СЕВЕРНЫЕ АТАПАСКИ

 Насельники Дикого Севера


ПОИСК ПО САЙТУ:




                                                                                                                 

NORTHERN DENE  /  ФОЛЬКЛОР  /  Великий снегопад (миф цецот)




Великий снегопад (миф цецот)

Великий снегопад.

                                                                                                            (миф цецот)


В давние времена многие семьи кланов Волка и Орла жили вместе в деревне в Скуамгонс, на Портлендском проливе. Неподалеку была расположена деревня людей Гризли. Они напали деревню в Скуамгонсе, и убили всех, за исключением одного мальчика и одной девочки из обоих кланов. Они громко кричали, когда видели, как их родственников убивают. Тогда один из мужчин Гризли вошел к ним хижину, и сказал, что убьет их, если они не прекратят кричать. Но один из мальчиков взял лук и убил его наповал, выстрелив в грудь. Потом они вырыли глубокую яму в своей хижине, и похоронили всех убитых родственников.

Они покинули это трагическое место, и спустились с горы. Они странствовали, пока не пришли к дому, где жил очень древний старик, которого друзья покинули умирать в одиночестве.  Он сказал им:

- Поживите здесь, внуки мои, пока я не умру, а потом похороните меня, - сказал он.

Они остались с ним. Он расспросил их, почему они покинули свои земли. Когда они рассказали ему о произошедшем, он посоветовал им возвратиться, потому что нигде больше не было такого изобилия лосося, как на реке, где стоял их дом. Еще он предупредил их, произнеся следующее:

- Небо полно перьев. Хорошо позаботьтесь о том, чтобы у вас было много мяса, и постройте крепкий дом.

Он был великим шаманом, и умел предвидеть будущее. Спустя два дня он умер. Дети похоронили его, как он просил. Тогда они отправились обратно к своему дому, повинуясь словам шамана.

Они держались реки, и когда пришли к ее истоку, увидели, что в их сторону спускается огромное стадо горных коз. Они не стали останавливаться и стрелять в коз, но побежали прямо к ним, и догнав, перерезали им глотки ножами. Потом они возвратились в лагерь, в котором оставили девочек, взяв с собой только козлят, которых добыли. Они бросили в огонь немного мяса и жира, в качестве жертвы умершему шаману, который направил их по дороге к дому. На следующий день они переместились лагерем на холм, который располагался между трех озер. Там они стали строить крепкую хижину, как наставлял их шаман. Девочки пошли за мясом горных коз. Пока они занимались сушкой мяса, мальчики укрепляли столбы и жерди дома, связывая их крепкими ремнями. Так они готовились к великому снегопаду. Они перетащили мясо в дом. На следующий день пошел снег. Они жили, питаясь козьим мясом, но каждый раз они жертвовали шаману столько же мяса, сколько съедали сами. Снег шел беспрерывно в течение двух месяцев. Они не могли выйти из дома даже за дровами, поэтому им приходилось жечь кости и козий жир. Дым сохранял открытым отверстие в крыше, смотря в которое они видели лишь маленькое пятнышко света, не большее чем огонь в их жилище. Только спустя два месяца они увидели синее небо. Снова засияло солнце. Тогда они прорыли тоннель в снегу и выбрались наружу. Вокруг был только снег. Скалы, горы и деревья – все было погребено снегом. Постепенно снег начал таять, и из-под него показались верхушки деревьев. Однажды они увидели медведя возле торчащей макушки дерева. Когда они приблизились, он уполз в берлогу у его подножья.

Потом они отправились в путь к своему бывшему дому. После дальнего и полного трудностей пути, они, наконец, добрались туда. Это было время хода корюшки. Они наловили много рыбы и хорошо запаслись провиантом. Летом в реке было много лосося. Они ловили его и сушили. Они поженились и у них было много детей. Они были единственными людьми, спасшимися во время великого снегопада, и от них пошли нынешние поколения людей. Их род преумножался очень быстро, поскольку женились они в очень раннем возрасте, совсем как собаки. В конце первого лета растаяло совсем немного снега. Из под него только немного показались горы, но к осени начался новый снегопад. Следующей весной снег опять начал таять. Деревья постепенно освободились от снега, но часть снегов навечно осталась на горах, из них образованы ледники.

Эти две пары, которые спаслись от великого снега, дожили до глубокой старости. Их волосы стали белыми, а спины их согнулись. Однажды молодые люди поднялись в горы, поохотиться на горных коз. Один из стариков пошел с ними, но охотники оставили его позади, потому что он не поспевал за ними. Он с трудом поднялся на луг, расположенный высоко на склоне. Вдруг раздался голос:

- Вот тот человек, который убил наших друзей.

Старик стал искать взглядом того, кто произнес эти слова, и увидел множество горных коз, которые стояли выше. Он не знал, как добраться до них, ведь ноги его были слабы. Он взял две палки и привязал их к ногам своим, чтобы укрепить их. Это позволило ему подняться. Он добрался до коз и стал резать им глотки. Старик убил тридцать коз, среди которых был козленок. Он извлек из него жир и, набив им череп, отрезал голову. Потом он пошел домой, неся голову под мышкой. Его так долго не было, что друзья решили, что старик пропал. Он рассказал им о своем приключении, зажарил голову козленка и съел ее. На следующее утро он был мертв.



Источник: Boas F. Traditions of the Ts’ets’aut. II. // The Journal of American Folklore, Vol. 10, No. 36, 1897, pp. 35-37



Перевод: Н. Шишелов









 

       


 


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АТАПАСКАХ СУБАРКТИКИПЕРВОИСТОЧНИКИИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯФОЛЬКЛОРЛИНГВИСТИКАФОТОФОРУМГОСТЕВАЯ КНИГАНОВОСТИ
сайт создан 10.09.2010

- ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ УКАЗЫВАТЬ АВТОРОВ И ИСТОЧНИКИ -
ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТАТЕЙ, ОТМЕЧЕННЫХ ЗНАКОМ "©", НЕОБХОДИМО РАЗРЕШЕНИЕ АВТОРОВ
                         
                                                                                     МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ И ВЫЛОЖЕНЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 


ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS