С Е В Е Р Н Ы Е     А Т А П А С К И

~ Насельники Дикого Севера ~ 

~

ПОИСК ПО САЙТУ:




                                                                                                                 


Том 1, глава 21

Том 1, глава 21

Прежде чем я перейду к описанию своего путешествия, я должен взять небольшую паузу, чтобы дать более подробное описание страны, которую я собираюсь покинуть, возможно навсегда, а так же нравы ее диких жителей.

Погода в Новой Каледонии весь год стоит чрезвычайно переменчивая. На озере Стюарт в июле месяце бывает, что погода меняется столь резко, что с утра можно замерзнуть, в полдень перегреться под палящим солнцем, да еще попасть под дождь, град или снег. И все это произойдет за двенадцать часов. Зимой погода столь же превратна, хотя колебания температуры не столь сильны. Я наблюдал это повсюду в течении нескольких лет. Я полагаю, превратности местной погоды можно приписать ряду причин: близость ледников Скалистых Гор, направлению ветров, рельефу местности и т.д.

Форт Сент-Джеймс расположен так, что полностью открыт северо-восточным ветрам, приносящим на своих крыльях заледеневшие туманы ледников. В моменты смены ветра на это направление, ощущается перемена температуры, и если ветер не меняется несколько часов, становится настолько холодно, что даже в разгар лета маленькие водоемы покрываются льдом. Местность в окрестностях этого поста гориста и скалиста.

Озеро Фрейзера расположено на расстоянии всего около тридцати миль от форта Сент-Джеймс (на озере Стюарт), однако там поселенцы снимают обильные урожаи овощей, картофеля и турнепса, а иногда даже пшеницы и ячменя. Пост стоит в долине, открытой на юго-запад, на прекрасной равнине с песчаными почвами. Высокая горная гряда защищает этот пост от северо-восточных ветров. Зима редко приходит сюда раньше декабря, и навигация как правило открывается в начале мая.

Мало где можно встретить более красивые своим разнообразием пейзажи, чем в Новой Каледонии. Я уже попытался описать озеро Стюарт и его окрестности. В других местах также много подобных, радующих взор, мест с высокими горами, холми и долинами, лесными озерами и зеленеющими равнинами, перемежающимися друг с другом. Некоторые места вызовут воспоминания у сынов Шотландии. Холмы, горные долины и цветущие берега напомнят им о любимой далекой родине. Все же, в Новой Каледонии,в отличие от «Старой», больше лесов и больших озер. К сожалению, древесина здесь быстро гниет. Насекомые, гложущие кору, особенно губительны для нескольких разновидностей ели. Лишаясь этого украшения, горные хребты покрываются плешинами, и представляю собой пустынное зрелище. Местами встречаются тополь, осина и та разновидность березы, кора которой идет на постройку каноэ. Однако нигде нет ни твердого дерева, ни кедра1.

В местах, отдаленных от области вечных снегов, растет множество диких фруктов, приятных на вкус, полезных и питательных. Из них в большом изобилии встречается индейская груша2. И туземцы и белые собирают множество этих грушевидных плодов. Поспевая, они становятся черного цвета, с немного красноватым оттенком, и очень сладкими. Туземцы сушат их на солнце, а потом пекут из них лепешки, которые, как мне сказали, восхитительны на вкус. Мне довелось наблюдать процесс их производства, и, признаюсь, я так и не смог преодолеть свое предубеждение, поскольку познал все тонкости кулинарного искусства. Дело в том, что одним из ингредиентов этих лепешек является грязь. Когда плоды высушены, их помещают в деревянную посудину, чтобы они впитали в себя сок зеленых фруктов, которые отжимаются гнетом в расположенном выше деревянном лотке. Струи сока стекают по желобу, сделанному из коры, в посудины с сухими плодами. Когда плоды впитают достаточно сока, их разминают грязными руками, лепят из этого лепешки и сушат их. Затем лепешки снова кладут в посудины, снова насыщают соком, и снова разминают. Эти процессы повторяются до тех пор, пока лепешки не придутся кулинару по вкусу.

Здесь встречается своеобразная разновидность черники, и местами ее можно найти очень много. Я предпочитаю эти ягоды любым фруктам, которые я когда либо пробовал. Размером они с мушкетную пулю, фиолетового цвета, полупрозрачные, и восхитительного кисло-сладкого вкуса.

Дистрикт все еще богат пушным зверем, особенно бобрами и куницами. Судя по всему, они столь многочисленны на протяжении многих лет, потому что находят надежное убежище среди Скалистых Гор, где могут безмятежно размножаться. Это большой бобровый питомник, откуда звери переселяются в более доступные для промысла места, и таким образом численность остается на прежнем уровне.  Тем не менее, с распространением среди туземцев стальных капканов наблюдается снижение численности зверей, что видно из официальных отчетов. Здесь также встречаются выдры, ондатры, норки и рыси. Из крупных четвероногих многочисленны только медведи. Здесь обитают все их разновидности: серый, черный, коричневый, и шоколадного цвета. Туземцы ловят их деревянными ловушками. От случая к случаю встречается лось или северный олень. Горняя овца в основном держится наверху, в недоступных районах гор, и редко становится добычей охотников кэрьер, однако для цекани она является обычной добычей. Я уже говорил, что временами в большом количестве встречаются зайцы. Другое маленькое животное, чье мясо превосходно в подходящий сезон, это сурок,  водящийся здесь в изобилии. В окрестностях форта Александрия обитает много прыгучих оленей, или косуль3. Добавьте к этому конину и собачатину, и вы будете иметь полное представление о разнообразии животной пищи, которое дают эти земли своим жителям, и цивилизованным и дикарям.

Вся эта страна кишит самыми вредными мелкими животными, древесными крысами4, которые обычно устраиваются в расщелинах скал, но все же отдают предпочтение человеческому жилью. Они постоянно живут в подпольях служебных построек, и если с ними не бороться, то они уничтожат и утащат все, что только смогут, и при этом в магазинах нет никакого средства защиты товаров от их грабежа, кроме как помещать все в в прочные ящики. Если уж они облюбовали какое-то помещение, это избавиться от них практически невозможно. Они серого цвета, по размеру и внешнему виду почти такие же, как обычная крыса, но с хвостом как у земляной белки.

Птицы здесь встречаются те же, что и в Канаде. Я не встречал незнакомых мне видов, кроме разновидности кроншнепа, часто встречающегося летом на равнинах близ форта Александрия. Весной и осенью я наблюдал несметные стаи журавлей, пролетающих высоко в небе. Весной они летят на север, а осенью на юг.

Некоторые озера изобилуют рыбой. В основном встречаются форель, карп, белая рыба и щука. Озеро Стюарт дает уловы маленькой рыбы, которую канадцы называют «poisson inconnu»5. По виду она напоминает одновременно и  карпа и белую рыбу. Голова у нее похожа на голову последней, а в мягком и безвкусном мясе полно мелких костей. Осетра я уже упоминал, но они к сожалению встречаются нечасто, за сезон их редко вылавливают больше пяти – шести. Весят осетры от одной до пяти сотен фунтов. В реке, впадающей в озеро Стюарт, водится красивая маленькая рыбка размером с анчоуса, по виду напоминающая лосося. Говорят, что зиму она проводит в озере, а в июне месяце поднимается по своей любимой реке, где и мечет икру. У нее серебристая чешуя как у крупного лосося, а мясо очень жирно. Туземцы заготавливают эту рыбу в прок почти исключительно для собственного потребления, и не продают ее белым. Здесь встречается четыре разновидности лосося, различающихся по форме головы.  Самая крупная разновидность, похоже, та же самая, что встречается в реках Великобритании, и весит от десяти до двадцати фунтов. Другие же не превышают и половину этого веса.

Новую Каледонию населяет народ такелли, или кэрьер, и несколько семей цекани на самом северо-востоке. Такелли делятся на несколько племен, точнее на восемь, то есть столько же, сколько здесь стоит постов. Прежде эти племена так враждовали друг с другом, будто были из разных народов. Однако появление белых, сдерживающих жестокие склонности этих головорезов,  имело благоприятное воздействие, хотя человекоубийства среди них все еще порой происходят. До появления огнестрельного оружия, среди них бытовал обычай благородных поединков, хотя происходили они в довольно специфической манере. Человек, вызвавший на поединок соперника, выпускал только одну стрелу. Противник же ловко уворачивался, резко двигаясь  из стороны в сторону, и, как правило, ухитрялся избежать попадания, поэтому смертельные поединки если и происходили, то крайне редко. Таким образом удовлетворенные стороны расходились с поля сражения примирившись. Я рекомендовал бы этот способ для усовершенствования правил дуэлей и нашим благородным господам, решающим дело чести. Хотя эти поединки происходят между дикарями, их правила следует признать куда менее варварскими, нежели расстояние в десять шагов и неподвижная стойка на месте!  Сие представление, конечно, будет выглядеть несколько нелепо, но оба дуэлянта получат дополнительную порцию удовольствия, ведь подобные гимнастические упражнения придадут острых ощущений их завтраку. Это был бы своего рода пиррихий6.

Такелли, как мне показалось, более склонны к внезапным вспышкам гнева, чем другие индейцы, которых я встречал. Они часто ссорятся и бранятся, поливая друг друга оскорблениями. И сото, и кри, и индейцы других племен к востоку от гор, бывают немногословны перед тем, как нанести удар, часто смертельный, тогда как от такелли следует ожидать много слов и мало ударов. Причиной ссор, в большинстве случаев являются леди. И если бы все мужья продолжали мстить своим обидчикам, и кровопролитие продолжалось бы, то вскоре вся страна опустела бы.

Их вожди все еще имеют значительную власть, но сейчас они потеряли большую часть почтения, которым пользовались в старину, и теперь индейцы больше уважают белых вождей, то есть торговцев, которых они все почитают как самых великих людей во вселенной. «После Небесного Человека, - говорил старый Квау мистеру Дизу, - самый достойный человек - это ты». Вожди все еще внушают суеверный страх туземцам, которые боятся их волшебных чар. Они твердо верят, что вожди, если захотят, могут наслать болезнь, разного рода неудачи, и даже смерть. И столь сильно это предубеждение, что они не станут даже проходить по тому месту, куда упала тень вождя или знахаря. Иначе, как они говорят, те «могут затаить злой умысел и применить свою силу, поразив нас какой-нибудь болезнью». Эти заклинатели, тем не менее, лучше всех преуспевают в торговом ремесле на всей индейской территории. Они не занимаются хитроумными фокусами, как чародеи сото, и совершенно незнакомы с лекарственными свойствами растений и трав, которыми сото и другие индейцы удивительным образом лечат больных. Такелли не используют лекарственных средств при болезнях. Больных лечат разнообразными нелепыми жестами, пением, обдуванием и прогреванием пациента – таковы применяемые ими способы врачевания. Нередко знахари вполне результативно излечивают пациента «от всех жизненных бед». Вылечен ли больной или нет, они непременно получают вознаграждение за свои сотрясания воздуха, а именно этим они и занимаются с таким усердием, что пот льется изо всех пор. Единственное действенное лечебное средство, которое они применяют, как и другие индейцы, это паровая баня, или потельня. Ее строят из согнутых ивовых прутьев, воткнутых концами в землю. Готовая потельня напоминает своим видом пчелиный улей. Каркас тщательно укрывается, чтобы пар не выходил наружу. Внутрь помещают раскаленные камни и поливают их водой. Пациент пребывает в парильне до тех пор, пока может выдержать жар, а потом выбегает и бросается в холодную речную воду. Говорят, это лучшее средство от ревматизма, и туземцы прибегают к нему во всех случаях серьезных заболеваний. Я сам был свидетелем эффективного лечения паралича. Местный климат, впрочем, полезен для здоровья, и различные заболевания редки, кроме тех, что вызываются излишествами и неумеренностью самих туземцев. Широко распространено венерическое заболевание, и думается, что оно имеет местное происхождение. Во время пиров они объедаются буквально до полусмерти, и после них многие гости долгое время не могут выздороветь. И все же это не сдерживает их от переедания всякий раз, как представится такая возможность. Старики и молодежь, мужчины и женщины, все подвержены серьезному глазному воспалению, которое, как я думаю, вызвано тем, что всю зиму они проводят в подземных лачугах, в которых вообще нет дымохода, а снаружи отраженный от снега яркий солнечный свет слепит глаза. Что касается неимоверного задымления и испорченного воздуха этих омерзительных нор, то даже несколько минут пребывания в них вызывало у меня отвращение7.

Как отмечают первые обосновавшиеся здесь старожилы, с момента их поселения  число индейцев быстро уменьшается. Этот факт не вызывает сомнения: я сам видел очень много пустующих деревень и лагерей. Но какова же может быть причина этого? Здесь не было ни оспы ни рома, бича индейцев в других районах. Хотя, с тех пор, как несколько лет назад первые белые появились на берегах Колумбии, буквально кишащих индейцами, вспышка болезни едва не искоренила их полностью. Имеет ли кто-то право считать, что исконные жители Америки должны исчезнуть, чтобы уступить место другой расе? Мое мнение таково, что вопрос существования индейской расы в ближайшем будущем не вызывает и тени сомнений. Что же касается отдаленного будущего, то потомки прояснят эту проблему только по отчетам и наблюдениям современников.

Во время охотничьих походов такелли не используют каноэ, так что им приходится таскать всю поклажу на спинах. Удивительно видеть с какой легкостью они переносят тяжести, особенно женщины, в обязанности которых как правило входит переноска грузов. Однако у этих индейцев женщины занимают гораздо более высокое положение, чем в других племенах. Они участвуют в совещаниях, а некоторых почтенных леди даже допускают на пиры. Такого уважения женщины несомненно заслуживают, ведь они  принимают полноценное участие в обеспечении [общины] средствами существования. Во время промысла лосося трудятся оба пола. Мужчины строят плотины, если необходимо, ремонтируют их и ловят рыбу. Женщины обрабатывают улов и вывешивают рыбу на вешала, а это самая утомительная работа, когда лосося много. Они же следят за процессом сушки и т.д. Еще женщины собирают ягоды, копают съедобные коренья, которые так необходимы в годы скудных уловов и охоты. Таким образом, труд женщин так же важен для всего общества, как и труд мужчин.

Мужчины имеют пристрастие к азартным играм. Они ставят на кон все, что у них есть, и денно и нощно предаются игре до тех пор, пока не проиграют все или их не остановит сильный голод. Я не могу понять этого. Мы, имея лучшие намерения, прилагали все усилия, чтобы прекратить этот пагубный обычай, и, дабы не поощрять игры, как можно реже появлялись [среди них в это время]. В этой игре используются несколько маленьких палочек, украшенных аккуратной резьбой с определенным числом меток, и перевязанных пучком сена. Игрок вытягивает палочки поочередно, подбрасывает и ловит между ладонями. Когда все палочки вытянуты, их берут и бросают одну за другой перед собой на кусок пергамента [кожи], и снова заворачивают в сено. В начале игры вся компания выглядит довольно веселой, все поют хором, и напрягают свои легкие аж до хрипоты, и тогда развлечение продолжается в тишине. По окончании игры некоторые индейцы являют собой грустное зрелище. Волосы их взъерошены, глаза налиты кровью, а лица ужасно бледны. Порой им нечем прикрыть свою наготу, разве что победитель великодушно одарит их старой одеждой из сурковых шкурок. Они никогда не стреляют себя и не вешаются, пусть даже удача отвернулась от них судьба оказалась очень зла, но иногда стреляют в победителя.

Собак, если не почитают священным животным, то, по крайней мере, относятся к ним с таким же уважением, как к своей родне. Я знаю случай, когда четвероногого назначили преемником двуногого вождя, и со всей серьезностью и по всем правилам возложили на животное исполнение обязанностей вождя. Когда он появился на пиру, данном в честь его умершего предшественника, то он получил положенную долю еды (разумеется, через своего заместителя). Владелец этого вождя-собаки относился к нему с такой большой заботой, как будто это был его ребенок! Да и вообще все относятся к собакам с величайшим уважением, и обращаются к ним с самыми нежными эпитетами: «Садись, сын мой», «Успокойся, мой ребенок, не лай на белых, они не навредят тебе».

Распутство женщин кэрьер нельзя не счесть крайним бесчинством. Они предаются самым омерзительным практикам. Склонившись уже в ранней юности к свободному потворству своим страстям, в скором времени они становятся слабыми и истощенными, и, наверняка, уменьшение численности индейцев можно приписать отчасти именно этой чудовищной развращенности. Они никогда не вступают в брак, пока не пресытятся в разврате. А если женщина в супружеском ярме будет неудовлетворена, то союз, по взаимному согласию, на время расторгается, и тогда оба супруга находят прибежище у своих бывших пассий. Женщина, однако, по закону, не имеет права взять другого мужа во время этого временного разделения брака. И если кто посягнет на этот закон, тот расплатится жизнью с потерпевшим, если последний так решит и осмелится пойти на это.

Многобрачие позволительно, но только одна из женщин считается женой. Между ними, как мне показалось, царит полная гармония. Кода конкурентка вытесняет главную возлюбленную, та без ропота уступает свое место, и находясь в подчиненном положении бывает рада, если может наслаждаться лишь благожелательностью своего супруга. Все же в семьях порой происходят разрывы, и тогда отвергнутая сторона зачастую налагает на себя руки. Так, в окрестностях форта Александрия часто случались самоубийства стреди женщин.

Такелли - оседлые люди. В суровые зимы большую часть времени они проводят закрывшись в своих хижинах. Вы можете приблизиться к их лагерю, не заметив никаких признаков человеческого жилья, если не натолкнетесь на один из тайников с лососем или проем [дымохода]. Такелли очень социализированы, они собираются друг у друга в хижинах и проводят все время в разговорах и сне. Когда они просыпаются, то принимаются без умолку трепать языками, галдеть начинают все одновременно. Меня всегда удивляло, как они слышат и понимают друг друга среди такого шума. Все индейцы, с которыми мне довелось общаться, и христиане, и язычники, склонны к обману, но такелли превзошли в этом всех. Эти непревзойденные мастера хитрости рассказывают свои истории с таким правдивым выражением, что даже те, кто хорошо знает их повадки, часто попадаются на обман. Они были величайшими в мире ворами, когда белые впервые поселились среди них. Не хватит и предельной бдительности, чтобы уличить их или поймать за кражей. Некоторые наши люди хорошо это усвоили, после того, как с них сняли пояса, а они даже не почувствовали этого. Многие бедолаги, проведя ночь в индейском лагере, были вынуждены провести остаток зимы с половиной одеяла, потому что другую индейцы отрезали, пока те спали. Однако, теперь воровство встречается не так часто, как прежде, и, как это ни странно, никто из индейцев не может сравнится с такелли в честности, когда речь идет об уплате долгов. Было бы действительно целесообразно, если бы эта система кредитов, так долго существующая, была бы отменена. Но если это произойдет, то туземцы будут приносить большую часть своей охотничьей добычи в следующий сезон. В последние годы некоторые из туземцев побережья стали постоянно заниматься торговлей, преодолевая значительные расстояния, чтобы добраться до внутренних территорий. Таким путем товары, приобретенные в постах Компании на побережье или на иностранных торговых судах, переходят путем обмена из рук в руки, пока в конечном счете не достигнут Новой Каледонии, где торговля все еще дает очень хорошую прибыль спекулянтам-туземцам.

Эти индейцы не склонны к гостеприимству в полном смысле этого слова. Незнакомца они будут кормить только один день, если же он остается среди них дольше, то за еду ему придется платить. Однако в первый день гостю окажут лучший прием, и  стол будет обставлен очень щедро. Чужаков приглашают на пиры, которые всегда устраиваются во время их пребывания в лагере.

Песни такелли намного более разнообразны и мелодичны, чем те, что я слышал среди других индейцев, каких встречал. У них есть признанные композиторы, проявляющие свой талант на пирах, причем с хорошей выгодой, ведь свежие мелодии пользуются популярностью и за них дают высокую плату. Они водят хороводы, держа друг друга за руку, и мужчины и женщины без разбору. При этом они держат обе ноги вместе, неожиданно перепрыгивая немного в сторону, резко дергая в этот момент танцора, следующего позади. Эти движения, кажется, нелегко выполнить, поскольку они сильно потеют во время танца, однако, они прекрасно держаться, и мужские и женские голоса сливаются в единой симфонии, что создает приятное впечатление.

Язык такелли, или кэрьеров, является диалектом чиппевайан. И, скорее исключительный факт, что два других родственных диалекта – цекани и Бобров, которые живут ближе к чиппевайан, сильнее отличаются от языка чиппевайан, чем диалект кэрьеров. Чиппевайан и кэрьеры отлично понимают друг друга, в то время как Бобры и цекани гораздо хуже понимают речь своих ближайших соседей.

Получившее широкое распространение мнение относительно многообразия индейских языков, похоже, ошибочно. На самом деле, от берегов Лабрадора до Tихого океана есть только четыре радикально отличающиеся друг от друга языка: сото, чиппевайан, атна и чинук8. Язык кри, несомненно, является диалектом сото, он имеет такую же структуру и отличается только вариациями произношения некоторых слов. Язык наскопи, или горцев Лабрадора, - это смесь кри и сото, причем он ближе к кри.

По пути от Мнреаля до подножия Скалистых Гор сперва мы встречались с племенами сото, живущими от озера Две Горы до озера Виннипег. Потом, до острова Ла-Кросс мы встречали кри, за ними, до Атабаски живут и кри и чиппевайан. Берега реки Пис в нижнем течении занимают индейцы Бобры, а цекани в верхнем. Язык чиппевайан, очевидно, это корень диалектов Бобров, цекани и кэрьеров. На этом же языке говорит многочисленное племя на реке Маккензи – индейцы Зайцы. На западной стороне Скалистых Гор, дальше кэрьеров, живут индейцы, говорящие на языке атна9, распространенном по берегам Колумбии до низовий этой реки, где их сменяют чинуки, населяющие также и побережье. Язык атна, похоже, столь же разнообразен по диалектам и столь же широко распространен, как языки сото или чиппевайан.

Новая Каледония – один из богатейших районов на всех территориях Компании, дающий прибыль примерно в 8 000 бобров, включая другие ценные меха в бобровом эквиваленте. Когда здесь поселились первые белые, товары для торговли были доставлены сюда зимним путем с Дождливого озера (Lac la Pluie), где располагался склад. Люди выезжали отсюда весной, как только открывалась навигация, а по дороге обратно, прежде чем они достигали пункта назначения, в пути их часто застигала зима. Холод, голод, и изможденность были их неизменными спутниками.  Но предприимчивые люди тех дней - бесстрашные, неутомимые авантюристы Северо-Западной Компании, преодолевали все трудность. Дух открытий вел их через весь американский континент, до самых промерзших земель возле Северного Полярного Круга. Это они наладили торговлю с  туземцами в этом отдаленном краю, и за один сезон доставляли товары от Монреаля почти до самого Tихого океана. Такие экспедиции, с которыми не много кто может справиться, больше не предпринимаются. Теперь корабли с товарами и оборудованием прибывают в форт Ванкувер из Англии, следуя через мыс Горн. Далее грузы переправляют на лодках в Оканаган, откуда доставляют на вьючных лошадях в Александрию, нижний пост дистрикта, а потом везут на лодках в форт Сент-Джеймс.

В этом дистрикте есть два джентльмена, занимающие высокие должности – главный агент и главный торговец.  Кроме них есть шесть или семь клерков, отвечающих за посты и около сорока мужчин, главным образом ирокезы и полукровки. Питание в различных постах полностью зависит от местных обстоятельств. Кое-где оно вполне приемлемо, в других же местах пища едва пригодна для собак. На год Компания выделяет на каждого клерка два мешка муки, шестьдесят фунтов сахара, двенадцать фунтов чая, и немного вина и бренди. Масло теперь производится в достаточном количестве прямо здесь. Там где нет садов, люди питаются только сушеным лососем – это худшая во всем мире диета для цивилизованного человека. Поначалу такое питание оказывает на большинство людей такой же эффект, как будто они наелись глауберовой соли10. Тем не менее мужчины годами живут в этих ужасных условиях, и должно быть, они вполне довольны и счастливы, ведь находят услады среди женщин, являющихся, как это не печально, основным стимулом их пребывания здесь.



Примечания переводчика:

[1] Кедром в Северной Америке называют тую.

[2] Индейская груша – ирга канадская (Amelanchier canadensis)

[3] Косули в Северной Америке не водятся. Вероятно, имеется в виду чернохвостый олень (Odocoileus hemionus).

[4] Древесные крысы, или лесные хомяки (Neotoma) – эндемичный североамериканский род грызунов.

[5] poissoninconnu - фр. « неизвестная рыба». Так в Канаде называли нельму (Stenodusleucichthys), для которой в западно-европейских языках не было названия. Однако, здесь Маклин явно ошибается, т.к. в Америке нельма обитает только в бассейнах рек Юкон и Маккензи.

[6] Пиррихий – древнегреческий мужской танец с элементами боевых упражнений.

[7] Речь идет о питхаусах, полуземлянках. Расположенное в крыше питхауса отверстие служило одновременно и входом для людей и дымоходом. Эти жилища были характерны для индейцев культурно-исторического ареала Плато. Имевшие связи с народами Плато южные группы кэрьеров и чилкотин  заимствовали этот тип жилища от соседей.

[8] Таким образом, Маклин считал отдельными языками целые языковые семьи, а диалектами – языки (по современной лингвистической классификации). Здесь под «языком сото» следует понимать алгонкинские языки; чиппевайан – атабаскские языки; атна – сэлишские языки; чинук – группу языков чинук-цимшиан.

[9] Не путать с атапасками атна, обитающими на берегах р.Медной. В Британской Колумбии торговцы называли словом «атна», заимствованным из языка кэрьер и означающем «чужаки», индейцев шусвап и родственные им сэлишские народы.

 [10] Глауберова соль – Na2SO4, сульфат натрия. В медицине применяется в качестве слабительного.


Перевод: Н.Шишелов








 













     * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *  

           КНИЖНАЯ НОВИНКА

             

                           450 ₽

     * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АТАПАСКАХ СУБАРКТИКИПЕРВОИСТОЧНИКИИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯФОЛЬКЛОРЛИНГВИСТИКАФОТОФОРУМГОСТЕВАЯ КНИГАНОВОСТИ


                                                                                               сайт создан 10.09.2010

                                  - ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ УКАЗЫВАТЬ АВТОРОВ И ИСТОЧНИКИ -
                     ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТАТЕЙ, ОТМЕЧЕННЫХ ЗНАКОМ "©", НЕОБХОДИМО РАЗРЕШЕНИЕ АВТОРОВ
          МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ И ВЫЛОЖЕНЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS