Способы творить магию (чипевайан)
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Способы творить магию (чипевайан) | | | | | | | | | |
INKρANZÉ OL’É Способы творить магию В старые времена, когда шаман вызывался лечить больного с помощью своей Тени, он устраивал себе строгий пост без еды и воды на три-четыре дня. Сначала он готовил Chouns, или магическую палатку. Пока другие люди работали над ней, шаман сидел в своей палатке, не интересуясь тем, что происходит снаружи, и, тем не менее, он знал, что они там делают. Он знал, в каком месте в лесу рубят шесты для возведения Chouns, какие породы деревьев для этого берут, и всё остальное. Магическая палатка возводилась далеко от лагеря, и составляющие ее шесты связывались наверху тремя завязками. Хотя шамана об этом и не информировали, он говорил: «все готово», вставал, направлялся к Chouns и сотрясал ее три раза. Три раза он обходил вокруг нее, повторяя магические заклинания. Потом входил внутрь и ложился там, соблюдая все время свой пост. Внутри шаман на протяжении достаточно долгого времени спал Сном Тени, потом просил, чтобы к нему привели больного, которому требовалась помощь. Тогда человек, который заболел из-за своих грехов, входил в Chouns в сопровождении другого здорового старого грешника и садился в палатке, где он исповедовался шаману. Жонглер опрашивал его несколько раз, бранил его и читал ему наставления, чтобы вырвать из него признание во всех ошибках. – Может быть, ты сказал мне не все! – говорил он ему. Наконец, когда он был уверен, что больной сказал все, шаман напускал на него Далекого Духа (Yu-hanzin), а для этого он пел под аккомпанемент своего бубна. Время от времени он дул на больного, потом приказывал хвори покинуть его. Когда шаман замечал, что Далекий Дух снизошел на пациента, он подходил к последнему одновременно с Духом, и они вместе, делая пассы над больным (Yettsen-yéni-renni), усыпляли его. Тогда этот Дух, Который Далеко от Нас, проникал в тело спящего больного, вытягивал из него грехи – причину недуга, причиняющего ему страдания, забрасывал их далеко, и болезнь сразу же покидала больного. После этого Дух ловил ускользающую душу умирающего и возвращал ее на землю. Он хватал эту душу, уходящую на верхнюю землю, и помещал ее обратно в тело умирающего, чтобы она вернула его к жизни. Возвратив ее туда, он издавал громкий крик, который пробуждал больного от магического сна совершенно излечившимся. Болезнь полностью его оставляла. Вот так наши предки лечили болезни. Часто они практиковали порезы на больных местах и делали кровопускание, высасывая из них кровь, а также червяков, рыбьи кости, камни и другие предметы, причиняющие боль пациенту. Также иногда своими чарами шаман вытаскивал из тела больного змею. Но сегодня шаманы не имеют той силы. С тех пор, как к нам пришли молящиеся (священники, миссионеры), в их силу больше не верят. Это всё. Рассказал старик Khaziou на Большом Невольничьем озере в 1863 году
Перевод: Д.Воробьев (к.и.н. Институт этнологии и антропологии РАН)
|