|
|
|
|
СУБАРКТИЧЕСКИЕ АТАПАСКИ |
 |
Атапаски субарктики – группа индейских народов, проживающих на территории Канады и Аляски.
Предки атапасков переселились в Америку из Северо-Восточной Азии сравнительно поздно (4 – 5 тыс. л.н.), предполагается, что это была предпоследняя волна межконтинентальной доисторической миграции. По разным классификациям атабаскские языки составляют либо отдельную семью, либо включены в семью на-дене. Однозначно доказано родство атабаскских языков с ныне вымершим языком эяк. Родство эяк-атабаскских языков с тлинкитским окончательно не установлено. Лингвисты предполагают, что разделение прото-эяк и прото-атапаскского языков завершилось к сер II тыс.лет. до н.э. Разделение языков атапасков началось в сер. I тыс.лет. до н.э. – к этому времени у пра-атапаскв уже сложился внутриконтинентальный таежный адаптивный комплекс. Прародиной атапасков считается регион в верховьях Юкона. Отсюда и началось расселение атапасков по Северной Америке, в ходе которого атабаскские языки разделились на три ветви: северную, тихоокеанскую и южную. К концу I тыс.лет. н.э. эти ветви окончательно обособились. Северные атапаски заселили западный сектор североамериканской тайги. По данным археологии в районе Большого Невольничьего оз. предки атапасков появились ок. 200 г. до н.э., вытеснив носителей Арктической Традиции Малых Орудий (палеоэскимосы). Аляску атапаски заселили во 2-й пол. I тыс.лет. н.э., в это время в районе зал. Кука исчезает сопоставимая с алеутами культура Качемак.
Большинство северных атапасков относится к культурному ареалу (историко-этнографической области) Субарктики, т.е. граница их расселения определялась экологическими факторами и примерно совпадает с границей тайги. От этого этнического массива периодически откалывались отдельные группы и мигрировали на юг, радикально меняя свою культуру. Таковы никола и сарси, языки которых относятся к северо-атабаскской ветви, но в плане материальной и духовной культуры они причисляются к культурным ареалам, соответственно, Плато и Великих Ранин. Здесь эти народы рассматриваться не будут.
Субарктические атапаски – типичные пешие кочевники, ведущие сезонно-подвижный образ жизни. Основой жизнеобеспечения были охота на крупных копытных и рыбалка. Характерны сезонные переключения с одного ресурса на другой. Тип хозяйства – присваивающий. Жили атапаски группами, дисперсно рассредоточенными по тайге. Система расселения зависела от концентрации ресурсов и внешней опасности. Основой социальной структуры являлась локальная группа (община), состоящая из одной или нескольких расширенных семей численностью до 20-30 человек. Ядром семьи часто являлись два мужчины (братья либо шурин и зять по сестре). В зависимости от условий, семьи могли проживать отдельно или кооперироваться для решения совместных задач. Члены общины были связаны узами родства и дружбой. Названий у таких общин не было. Несколько локальных групп, кочующих по одной территории, имели общий центр встреч, обычно у рек и озер - в местах сезонных миграций копытных или массового прохода рыбы, а позже возле торговых постов. В этих точках сбора происходили праздники, товарообмен, информационный обмен, совместные загонные охоты и т.д. Несколько локальных групп, связанных между собой такими отношениями, составляли региональную группу численностью до нескольких сотен человек. Региональные группы были относительно однородны с точки зрения лингвистики. Смежные региональные группы имели диалектные различия по лексике и фонетике. Для региональных групп характерно наличие экзоэтнонимов, данных соседними или смежными группами. Как правило, название означало: «люди такого-то места». Территории, занимаемые региональными группами не имели четких очертаний и границ, в прямом значении этого слова. Территориальность обуславливалась наличием более-менее постоянных пересекающихся кочевых маршрутов соседних локальных групп. Региональные группы имели тенденцию к эндогамии, обусловленную, главным образом, географической обособленностью групп, нежели предписаниями традиций. Состав региональных групп не был постоянен или фиксирован. Локальная группа, или отдельная семья, могла откочевать и перейти в соседнюю региональную группу.
Вследствие низкой плотности и дисперсности населения уровень конкуренции между отдельными индивидами и группами был относительно невысок. Система общественно-политических отношений субарктических атапасков имела крайне слабо развитую структуру. Какая-либо система управления на уровне региональных групп отсутствовала. Общество имело неиерархическую структуру. Вождей с фиксированным статусом не существовало. В общинах лидирующее положение занимали молодые мужчины, однако они не имели власти, в полном смысле этого слова. Лидерство определялось личностными качествами человека и являлось признанным всеми членами общины. Отношения доминирования-подчинения между индивидами отсутствовали. Любая семья или человек могли действовать в любой ситуации по своему усмотрению, н.р. покинуть общину или присоединиться к ней. Лидеры не несли формальной ответственности за состояние дел в группе. Важное значение имело имело стихийное (ситуативное) лидерство, функции временного лидера спонтанно принимал на себя человек, обладающий способностями, необходимыми для решения той или иной задачи (военный поход, коллективная охота и т.п.). Отмечается, что женщины принимали полноценное участие в принятии решений и имели равное положение с мужчинами. С возрастом лидеры часто теряли свой авторитет. Трудовая дифференциация носила гендерный и возрастной характер. Для экономических отношений внутри групп были характерны реципрокальность и уравнительное распределение ресурсов.
Таким образом, социо-территориальная и социо-политическая организация субарктических атапасков имела аморфную структуру. В целом, этносоциальная организация носила доплеменной характер. Исходя из концепции полит-антропологии М.Г.Фрида общество субарктических атапасков можно охарактеризовать как эгалитарное. Однако, в полной мере это не относится к периферийным группам североатапаскского этнического массива, занимавшим буферное положение в зоне кросс-культурных контактов, в общественном устройстве которых присутствовали элементы заимствованные от соседних инокультурных народов. У этих групп наблюдается смещение в сторону предплеменной ранжированной структуры общества со слабо развитой иерархией и статусным социальным неравенством.
Прескриптивных форм брака у субарктических атапасков не существовало (за исключением буферных групп). Брак матрилокальный, реже неолокальный. Счет родства у западных групп матрилинейный, у восточных – амбилинейный (существует гипотеза о изначальной матрилинейности всех групп атапасков). Были распространены авункулат, полигиния (левират, сорорат) реже полиандрия.
Для традиционных верований характерны анимистические представления, вера в изначальное единство людей и животных, реинкарнацию, духов-покровителей и двойственность человеческой души. Преобладающий тип погребения - воздушный. Характерны промысловые культы и отсутствие духовной элиты. Каждый человек имел равный доступ к общению с миром духов и сфере духовных знаний. Были распространены коллективные формы общения с духами. Согласно концепции В.Г.Богораза, такая форма философско-религиозных воззрений называется поголовным шаманизмом. У буферных групп наблюдается переход к индивидуальному шаманизму – выделялись личности, занимавшие привелегированное положение и умеющие эффективнее других общаться с духами и воздействовать на них.
Период аккультурации для атапасков прошел относительно мягко, по сравнению с большинством индейских народов других культурных ареалов. Вооруженные конфликты с европейцами были крайне редки. Главными негативным последствиями контактов с колонистами являлись эпидемии европейских заболеваний, периодически вспыхивавшие среди разных групп атапасков. В нач. ХХв. среди некоторых групп дезадаптационные процессы проявились в виде культов Пророка, приверженцы которых призывали к возрождению традиционных устоев. В этот же период в системе жизнеобеспечения повсеместно возросла роль коммерческого пушного промысла и коммерческого рыболовства.
Социо-психологическая характеристика: атапаскам свойственны индивидуализм и меркантильность, сохранение дистанции по отношению к соседним народам в сочетании с высокой адаптивной способностью и восприимчивостью к культурным инновациям.
В настоящее время атапаски субарктики занимают исконные территории. В ХХв. повсеместно произошел переход к оседлости и амбилинейности. Сформировались племенные структуры – корпорации с выборными вождями и закрепленными территориями. Частично сохраняются традиционные занятия и элементы социальной организации. Религия - христианство (католики, протестанты, православные), традиционные верования практически утрачены. Некоторые языки находятся на грани исчезновения. В последние десятилетия наблюдается тенденция к сохранению и искусственному возрождению утраченных элементов традиционной культуры. Современная численность – ок. 60 000 чел.
Н.Шишелов
|
| этнонимы* | ранние контакты с европейцами | исторические региональные группы | современные общины и резерваты | численность** |
А. Восточный кластер /атапаски Арктического бассейна/
|
Группы, ведущие наиболее мобильный образ жизни. Основа жизнеобеспечения – охота на крупных копытных, рыболовство имело второстепенное значение. Жилище - покрытая шкурами коническая палатка (нимбали), летом также шалаши и навесы. |
1 | ЧИПЕВАЙАН,чипевьян, чипивейан, чепевайан,
чайпеваи, чипуян,
чепавайан, Chepeyan;
Orchipoins,Otchipiweons,
Yatcheé-thinyoowuc [/кри/ - Заостренные Шкуры];
DëneSųłiné; Etshaottine;
дене; Mithcocoman /алгонк./;
Северные Индейцы; монтанье | 1714,
Дж.Найт;
1715,
В.Стюарт;
с 1717
посещали
ф-т Принца
Уэльского | •Kaí-theli-ke-hottínne
[Обитатели Ивовых Равнин]
•Kés-ye-hottínne
[Обитатели Осинового Дома]
•Hoteladi (Hótthę̈nádé dëne) [Северные Люди]
•Hâthél-hottinne
[Обитатели Низин]
•Etthen-eldeli
[Едоки Карибу]
•Kkrest‘ayle kke ottine
[Живущие Среди Осин]
•Sayisi Dene,
(Saw-eessaw-dinneh)
[Восточные Люди]
•Gáne-kúnan-hottínne
[Обитатели Соснового Дома]
•Des-nèdhè-kkè-nadè
(Desnedhé hoį́é nadé hot’įnę́, Athabasca) [Живущие Вдоль Большой Реки]
•Thilanottine,Tu tthílá hot’įnę́ [Обитатели Озер в Верховьях] | •Athabasca Chipewyan FN (K’aı́tëlı́) - 8 рез.
•Fort McKay FN (Tthı̨dłı̨ kuę́) - 5 резерватов
•Chipewyan Prairie FN (Tł’ógh tëlı́ dënesųłı̨ne) - 3 рез.
• Fort McMurray FN (Tthı̨dłı̨ kuę́ ) - 5 рез.
•Cold Lake FN (Łué chógh tué) - 5 рез.
•Barren Lands FN (Brochet Kuę́ IR№197) (+кри)
•Northlands Denesuline FN - 6.рез.
•Sayisi Dene FN (Duck Lake Dene)
•Buffalo River Dene Nation IR№193 (Ɂëjëre dësché)
•Clearwater River Dene Nation (Tı̨tëlase tué) 4 рез.
•English River FN (Kés-ye-hot’ı̨në) - 7 рез.
•Birch Narrows FN (K’ı́t’ádhı̨ká ) - 3 рез.
•Black Lake Dene Nation (Tázën tué, Stony Rapids (Dëschághë) Band) - 3 рез.
•Hatchet Lake Dene Nation (Tthëłtué, Lac la Hache Denesuline FN IR№220)
• Fond du Lac Dene Nation (Gąnı́ kuę́ ) - 6 рез.
•Salt River FN - 4рез.
•Smith's Landing FN (Thebati Dene, Tthëbátthı́ dënesųłı̨ne, Thebacha Tthëbáchághë [Живущие Возле Порогов]) - 10рез. | •≈400ч.(1801,гр-па Атабаска)
•7500ч. (1812) •≈3000ч.(1893, к югу от оз.Атабаска) •248ч.
(1902,Фон дю Лак)
•368ч.
(1904, Фон дю Лак)
•3400ч. (1905)
•2420ч.(1906,
из них 900ч.
Едоки Карибу)
•1865ч.(1911)
•27000ч.(2000-е)
•935сп.(2001)
•▹15000ч. (2004)
•12000сп.(2006)
•11130сп.(2007)
•11860сп.(2011)
•22754ч.(2013) |
2 | ЙЕЛЛОУНАЙФ, Желтые Ножи, Красные Ножи; Tatsanottine, T’satsąot’ınę, татсанодины, тацаоттине [Люди Водяной Пены]; Tandzán-hottínne,Tálzą́hót’ı̨ne [Обитатели Грязного Озера]; Dení-nu-eke-tówe [Обитатели Лосиного Острова]; Медные Индейцы; Северные Индейцы; Wuledehot'in, Weledeh Dene | 1760-е, й. изредкапосещали ф-т Принца Уэльского | — | •Yellowknives Dene FN (Yellowkniwe B Band)- 2 общ.
•Deninu Kue FN (Deneh-noo-kweh, Fort Resolution Dene)
•Lutsel K'e Dene FN (Lutselk'e, Loot-sel-kk ay, Snowdrift Band) | •≈190ч.(1820)
•≈160ч. (1826)
•220ч.(1859)
•200ч.(1900)
•180ч.(1911) |
Й. являлись одной из региональных/диалектных групп чипевайан. К концу XVIIIв. в силу исторических факторов й. обособились от последних и контактировали больше с догрибами, чем с родственными группами. К сер. XIXв. й. жили совместными с догрибами и чипевайан общинами. Во 2-й четв. ХХв. й. были окончательно ассимилированы догрибами и чипевайан. Однако, в недавнем прошлом несколько общин, в которых проживают потомки й., организовали собственную племенную корпорацию, проявляется собственная этническая идентификация. |
3 | БИВЕР; Цаттине, Тацтине [Люди Бобра]; Tsatkeliie; Dreamer Indians; Dane-zaa, Dunneza | 1779,
П.Понд;
1793,
А.Маккензи | •Tsapacotena (Ft.Nelson Band) •...?
| •Doig River FN
(Dane-Za Adishtl'sh) - 2 рез.
•Blueberry River FN - 3 рез. (+cree)
•Halfway River FN IR№168
•Prophet River FN IR№4
•Beaver FN - 3 рез.
•Horse Lake FN - 2 рез.
•East Moberly Lake FN IR№169 (+сото+кри)
•West Moberly Lake FN IR№168A (+кри) | •≈550ч.(1892)
•700ч.(1893)
•380ч.(1911)
•380ч.(1914)
•2250ч.(1996)
•п.р.о.3000-4000ч.(2000-е)
•370сп.(2011) |
4 | ДОГРИБ, Собачьи
Ребра,тлингчадине, тлингчадины,Tlicho [Большие Собаки], Attimospiquaies, Alimospikayak
[/кри/-Собачьи Бока]; Doné | 1744,
Доббс;
1785,
П.Понд;
1789,
А.Маккензи | •Takwelottine
•Lintchanre
•Tseottine
•Tsantieottine | •Behchoko
(Rae-Edzo Band)
•Whati
(Lac la Martre Band)
•Gameti (Rae Lakes Band)
•Dechi Laot’i FN (Wekweeti, Snare Lake Band) | •≈700ч.(1913)
•≈1700ч. (1970)
•2000ч.(1996)
•3000ч.(1987-2000)
•2285сп.(2001)
•п.р.о.2020ч./2640сп.(2006)
•2100сп.(2011)
|
5 | СЛЭЙВ, слэйви, Esclave, Awokanak, Awokanek [/кри/-Hевольники];
Ettchaottin, Acha'otinne, этчаоттине,
этчаотины, Etchareottine
[/чипевайан/-Люди, Живущие в Шалашах; Люди, укрытые
ивами]; DehGahGot'ine; Dene; DehCho; DeneTha, Dene Dha, DenéDháh; DeneZhatıé; Tenni | 1714,
Дж.Найт;
1785,
П.Понд;
1789,
А.Маккензи | •Bistchonigottine •Krayiragottine
•Desnedeyarelottine •Eleidlinottine •Etchaottine •Etcheridiegottine •Etechesottine •Klodesseottine
Следующие этнонимы взяты из различных источников, некоторые синонимичны вышеперечисленным: •Etsaotena(Ft.Nelson) •A-che-to-e-tin’ne (Ft.Liard)
•Klokegottine
•Krailongottine
| •Amber River
IR №211
•Bistcho Lake
IR №213
•Bushe River
IR №207
•Hay Lake
IR №209
•Jackfish Point
IR №214
•Upper Hay River IR №212
•Zama Lake
IR №210
•Meander River
•Chateh | •1120ч.(1904)
•850ч.(1906)
•566ч.(1911)
•6969ч.(1996)
•3600ч.(2000-е)
•2120сп.(2001)
•2310 сп. (2006)
•760сп.(2011)
•2871ч.(2013)
|
6 | МАУНТЭН, маунтин,
Montagnards [англ.,фр.-Горцы];
Shutagottine, Shitagottine, Sih gotine,
Sihtagotine, ShotahDene;
Nahane, Nahani,Nahagot'ine, Nahaa,NahaneDene [Люди Запада] | ? | •Etagottine
•..? | • Tulít’a
(Ft. Norman)
•Łe Gǫ́hlı̨nı̨
(Norman Wells) | •250ч.(1906)
•670ч.(2000-е,
Тулита)
•140сп.(2006)
| •1025ч.
(2001)
•1235ч.
(2006) |
7 | ХЭА, хар [/англ/ - Зайцы], по-де-льевр [/фр/-Заячьи Шкуры]; кавчоготтине; каучадины; каучодины, кавчоттине,
Ka so gotine, Kancho, Kawchodinneh, Kawchogot'ine, K'áshogot'ıne, Gahwié
gotinè [Люди Великих Зайцев];
Ta-na-tin-ne; Kkpayttchare ottiné /чипевайан/; Nouga [/эским./ - Слюнявые] | 1789,
А.Маккензи | •Nigottine: Etatchogottine, Chintagottine •Katagottine (Kra-tha-go'tinné) [Люди Мха] •Katchogottine (Kra-cho-go'tinne) [Люди Большого Зайца] •Satchotugottine •Nellagottine [Люди Края Света] (Батард-Лушо) •Chintagottine •Kfwetragottine
•Kewetragotine •Talagotine •Katcogotine •Nelagotine | •Rádı̨lı̨h Kóé
(Ft. Good Hope)
•K’áhbamı̨́túé
(Colville Lake) | •467ч.:
291м.,176ж.
(1858)
•420ч.(1867) •≈600ч.(1893) •ок.350ч.(1911)
•1160ч.(2000-е)
•75сп.(2006)
|
8 | БЭРЛЭЙК, Sahtuotine,
Sahtudene, Sahtudine,
Sahtugottine [Люди Медвежьей Воды]
| — | | •Délı̨ne (Ft. Franklin) | •981ч.(2000-е)
•465сп.(2006) |
|
Как отдельная этническая группа б. сформировались в XIXв. в ходе смешения некоторых групп догрибьов и хэа. Вместе с родственными хэа и маунтэнами б. образуют единую лингвистическую группу - сату (сев.слэйви) |
В. Центральный кластер /атапаски Скалистых Гор/
|
В системе жизнеобеспечения большее значение имела охота на среднюю и мелкую дичь, а также собирательство. На западе Скалистых Гор важное значение имел промысел лосося. Эти группы вели сезонно-оседлый образ жизни, в их культуре присутствовали культурные заимствования от народов Северо-Западного Побережья, с которыми они имели тесные связи (н.р. дуальная клановая организация). Жилища в стационарных деревнях – деревянные дома, самые южные группы зимовали в полуподземных жилищах «питхаусах» (заимствование от народов Плато). Жилища в летних кочевых лагерях – шалаши. |
1 | СЕКАНИ, Secunnie, Siccanie,
Sikani, Sikanni,Siganni,The-kka-ne, Thé-ké-né, Tsekhene,Tsek'enné-dene,Tsethaottine [Обитатели Гор, Люди Кривых
Скакл], Индейцы Скалистых Гор;
Al-ta-tin, Lhtaten
[Обитатели Бобровых Запруд];
Sastotene [/каска/-Люди Барибала];
Tseloni [ /каска/-Люди Горных Вершин]; T'set'sa'ut [/тлингит/- Люди Внутренних Земель ] | 1793,
А.Маккензи;
1797,
Дж.Финли | •Yutsutkenne
(Yutuwichan)
•Tsekehneaz
•Totatkenne
•Tsetautkenne
•Thekanne
(Tsekani)
•Saschutkenne
(Sasuchan,Sasuten)
•Otzenne
•Tselone
(Tseloni) | •McLeod Lake FN
- 22 рез.
•Tsay Keh Dene FN
(Ingenika Indian Band)
- 5 рез.
•Takla Lake FN
- 17 рез.
(+бабин+кэрриер)
•Kwadacha FN
- 3 рез. (+каска) | •≈1000ч.(1820)
•≈1000ч.(1848)
•≈500ч.(1887)
•≈500ч.(1890)
•≈450(1892)
•1300ч.(1893)
•≈750ч.(1906)
•98ч.(1911)
•160ч.(1923)
•1044ч.(1996)
•30-40сп.(1997)
•п.р.о. 600-
1049ч./50сп.
(2000-е)
•≈30сп.
(2009-2013)
|
Родственны биверам. Разделение произошло не позднее сер. XVIIIв., ряд исследователей придерживается версии более ранних миграций. Этногенез с. происходил в условиях горной тайги, в отличие от биверов, адаптированных к равнинным таежным ландшафтам. |
2 | КЭРРИЕР, карьер [/англ/- Перевозчики],Dakelhxwoten [Всюду Следующие в Лодке Люди], дакел, Dakelhne,Takelne, Takulli, Takulie; Porteur;
Nagailer; Atlashimih/белла-кула/ | 1794,
А.Маккензи | южн.(нижн.) к.: •Tautin •Naskotin •Tanotenne •Ntshaautin •Natliatin централ.(средн.)к.: •Nikizliautin •Tatshiautin
| •Cheslatta Band
•Kluskus Band
•Nazko Band
•Nak'azdli Band
•Red Bluff Band
•Saik'uz [На Песке]
•Yekooche [Устье Йеко]
•Stellat'en [Люди Полуострова]
•Tl'azt'en [Люди Конца Озера]
•Lheidli T'enneh [Люди,
Живущие в Месте Слияния]
•Nadleh Whut'en [Люди Плывущего Лосося]
•Burns Lake Band (смеш. с секани, историч.кэрриер)
•Broman Lake Band -11рез.
•Burns Lake Band – 4рез.
•Cheslatta Band – 8рез.
•Hagwilget Band – 2рез.
•Kluskus Band – 17рез.
•Nadleh Whuten (Fraser Lake) Band – 7рез
•Nak’azdli (Necoslie) Band -16рез.
•Nazko Band – 18рез.
•Nee-tahi-buhn (Moricetown) Band – 7рез.
•Red Bluff (Quesnel) Band – 4рез.
•Stellat’en FN -2рез.
•Stony Creek Band – 10рез.
•Takla Lake Band – 17рез.
•Tl’azt’en FN – 19рез.
•Ulkatcho Band – 20рез.
| •2625ч.(1839)
•1600ч(1889) •970ч.(1893,Татла-фт.Александрия) •1551ч.(1902)
•876ч.(1906)
•1614ч.(1909) •8354ч.(ок.1995) •2600ч./1250сп.(2000-е) | •2055сп. (2001)
•2490сп. (2006) |
3 | БАБИН [/фр/ - ОтвислыеГубы; Лоси];сев.
кэрриер; зап. кэрриер, Bulkley Carrier, Chemesyan, Chimpseyan | ? | •Babine (Nataotin, Nadot’en, Nedut’en, Nat’oot’en) •Hwotsotenne (Hwitsowitenne, Hwotsu'tinni) •Hwotat •Keyerhwotket •Lachalsap •Tsechab •Tselkazkwo
диалекты: •Babine (Nadot’en, Nedut’en, Nat’oot’en) •Witsuwit’en (Wetsuwet’en) [Разумные Люди] | •Babine FN
(Nat'oot'en)
- 5 рез.
•Hagwilget FN
(Tse-kya) - 2 рез.
•KyahWiget
(Moricetown Band)
- 7 рез.
•Nee-Tahi-Buhn
(François Lake Band)
- 5 рез.
•Skin Tye-ee FN
- 6 рез.
•Wet'suwet'en
(Broman Lake FN)
- 11 рез. | •530ч.(1893) • п.р.о.
2200-2900ч./
292сп. (2000-е)
|
До сер. ХХв. ряд исследователей рассматривали б. как группу кэрриер. Как отдельную лингво-этническую группу б. окончательно стали выделять на основании лингвистических исследований, а также, что не менее важно, этнической самоидентификации. Б., как и кэрриер, имели клановую социальную организацию, общество делилось на 5 фратрий, каждая из которых состояла из нескольких кланов. |
4 | ЧИЛКОТИН, цилквотин, Chilkhodins, Tsilkotin [Люди Реки Юноши] | 1810-е | •Tleskotin
•Tlathenkotin
•...? | •Toosey
(Tl’esqoxt’in)
•Stone
(Yunesit’in)
•Anaham
(Tl’etinqox)
•Redstone
(Tsi Del Del)
•Nemiah Valley
(Xeni Gwet'in)
•Alexandria FN (Quesnel)
•Alexis Creek FN- 38 рез.
•Stone FN (Hanceville) - 5 рез.
•Tl'etinqox-t'in(Alexis Creek) - 19 рез.
•Xeni Gwet'in FN (Nemaia Valley)
общины, смешанные с кэрриер:
•Ulkatcho FN [Плодородное Место] (Anahim Lake FN, Ulkatchot'en) - 21 рез.
•Kluskus FN (Lhoosk'uz) - 17 рез.
•Red Bluff FN (Lhtako) - 4 рез.
•Toosey FN (Tl'esqox) - 4 рез. | •450ч.(1893) •450ч.(1906)
•1800ч.(2000-е)
•4100ч.(2008)
•3500ч.(2010) |
В культуре ч. много заимствований от соседних народов Плато и Северо-Западного Побережья, с которыми ч. имели тесные связи (некоторые локальные группы зимовали совместно с бела-кула и шусвап). В 1862г. эпидемия оспы вызвала значительное сокращение численности ч. Клановая социальная структура пришла в упадок к концу XIXв. |
5 | ЦЕЦОТ, цецаут, Tsits Zaons, Jits'aawit /тлингит/;Nahane, Nahani; Portland Canal Indian; Wetalth | ? | кланы:
•Ворон
•Волк
•Орел | — | •500ч.(1830)
•12ч.(1894) |
Группа, отколовшаяся от талтан к сер.XIXв. Культура ц. была очень близка к культуре Северо-Западного Побережья. Имели клановую социальную структуру. К нач. ХХв. 2 клана полностью вымерли. Оставшиеся ц. были частично ассимилированы цимшианами Nishga. Последний носитель языка ц. умер ок. 1935г. |
6 | КАСИНИ; Люди Ножей, индейцы Ножей; индейцы Пелли; сев. каска; Abbato-tena, Spo-to-tina, Es-pa-to-ti-na /каска/; Na-ai /тутчон/ | 1843, 1845,
Р.Кэмпбэлл | •верхн. Росс-Ривер
•Пелли-Ривер | •Ross River Dena | •100ч. из них 70 ст.18 (1910)
•483ч.(2000-е) |
Группа, отколовшаяся от каска не позднее 1-й пол. XIXв. и смешавшаяся с сев.тутчон. Как отдельную лингво-этническую группу к. стал рассматривать исследователь Р.Макдоннал во 2-й пол. ХХв. Однако, в настоящее время потомки исторических к. идентифицируют себя как группу каска. |
7 | КАСКА, Cassiar, Kaska-dene; Вост.Нахани, Наханни, Нахане; Montagnard;Dene Zage' | ок.1805,
ф-т Нэльсон;
1834,
Дж.Макдеод | •Esbataottine •Kaska •Etagottine •Titshotina
•Espatotena [Обитающие Среди Коз] •Диз-ривер (собств.каска) •Нельсон •Верх.Лиард •Фрэнсис-Лэйк | •Watson Lake
(Liard River FN)
•Good Hope Lake
(Dease River FN)
•Lower Post FN
•Ft.Ware
(Kwadacha FN)
(+секани) | •≈500ч.(нач.XIXв.)
•300ч.(1850)
•705ч. (1991)
•≈500ч.(1995) •п.р.о.500-900ч.(2000-е)
•≈400сп.(2003)
•≈300сп.(2011) | •≈1000ч.(кон.XIXв.) •≈4000ч.(2000-е)
|
8 | ТАЛТАН, тальтан, тахлтаны, Tahltan, Tatltan, Toltan, Thalhthan, Thasaelhthan; West. Nahanni, Nahane, Nahani; Montagnard; Keyehotine; Ticaxhanoten;Titcakhanotene; Giv-na-na [/тлинг./ - Странные Люди] | 1834,
Дж.Макдеод;
1838,
Р.Кэмпбэлл | •Kartch-ottee •Tuck-clar-way-tee
•Tal-ar-ko-tin
•Nan-yi-ee | •Iskut FN - 3 рез.
•Tahltan FN - 12 рез. | •≈2000ч.(нач.XIXв.) •220ч.(1893) •229ч.(1909)
•1330ч.(1991)
•п.р.о. 750-1887ч.(2000-е)
•35 сп.(2003)
•130сп.(2011) |
В культуре и языке т. много тлинкитских заимствований. Некоторые лингвисты считают языки талтан, каска и тагиш - диалектами одного языка. Как и каска, имели трехклановую социальную структуру. |
9 | ТУТЧОН, тутчонкутчин, тутчоне, [Малознающие Люди]; Dan; Люди Дерева; Бешеные Люди; Индейцы Карибу; Вороньи Люди; Горные Индейцы; Лесные Индейцы; Klo-a-tsul-tshik; Tatanchaks; нахани, Nehaunee;Gunana; Mayo; A-yans; Tathzey-kutchi, Fathzei-Koochin [Люди Порогов] | 1843, 1845,
Р.Кэмпбэлл | •To-tshick-o-tin - сев. т. •Klo-a-tsul-tshik - юж. т.
Северные т. (Dän kʼí): •Big Salmon dialect •Pelly Crossing dialect •Mayo dialect •White River dialect Южные т. (Dän kʼè): •Aisihilik dialect •Tàaʼan dialect •Klukshu dialect •Kluane dialect
Северные т.: •Tatchun Band (Carmack Band; Tacan-gio’-huc’an [Люди, Видящие Спины Лосося на Отмели] •Little Salmon Band (Tan’-sie-gio’-huc’an [Люди - Много -Рыбы]) •White River Band (Copper Band) •Stewart Band (Mayo; Netch-on’-dees; To-tshick-o-tin) •Tatlmain Lake Band (Pelly Crossing; Macmillan Band; Tuhin Tatinnat) •Ft. Selkirk Band (Otsane-cu-huc’an) Южные т.: •Big Salmon Band (Gio’-co-cu-huc’an [Люди Воды Большого Лосося]) •Aishihik Band (Big Lake Band; Lu-e’an [Люди Рыбы]). •Braeburn Band (Tatla-uco-huc’an [Люди Конца Большого Озера]) •Hutshi Band | Northern Tutchone FN:
•Nacho Nyak Dun FN [Люди Большой Реки] (Mayo)
•Little Salmon/Carmacks FN
•Selkirk FN (Pelly Crossing)
Southern Tutchone FN:
•Champagne and Aishihik FN
•Ta'an Kwach'an Council (Whitehorse and Lake Laberge)
•Kluane FN (Burwash Landing)
•Kwanlin Dün FN (Whitehorse) | •1110ч.(1900)
•1100ч.(1910)
•сев.: 362ч. из них 137ст18
юж.: 158ч.+80сем. (1910)
•п.р.о.
2400-3750ч.(2000-е)
•350сп.(2001)
•2500ч.(2007) |
В литературе т. часто разделяют на две лингво-этнические группы: сев. и южн. т., однако это деление это чисто географическое. Сами т. не проводят такого деления и считают себя единой этнической общностью. Общество т. имело дуальную клановую структуру. |
10 | ХАН, хэн, ханкутчин, ханхвичин [/кучин/ - Живущие у Реки]; Бешеные Люди; Tr'ondëk Hwëch'in ; Tahk-ong | 1851,
Р.Кэмпбэлл | •Ka-tshik-otin (Oetahukl [Люди Водоворота], Eagle Band) •Tro-chu-tin [Люди Рыбного Места] (Индецы Клондайка, Лосиные Шкуры) •Tsit-o-Klin-otin (Ft. Reliance Band) | •Доусон, Мусхайд
•Игл | •230м. (1848)
•500ч.(1875)
•12с.(≈70ч.)
(1887, гр-па Клондайка)
•60-70ч. (1898, гр-па Клондайка)
•84ч. Из них 47 ст.18 (Moosehide band, 1910)
•п.р.о. 310ч./12-40сп.(2000-е)
•20сп. (1997-2007) |
Иногда х. рассматриваются как региональная группа лингвистически родственных кучинов, однако, в историческое время для х. отмечается собственная этническая идентификация, смежные группы кучинов они считали «соседями», но не «родственниками». Общество х. имело клановую организацию. |
11 | ТАГИШ, такиш, тагиш-кхваан, Tahk-Heesh, Tagisch, Tahgish, Tahkeesh, Tahk-heesh; Gunana; Nahane; Nahani; Si-him-E-na; индейцы Посоха; Kwanlin Dün | ? | | •Каркросс | •2сп.(2003)
•628ч.(2012) | ? |
Откололись от талтан, вероятно, в XIXв. Сильно тлинкитизированная группа - в культуре и языке много тлинкитских заимствований. Ряд исследователей рассматривают т. как группу материковых тлинкитов. В настоящее время язык т. практически полностью замещен внутренним диалектом тлинкитского языка. |
12 | ВНУТРЕННИЕ
ТЛИНКИТЫ; Nahane, Nahani | — | •Атлин
•Теслин
(Takutine,Taku) | •Атлин
•Теслин | •48ч. из них 31 ст18 (1910, таку)
•589ч.(2000-е) |
Группа сформировалась в XIXв. в ходе торговой экспансии тлинкитов во внутриматериковые районы. Осевшие здесь тлинкиты смешались с атапаскским субстратом, привнеся свой язык и сменив прибрежные адаптации на таежные. Сами в.т. не считают себя тлинкитами, так же как и последние не признают первых за своих (тлинкиты называют «чужими» как в.т., так и все атапаскские группы) В.т. имели дуальную социальную организацию. |
С. Западный кластер /атапаски Северо-Тихоокеанского бассейна/
|
Периферийные группы, живущие в нижнем течении крупных рек вели еще более оседлый образ жизни, чем атапаски запада Скалистых Гор. Рыболовство здесь имело первостепенное значение. Охота на крупных копытных носила сезонный характер. Жилище в постоянных деревнях – заимствованные от эскимосов полуземлянки – кажимы, а у групп, имевших связи с индейцами Северо-Западного побережья – деревянные дома. В летних кочевых лагерях устраивались шалаши и навесы. У внутренних, более мобильных групп, жилищем служили покрытые шкурами куполообразные палатки. Для народов, поддерживавших активные торговые связи с тлинкитами, характерны дуальная клановая организация и статусное социальное расслоение. |
1 | КУЧИНЫ, кутчин, гвичин, гвитчин; лушо, Squinteyes [/фр.,англ./ - Косоглазые]; динджье, Dinjie [Люди], Dinjii Zhuu [Маленькие Люди]; Deguthee Dennee, Degathee Dinees, Degothees, Degothi-Kutchin, Degutbee Dinees, Degutliee Dennee, Di-go-thi-tdinnе, Tykothee-dinneh [/хэа/ - Вздорщики либо Люди, Избегающие Вражеских Стрел Постоянно Осматриваясь]; Dehkewi; Erkileit /эским./
| 1789, А.Маккензи; 1847, А.Мюррей
| •Natsitkutchin [Обитатели Открытых Пространств] (Netsi-kutchin, Natehe'-Kutchin, Notsi-Kutchin, Чндалар бэнд),
•Kutchakutchin [Обитатели Низин] (O-til'-tin, Itku'dliс, It-ka-lya-ruin, Itchali, Ik-kil-lin /эским./, Ft.Yukon Indians)
•Trotsikkutchin (Tranjik-kutchin, Draanjik-kutchin, Блэк-ривер бэнд)
•Vuntakkutchin [Обитающие Среди Озер](Vantee-kutchin, Vuntlet-Kutchin, Крысьи Индейцы, Кроу-ривер бэнд)
•Tukuthkutchin (Kukut-kutchin, Dakaz, Dakkadhse, Dakkadhe, Верхн.Поркупин бэнд)
•Tatlitkutchin [Обитающие у Истоков Реки] (Пил-ривер бэнд)
•Nakotchokuchin [Люди Большой Реки] (бэнд ниж. Маккензи)
•Kwitchakutchin [Обитатели Низин] (Gwichyaa-kutchin)
•Tennuth-kutchin (Dendu-kutchin, Tatshan-kutchin, Индейцы Березы, Берч-Крик бэнд)
•Teytse-kutchin [Народ Укрытий] (Tatsah-kutchin, Tetsi-Kutchin)
•Dihai-kutchin
Следующие этнонимы, вероятно, синонимичны некоторым из вышеперечисленных:K'iitl'it-kutchin,Ehdiitat-kutchin, Nun-Kutchin, Nugoochonjyek-Kutchin Tunun-Kutchin
| Канада:
•Teetł’it Gwich’in (Tetlet-kutchin) (ф-т МакФерсон)
•GwichyaGwich’in (Арктик Рэд Ривер)
•EhdiiTatGwich’in (Аклавик)
•Nihtat Gwich’in (Инувик)
США:
•Neets’ąįįGwich’in (Арктик Виллидж, Венети)
•GwichaaGwich’in (ф-т Юкон, Бивер)
•DraanjikGwich’in (Чалкицик)
•Vuntut Gwich’in (Олд Кроу)
•Danzhit Hanlaii Gwich'in (Циркл)
| •1179ч(1858,ф.Юкон, ф.Макферсон, ЛапьерХаус)
•1200ч.(1860)
•5500ч.(ок.1900)
•1700ч.(1906, Vunta-Kutchin.Tukkuth-kutchin,Tutcone-kutchin)
•70ч./36ст.18 (1910, Tatlitkutchin)
•≈100ч./≈30ст.18 (1910,Tukutkutchin)
•800ч.(1928,Tatlitkutchin и Nakotchokuchin)
•≈700сп.(сер.1970-х)
•2300ч.(2000-е)
•250сп.(2000,США)
•505сп.(2001,Канада)
•п.р.о.355-570сп.(2006,Канада)
•1100ч./300сп.(2007,США )
•1900ч./370сп.(2011,Канада)
•9000ч.(2010)
|
К. разделяются на две лингвистические группы: западные к. и восточные к. (такуд). Не смотя на географическую обособленность и контакты с группами р.Маккензи такуд не теряли культурной взаимосвязи с западными сородичами. Две восточные группы такуд (накотчо и квитча), враждовавшие между собой в историческое время, смешались во 2-й пол.XIXв., образовав единую общность. Самая западная группа кучинов - дихаи, во 2-й четв. XIXв. смешались с нацикучинами и коюконами, вероятно, под военным давлением эскимосов инупиак (кобук и нунамиут). Две группы кучинов (теннут и тейце) вымерли во время эпидемии скарлатины в 1863г. У к. существовала трехклановая социальная организация, определяющая помимо брачных отношений социальный статус человека в обществе. |
2 | НАБЕСНА, набеснатана [Люди Гор], Tabesna; тананатана, верхн.танана; Dandey in; Dineh su; Медные колчане; Sa-tshhi-o-tin (/тутчон/ - [Медвежьи Люди]) | 1885, Аллен | •Тетлин
•ниж.Набесна
•СкоттКрик
•верхн.Набесна-верхн.Чисана | •Набесна
•Тетлин
•Нордвэй
•Чисана
•Скотт Крик
•Бивер Крик | •152ч.(1930)
•100сп.(2000)
•300ч./100сп.
(2007,Аляска) | •500ч.(1870)
•300-700ч.(1884)
•600ч.(1887)
•550ч.(1887)
•373ч.(1890)
•370ч. (1900)
•415ч.(1910) |
3 | ТАНАНА, ниж.танана, танана-кутчин, тананатана, таннин-кутчин, Tenankutchin, Tennankutchin, Tennan-tnu-kokhtana,Tρa-nànœ-Kouttchin [/кучин./ - Народ Холмов] ; нукулуктана; Dandey in, Dineh su; San-to-tin, Sa-tahi-o-tin, Sa-tshhi-o-tin (/тутчон/ - [Медвежьи Люди] | 1830-е, С.Лукин; 1846, И.Захаров | •Tutlʼot (Toklat)
•Menhti - Nina Noʼ (Minto-Nenana)
•Chʼenoʼ (Chena)
•Sol Chaget (Salcha)
•Clatehotin
•Huntlatin
•Minchumina
•Nuklukayet
•Nukluktana
•Tatsa
•Tolwatin
•Tozikakat
•Tutlut
•Weare | •Минто •Ненана •Фэрбэнкс •..?
| •▹100м.(1848) •≈370ч.(1910) • 500-600ч.(1980-е) •380ч./30сп.(2000-е, Минто, Ненана)
•15сп.(2007)
|
4 | ТАНАКРОСС, средн.танана; тананатана; Dandey in, Dineh su; Nee'aghndee' Dadzeldiix; Sa-tshhi-o-tin (/тутчон/ - [Медвежьи Люди]
| 1885, Аллен | •Healy River-Joseph •Mansfield - Kechumstuk | •Танакросс | •220ч.(2000-е)
•60сп.(2007)
|
Как отдельную группу т. стали выделять на основании лингвистических исследований. Язык т. ближе к атна, чем к танана и набесна. Т., как и атна, имели дуальную организацию, тогда как у набесна общество делилось на 2 фратрии (по др. данн. на 3). Однако, в отличие от атна, клановая структура набесна (и танакросс?) не предполагала социального расслоения. Ряд исследователей считает т. единой общностью с набесна. |
5 | КОЮКОН, койюкон; уна-хотана; тен'a; Denaakk’e; инкилики; дена; Tlagga-tsilla (кучинск. -Маленькие Собаки) | 1834, А.Глазунов; 1838, П.Малахов;
1842, Л.Загоскин | •Kоuyuhkhotana (Kaiyuhkhotana, собств.инкилики, нижн.к.)
•Koyukukhotana(юнака-хотана, централ.к.)
•Yukonikhotana (юна-хотана, верхн.к.) | | •300ч.(1885, верх.коюкук)
•940ч.(1890) •≈1500ч.(1893, ниж. и центр.к.) •≈500ч.(1893, верх.к.) •2300ч./300сп.(2007)
|
В культуре нижних и цетральных к. присутствовали заимствования от эскимосов. В XIXв. в верховьях р.Кобук одна из групп верх.к. была ассимилирована эскимосами инупиак. |
6 | ХОЛИКАЧУК, инноко, иннок-хотана; тлегон-хотана; инкалиты, ивкалиты, инкалики, инкалих, инкалихлюаты; юг-ельнут /эским./;Doogh-hit'an; Kaiyuhkhotana [Люди Ивовой Реки] | 1839, П.Колмаков; 1842, Л.Загоскин | ? | •Grayling village | •200ч./12сп.(1995)
•180ч./4-6сп.(2007)
|
В отдельную лингво-этническую группу исследователи стали выделять х. во 2-й пол.ХХв., ранее х. рассматривались как группа ингаликов или ниж.коюконов. |
7 | ИНГАЛИК, инкалики, инкалих, инкалиты, ивкалиты, ингалет, ингелет; дег-хитан [люди отсюда], дег-кситан, дег-ксинаг | ок.1790 В.Иванов; 1830, И.Васильев; 1832, Ф.Колмаков; 1834,
А.Глазунов
| •Anvik-Shageluk group
•Bonasila group
•Holy Cross-Georgetown group
| •Анвик •Шагелюк •Холикросс | •≈2000ч.(1870)
•1000-1500ч.(XIXв.)
•650ч.(ок.1990)
•275ч.(2000-е)
•40сп.(2007)
|
И. имели наиболее тесные связи с эскимосами (юпик), в культуре и. очень много эскимосских заимствований (н.р. жилища, керамика, ритуальные маски, система счета родства) |
8 | КОЛЧАН, голцан, голцане, гальцане, галцане, кылчане, калчане, кольчане; верхнекускоквимцы; инкалихлюаты, инкюлюхлюаты /эским./; бродячие;
Dichinanek'hwt'ana [Люди Лесной Реки]; Dina'ena [люди]; Kenaniq' ht'an /танайна/; Dikinanek Hut'ana /коюкон/
| 1832, Колмаков(?);
1834, А.Глазунов(?);
1830-е, С.Лукин;
1842,
Л.Загоскин
| •Midzishtihwt'ana [Люди Карибу]
•Noltsena [Люди Середины]
•Ne»chots'ina [?]
•Tonedrghelts'elinh [Люди Середины Реки(?)]
•Dichalayu [Люди Рыбьего Хвоста]
| •Николай •Телайда •МакГрат (смеш. с ингаликами и эскимосами) | •160ч./40сп.(2007) |
Как отдельную этническую группу исследователи выделили к. во 2-й пол.ХХв. на основании данных лингвистики. Ранее к. считались группой ингаликов. |
9 | ТАНАЙНА, денайна, кная-хотана, Knaiakhotana, кенайцы, кенаи, кенаи-тена, тнайна, собственно ттынай /рус./; Tehanin-Kutchin /танана/; кинают /алеутск./ | 1778,
Кук;
1785,
партия Г.Шелихова | •Lower Inlet •Middle Inlet •Upper Inlet (K'enaht'ana).
•Susitna (Susitnuht'ana) •Tyonek (Tubughna) •Iliamna
•Clark Lake | Chickaloon Knik Kanatak Elkutna Tyonek Kenaitze Salamatof Ninilchik
| •1432ч. (1806)
•1471ч. (1818, зал.Кука)
•1299ч.(1825)
•1200-1600ч. (1830-1840)
•460с.(1838)
•1628ч.(1840)
•800-1100 (1841-1860)
•937ч.: 430м.,507ж.(1860,Николаевский редут)
•614ч.(1880)
•739ч.(1880)
•724ч.(1890)
•890ч.(1900)
•п.р.о. 900-1400ч./75сп. (2000-е) |
Наиболее специфичный атапаскский народ. В культуре много заимствований от эскимосов и индейцев Северо-Западного Побережья. Т. единственные среди сев. атапасков заселившие морское побережье и частично переориентировавшие хозяйство на сезонное использование морских ресурсов. Социальная организация имела дуальную структуру, отмечается слабо выраженное социальное расслоение. |
10 | АТНА, атена, ахтена, атнахтяне, атнахитяне, атнахоттана, Atnatana [Люди Льда]; медновцы, медновские, индейцы Медной реки; Intsi Dindjich [/кучинск./ - Железные Люди]; Kolshina; Yullit, иулиты /угалагмютск./ | 1794,
Самойлов;
1796,
Д.Тарханов | •IKangikhlukhmut
•Kulchana
•Kulushut
•Shukhtutakhlit
нижн.а. (медновские, Atnahwt’aene):
•Chitina/Taral Band
•Tonsina/Klutina Band
центр.а. (Dan’ehwt’aene):
•Gulkona/Gakona Band
западн.а. (Tsaay Hwt’aene): •Tyone/Mendeltna Band
•Cantwell/Denali Band
верхн. а. (татлатан, Tatl’ahwt’aene): •Sanford River/Chistochina Band
•Slana/Batzulnetas Band
Mentasta Band | •Copper Center
•Gakona
•Gulkana
•Mentasta
•Tazlina
•Chitina
•Cantwell
•Chistochina | •60с.(1838)
•≈100ч.(1847)
•3000-5000ч.
(1860)
•◃300ч.(1880)
•366ч.(1887)
•142ч.(1890)
•297ч.(1910)
•≈500ч. (2011) |
Имели тесные связи с тлинкитами, в культуре много тлинкитских заимствований. Общество а. характеризуется слабо выраженным социальным расслоением и дуальной организацией. |
*Основой современной классификации являются, в первую очередь, лингвистические различия. Однако, современная степень изученности атабаскских языков не позволяет четко определить, какие языки являются отдельными, а какие – диалектами и говорами. В аборигенный период разные группы одной лингво-этнической общности (народа) далеко не всегда имели общую этническую самоидентичность. Заглавными буквами обозначены этнонимы, устоявшиеся в отечественной этнографической литературе; жирным шрифтом выделены эндоэтнонимы; жирным курсивом выделены эндоэтнонимы, возникшие в недавнее время; курсивом выделены аборигенные (неатапаскские) экзоэтнонимы; этнонимы, имеющие общую этимологию, перечислены через запятую
**Демографические данные взяты из различных источников и часто сильно разнятся. Следует учитывать, что ввиду дисперсного рассредоточения населения точная оценка численности групп атапасков в XIXв. и нач. ХХв. была довольно проблематична, соответственно цифры могут быть сильно занижены.
Сокращения и обозначения: В 4 и 5 колонках данные из разных источников разделены чертой. общ. - община
рез.; IR - резерват
FN - "First Nation"
п.р.о. - по разным оценкам
ч. - человек
сп. - спикеров (носителей языка)
м. - мужчин
ж. - женщин
с. - семей
ст18 - старше 18 лет
≈ - приблизительно
▹ - более ◃ - менее
|