СЕВЕРНЫЕ АТАПАСКИ

 Насельники Дикого Севера


ПОИСК ПО САЙТУ:




                                                                                                                 

NORTHERN DENE  /  ФОЛЬКЛОР  /  Первые бледнолицые на Куньем озере (предание догрибов)




Первые бледнолицые на Куньем озере (предание догрибов)

Первые бледнолицые на Куньем озере
            (предание догрибов)

Эту историю рассказал мне один старик. Это старая история о первых торговцах, пришедших раньше священников. Должно быть, это было лет двести назад.

Это произошло зимой, в то время, когда не было карибу. Чтобы выжить догрибы с Куньего Озера отправились  в дальний конец этого озера на рыбалку. То была тяжелая работа. Чтобы поставить сети, нужно было прорубать лед роговыми долотами. Пришли и другие индейцы, и сказали, на другом конце Куньего оз. появились бледнолицые (Pale Men). Люди Куньего оз.  никогда не видели белого человека. Поэтому двое или трое мужчин решили отправится туда с визитом. В те дни враги там были повсюду - чужаки, которые могли убить тебя. Поэтому они должны были быть осторожны.

Когда они прибыли на место, бледнолицые вышли из бобрового дома. Именно на бобровую хатку было похоже это жилище, как показалось индейцам, и они назвали его «грязевой дом». [Убежища первых торговцев, вероятно, были с низкими стенами, замазанными грязью, и крышей, покрытой  дерном.] Сначала индейцы немного боялись, но бледнолицые показали им хорошие знаки. В те дни у них не было переводчиков, поэтому, они объяснили жестами «нет оружия». Тогда индейцы вошли в дом, и там они увидели всевозможные виды материй. Бледнолицые показали шкуры индейской выделки, и знаками сказали им: «Если вы принесете нам шкуры, мы дадим вам эти материалы». Один индеец получил в подарок пешню, а всем другим индейцам бледнолицие дали жевательный табак.

В тот же день индейцы отправились в обратный путь. Но они продолжали чувствовать запах этого табака, он сильно вонял. Они говорили друг другу: « Эта вонь может отпугнуть рыбу, и она уйдет прочь». И тогда они выбросили табак далеко в снег. Когда они добрались до дома один человек показал всем свою пешню. Как только индейцы увидели ее, они все как безумные бросились добывать пушнину. Все отправились в лес и стали устанавливать ловушки. Прежде индейцы никогда не охотились на куницу, но бледнолицые хотели получить куньи шкурки. Некоторые индейцы добыли по двадцать, тридцать куниц. В мгновение ока была собрана связка более чем в сотню куниц. Парнии, которые ходили к бледнолицым показали, как высушить шкуры. Индейцы высушили их таким способом и отправились с ними в лагерь бледнолицых.

За эти меха бледнолицые дали индейцам пешни и пилы. Они показали индейцам жестами, как использовать пилы и как их затачивать. Бледнолицым нехватало пил, поэтому сначала они начали ломать пилы пополам, а затем и на четыре части, но и за эти обломки они все равно получали меха. На одну шкуру индеец выменивал кусок сломанной пилы.

Вот здорово!  Индейцы были рады заполучить эти вещи. Особенно те пешни, ведь раньше они всегда  использовали роговые зубила для прорубания льда. Но когда они вернулись домой и испробовали эти пешни, они нашли их столь хорошими, что  сказали: «Пешня - это лучшее, что мы могли бы найти во всем  мире! Теперь лед стал как гнилое дерево!»

 
Комментарий Джун Хэлм:

 Летом 1789г., в то время как Александр Маккензи спускался по Dehcho в Северный Ледовитый океан, Лоран Леру отправился к Куньему оз., чтобы открыть торговлю с местными дене. Маккензи и Леру были первыми белыми, которые появились в этих местах.
Виталь Томас рассказывает историю о первых бледнолицых на Куньем оз., но рассказ не соответствует факту визита Леру в 1789г. К 24 августа Леру вернулся в залив Йеллоунайф, где он построил «дом» - Старый Форт Провиденс, где он перезимовал, тогда как в соответствии с историей Виталя контакт на Куньем оз. произошел зимой. Но, очевидно, позже Леру основал пост на Куньем оз., временный, который действовал до тех пор, пока не открылись другие посты на Маккензи.


Источник: J. Helm -The People of Denendeh - University of Iowa Press, Iowa City, 2000


 

Перевод: Н.Шишелов 





 

       


 


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АТАПАСКАХ СУБАРКТИКИПЕРВОИСТОЧНИКИИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯФОЛЬКЛОРЛИНГВИСТИКАФОТОФОРУМГОСТЕВАЯ КНИГАНОВОСТИ
сайт создан 10.09.2010

- ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ УКАЗЫВАТЬ АВТОРОВ И ИСТОЧНИКИ -
ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТАТЕЙ, ОТМЕЧЕННЫХ ЗНАКОМ "©", НЕОБХОДИМО РАЗРЕШЕНИЕ АВТОРОВ
                         
                                                                                     МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ И ВЫЛОЖЕНЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 


ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS