СЕВЕРНЫЕ АТАПАСКИ

 Насельники Дикого Севера


ПОИСК ПО САЙТУ:




                                                                                                                 


Предисловие

   

Предисловие


Настоящая подборка сказок каска, так же как и другая подборка со сказками талтанов, была собрана мистером Дж. А. Тэйтом, в 1912 и 1915 годах в регионе реки Стикайн в Британской Колумбии. Эти два сезона полевой работы были посвящены общему этнографическому исследованию культуры индейцев каска и талтанов. Работа проводилась под эгидой Геологической комиссии Канады. Настоящая публикация представляет результаты экспедиций по сбору мифологических материалов. Другие этнографические материалы, собранные мистером Тэйтом, будут периодически публиковаться Геологической комиссией в виде специальных монографий. Дабы способствовать публикации собранных мистером Тэйтом сказок каска и талтанов, Геологическая комиссия Канады уполномочила Отдел антропологии при Комиссии поручить публикацию этих материалов Американскому фольклорному обществу.

                   Э. Сепир, руководитель Отдела антропологии Геологической комиссии Канады.

                                                                   
                                                                         *  *  *

Нижеследующее собрание сказок, или преданий, происходит из внутренних районов севера Британской Колумбии. Каска и талтаны – два близко родственных племени народа нахани, входящего в группу атапасков. Они живут на примыкающих друг к другу территориях. Талтаны занимают весь участок верхнего течения Стикайна, распространяющийся до озера Диз и одноименной реки, где начинается территория каска, доходящая отсюда до реки Лиард. Таким образом, талтаны обитают на тихоокеанском водораздельном склоне, а каска на арктическом склоне. Благодаря такому географическому расположению, водоёмы на территории талтанов богаты лососем, а у каска лосось отсутствует. Оба племени живут, главным образом, за счёт охоты и трапперства, но в жизни каска охота играет более важную роль, чем у талтанов. В большом количестве водится крупная дичь – лоси, карибу, бараны, козы и медведи. В некоторых районах очень распространены сурки. В восточной части их страны, как говорят, одно время водилось довольно большое число бизонов.

Каска полностью окружены племенами группы атапасков, в то время как талтаны имеют в качестве соседей племена из двух других групп, а именно, тлингитов с северо-запада и запада и племена ниска и китскан группы цимшианов с юго-запада. С юга племена сикани, керриер и чилкотин из группы атапасков отделяют талтанов и каска от шусвопов и лиллуэтов, племён из группы внутренних селишей. Благодаря, главным образом, своему географическому положению, талтаны имеют обширные связи с тлингитами, контактируя с ними больше, чем с каким-либо их других племён. Контакты между этими племенами, включая торговлю, осуществляются, в основном, по реке Стикайн. Торговля осуществляется тлингитами из Врангелла и его окрестностей. Они ежегодно транспортируют на каноэ грузы вверх по реке до мест, выше которых навигация на каноэ невозможна, т.е. немного выше Телеграф-Крик, поблизости от которого находится штаб-квартира талтанов. Талтаны, в свою очередь, выступают в качестве посредников при переправке товаров внутрь страны и из внутренних районов к побережью. Главный торговый путь между дальним Востоком (долиной Маккензи и Равнинами) и тихоокеанским побережьем в этой части Британской Колумбии пролегает через территории талтанов и каска. Имеются свидетельства, что многие элементы культуры распространились вдоль этого пути на большие расстояния в обоих направлениях. Здесь, как и в других районах Запада, главные торговые пути располагаются так близко к линии восток-запад, насколько это позволяют физические характеристики местности; в то же время, внутренние пути , пролегающие в северном и южном направлениях не имеют большого значения, несмотря на то что характер местности в целом благоприятен для передвижения и осуществления разного рода сношений.

Можно ожидать, что распространение сказок происходит, главным образом, вдоль главных торговых путей, где взаимодействие между племенами особенно активно и контакты особенно часты. Поэтому на всех внутренних территориях распространение сказок происходило, большей частью, в направлениях на восток и запад, а не на юг и север. Если та же ориентированность основных путей наблюдалась на южных территориях так же, как на северных, вполне вероятно, что ряд эпизодов в сказках талтанов и каска, которым находится соответствие в сказках внутренних селишей, перешли не непосредственно от атапасков к селишам или наоборот, а пришли из одних тех же источников с востока или с запада, - преимущественно, как представляется, с запада. Талтаны утверждают, что в былые времена при торговых контактах в верховьях Стикайна люди из двух племён проводили вместе не одну неделю и что одним их занятий в ходе таких встреч было рассказывание историй. Один день сказки рассказывали рассказчики из числа талтанов, на другой день рассказчики тлингитов. Иногда такое поочерёдное рассказывание сказок длилось неделями. Иногда рассказчики из разных племён соревновались по рассказыванию историй, стремясь доказать, что их племя знает больше историй. В результате таких состязаний выяснилось, что тлингиты знают намного больше историй, чем талтаны. Рассказывают, что таким образом талтаны переняли рассказы тлингитов и наоборот.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что элементы тлингитского происхождения обнаруживаются в сказках талтанов. Представляется, что большинство историй цикла о Вóроне почти полностью заимствованы. С другой стороны, в сказках каска влияние фольклора тлингитов гораздо менее заметно, зато обнаруживается немного большее влияние восточных соседей. В целом эти сказки можно считать, по-видимому, чисто атапаскскими. Важность охоты (в особенности охоты на карибу) отражена в сказках обоих племён. Рыбная ловля не играет большой роли, кроме как в сказках, заимствованных у тлингитов. Выкапывание корней и сбор ягод – занятия, часто упоминающиеся в сказках селишей, почти полностью отсутствуют. Сказки европейского происхождения, по-видимому, совершенно не известны. Я спрашивал их, известны ли им истории о Пети Джине (Petit Jean в амер. произношении – прим. перев.), о Джоне-медведе и др., но безрезультатно. Я не смог обнаружить в сказках талтанов около ста пятидесяти тем, эпизодов и инцидентов, присутствующих в сказках селишей (преимущественно шусвопов); на самом деле, отсутствуют также ещё многие другие.

Все сказки талтанов, за исключением шести, были собраны в ходе моей работы в племени в 1912 году. Почти все они были записаны со слов Туур’тс («Крепкие Скалы»), известного также под именем «Денди Джим», – талтана из клана Налин, входящего во фратрию Ворона. Племя выбрало его на роль моего информанта, как человека, наиболее осведомлённого в вопросах общей этнографии, мифологии и т.п. Остальные шесть сказок я записал в Телеграф-Крике в 1915 году со слов Джима и других. Сказки каска были собраны в районе озера Диз в 1915 году. Моими информантами были Цонаке’л, известный также как Альберт Диз, и его жена Нети Меджаде’ссе, и он, и она – члены племени каска. Во всех случаях я записал все сказки, которые знали мои информанты. Традиционные рассказы об исторических событиях, таких как военные походы и миграции, не включены в настоящую подборку. В текст сказок я включил ряд вариантов отдельных инцидентов. Я также снабдил тексты поясняющими примечаниями, там, где счёл это необходимым. Ссылки на сопоставимые тексты, за исключением относящихся к внутренним селишам, чилкотинам и нескольких замечаний относительно цецаутов, добавлены редактором журнала.
                                                                                                                                                                                        
Дж.А.Тэйт




Перевод: В.Бритвин





 















     * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *  

           КНИЖНАЯ НОВИНКА

             

                           450 ₽

     * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АТАПАСКАХ СУБАРКТИКИПЕРВОИСТОЧНИКИИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯФОЛЬКЛОРЛИНГВИСТИКАФОТОФОРУМГОСТЕВАЯ КНИГАНОВОСТИ


                                                                                               сайт создан 10.09.2010

                                  - ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ УКАЗЫВАТЬ АВТОРОВ И ИСТОЧНИКИ -
                     ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТАТЕЙ, ОТМЕЧЕННЫХ ЗНАКОМ "©", НЕОБХОДИМО РАЗРЕШЕНИЕ АВТОРОВ
          МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ И ВЫЛОЖЕНЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS