NORTERN ATABASKAN /СЕВЕРНЫЕ АТАПАСКИ
Документ без названия

~Насельники Дикого Севера~

 







Легенды дикарей

Легенды дикарей  |  Приключения двух братьев
Часть II, Глава IX 
Легенды дикарей

Легенды дикарей - Их представления о том, как была открыта Америка - Потоп - Сын божий - Благословленный ребенок


Долгими зимними ночами или когда снаружи бушует гроза дикари, собравшись в палатке вокруг дымного очага, развлекаются рассказыванием сказок. Среди этих сказок, по преимуществу абсурдных, попадаются, тем не менее, такие, которые можно рассматривать как сказания о потопе, пришествии искупителя и падении мужчины из-за ошибки женщины. 

II 
Все эти нации имеют несколько сходных легенд с примитивными догмами, распространенными, по сути, у всех народов. Женщина рассматривается в них как низшее существо, не обладающее никакими правами. Ей не выказывают признания или сострадания. Ее ценят только за ту службу, которую она может сослужить. Суть этих легенд состоит в том, что если к женщине относятся, как к вьючному животному, то она этого заслуживает по причине своей лени и чревоугодия. Слушая их и видя, как они поступают, можно было бы сказать, что если услужливость нашего праотца по отношению к своей супруге, сделало ее виновной, то они видят в этом месть бога по отношению к ней, так как везде и повсюду они относятся к женщине деспотически. 

III 
Легенды разных племен, по сути, одинаковы. Единство формы определяется сходством их разума, но, какими бы абсурдными они не казались, разве мы можем сомневаться в том, что эти народы знают о всемирном потопе и о появлении Мессии? Как и все народы древности, они знают историю только в устной передаче, и именно поэтому реальные факты, спустя века, становятся просто баснями. 

Вот, пожалуйста, тому пример: 

Европейцы открыли Америку. Но как они ее открыли? Старый дикарь сейчас расскажет нам об этом на свой лад. 

IV 
Белый медведь 

Давным-давно белый медведь отправился воевать с нашими отцами.
 
В те времена наши отцы были настолько бедны, что у них имелись стрелы только с каменными наконечниками, и они не могли убить медведя. Но однажды они собрались все вместе и так утыкали его стрелами, что разозленный зверь, спасаясь, обратился в бегство. 

Он погрузился в море и несколько лет провел под водой, питаясь рыбой.
 
Устав от такой жизни, белый медведь захотел увидеть солнце. И он пошел … и долго шел, сам не зная, куда, пока не достиг другого берега большого озера и вышел из воды. 

Французы, увидев этого утыканного каменными стрелами белого медведя, поняли, насколько бедны наши отцы, и прониклись к ним жалостью. 

Именно поэтому они пришли в их страну. 

Потоп 

Вот один из рассказов предков: 

Люди, неблагодарные по отношению к Богу, который дал им солнце, луну, звезды, озера и реки, захотели создать богов по своему подобию. Из больших гранитных глыб они сделали гигантские статуи, но эти статуи походили на монстров. Некоторое время они их боялись, но затем стали им поклоняться, потому что они не причиняли им зла. И тогда Бог, который делал им только хорошее, желая наказать их, решил разрушить эти статуи. Реки, озера и моря вышли из берегов, горные вершины скрылись под водой, вся земная поверхность оказалась затопленной. 

Но один человек, который нисколько не боялся этих безобразных статуй, спасся. Это были Эцие (Etcié) – Дедушка. 
Эцие сел в большое каноэ, которое он доверху нагрузил мясом.
 
Он плыл несколько дней и прошел далеко – очень далеко, но так и не нашел земли. По пути он встретил выдру, которая была еще жива. Он сжалился над ней и взял ее в свое каноэ. Потом он встретил гибнущего карибу, у которого совсем не осталось сил плыть. Его Дедушка тоже пожалел и взял в свое каноэ.
 
Вскоре, устав блуждать по водной поверхности и не зная, в какую строну отправиться на поиски земли, человек взял выдру и велел ей нырнуть. Через несколько минут зверь вернулся, держа в глотке и в когтях немного ила. Эцие тот час же вырвал у него этот ил, положил его на ладонь и принялся дуть на него.
 
Эта земля тот час же начала расти, и когда она стала слишком тяжелой, чтобы ее можно было держать, он положил ее на воду и, поддерживая, продолжил дуть, пока она не стала маленьким островом. 

Когда остров достиг такого размера, что его нельзя было охватить взглядом, он перестал дуть и приготовился к высадке на него. Но Дедушка был разумным человеком и пред тем, как покинуть свое каноэ, он решил удостовериться в том, насколько велик этот остров. И он послал карибу обойти его. Зверь вернулся быстро, и человек заключил, что эта земля еще слишком мала, чтобы на ней жить. 

Поэтому он продолжил дуть до тех пор, пока на ней вновь не появились реки, озера, моря, деревья и травы. И только тогда он ступил на нее. 

VI 
Сын божий 

Были времена, когда Могучий Добрый Отец, что живет на небесах, рассердился на людей и увел от них всех карибу. 
Печальные возвратились люди с берегов Ледяного моря (Ледовитого океана) и отправились искать удачу на новые земли, и одна старая бабушка, которая едва поспевала за ними, наступив ногой на помет карибу, неожиданно услышала детский голосок. Этот голосок произнес: 

– Бабушка, я принесу людям добро, но я очень мал. Сможешь ли ты обо мне позаботиться? 

Она посмотрела и заметила маленького ребенка величиной с большой палец. Сжалившись над этим невинным созданием, бабушка взяла его и пообещала окружить большой заботой. Затем, вспомнив, что у нее самой нечего есть, она сказала ребенку:
 
– Малыш, я обещаю тебя обогреть, но как я буду тебя кормить? У меня у самой ничего нет. 

– Я сам раздобуду для нас все необходимое, я прошу только о том, чтобы остаться с тобой, – ответил ребенок. 

Когда наступил вечер, и люди поставили палатки, ребенок, оставшись наедине с бабушкой, открыл ей тайну: 

– Я пришел, чтобы сделать людей счастливыми. Я верну им изобилие, но требую, чтобы они платили мне такую дань. Пусть они будут отдавать мне языки всех карибу, которых добудут. Если они будут верны, я надолго останусь с ними, и они не будут ни в чем нуждаться. Пойди, передай им мои слова. 

Бабушка тут де пошла к дикарям и передала им все, что сказал ей ребенок. Все согласились платить дань, и на следующий день карибу вернулись. 

Ребенок остался с бабушкой, и его назвали Бельшунге-Нельшиан (Belchunge Nelchian), что означает «Его Воспитала Бабушка». Некоторое время спустя он вырос и стал длиной с руку. Каждый день ребенок выходил один и шел в лес. Каждый вечер он возвращался и спрашивал бабушку: 

– Где мои языки? 

Некоторое время дикари исправно платили дань, но, в конце концов, изобилие сделало их неблагодарными, и они стали приносить ребенку, который стал ростом с обычного человека, всего лишь несколько языков. Видя это, Бельшунге-Нельшиан однажды сказал бабушке: 

– Видишь-ли, бабушка, это старая история. Изобилие приносит вред. Они забыли меня, потому что им очень хорошо. Я не могу больше оставаться с этим народом. Если они не будут исправно платить мне дань, я их оставлю. 

Минуло несколько лет, и ежедневная дань, которая постоянно уменьшалась, сократилась до пяти-шести языков. Тогда Бельшунге-Нельшиан сказал бабушке: 

 Все решено, я ухожу. Я не брошу дикарей окончательно, но сделаю так, чтобы они почувствовали свою неблагодарность. 

Бабушка пыталась его отговорить. Она даже умоляла его не покидать ее нацию.
 
– Все решено, повторил он. Следуй за мной, если можешь.
 
Он ушел. Бабушка, которая его очень любила, попыталась идти с ним. Но так как она была очень старой, то спотыкалась на каждом шагу и, наконец, была вынуждена остановиться. 

– Успокойся, Бабушка. Я не брошу дикарей окончательно, повторил ребенок в последний раз. 

Вскоре Бельшунге-Нельшиан растворился, удаляясь в сторону Ледяного моря. Он ушел жить с овцебыками, которых он сделал послушными своим голосом. Он устал от жизни и присоединился к этим мирным животным и в качестве благодарности за их кроткий нрав дал им способность понимать человеческую речь. 

Когда дикарей поражает сильный голод, они отправляются к негостеприимному Ледяному морю и подзывают овцебыков. Эти послушные животные слышат их голос и идут на их зов. Дикари тогда довольствуются, тем, что убивают нескольких, чтобы утолить голод, а остальных отпускают с миром. 

– Разве не Сын божий, ушедший жить с ними, дал им это понимание, – говорят они. 

VII 
Благословленный ребенок 

Одна юная девочка нашла на земле, где живут карибу, маленького ребенка. Он спал во мху на речном берегу. Эта девочка, которую тоже бросили родители-варвары, решив сохранить ему жизнь, взяла ребенка и завернула его в шкуру карибу. Они жили бедно вдвоем, питаясь только кореньями и ягодами, сок которых она выжимала в рот несчастному малышу. Поэтому ребенок не рос, и девочка говорила: 

– Если бы он смог быстро вырасти, то он позаботился бы обо мне, когда я состарюсь. 

Она еще не ведала, какое богатство ей досталось. Она не знала, что это хилое существо было Благословленным ребенком. Однажды, когда она горько плакала от того, что нечего было есть, ребенок, который до этого момента только лопотал что-то невнятное, вдруг обратился к ней с такими словами: 

– Не лей слезы, я знаю, где найти рыбу. Ты была добра ко мне, и я буду добр к тебе. 

Услышав эти слова, девочка с удивлением посмотрела на младенца, и ей показалось, что она увидела, как засияла пламенем шкура, в которую он был завернут, и как солнце опоясало его лоб. 

- Послушай, - продолжил ребенок, - скоро монтанье [т.е. чипевайан - Д.В.] будут так счастливы, как никогда прежде. Карибу придут сами, подчиняясь их зову, и позволят убивать себя. Больше они не будут убегать. 

Прошло еще несколько лет, а ребенок все не рос. Но девочка больше не жила в бедности. Он всегда показывал ей место, где находится рыба, даже если она была подо льдом. 

Однажды ребенок захотел прогуляться по лесу. Он обул соответствующие его росту снегоступы и ушел, ничего не сказав о своих намерениях. 

Настал вечер, но ребенок не вернулся. Это вызвало у девочки сильное беспокойство. Ночь окутала землю темнотой, а ребенка все не было. Бедная девочка плакала в отчаянии и кляла свою несчастную судьбу, когда неожиданно появился, тот, кого она сочла пропавшим, и положил к ее ногам множество языков карибу. В то же мгновение лес озарился светом. Это толпы дикарей, несущих факелы, шли со всех сторон, чтобы оказать ему почести. Тогда Благословленный ребенок поднялся на гору и сказал собравшимся дикарям:
 
– Я не буду жить долго. 

Затем он повернулся к своей благодетельнице: 

– Отныне, – сказал он, – монтанье будут обращаться ко мне со своими просьбами, а ты будешь доносить до них мою волю. Ты будешь обращаться ко мне, а я буду молиться и посылать им карибу, чтобы они жили в изобилии. 

Едва он закончил говорить, в лесу раздался сильный грохот. 

– Пойдем, – сказал он. – Время пришло. На большом озере меня ожидает многочисленный народ. Он пришел за мной, чтобы отвести меня в незнакомые места. Пошли.
 
Заплаканная девочка последовала за своим другом. Подойдя к большому озеру, она увидела множество черных, белых и желтых медведей, которые спешили выказать честь Благословленному ребенку. Тогда, бросив последний взгляд на свою горячо любимую покровительницу и попрощавшись с ней, ребенок храбро вошел в толпу медведей. Больше его никто не видел. 

*** 
Большая часть племен очень верит в эту легенду. Старики уверяют, что во времена их молодости они никогда не отправлялись на охоту, не обратившись к Благословленному ребенку, которого они считали Божьим сыном. 



Комментарий: стоит ли говорить, что интерпретаця индейских мифов, данная Фаро, не выдерживает никакой критики? (Коммент. Н.Ш.)


Перевод: Д. Воробьев (к.и.н. ИЭА РАН)

my site













 














         НА КНИЖНУЮ ПОЛКУ

             

                           450 р.




    Горизонтальное меню сайта






                                                                                             
                                                                                                                                                                               сайт создан 10.09.2010

                                            При копировании и использовании материалов сайта не забывайте указывать авторов и источники. 
                                     Для публичного распространения статей, отмеченных знаком копирайта "©", необходимо разрешение авторов. 
                          Материалы подготовлены и опубликованы в познавательных и образовательных целях и могут использоваться для  исследований.



ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS