-tsôlè, nè kla tρèh nakodèfwiwè – О, Землеройка, через твой зад мы вышли, или мы прошли».

Наконец, другие поют: «Edatsôlè! nè kla tρèh naséttinè! Ttsu-chiw yéñgè, ni nattchirè dinzè – О, Землеройка, ты меня вытащила через свой зад! Пихтовая гора, приди – вырви и вытащи нас отсюда».

                                                       

ETTSENNOULLÉ и TρATSAN-EKO
 
Маленький Любимчик и Бегущий Ворон
(продолжение мифа о Ребенке-Мхе)
 

                                                                      
Говорят, одна старая женщина растила совсем маленького ребенка. Он был один из того злого и ненавистного народа, который они уничтожили. Этот маленький нехороший человек стал приемным сыном старухи.

Был также один могущественный вождь, который жил в красивом деревянном доме, у которого было две жены. Его звали Бегущий Ворон. Он был богат, и в глубине его дома можно было увидеть выставленные в ряд красивые блюда и чаши.

Однажды маленький нехороший человек сказал своей приемной матери: «Мать, я пойду к Бегущему Ворону».

«Ах! Что ты у него будешь делать. Это могущественный и свирепый человек. К нему так запросто не придешь, сын мой», ответила она.

«Тем не менее, я пойду к нему, чего бы мне это не стоило», сказал он.

Итак, ребенок-маг пошел к Бегущему Ворону. Он перевернул все го чаши, которыми он так гордился. Он облил всё вокруг горючим веществом и поджег.

Великий вождь услышал шум внутри своего жилища.

«Кто это сжег мою прекрасную посуду?», спросил он.

«Это он, Маленький Любимчик, этот злой маленький кусок навоза (tabou de Bouse)», ответила его жена.

Она назвала так ребенка, потому что его тело в целях приобретения магических свойств было вымазано навозом мускусного быка.

Однако, так как Бегущий Ворон рассвирепел, Ребенок-Навоз спрятался, но продолжал действовать в тени. Когда настал день, Бегущий Ворон обнаружил свое жилище заполненным белым птичьим пухом, который рассыпал маленький нехороший человек, потому что он носил на шее птичий амулет. Рассерженный вождь хотел наказать ребенка, но тот невинно спал, или претворялся спящим.

Тем временем все пошли на войну.

«Пойдем туда, где прячутся наши враги. Двинемся туда, чтобы сражаться», сказали люди.

Итак, они вышли, оставив магического ребенка в его палатке.

Но после ухода воинов, он сказал старой матери: «Бабушка, я хочу идти за ним на войну».

«Что ты говоришь. Ты же очень мал и у тебя недостаточно одежды. Ты умрешь от холода», ответила она.

Он ничего не ответил, а ночью убежал и присоединился к воинам Бегущего Ворона. Тот был на пороге своей палатки, когда увидел его идущим в своей плохой одежде, промокшей от ночной росы.

«Сын мой, что ты здесь делаешь?», спросил он его.

«Я пришел, чтобы сражаться вместе с вами», ответил ребенок.

Он заботливо скрыл свои волосы, потому что люди Бегущего Ворона брили себе головы.

Итак, они отправились биться с врагами. Когда они шли им на встречу, он убил воинов во время сна. Он пронзил их невидимыми стрелами и уничтожил вех. Он не сражался, а применил колдовство, называемое Ekhè-tayètlin – связанный ребенок. Он проткнул одну маленькую белую собачку, стукнул ее по носу и разбавил ее помет ее кровью. Этой кровью он обмазал палатку, а затем спокойно лег спать.

И вдруг, этой же ночью кровь пошла потоком в каждое жилище. Были слышны только эти заунывные слова: «В доме есть кровь! Вот его кровь течет! Увы, мой сын потерял всю свою кровь!»

Вот что было слышно повсюду. Это было действительно ужасно и непостижимо. Бегущий Ворон молча размышлял. Он только произнес скорбным тоном: «Великая гора подверглась поруганию! Он съел наш фетиш – Зверя-Бога!»

Вождь сжал сердце маленького мага, как это делают с курицей, чтобы убить ее. Этим он убил его. Ночью он отхлестал его сердце своей рукавицей и этой магией вернул его к жизни. Он воссоздал Маленького Любимчика и сделал его хорошим. Поэтому, после того, как Бегущий Ворон воскресил его и сделал добрым, он был одним из первых, кто вернулся раньше всей армии.


Примечания: 


[1] Миф об Осирисе дает нам сходное объяснение имени Живот-Щит (Ebœr-Ekon), которым дене называют лунное божество. Согласно Корнэйю де Ляпьеру, этим именем египтяне называли Осиреи-Хапи (Osiréi-Hapi), «потому что, как они говорили, его живот есть его щит». Хотя это объяснение не единственное, его достаточно, чтобы дать нам ключ к разгадке.  К тому же в Мемфисе Осиреи-Хапи был ни чем иным, как луной, которую некоторые народы сравнивают со щитом  (Прим. Птито)

[2] Несомненно, речь здесь идет не о гоне, а об отеле карибу.  Гон у этих животных обычно приходится на конец сентября – первую половину октября, а отел происходит весной, как правило, в мае. Думается, что информант Птито – индеец хэа – никак не мог перепутать отел с гоном, и вина за эту ошибку, вероятней всего, полностью ложится на того, кто записал данный рассказ (Прим. перев.)

[3] Имеются в виду емкости, так плотно сплетенные из корней некоторых хвойных деревьев, что они не пропускают воду. Мясо в таких сосудах варили путем наполнения их водой и погружения туда раскаленных камней (Прим. перев.)

[4] Здесь подразумевается новолунье, или полное затмение луны (Прим. Птито)

[5] Буква стерта в тексте (Прим. перев.)


Перевод: Д.Воробьев (к.и.н. Институт этнологии и антропологии РАН)







 

       


 


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АТАПАСКАХ СУБАРКТИКИПЕРВОИСТОЧНИКИИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯФОЛЬКЛОРЛИНГВИСТИКАФОТОФОРУМГОСТЕВАЯ КНИГАНОВОСТИ
сайт создан 10.09.2010

- ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ УКАЗЫВАТЬ АВТОРОВ И ИСТОЧНИКИ -
ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТАТЕЙ, ОТМЕЧЕННЫХ ЗНАКОМ "©", НЕОБХОДИМО РАЗРЕШЕНИЕ АВТОРОВ
                         
                                                                                     МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ И ВЫЛОЖЕНЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 


ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS