СЕВЕРНЫЕ АТАПАСКИ

 Насельники Дикого Севера


ПОИСК ПО САЙТУ:




                                                                                                                 

NORTHERN DENE  /  ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АТАПАСКАХ СУБАРКТИКИ




ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АТАПАСКАХ СУБАРКТИКИ

  
       СУБАРКТИЧЕСКИЕ АТАПАСКИ
                                                                                             

  Атапаски субарктики – группа индейских народов, проживающих на территории Канады и Аляски.


  Предки атапасков переселились в Америку из Северо-Восточной Азии сравнительно поздно (4 – 5 тыс. л.н.), предполагается, что это была предпоследняя волна межконтинентальной доисторической миграции. По разным классификациям атабаскские языки составляют либо отдельную семью, либо включены в семью на-дене. Однозначно доказано родство атабаскских языков с ныне вымершим языком эяк. Родство эяк-атабаскских языков с тлинкитским окончательно не установлено. Лингвисты предполагают, что разделение прото-эяк и прото-атапаскского языков завершилось к сер II тыс.лет. до н.э. Разделение языков атапасков началось в сер. I тыс.лет. до н.э. – к этому времени у пра-атапаскв уже сложился внутриконтинентальный таежный адаптивный комплекс. Прародиной атапасков считается регион в верховьях Юкона. Отсюда и началось расселение атапасков по Северной Америке, в ходе которого атабаскские языки разделились на три ветви: северную, тихоокеанскую и южную. К концу I тыс.лет. н.э. эти ветви окончательно обособились. Северные атапаски заселили западный сектор североамериканской тайги. По данным археологии в районе Большого Невольничьего оз. предки атапасков появились ок. 200 г. до н.э., вытеснив носителей Арктической Традиции Малых Орудий (палеоэскимосы). Аляску атапаски заселили во 2-й пол. I тыс.лет. н.э., в это время в районе зал. Кука исчезает сопоставимая с алеутами культура Качемак. 

  Большинство северных атапасков относится к культурному ареалу (историко-этнографической области) Субарктики, т.е. граница их расселения определялась экологическими факторами и примерно совпадает с границей тайги. От этого этнического массива периодически откалывались отдельные группы и мигрировали на юг, радикально меняя свою культуру. Таковы никола и сарси, языки которых относятся к северо-атабаскской ветви, но в плане материальной и духовной культуры они причисляются к культурным ареалам, соответственно, Плато и Великих Ранин. Здесь эти народы рассматриваться не будут.

  Субарктические атапаски – типичные пешие кочевники, ведущие сезонно-подвижный образ жизни. Основой жизнеобеспечения были охота на крупных копытных и рыбалка. Характерны сезонные переключения с одного ресурса на другой. Тип хозяйства – присваивающий. Жили атапаски группами, дисперсно рассредоточенными по тайге. Система расселения зависела от концентрации ресурсов и внешней опасности. Основой социальной структуры являлась локальная группа (община), состоящая из одной или нескольких расширенных семей численностью до 20-30 человек. Ядром семьи часто являлись два мужчины (братья либо шурин и зять по сестре). В зависимости от условий, семьи могли проживать отдельно или кооперироваться для решения совместных задач. Члены общины были связаны узами родства и дружбой. Названий у таких общин не было. Несколько локальных групп, кочующих по одной территории, имели общий центр встреч, обычно у рек и озер - в местах сезонных миграций копытных или массового прохода рыбы, а позже возле торговых постов. В этих точках сбора происходили праздники, товарообмен, информационный обмен, совместные загонные охоты и т.д. Несколько локальных групп, связанных между собой такими отношениями, составляли региональную группу численностью до нескольких сотен человек. Региональные группы были относительно однородны с точки зрения лингвистики. Смежные региональные группы имели диалектные различия по лексике и фонетике. Для региональных групп характерно наличие экзоэтнонимов, данных соседними или смежными группами. Как правило, название означало: «люди такого-то места». Территории, занимаемые региональными группами не имели четких очертаний и границ, в прямом значении этого слова. Территориальность обуславливалась наличием более-менее постоянных пересекающихся кочевых маршрутов соседних локальных групп. Региональные группы имели тенденцию к эндогамии, обусловленную, главным образом, географической обособленностью групп, нежели предписаниями традиций. Состав региональных групп не был постоянен или фиксирован. Локальная группа, или отдельная семья, могла откочевать и перейти в соседнюю региональную группу.

  Вследствие низкой плотности и дисперсности населения уровень конкуренции между отдельными индивидами и группами был относительно невысок. Система общественно-политических отношений субарктических атапасков имела крайне слабо развитую структуру. Какая-либо система управления на уровне региональных групп отсутствовала. Общество имело неиерархическую структуру. Вождей с фиксированным статусом не существовало. В общинах лидирующее положение занимали молодые мужчины, однако они не имели власти, в полном смысле этого слова. Лидерство определялось личностными качествами человека и являлось признанным всеми членами общины. Отношения доминирования-подчинения между индивидами отсутствовали. Любая семья или человек могли действовать в любой ситуации по своему усмотрению, н.р. покинуть общину или присоединиться к ней. Лидеры не несли формальной ответственности за состояние дел в группе. Важное значение имело имело стихийное (ситуативное) лидерство, функции временного лидера спонтанно принимал на себя человек, обладающий способностями, необходимыми для решения той или иной задачи (военный поход, коллективная охота и т.п.). Отмечается, что женщины принимали полноценное участие в принятии решений и имели равное положение с мужчинами. С возрастом лидеры часто теряли свой авторитет. Трудовая дифференциация носила гендерный и возрастной характер. Для экономических отношений внутри групп были характерны реципрокальность и уравнительное распределение ресурсов.

  Таким образом, социо-территориальная и социо-политическая организация субарктических атапасков имела аморфную структуру. В целом, этносоциальная организация носила доплеменной характер. Исходя из концепции полит-антропологии М.Г.Фрида общество субарктических атапасков можно охарактеризовать как эгалитарное. Однако, в полной мере это не относится к периферийным группам североатапаскского этнического массива, занимавшим буферное положение в зоне кросс-культурных контактов, в общественном устройстве которых присутствовали элементы заимствованные от соседних инокультурных народов. У этих групп наблюдается смещение в сторону предплеменной ранжированной структуры общества со слабо развитой иерархией и статусным социальным неравенством.

  Прескриптивных форм брака у субарктических атапасков не существовало (за исключением буферных групп). Брак матрилокальный, реже неолокальный. Счет родства у западных групп матрилинейный, у восточных – амбилинейный (существует гипотеза о изначальной матрилинейности всех групп атапасков). Были распространены авункулат, полигиния (левират, сорорат) реже полиандрия.

  Для традиционных верований характерны анимистические представления, вера в изначальное единство людей и животных, реинкарнацию, духов-покровителей и двойственность человеческой души. Преобладающий тип погребения - воздушный. Характерны промысловые культы и отсутствие духовной элиты. Каждый человек имел равный доступ к общению с миром духов и сфере духовных знаний. Были распространены коллективные формы общения с духами. Согласно концепции В.Г.Богораза, такая форма философско-религиозных воззрений называется поголовным шаманизмом. У буферных групп наблюдается переход к индивидуальному шаманизму – выделялись личности, занимавшие привелегированное положение и умеющие эффективнее других общаться с духами и воздействовать на них.

  Период аккультурации для атапасков прошел относительно мягко, по сравнению с большинством индейских народов других культурных ареалов. Вооруженные конфликты с европейцами были крайне редки. Главными негативным последствиями контактов с колонистами являлись эпидемии европейских заболеваний, периодически вспыхивавшие среди разных групп атапасков. В нач. ХХв. среди некоторых групп дезадаптационные процессы проявились в виде культов Пророка, приверженцы которых призывали к возрождению традиционных устоев. В этот же период в системе жизнеобеспечения повсеместно возросла роль коммерческого пушного промысла и коммерческого рыболовства.

  Социо-психологическая характеристика: атапаскам свойственны индивидуализм и меркантильность, сохранение дистанции по отношению к соседним народам в сочетании с высокой адаптивной способностью и восприимчивостью к культурным инновациям.

  В настоящее время атапаски субарктики занимают исконные территории. В ХХв. повсеместно произошел переход к оседлости и амбилинейности. Сформировались племенные структуры – корпорации с выборными вождями и закрепленными территориями. Частично сохраняются традиционные занятия и элементы социальной организации. Религия - христианство (католики, протестанты, православные), традиционные верования практически утрачены. Некоторые языки находятся на грани исчезновения. В последние десятилетия наблюдается тенденция к сохранению и искусственному возрождению утраченных элементов традиционной культуры. Современная численность – ок. 60 000 чел.


   Н.Шишелов


   этнонимы*ранние контакты с европейцами  исторические региональные
группы
 современные общины и резерваты численность** 
     
  А. Восточный кластер /атапаски Арктического бассейна/

Группы, ведущие наиболее мобильный образ жизни. Основа жизнеобеспечения – охота на крупных копытных, рыболовство имело второстепенное значение. Жилище - покрытая шкурами коническая палатка (нимбали), летом также шалаши и навесы. 
  1ЧИПЕВАЙАН,чипевьян,
чипивейан, чепевайан,
чайпеваи, чипуян,
чепавайан, Chepeyan;
Orchipoins,Otchipiweons,
Yatcheé-thinyoowuc
[/кри/ - Заостренные Шкуры]
;
DëneSųłiné; Etshaottine;
дене; Mithcocoman /алгонк./;
Северные Индейцы; монтанье 
1714,
Дж.Найт;

1715,
В.Стюарт;

с 1717
посещали
ф-т Принца
Уэльского 
 •Kaí-theli-ke-hottínne
[Обитатели Ивовых Равнин]
•Kés-ye-hottínne
[Обитатели Осинового Дома]
•Hoteladi (Hótthę̈nádé dëne) [Северные Люди]
•Hâthél-hottinne
[Обитатели Низин]
•Etthen-eldeli
[Едоки Карибу]
•Kkrest‘ayle kke ottine
[Живущие Среди Осин]
•Sayisi Dene,
(Saw-eessaw-dinneh)
[Восточные Люди]
•Gáne-kúnan-hottínne
[Обитатели Соснового Дома]
•Des-nèdhè-kkè-nadè
(Desnedhé hoį́é nadé hot’įnę́, Athabasca) [Живущие Вдоль Большой Реки]
•Thilanottine,Tu tthílá hot’įnę́ [Обитатели Озер в Верховьях]
 •Athabasca Chipewyan FN (K’aı́tëlı́) - 8 рез.
•Fort McKay FN (Tthı̨dłı̨ kuę́) - 5 резерватов
•Chipewyan Prairie FN (Tł’ógh tëlı́ dënesųłı̨ne) - 3 рез.
• Fort McMurray FN (Tthı̨dłı̨ kuę́ ) - 5 рез.
•Cold Lake FN (Łué chógh tué) - 5 рез.
•Barren Lands FN (Brochet Kuę́ IR№197) (+кри)
•Northlands Denesuline FN - 6.рез.
•Sayisi Dene FN (Duck Lake Dene)
•Buffalo River Dene Nation IR№193 (Ɂëjëre dësché)
•Clearwater River Dene Nation (Tı̨tëlase tué) 4 рез.
•English River FN (Kés-ye-hot’ı̨në) - 7 рез.
•Birch Narrows FN (K’ı́t’ádhı̨ká ) - 3 рез.
•Black Lake Dene Nation (Tázën tué, Stony Rapids (Dëschághë) Band) - 3 рез.
•Hatchet Lake Dene Nation (Tthëłtué, Lac la Hache Denesuline FN IR№220)
• Fond du Lac Dene Nation (Gąnı́ kuę́ ) - 6 рез.
•Salt River FN - 4рез.
•Smith's Landing FN (Thebati Dene, Tthëbátthı́ dënesųłı̨ne, Thebacha Tthëbáchághë [Живущие Возле Порогов]) - 10рез. 
•≈400ч.(1801,гр-па Атабаска)
•7500ч. (1812)
•≈3000ч.(1893, к югу от оз.Атабаска) 
•248ч.
(1902,Фон дю Лак)
•368ч.
(1904, Фон дю Лак)
•3400ч. (1905)
•2420ч.(1906,
из них 900ч.
Едоки Карибу)
•1865ч.(1911)
•27000ч.(2000-е)
•935сп.(2001)
•▹15000ч. (2004)
•12000сп.(2006)
•11130сп.(2007)
•11860сп.(2011)
•22754ч.(2013) 
 
  2  ЙЕЛЛОУНАЙФ, Желтые Ножи, 
Красные Ножи; Tatsanottine, 
T’satsąot’ınę, татсанодины, 
тацаоттине [Люди Водяной Пены]; 
Tandzán-hottínne,Tálzą́hót’ı̨ne
[Обитатели Грязного Озера]; 
Dení-nu-eke-tówe 
[Обитатели Лосиного Острова];
 Медные Индейцы; Северные Индейцы; Wuledehot'in,
Weledeh Dene 
1760-е, й. изредкапосещали ф-т Принца Уэльского  — •Yellowknives Dene FN (Yellowkniwe B Band)- 2 общ.
•Deninu Kue FN (Deneh-noo-kweh, Fort Resolution Dene)
•Lutsel K'e Dene FN (Lutselk'e, Loot-sel-kk ay, Snowdrift Band)
•≈190ч.(1820)
•≈160ч. (1826)
•220ч.(1859)
•200ч.(1900)
•180ч.(1911) 
 
Й. являлись одной из региональных/диалектных групп чипевайан. К концу XVIIIв. в силу исторических факторов й. обособились от последних и контактировали больше с догрибами, чем с родственными группами. К сер. XIXв. й. жили совместными с догрибами и чипевайан общинами. Во 2-й четв. ХХв. й. были окончательно ассимилированы догрибами и чипевайан. Однако, в недавнем прошлом несколько общин, в которых проживают потомки й., организовали собственную племенную корпорацию, проявляется собственная этническая идентификация.
   БИВЕР; Цаттине, Тацтине [Люди Бобра];
Tsatkeliie; Dreamer Indians;
Dane-zaa, Dunneza
  1779,
П.Понд;

1793,
А.Маккензи
•Tsapacotena (Ft.Nelson Band)
•...?
 •Doig River FN
(Dane-Za Adishtl'sh) - 2 рез.
•Blueberry River FN - 3 рез. (+cree)
•Halfway River FN IR№168
•Prophet River FN IR№4
•Beaver FN - 3 рез.
•Horse Lake FN - 2 рез.
•East Moberly Lake FN IR№169 (+сото+кри)
•West Moberly Lake FN IR№168A (+кри) 
•≈550ч.(1892)
•700ч.(1893)
•380ч.(1911)
•380ч.(1914)
•2250ч.(1996)
•п.р.о.3000-4000ч.(2000-е)
•370сп.(2011) 
 
 4 ДОГРИБ, Собачьи Ребра,тлингчадине,
тлингчадины,Tlicho [Большие Собаки],
Attimospiquaies, Alimospikayak
[/кри/-Собачьи Бока]
; Doné
  1744,
Доббс;

1785,
П.Понд;

1789,
А.Маккензи
•Takwelottine
•Lintchanre
•Tseottine
•Tsantieottine
•Behchoko
(Rae-Edzo Band)
•Whati
(Lac la Martre Band)
•Gameti (Rae Lakes Band)
•Dechi Laot’i FN (Wekweeti, Snare Lake Band)
•≈700ч.(1913)
•≈1700ч. (1970)
•2000ч.(1996)
•3000ч.(1987-2000)
•2285сп.(2001)
•п.р.о.2020ч./2640сп.(2006)
•2100сп.(2011)
 
 5 СЛЭЙВ, слэйви, Esclave, Awokanak,
Awokanek
[/кри/-Hевольники];
Ettchaottin, Acha'otinne, этчаоттине,
этчаотины, Etchareottine
[/чипевайан/-Люди, Живущие в Шалашах; Люди, укрытые ивами]; DehGahGot'ine; Dene; DehCho;
DeneTha, Dene Dha, DenéDháh
;
DeneZhatıé; Tenni 
 1714,
Дж.Найт;

1785,
П.Понд;

1789,
А.Маккензи
•Bistchonigottine 
•Krayiragottine 

•Desnedeyarelottine
•Eleidlinottine 
•Etchaottine 
•Etcheridiegottine 
•Etechesottine 
•Klodesseottine

Следующие этнонимы взяты из различных источников, некоторые синонимичны вышеперечисленным:
•Etsaotena(Ft.Nelson) 
•A-che-to-e-tin’ne (Ft.Liard)
•Klokegottine
•Krailongottine
•Amber River
IR №211
•Bistcho Lake
IR №213
•Bushe River
IR №207
•Hay Lake
IR №209
•Jackfish Point
IR №214
•Upper Hay River IR №212
•Zama Lake
IR №210
•Meander River
•Chateh
•1120ч.(1904)
•850ч.(1906)
•566ч.(1911)
•6969ч.(1996)
•3600ч.(2000-е)
•2120сп.(2001)
•2310 сп. (2006)
•760сп.(2011)
•2871ч.(2013)
 
 6 МАУНТЭН, маунтин,
Montagnards [англ.,фр.-Горцы];
Shutagottine, Shitagottine,
Sih gotine, Sihtagotine, ShotahDene;
Nahane, Nahani,Nahagot'ine,
Nahaa,NahaneDene [Люди Запада]
 ?•Etagottine
•..?
• Tulít’a
(Ft. Norman)
•Łe Gǫ́hlı̨nı̨
(Norman Wells)
•250ч.(1906)
•670ч.(2000-е,
Тулита)
•140сп.(2006)
 •1025ч.
(2001)
•1235ч.
(2006)  
 
 7 ХЭА, хар [/англ/ - Зайцы], по-де-льевр
 [/фр/-Заячьи Шкуры]; кавчоготтине; каучадины;
каучодины, кавчоттине,
Ka so gotine, Kancho, Kawchodinneh, Kawchogot'ine, K'áshogot'ıne,
Gahwié gotinè [Люди Великих Зайцев]; 
Ta-na-tin-ne; Kkpayttchare ottiné
 /чипевайан/; Nouga [/эским./ - Слюнявые]
 1789,
А.Маккензи
 •Nigottine: Etatchogottine, 
                Chintagottine
•Katagottine 
(Kra-tha-go'tinné) 
[Люди Мха]
•Katchogottine 
(Kra-cho-go'tinne) 
[Люди Большого Зайца]
•Satchotugottine
•Nellagottine 
[Люди Края Света] (Батард-Лушо)
•Chintagottine
•Kfwetragottine 

•Kewetragotine
•Talagotine
•Katcogotine
•Nelagotine
•Rádı̨lı̨h Kóé
(Ft. Good Hope)
•K’áhbamı̨́túé
(Colville Lake)
•467ч.:
291м.,176ж.
(1858)
•420ч.(1867)
•≈600ч.(1893) 
•ок.350ч.(1911)
•1160ч.(2000-е)
•75сп.(2006)
 8
 
 
БЭРЛЭЙК, Sahtuotine,
Sahtudene, Sahtudine,
Sahtugottine [Люди Медвежьей Воды]
 — •Délı̨ne (Ft. Franklin)•981ч.(2000-е)
•465сп.(2006)
Как отдельная этническая группа б. сформировались в XIXв. в ходе смешения некоторых групп догрибьов и хэа. Вместе с родственными хэа и маунтэнами б. образуют единую лингвистическую группу - сату (сев.слэйви)
    
   В. Центральный кластер /атапаски Скалистых Гор/

В системе жизнеобеспечения большее значение имела охота на среднюю и мелкую дичь, а также собирательство. На западе Скалистых Гор важное значение имел промысел лосося. Эти группы вели сезонно-оседлый образ жизни, в их культуре присутствовали культурные заимствования от народов Северо-Западного Побережья, с которыми они имели тесные связи (н.р. дуальная клановая организация). Жилища в стационарных деревнях – деревянные дома, самые южные группы зимовали в полуподземных жилищах «питхаусах» (заимствование от народов Плато). Жилища в летних кочевых лагерях – шалаши.
 1  СЕКАНИ, Secunnie, Siccanie, Sikani, Sikanni,Siganni,The-kka-ne,
Thé-ké-né, Tsekhene,
Tsek'enné-dene,Tsethaottine
[Обитатели Гор, Люди Кривых Скакл], 
Индейцы Скалистых Гор;
Al-ta-tin, Lhtaten
[Обитатели Бобровых Запруд];
Sastotene [/каска/-Люди Барибала];
Tseloni [ /каска/-Люди Горных Вершин]; T'set'sa'ut [/тлингит/-
Люди Внутренних Земель ]
 1793,
А.Маккензи;

1797,
Дж.Финли
•Yutsutkenne
(Yutuwichan)
•Tsekehneaz
•Totatkenne
•Tsetautkenne
•Thekanne
(Tsekani)
•Saschutkenne
(Sasuchan,Sasuten)
•Otzenne
•Tselone
(Tseloni) 
 •McLeod Lake FN
- 22 рез.
•Tsay Keh Dene FN
(Ingenika Indian Band)
- 5 рез.
•Takla Lake FN
- 17 рез.
(+бабин+кэрриер)
•Kwadacha FN
- 3 рез. (+каска)
•≈1000ч.(1820)
•≈1000ч.(1848)
•≈500ч.(1887)
•≈500ч.(1890)
•≈450(1892)
•1300ч.(1893)
•≈750ч.(1906)
•98ч.(1911)
•160ч.(1923)
•1044ч.(1996)
•30-40сп.(1997)
•п.р.о. 600-
1049ч./50сп.
(2000-е)
•≈30сп.
(2009-2013)
 
Родственны биверам. Разделение произошло не позднее сер. XVIIIв., ряд исследователей придерживается версии более ранних миграций. Этногенез с. происходил в условиях горной тайги, в отличие от биверов, адаптированных к равнинным таежным ландшафтам.
 2 КЭРРИЕР, карьер [/англ/- Перевозчики],Dakelhxwoten 
[Всюду Следующие в Лодке Люди], дакел, Dakelhne,Takelne, Takulli, Takulie; Porteur; Nagailer; Atlashimih/белла-кула/
 1794,
А.Маккензи
южн.(нижн.) к.:
•Tautin 
•Naskotin 
•Tanotenne 
•Ntshaautin 
•Natliatin
централ.(средн.)к.:
•Nikizliautin
•Tatshiautin
•Cheslatta Band
•Kluskus Band
•Nazko Band
•Nak'azdli Band
•Red Bluff Band
•Saik'uz [На Песке]
•Yekooche [Устье Йеко]
•Stellat'en [Люди Полуострова]
•Tl'azt'en [Люди Конца Озера]
•Lheidli T'enneh [Люди,
Живущие в Месте Слияния]
•Nadleh Whut'en [Люди Плывущего Лосося]
•Burns Lake Band (смеш. с секани, историч.кэрриер)

•Broman Lake Band -11рез.
•Burns Lake Band – 4рез.
•Cheslatta Band – 8рез.
•Hagwilget Band – 2рез.
•Kluskus Band – 17рез.
•Nadleh Whuten (Fraser Lake) Band – 7рез
•Nak’azdli (Necoslie) Band -16рез.
•Nazko Band – 18рез.
•Nee-tahi-buhn (Moricetown) Band – 7рез.
•Red Bluff (Quesnel) Band – 4рез.
•Stellat’en FN -2рез.
•Stony Creek Band – 10рез.
•Takla Lake Band – 17рез.
•Tl’azt’en FN – 19рез.
•Ulkatcho Band – 20рез.


 
•2625ч.(1839)
•1600ч(1889)
•970ч.(1893,Татла-фт.Александрия) 
•1551ч.(1902)
•876ч.(1906)
•1614ч.(1909)
•8354ч.(ок.1995) 
•2600ч./1250сп.(2000-е) 
•2055сп. (2001)
•2490сп. (2006)
 
 3 БАБИН [/фр/ - ОтвислыеГубы; Лоси];сев. кэрриер; зап. кэрриер, Bulkley Carrier, Chemesyan, Chimpseyan ? •Babine (Nataotin, Nadot’en,
Nedut’en, Nat’oot’en) 
•Hwotsotenne 
(Hwitsowitenne, Hwotsu'tinni) 
•Hwotat 
•Keyerhwotket 
•Lachalsap 
•Tsechab 
•Tselkazkwo 

диалекты:
•Babine (Nadot’en, 
Nedut’en, Nat’oot’en) 
•Witsuwit’en
(Wetsuwet’en) [Разумные Люди] 
 •Babine FN
(Nat'oot'en)
- 5 рез.
•Hagwilget FN
(Tse-kya) - 2 рез.
•KyahWiget
(Moricetown Band)
- 7 рез.
•Nee-Tahi-Buhn
(François Lake Band)
- 5 рез.
•Skin Tye-ee FN
- 6 рез.
•Wet'suwet'en
(Broman Lake FN)
- 11 рез. 
•530ч.(1893)
• п.р.о.
2200-2900ч./
292сп. (2000-е)
До сер. ХХв. ряд исследователей рассматривали б. как группу кэрриер. Как отдельную лингво-этническую группу б. окончательно стали выделять на основании лингвистических исследований, а также, что не менее важно, этнической самоидентификации. Б., как и кэрриер, имели клановую социальную организацию, общество делилось на 5 фратрий, каждая из которых состояла из нескольких кланов. 
 4  ЧИЛКОТИН, цилквотин, Chilkhodins, Tsilkotin
[Люди Реки Юноши]
 
 1810-е•Tleskotin
•Tlathenkotin
•...? 
 •Toosey
(Tl’esqoxt’in)
•Stone
(Yunesit’in)
•Anaham
(Tl’etinqox)
•Redstone
(Tsi Del Del)
•Nemiah Valley
(Xeni Gwet'in)
•Alexandria FN (Quesnel)
•Alexis Creek FN- 38 рез.
•Stone FN (Hanceville) - 5 рез.
•Tl'etinqox-t'in(Alexis Creek) - 19 рез.
•Xeni Gwet'in FN (Nemaia Valley)
общины, смешанные с кэрриер:
•Ulkatcho FN [Плодородное Место] (Anahim Lake FN, Ulkatchot'en) - 21 рез.
•Kluskus FN (Lhoosk'uz) - 17 рез.
•Red Bluff FN (Lhtako) - 4 рез.
•Toosey FN (Tl'esqox) - 4 рез.
•450ч.(1893)
•450ч.(1906)
•1800ч.(2000-е)
•4100ч.(2008)
•3500ч.(2010) 
 
В культуре ч. много заимствований от соседних народов Плато и Северо-Западного Побережья, с которыми ч. имели тесные связи (некоторые локальные группы зимовали совместно с бела-кула и шусвап). В 1862г. эпидемия оспы вызвала значительное сокращение численности ч. Клановая социальная структура пришла в упадок к концу XIXв.
 5 ЦЕЦОТ, цецаут, Tsits Zaons, Jits'aawit /тлингит/;Nahane, Nahani; Portland Canal Indian; Wetalth ?кланы:
•Ворон
•Волк
•Орел
 —•500ч.(1830)
•12ч.(1894) 
 
Группа, отколовшаяся от талтан к сер.XIXв. Культура ц. была очень близка к культуре Северо-Западного Побережья. Имели клановую социальную структуру. К нач. ХХв. 2 клана полностью вымерли. Оставшиеся ц. были частично ассимилированы цимшианами Nishga. Последний носитель языка ц. умер ок. 1935г.
 6 КАСИНИ; Люди Ножей, индейцы Ножей; индейцы Пелли; сев. каска; Abbato-tena, Spo-to-tina, Es-pa-to-ti-na /каска/;
Na-ai /тутчон/
 1843, 1845,
Р.Кэмпбэлл
•верхн. Росс-Ривер
•Пелли-Ривер
 •Ross River Dena•100ч. из них 70 ст.18 (1910)
•483ч.(2000-е)
 
Группа, отколовшаяся от каска не позднее 1-й пол. XIXв. и смешавшаяся с сев.тутчон. Как отдельную лингво-этническую группу к. стал рассматривать исследователь Р.Макдоннал во 2-й пол. ХХв. Однако, в настоящее время потомки исторических к. идентифицируют себя как группу каска.
 7КАСКА, Cassiar,
Kaska-dene; Вост.Нахани, 
Наханни, Нахане; Montagnard;Dene Zage'  
 ок.1805,
ф-т Нэльсон;

1834,
Дж.Макдеод
•Esbataottine 
•Kaska 
•Etagottine 
•Titshotina 

•Espatotena 
[Обитающие Среди Коз] 
•Диз-ривер
 (собств.каска) 
•Нельсон 
•Верх.Лиард 
•Фрэнсис-Лэйк 
 •Watson Lake
(Liard River FN)
•Good Hope Lake
(Dease River FN)
•Lower Post FN
•Ft.Ware
(Kwadacha FN)
(+секани) 
•≈500ч.(нач.XIXв.)
•300ч.(1850)
•705ч. (1991)
•≈500ч.(1995)
•п.р.о.500-900ч.(2000-е)
•≈400сп.(2003)
•≈300сп.(2011)
 •≈1000ч.(кон.XIXв.)
•≈4000ч.(2000-е)
 8  ТАЛТАН, тальтан, тахлтаны, 
Tahltan, Tatltan, Toltan, 
Thalhthan, Thasaelhthan; 
West. Nahanni, Nahane, Nahani; 
Montagnard; Keyehotine;
Ticaxhanoten;Titcakhanotene
Giv-na-na [/тлинг./
 - Странные Люди]
 1834,
Дж.Макдеод;

1838,
Р.Кэмпбэлл
•Kartch-ottee
•Tuck-clar-way-tee
•Tal-ar-ko-tin
•Nan-yi-ee 
 •Iskut FN
- 3 рез.
•Tahltan FN
- 12 рез. 
•≈2000ч.(нач.XIXв.)
•220ч.(1893) 
•229ч.(1909)
•1330ч.(1991)
•п.р.о. 750-1887ч.(2000-е)
•35 сп.(2003)
•130сп.(2011)
В культуре и языке т. много тлинкитских заимствований. Некоторые лингвисты считают языки талтан, каска и тагиш - диалектами одного языка. Как и каска, имели трехклановую социальную структуру.
 9  ТУТЧОН, тутчонкутчин, тутчоне,  [Малознающие Люди]; Dan; Люди Дерева; Бешеные Люди; Индейцы Карибу; Вороньи Люди; Горные Индейцы; Лесные Индейцы; Klo-a-tsul-tshik; Tatanchaks; нахани, Nehaunee;Gunana; Mayo; A-yans; Tathzey-kutchi, Fathzei-Koochin [Люди Порогов] 1843, 1845,
Р.Кэмпбэлл
•To-tshick-o-tin - сев. т. 
•Klo-a-tsul-tshik - юж. т. 

Северные т. (Dän kʼí): 
•Big Salmon dialect 
•Pelly Crossing dialect 
•Mayo dialect 
•White River dialect 
Южные т. (Dän kʼè): 
•Aisihilik dialect 
•Tàaʼan dialect 
•Klukshu dialect 
•Kluane dialect 

Северные т.: 
•Tatchun Band (Carmack Band; Tacan-gio’-huc’an [Люди, Видящие Спины Лосося на Отмели] 
•Little Salmon Band (Tan’-sie-gio’-huc’an [Люди - Много -Рыбы]) 
•White River Band (Copper Band) 
•Stewart Band (Mayo; Netch-on’-dees; 
To-tshick-o-tin) 
•Tatlmain Lake Band (Pelly Crossing; 
Macmillan Band; Tuhin Tatinnat) •Ft. Selkirk Band (Otsane-cu-huc’an) 
Южные т.: 
•Big Salmon Band (Gio’-co-cu-huc’an [Люди Воды Большого Лосося]) 
•Aishihik Band (Big Lake Band; Lu-e’an [Люди Рыбы]). 
•Braeburn Band (Tatla-uco-huc’an [Люди Конца Большого Озера]) 
•Hutshi Band
 Northern Tutchone FN:
•Nacho Nyak Dun FN [Люди Большой Реки] (Mayo)
•Little Salmon/Carmacks FN
•Selkirk FN (Pelly Crossing)

Southern Tutchone FN:
•Champagne and Aishihik FN
•Ta'an Kwach'an Council (Whitehorse and Lake Laberge)
•Kluane FN (Burwash Landing)
•Kwanlin Dün FN (Whitehorse)
•1110ч.(1900)
•1100ч.(1910)
•сев.: 362ч. из них 137ст18
юж.: 158ч.+80сем. (1910)
•п.р.о.
2400-3750ч.(2000-е)
•350сп.(2001)
•2500ч.(2007)
 
В литературе т. часто разделяют на две лингво-этнические группы: сев. и южн. т., однако это деление это чисто географическое. Сами т. не проводят такого деления и считают себя единой этнической общностью. Общество т. имело дуальную клановую структуру.
 10  ХАН,  хэн, ханкутчин, ханхвичин [/кучин/ - Живущие у Реки]; Бешеные Люди; Tr'ondëk Hwëch'in ; Tahk-ong  1851,
Р.Кэмпбэлл
•Ka-tshik-otin (Oetahukl [Люди Водоворота], Eagle Band) 
•Tro-chu-tin [Люди Рыбного Места] (Индецы Клондайка, Лосиные Шкуры) •Tsit-o-Klin-otin
(Ft. Reliance Band)
•Доусон, Мусхайд
•Игл
•230м. (1848)
•500ч.(1875)
•12с.(≈70ч.)
(1887, гр-па Клондайка)
•60-70ч. (1898, гр-па Клондайка)
•84ч. Из них 47 ст.18 (Moosehide band, 1910)
•п.р.о. 310ч./12-40сп.(2000-е)
•20сп. (1997-2007)
 
Иногда х. рассматриваются как региональная группа лингвистически родственных кучинов, однако, в историческое время для х. отмечается собственная этническая идентификация, смежные группы кучинов они считали «соседями», но не «родственниками». Общество х. имело клановую организацию.
 11 ТАГИШ, такиш, тагиш-кхваан, Tahk-Heesh, Tagisch, Tahgish, Tahkeesh, Tahk-heesh; Gunana; Nahane; Nahani; Si-him-E-na; индейцы Посоха; Kwanlin Dün ? •Каркросс•2сп.(2003)
•628ч.(2012)
  ?
Откололись от талтан, вероятно, в XIXв. Сильно тлинкитизированная группа - в культуре и языке много тлинкитских заимствований. Ряд исследователей рассматривают т. как группу материковых тлинкитов. В настоящее время язык т. практически полностью замещен внутренним диалектом тлинкитского языка.
 12  ВНУТРЕННИЕ ТЛИНКИТЫ; Nahane, Nahani  —•Атлин
•Теслин
(Takutine,Taku)
•Атлин
•Теслин 
 •48ч. из них 31 ст18 (1910, таку)
•589ч.(2000-е)
Группа сформировалась в XIXв. в ходе торговой экспансии тлинкитов во внутриматериковые районы. Осевшие здесь тлинкиты смешались с атапаскским субстратом, привнеся свой язык и сменив прибрежные адаптации на таежные. Сами в.т. не считают себя тлинкитами, так же как и последние не признают первых за своих (тлинкиты называют «чужими» как в.т., так и все атапаскские группы) В.т. имели дуальную социальную организацию. 
       
С. Западный кластер /атапаски Северо-Тихоокеанского бассейна/

Периферийные группы, живущие в нижнем течении крупных рек вели еще более оседлый образ жизни, чем атапаски запада Скалистых Гор. Рыболовство здесь имело первостепенное значение. Охота на крупных копытных носила сезонный характер. Жилище в постоянных деревнях – заимствованные от эскимосов полуземлянки – кажимы, а у групп, имевших связи с индейцами Северо-Западного побережья – деревянные дома. В летних кочевых лагерях устраивались шалаши и навесы. У внутренних, более мобильных групп, жилищем служили покрытые шкурами куполообразные палатки. Для народов, поддерживавших активные торговые связи с тлинкитами, характерны дуальная клановая организация и статусное социальное расслоение.
 1 КУЧИНЫ, кутчин, гвичин, гвитчин; лушо, Squinteyes [/фр.,англ./ - Косоглазые];
динджье, Dinjie [Люди], Dinjii Zhuu [Маленькие Люди]; Deguthee Dennee, Degathee Dinees, Degothees, Degothi-Kutchin, Degutbee Dinees, Degutliee Dennee, Di-go-thi-tdinnе, Tykothee-dinneh [/хэа/ - Вздорщики либо Люди, Избегающие Вражеских Стрел Постоянно Осматриваясь]; Dehkewi; Erkileit /эским./
 1789,
А.Маккензи;
1847,
А.Мюррей
•Natsitkutchin [Обитатели Открытых Пространств] (Netsi-kutchin, Natehe'-Kutchin, Notsi-Kutchin,
Чндалар бэнд),
•Kutchakutchin [Обитатели Низин] (O-til'-tin, Itku'dliс, It-ka-lya-ruin, Itchali, Ik-kil-lin /эским./, Ft.Yukon Indians)
•Trotsikkutchin (Tranjik-kutchin, Draanjik-kutchin, Блэк-ривер бэнд)
•Vuntakkutchin [Обитающие Среди Озер](Vantee-kutchin, Vuntlet-Kutchin, Крысьи Индейцы, Кроу-ривер бэнд)
•Tukuthkutchin (Kukut-kutchin, Dakaz, Dakkadhse, Dakkadhe, Верхн.Поркупин бэнд)
•Tatlitkutchin [Обитающие у Истоков Реки] (Пил-ривер бэнд)
•Nakotchokuchin [Люди Большой Реки] (бэнд ниж. Маккензи)
•Kwitchakutchin [Обитатели Низин] (Gwichyaa-kutchin)
•Tennuth-kutchin (Dendu-kutchin, Tatshan-kutchin, Индейцы Березы, Берч-Крик бэнд)
•Teytse-kutchin [Народ Укрытий] (Tatsah-kutchin, Tetsi-Kutchin)
•Dihai-kutchin

Следующие этнонимы, вероятно, синонимичны некоторым из вышеперечисленных:K'iitl'it-kutchin,Ehdiitat-kutchin, Nun-Kutchin, Nugoochonjyek-Kutchin Tunun-Kutchin
Канада:
•Teetł’it Gwich’in (Tetlet-kutchin) (ф-т МакФерсон)
•GwichyaGwich’in (Арктик Рэд Ривер)
•EhdiiTatGwich’in (Аклавик)
•Nihtat Gwich’in (Инувик)

США:
•Neets’ąįįGwich’in (Арктик Виллидж, Венети)
•GwichaaGwich’in (ф-т Юкон, Бивер)
•DraanjikGwich’in (Чалкицик)
•Vuntut Gwich’in (Олд Кроу)
•Danzhit Hanlaii Gwich'in (Циркл)
•1179ч(1858,ф.Юкон,
ф.Макферсон,
ЛапьерХаус)
•1200ч.(1860)
•5500ч.(ок.1900)
•1700ч.(1906, Vunta-Kutchin.Tukkuth-kutchin,Tutcone-kutchin)
•70ч./36ст.18 (1910, Tatlitkutchin)
•≈100ч./≈30ст.18 (1910,Tukutkutchin)
•800ч.(1928,Tatlitkutchin и Nakotchokuchin)
•≈700сп.(сер.1970-х)
•2300ч.(2000-е)
•250сп.(2000,США)
•505сп.(2001,Канада)
•п.р.о.355-570сп.(2006,Канада)
•1100ч./300сп.(2007,США )
•1900ч./370сп.(2011,Канада)
•9000ч.(2010)

 
К. разделяются на две лингвистические группы: западные к. и восточные к. (такуд). Не смотя на географическую обособленность и контакты с группами р.Маккензи такуд не теряли культурной взаимосвязи с западными сородичами. Две восточные группы такуд (накотчо и квитча), враждовавшие между собой в историческое время, смешались во 2-й пол.XIXв., образовав единую общность. Самая западная группа кучинов - дихаи, во 2-й четв. XIXв. смешались с нацикучинами и коюконами, вероятно, под военным давлением эскимосов инупиак (кобук и нунамиут). Две группы кучинов (теннут и тейце) вымерли во время эпидемии скарлатины в 1863г. У к. существовала трехклановая социальная организация, определяющая помимо брачных отношений социальный статус человека в обществе.
 2НАБЕСНА, набеснатана [Люди Гор], Tabesna; тананатана,
верхн.танана; Dandey in; 
Dineh su; Медные колчане; 
Sa-tshhi-o-tin (/тутчон/ - [Медвежьи Люди]) 
1885,
Аллен
•Тетлин
•ниж.Набесна
•СкоттКрик
•верхн.Набесна-верхн.Чисана
•Набесна
•Тетлин
•Нордвэй
•Чисана
•Скотт Крик
•Бивер Крик
•152ч.(1930)
•100сп.(2000)
•300ч./100сп.
(2007,Аляска) 
 
•500ч.(1870)
•300-700ч.(1884)
•600ч.(1887)
•550ч.(1887)
•373ч.(1890)
•370ч. (1900)
•415ч.(1910) 
 3ТАНАНА,  ниж.танана, танана-кутчин, тананатана, таннин-кутчин, Tenankutchin, Tennankutchin, Tennan-tnu-kokhtana,Tρa-nànœ-Kouttchin
[/кучин./ - Народ Холмов] ; нукулуктана; Dandey in, Dineh su; San-to-tin, Sa-tahi-o-tin, Sa-tshhi-o-tin (/тутчон/ - [Медвежьи Люди]
1830-е,
С.Лукин;
1846,
И.Захаров
 
•Tutlʼot (Toklat)
•Menhti - Nina Noʼ (Minto-Nenana)
•Chʼenoʼ (Chena)
•Sol Chaget (Salcha)

•Clatehotin
•Huntlatin
•Minchumina
•Nuklukayet
•Nukluktana
•Tatsa
•Tolwatin
•Tozikakat
•Tutlut
•Weare 
•Минто
•Ненана
•Фэрбэнкс
•..?
•▹100м.(1848)
•≈370ч.(1910)
• 500-600ч.(1980-е)
•380ч./30сп.(2000-е, Минто, Ненана)
•15сп.(2007)
 4 ТАНАКРОСС, средн.танана; тананатана; Dandey in, Dineh su; Nee'aghndee' Dadzeldiix; Sa-tshhi-o-tin (/тутчон/ - [Медвежьи Люди]
 1885,
Аллен
•Healy River-Joseph
•Mansfield - Kechumstuk
 •Танакросс•220ч.(2000-е)
•60сп.(2007)
Как отдельную группу т. стали выделять на основании лингвистических исследований. Язык т. ближе к атна, чем к танана и набесна. Т., как и атна, имели дуальную организацию, тогда как у набесна общество делилось на 2 фратрии (по др. данн. на 3). Однако, в отличие от атна, клановая структура набесна (и танакросс?) не предполагала социального расслоения. Ряд исследователей считает т. единой общностью с набесна.
 5 КОЮКОН,  койюкон; уна-хотана; тен'a; Denaakk’e; инкилики; дена; Tlagga-tsilla (кучинск. -Маленькие Собаки)1834,
А.Глазунов;
 
1838,
П.Малахов;

1842,
Л.Загоскин
•Kоuyuhkhotana (Kaiyuhkhotana, собств.инкилики, нижн.к.)
•Koyukukhotana(юнака-хотана, централ.к.)
•Yukonikhotana (юна-хотана, верхн.к.)
 •300ч.(1885, верх.коюкук)
•940ч.(1890)
•≈1500ч.(1893, ниж. и центр.к.)
•≈500ч.(1893, верх.к.) 
•2300ч./300сп.(2007)
 
В культуре нижних и цетральных к. присутствовали заимствования от эскимосов. В XIXв. в верховьях р.Кобук одна из групп верх.к. была ассимилирована эскимосами инупиак.
 6  ХОЛИКАЧУК, инноко, иннок-хотана; тлегон-хотана; инкалиты, ивкалиты, инкалики, инкалих, инкалихлюаты; юг-ельнут /эским./;Doogh-hit'an; Kaiyuhkhotana [Люди Ивовой Реки]  1839,
П.Колмаков;
 
1842,
Л.Загоскин
 ?•Grayling village•200ч./12сп.(1995)
•180ч./4-6сп.(2007)
 
В отдельную лингво-этническую группу исследователи стали выделять х. во 2-й пол.ХХв., ранее х. рассматривались как группа ингаликов или ниж.коюконов.
 7 ИНГАЛИК, инкалики, инкалих, инкалиты, ивкалиты, ингалет, ингелет; дег-хитан [люди отсюда], дег-кситан, дег-ксинагок.1790
В.Иванов;
 1830,
И.Васильев;
1832,
Ф.Колмаков;
1834,
А.Глазунов
•Anvik-Shageluk group
•Bonasila group
•Holy Cross-Georgetown group
•Анвик
•Шагелюк
•Холикросс
•≈2000ч.(1870)
•1000-1500ч.(XIXв.)
•650ч.(ок.1990)
•275ч.(2000-е)
•40сп.(2007)
 
И. имели наиболее тесные связи с эскимосами (юпик), в культуре и. очень много эскимосских заимствований (н.р. жилища, керамика, ритуальные маски, система счета родства)
 8 КОЛЧАН, голцан, голцане, гальцане, галцане, кылчане, калчане, кольчане; верхнекускоквимцы; инкалихлюаты, инкюлюхлюаты /эским./; бродячие;
Dichinanek'hwt'ana [Люди Лесной Реки]; Dina'ena [люди]; Kenaniq' ht'an /танайна/; Dikinanek Hut'ana /коюкон/
 
1832,
Колмаков(?);

1834, 
А.Глазунов(?);

1830-е,
С.Лукин;

1842,
Л.Загоскин
•Midzishtihwt'ana [Люди Карибу]
•Noltsena [Люди Середины]
•Ne»chots'ina [?]
•Tonedrghelts'elinh [Люди Середины Реки(?)]
•Dichalayu [Люди Рыбьего Хвоста]
•Николай
•Телайда
•МакГрат (смеш. с ингаликами и эскимосами)
 •160ч./40сп.(2007) 
Как отдельную этническую группу исследователи выделили к. во 2-й пол.ХХв. на основании данных лингвистики. Ранее к. считались группой ингаликов. 
 9  ТАНАЙНА, денайна, кная-хотана, Knaiakhotana, кенайцы, кенаи, кенаи-тена, тнайна, собственно ттынай /рус./; Tehanin-Kutchin /танана/; кинают /алеутск./ 1778,
Кук;

1785,
партия Г.Шелихова
•Lower Inlet 
•Middle Inlet 
•Upper Inlet (K'enaht'ana).
•Susitna (Susitnuht'ana) 
•Tyonek (Tubughna)
•Iliamna
•Clark Lake 
Chickaloon
Knik
Kanatak
Elkutna
Tyonek
Kenaitze
Salamatof
Ninilchik
•1432ч. (1806)
•1471ч. (1818, зал.Кука)
•1299ч.(1825)
•1200-1600ч. (1830-1840)
•460с.(1838)
•1628ч.(1840)
•800-1100 (1841-1860)
•937ч.: 430м.,507ж.(1860,Николаевский редут)
•614ч.(1880)
•739ч.(1880)
•724ч.(1890)
•890ч.(1900)
•п.р.о. 900-1400ч./75сп.
(2000-е)
 
Наиболее специфичный атапаскский народ. В культуре много заимствований от эскимосов и индейцев Северо-Западного Побережья. Т. единственные среди сев. атапасков заселившие морское побережье и частично переориентировавшие хозяйство на сезонное использование морских ресурсов. Социальная организация имела дуальную структуру, отмечается слабо выраженное социальное расслоение.
 10 АТНА, атена, ахтена, атнахтяне, атнахитяне, атнахоттана, Atnatana [Люди Льда]; медновцы, медновские, индейцы Медной реки; Intsi Dindjich [/кучинск./ - Железные Люди]; Kolshina; Yullit, иулиты /угалагмютск./ 1794,
Самойлов;

1796,
Д.Тарханов
•IKangikhlukhmut
•Kulchana
•Kulushut
•Shukhtutakhlit

нижн.а. (медновские, Atnahwt’aene):
•Chitina/Taral Band
•Tonsina/Klutina Band

центр.а. (Dan’ehwt’aene):
•Gulkona/Gakona Band

западн.а. (Tsaay Hwt’aene): 
•Tyone/Mendeltna Band
•Cantwell/Denali Band

верхн. а. (татлатан, Tatl’ahwt’aene): 
•Sanford River/Chistochina Band
•Slana/Batzulnetas Band
Mentasta Band
•Copper Center
•Gakona
•Gulkana
•Mentasta
•Tazlina
•Chitina
•Cantwell
•Chistochina
•60с.(1838)
•≈100ч.(1847)
•3000-5000ч.
(1860)
•◃300ч.(1880)
•366ч.(1887)
•142ч.(1890)
•297ч.(1910)
•≈500ч. (2011) 
Имели тесные связи с тлинкитами, в культуре много тлинкитских заимствований. Общество а. характеризуется слабо выраженным социальным расслоением и дуальной организацией. 

*Основой современной классификации являются, в первую очередь, лингвистические различия. Однако, современная степень изученности атабаскских языков не позволяет четко определить, какие языки являются отдельными, а какие – диалектами и говорами. В аборигенный период разные группы одной лингво-этнической общности (народа) далеко не всегда имели общую этническую самоидентичность.
Заглавными буквами обозначены этнонимы, устоявшиеся в отечественной этнографической литературе; жирным шрифтом выделены эндоэтнонимы; жирным курсивом выделены эндоэтнонимы, возникшие в недавнее время; курсивом выделены аборигенные (неатапаскские) экзоэтнонимы; этнонимы, имеющие общую этимологию, перечислены через запятую

**Демографические данные взяты из различных источников и часто сильно разнятся. Следует учитывать, что ввиду дисперсного рассредоточения населения точная оценка численности групп атапасков в XIXв. и нач. ХХв. была довольно проблематична, соответственно цифры могут быть сильно занижены. 

Сокращения и обозначения:
 
В 4 и 5 колонках данные из разных источников разделены чертой.
общ. - община
рез.; IR - резерват
FN - "First Nation"
п.р.о. - по разным оценкам
ч. - человек
сп. - спикеров (носителей языка)
м. - мужчин
ж. - женщин
с. - семей
ст18 - старше 18 лет
≈ - приблизительно
▹ - более
◃ - менее 





 

       


 


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АТАПАСКАХ СУБАРКТИКИПЕРВОИСТОЧНИКИИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯФОЛЬКЛОРЛИНГВИСТИКАФОТОФОРУМГОСТЕВАЯ КНИГАНОВОСТИ
сайт создан 10.09.2010

- ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ УКАЗЫВАТЬ АВТОРОВ И ИСТОЧНИКИ -
ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТАТЕЙ, ОТМЕЧЕННЫХ ЗНАКОМ "©", НЕОБХОДИМО РАЗРЕШЕНИЕ АВТОРОВ
                         
                                                                                     МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ И ВЫЛОЖЕНЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 


ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS