СЕВЕРНЫЕ АТАПАСКИ

 Насельники Дикого Севера


ПОИСК ПО САЙТУ:




                                                                                                                 

NORTHERN DENE  /  ФОЛЬКЛОР  /  Война (предание хан)




Война (предание хан)

Война  (предание хан) 

Я хочу рассказать тебе одну историю. Это случилось давным-давно, когда моя бабушка была маленькой девочкой. Это она рассказала мне о произошедшей в те времена трагедии. Две общины, нациин и чеечил1, жили бок о бок на землях хан.

Зимой они вместе отправились пешком на восток, в поисках дичи. Юноши рано обучались охотничьему ремеслу. Всю долгую зиму они снабжали отряд припасами. Кроме того, они могли разыскать следы других людей. Они вели себя очень осторожно, поскольку все время ходили вокруг. Однажды один охотник зашел далеко вперед других на своих снегоступах. Он наткнулся на компанию чужаков, и решил узнать, могут ли они понять друг друга. Он расположился с ними лагерем. Больше он не вернулся к своим людям.

Охотники, шедшие за ним, вернулись в лагерь, где была оставлена женщина с двумя детьми.2  

Один человек сказал:

- Я должен найти его, кто может пойти со мной?

Один парень отозвался:

- Я. Я понимаю и индейские языки и немного язык белых. Поэтому я пойду.

Все остались на берегу, а они ушли. В это время появился чужак. Вдруг он сказал:
- Я видел трагедию, вот и все. У одного человека было ружье, как у вас. Он выстрелил в охотника, разрезал его на куски, и зарыл в снег.

Итак, они отправились туда на снегоступах. Они отыскали останки убитого и вернулись к женщине с двумя детьми. Она отчаянно махала палкой, и подбежала к ним с криками:

- Моя семья! Моя семья!

Они даже не успели объяснить ей, что произошло. Один родственник сказал ей:

- Успокойся!

В шоке она ударила одного мужчину своей палкой.

Ее родственник, не раздумывая, ударил ее по затылку, и она умерла на месте.

Двое ее детей, спокойно продолжали свои ребячества, даже не заметив, что произошло.

Мужчины стали думать, что же делать с детьми, чтобы у них все было благополучно.Они долго пребывали в раздумьях и обсуждениях. Они накормили детей сушеной рыбой, а потом избили до смерти.

К вечеру охотники встретили своих известием о трагедии. Один лидер чеечил, Тэй-Ти-Ча (Tay Thee Chah), и его воины шли день и ночь, без сна. Они бродили тут и там, и прибыли в лагерь, где жили люди нациин. Нациин пытались оказать им гостеприимство, но произошедшее было для них огромной трагедией. Они не могли ни разговаривать, ни спорить. Наконец они предположили убить друг друга, потому что не могли переносить этого, навалившегося сверх всех проблем, несчастья.

Потом они ушли. Вероятно, это случилось в марте, ближе к весне. Они шли день и ночь, недосыпая. Тогда один из старейшин сказал:

- Кто бы ни причинил вам горе, почему вы не отомстите?

Обсуждая трагическую потерю На’йа (Nä’ya), они впали в глубокий сон. На завтра, ранним утром, на восходе солнца, жены принесли еловых дров для костра. Мужчины ели, а женщины достали свои дорожные мешки, и сели на них, рядом с мужчинами.

Вдруг прямо из ясного синего неба донеслись восклики на их языке. В это время девушки хвастались и флиртовали с молодыми воинами. По окончании трапезы настало время двинутся в путь. Они ушли прочь, подняв с земли дорожные женские мешки.Они никогда не оглядывались назад. Под сенью невысоких елей они двигались в сторону лагеря [нациин] и не разводили костров.

Тэй-Ти-Ча был жестким и настойчивым человеком, и некоторые его родственники были такими же. Но не все, потому что многие покинули их, и ушли дальше [в другую сторону] У нациин было столько же людей, но чеечил собрали еще людей и их стало в двое больше, потому что они рассказывали такие вещи [о нациин], что другие были возмущены. Так они изменили ситуацию, чтобы избежать проблем.

Они не с проста снова отправились вверх по реке в специально назначенный день, ведь знали о произошедшей трагедии. Они целый день шли и шли, и наконец пришли к пустующему дому.

- Так я и думал. Я - тот, кто правильно размышляет. - сказал Тэй-Ти-Ча.

Еды не было. Он быстро сообразил что делать, и в тот день убил стаю куропаток, как только они взлетели. Голодные мужчины бросились вперед и обглодали куропаток. Когда солнце встало над горами, они были в северной Канаде [то есть, в верховьях Юкона – W.S.]. Там кругом горы. Тэй-Ти-Ча сказал:

- Я знаю, куда они пошли, потому что бывал тут. Я кое-что знаю.

Мужчины возвратились к наблюдательному пункту на горе.

Пришла весна.

Однажды наблюдатели заметили какое-то движение. Они вернулись в лагерь, где в это время шла дележка карибу. Мясо давали в каждые руки. Тогда у них было трое воинов-наблюдателей. Иногда, ближе к вечеру, они разводили в лагере небольшой костер. На то была причина.

Однажды вечером они бродили по окрестностям. Ближе к полуночи они заметили огонек меж деревьев. Видимо, это был лагерный костер. С этой новостью воины возвратились в лагерь. Тэй-Ти-Ча был счастлив, услышав это.

Он попросил дать ему жира. Когда ему дали жир, то он намазал им свое лицо. Он взирал на остальных сквозь дым костра с голым торсом и распущенными волосами. Никто не сомневался, что Тэй-Ти-Ча был суровым человеком. В окрестных горах убили другого карибу. Кто-то из мужчин развел догоравший костер.

Тэй-Ти-Ча знал эту страну. Или он или его родственники, вероятно, бывали там. В тех краях редко можно кого-нибудь встретить. Они прошли много миль, как позже рассказывали его друзья. Так они шли, и вышли к хижине, в которой горел костер.

Тэй-Ти-Ча подкрался и заглянул внутрь, держась подальше от двери. Его друг толкнул его, подав молчаливый сигнал возвращаться лагерь. Все, что он успел разглядеть – это сколько мужчин было в хижине.

Когда они вернулись в лагерь, Тэй-Ти-Ча повязал на лоб головную повязку. Уже скоро он пойдет на войну. Наступила бессонная для воинов ночь. Они сидели, борясь со сном. На утро они надели снегоступы. Люди одного клана пошли одним путем, а второго – немного другим. В группе нациин был один важный человек. Они назвали его Хакхи (Hahkhee), имея в виду, что он их предводитель. Воины взобрались на деревья, чтобы наблюдать за врагом. Тэй-Ти-Ча руководил воинами, и все его всегда слушались. Он сам тоже сидел на дереве со своим дробовиком. Прошло не так много времени с момента убийства На’йа.

Повсюду валялись трупы. Те, кто выжил, удрали прочь. В тот день враги были на голову разбиты. Когда битва стихла, воины и предводители двинулись в обратный путь на свои земли. Молча они шли, и только один человек всю дорогу вспоминал битву. Ближе к знакомым местам, воины немного оживились, начали смеяться и рассказывать свои истории. Трудные чувства они испытывали на обратном пути, ведь клан пошел против клана.

Есть что добавить.

Тэй-Ти-Ча затеял все это. Он выиграл войну и прославил свое имя. Но он сам никогда не хвастался и сам не рассказывал о той войне. Но его родственники и друзья рассказывали эту историю много раз. И ее перескажут еще много раз.

Рассказал Вилли Джунби 8 марта 1973.
Перевела с языка хан Эделина Джунби. 3



Перевод: Н.Шишелов

Примечания:

1 Nahtsiin (Ворон), Cheechil (Чайка) – два клана территориальной группы хан окрестностей деревни Игл. Такая клановая организация ближе к набесна, чем к хан окрестностей Клондайка. (Прим. переводчика по материалам Симеона и Вишлера)

Очевидно, это была семья пропавшего охотника. (Прим. В.Симеона и К.Вишлера)

3 Оригинал этого рассказа – магнитофонная запись, хранящаяся в библиотеке Центра Туземных Языков в Университете Фэрбэнкса. Это традиционная военная история. Другая ее версия было рассказана на английском языке Ричарду Слободину Чарли Айзеком (сыном вождя Айзека) в 1962г. в Доусоне.(Прим. В.Симеона и К.Вишлера)

Источник:  C.Mishler and W.E. Simeone - HAN - People of the River. Hän Hwëch’in. An Ethnography and Ethnohistory - University of Alaska Press, Fairbanks, 2004; р.р. 162-166






 

       


 


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АТАПАСКАХ СУБАРКТИКИПЕРВОИСТОЧНИКИИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯФОЛЬКЛОРЛИНГВИСТИКАФОТОФОРУМГОСТЕВАЯ КНИГАНОВОСТИ
сайт создан 10.09.2010

- ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ УКАЗЫВАТЬ АВТОРОВ И ИСТОЧНИКИ -
ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТАТЕЙ, ОТМЕЧЕННЫХ ЗНАКОМ "©", НЕОБХОДИМО РАЗРЕШЕНИЕ АВТОРОВ
                         
                                                                                     МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ И ВЫЛОЖЕНЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 


ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS