Солнце, пойманное в силок (миф чипевайан)
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Солнце, пойманное в силок (миф чипевайан) | | | | | | | | | | | |
SA-KLU-NAZÉTTI Солнце, пойманное в силок Очень давно брат и сестра жили совсем одни. Они добывали себе пропитание так же, как это сегодня делаем мы – охотой и рыбалкой. Каждый день сестра ставила в лесу на деревьях свои силки. В них попадались фазаны [1], белые куропатки, белые зайцы и даже рыси [2]. Но и она, и ее брат с опасением стали замечать, что дни и ночи сменяются с все более и более короткими интервалами, дни постоянно уменьшаются, а солнце (Sa), едва показавшись, сразу же скрывается за земным диском на западе – юго-западе – там, где находится рот земли (nni-odhaé). Тогда они с ужасом поняли, что скоро земля заледенеет, и вся жизнь на ее поверхности угаснет. И они вдвоем решили установить на ней правильный порядок вещей. Однажды, когда сестра, как обычно, ставила в ельнике петли на рысей, она заметила круглое багряное лицо солнца, попавшегося в одну из них и задыхавшегося в ней. Она рассказала об этом своему брату. Он подбежали, чтобы схватить норовистое светило и окончательно его придушить. Но оно принялось умолять их сохранить ему жизнь, сказав им: – Если вы оставите меня в живых, то я отныне увеличу продолжительность своего пути. Я сделаю дни больше и своим теплом вновь распространю жизнь по земле. На этих условиях они его опустили, и с тех пор, говорят, солнце так долго сияет на небосводе.
Рассказал Алексис Enna-azé, чипевайан с Атабаски, в ноябре 1880 года
Примечания переводчика:[1] Вероятно, имеется в виду острохвостый тетерев (Tympanuchus phasianellus). [2] Видимо, рассказчик оговорился, либо Птито допустил ошибку при записи текста. Петельные самоловы на белых куропаток, зайцев и рысей устанавливают на земле, а не на деревьях. [3] В тексте «Орудующий посохом» (миф дене Атабаски) Птито отметил, что этот сказитель является франко-кри-дене по происхождению.
Перевод: Д.Воробьев (к.и.н. Институт этнологии и антропологии РАН)
|