СЕВЕРНЫЕ АТАПАСКИ

 Насельники Дикого Севера


ПОИСК ПО САЙТУ:




                                                                                                                 


Том 2, глава 17

Том 2, глава 17

[От Волока Ла-Лош] Мистер Льюис отправился в факторию Йорк 4 августа [1844 года]. Я же отбыл 6 августа, и 22 достиг форта Симпсон. После подготовки снаряжения для возможных экспедиций и отправки его в различные посты, у меня появилось свободное время, которое и я потратил на то, чтобы записать свои соображения и достойные упоминания замечания относительно этой части страны.

В этом дистрикте расположено семь постов: три на реке Лиард и ее притоках, три на берегу реки Маккензи и один на реке Пилс. Примерно в двух градусах к северу [от форта Симпсон] находится форт Гуд-Хоуп. Форт Симпсон, основная база этого дистрикта, расположен при слиянии Лиарда и Маккензи, на широте 61°N. Жара и морозы в этих краях достигают своих крайних значений. Зимой столбик термометра часто падает до отметки -50°, а летом иногда поднимается до +100° в тени1. Исток Лиарда расположен на юге, среди Скалистых Гор. Течение в Лиарде чрезвычайно сильное, и в начале лета, когда талые снега поднимают его воды, река несется вниз пенящимся потоком, и впадает во все еще сплошь покрытую льдом Маккензи. Тогда встает поистине грандиозная картина: лед, сопротивляющийся мощи паводка, в конечном счете уступает воде дорогу. С подобным грому шумом и ревущим грохотом кувыркающиеся льдины неистово движутся вперед, до тех пор, пока не образуется затор, перегораживающий всю реку от берега до берега. Тогда вода поднимается иногда до тридцати или сорока футов и паводок, вырывая с корнем самые большие деревья, накрывает окрестности на мили вокруг. Результаты этой ужасающей борьбы стихии заметны по низинам вдоль всей реки. Торговые посты расположены на возвышениях, но все же и это полностью не ограждает их от опасности. Форт Гуд-Хоуп несколько лет назад был стерт с лица земли водой, и его обитатели спаслись только спешно погрузившись в лодку, которая к счастью оказалась под рукой. Маккензи вскрывается о конце мая, и сковывается льдом в ноябре.

Племена, населяющие берега Маккензи, и внутренние земли региона, пренадлежат могучей и многочисленной семье чиппевайан, и известны под именами Невольников, Собачьих Ребер, Заячьих Шкур и Людей Гор. Лушо, или Косоглазые, часто посещают пост на реке Пилс, и говорят на другом языке, их охотничьи угодья простираются в пределы российских владений, и, полагаю, богаты пушными животными. Лушо не родственны ни племенам чиппевайан, ни живущими по соседству эскимосам2. С ними, однако, лушо поддерживают постоянное общение, хотя не всегда дружественного характера, и между ними часто вспыхивает жестокая вражда. Различные диалекты, на которых говорят остальные племена, взаимопонятны. Их облик, манеры и обычаи также имеют самое близкое сходство.

Одной особенностью, однако, эти племена отличаются не только от родительского племени, но и от всех других племен Америки. Они относятся к своим женщинам с предельной добротой, мужчины выполняют всю тяжелую работу, которая у других племен возлагается на женщин. Здесь мужчины носят воду и собирают дрова и даже разгребают снег для лагерной стоянки, короче говоря, выполняют всю трудоемкую работу. Это действительно выглядит странным, ведь чиппевайан, как и все другие индейцы, проявляют к своим женщинам грубое и суровое отношение. Но на берегах Маккензи женщины, как древние скотты, «носят брюки»!

Заячьи Шкуры и Невольники, по правде говоря, кроткая, безобидная, и даже робкая нация. Может быть, эта мягкость характера побудила слабый пол сначала оспаривать, и в итоге взять на себя верховенство? Или же причина возникновения столь специфической черты кроется в удаленном месте обитания этих представителей индейской расы?

Эти племена носят одежды из заячьих шкур и питаются зайчатиной. Если зайцы пропадают, это приводит к величайшему бедствию и нехватке как пищи, так и одежды. Я видел младенца, которого несколько дней после рождения не во что было даже завернуть. Его родители дюйм за дюймом пожирали свою жалкую одежду. Наконец ребенка запеленали в воронью шкурку!

Эти два племени обычно живут по берегам больших рек, и кажется склонны странствовать по земле с минимальным комфортом и стараясь не прибегать к тяжкому труду,  как другие люди. Лето и зиму они проводят под открытым небом. На стоянках они жмутся друг к другу, и не строят никаких убежищ от непогоды. Сосны дружелюбно предоставляют им укрытие под густыми ветвями. Они не разводят большого огня и тепла от их костров едва хватает для того, чтобы не замерзнуть. Их потребности невелики, и легко удовлетворимы. Когда они убивают несколько оленей, дающих им сухожилия для изготовления силков для ловли зайцев, они, можно сказать, обеспечены всем необходимым на весь сезон. Вся их работа заключается в установке этих силков, доставлении домой дичи, пойманной в них, и приготовлении пищи. Поев, они ложатся спать. Однако среди них постепенно распространяется склонность к использованию изделий европейского производства, а чтобы заполучить их, им необходимо вести более активный образ жизни, и сейчас среди них встречаются довольно хорошие поставщики пушнины. 

Собачьи Ребра занимают пустоши вокруг Большого Медвежьего озера, простирающиеся до реки Коппермайн. Эта часть страны изобилует северным оленем, шкуры и мясо которого дают местным жителям пищу и одеяние. Этот хорошо организованный народ - сильные, атлетически сложенные индейцы. Они считаются более воинственными чем их соседи, которые очевидно боятся их.

У всех индейцев, посещающих посты на Маккензи, нет вождей. Это звание присуждается лучшим охотникам джентльменами, ответственными за посты. В таких случаях индейцу даруют костюм, самым ценным предметом которого является мундир из грубой красной ткани, украшенный кружевом. Как награда за исключительные заслуги к нему добавляется фетровая шляпа, украшенная в той же манере, и с пером, воткнутым сбоку. В таком облачении новоиспеченные вожди отправляются восвояси, чтобы порадовать своих восхищенных друзей и родственников. Мундир, в конечном счете, разрезается и делится между ними, и вероятно, продолжает свое существование в виде множества кисетов. Со временем, такие персоны получают уважение и некоторый вес на совещаниях среди своих людей, но их влияние сильно ограничено. Похоже, что все племена чиппевайан несклонны признавать власть и законы превосходства.

Так же как эскимосы и кэрьеры, до поселения среди них европейцев,  они, кажется, не имели ни малейшего  представления о религии. Думается, что все слова, которые они сейчас используют [для обозначения высших сил] недавнего происхождения, и придуманы переводчиками3. Божество они называют «Ya ga ta-that-hee-hee» – «Человек, Опирающийся на Небо», ангелов называют «Птицами Божества» - «ya gat he-be e Yadzé», а дьявола, «Ha is linee» - «колдун». У Невольников и Заячьих Шкур есть свои заклинатели, которых они боятся и почитают. Полигамия среди них не имеет сильного распространения, но все же у одного мужчины иногда бывает две жены. В трудные времена голод порой доводит этих бедных индейцев до крайности, и будто искореняет в них всякое сочувствие и человеческое естество.

Во время страшного бедствия двух последних лет в форт Симпсон прибыла группа Невольников в таком состоянии, что страшно описать. Многие из них погибли в пути. Но история, произошедшая в одной семье, столь отвратительна, что я никогда не слышал ничего более ужасного. Муж сначала убил жену, и упаковал ее плоть, в качестве провианта на время поездки. Этого запаса оказалось недостаточно, и следующей жертвой стал один из детей. Каннибал наконец покинул отряд с последним оставшимся в живых ребенком - мальчиком семи-восьми лет. Мистер Льюис немедленно выслал ему на встречу двух мужчин с пеммиканом. Но помощь прибыла слишком поздно, они застали монстра, жарящего на костре плоть своего последнего ребенка. Испуганные этой картиной, они не произнеся ни слова швырнули провиант к его биваку, и убежали оттуда с так быстро, как только могли. Несколько дней спустя этот скот явился [в форт] здоровым и полным сил. Он вел себя так беспечно, будто с ним и его родственниками ничего не произошло. Каннибализм среди Невольников и Заячьих Шкур встречается чаще, чем среди других родственных им племен. Как говорят, женщины чаще совершают это злодеяние. Еще я слышал, что единожды отведав этой грешной пищи, впоследствии они предпочитают ее любой другой.

Все племена чиппевайан хоронят своих мертвых, помещая их в гробницы, сооруженные из дерева, достаточно прочные, чтобы защитить покойника от нападок диких зверей. Тело возлагают в полный рост, без всякой ориентации направления головы или ног. Ни они, ни другие индейцы, с которыми я знаком, не размещают мертвых в сидячем положении.

Некоторыми авторами отмечено, что у индейцев есть предания о миграции их прародителей с востока на запад. Везде, где я зимовал, если были толковые переводчики, я использовал каждую выпадающую возможность для исследования этого вопроса. Однако, я так ни разу так и не услышал никаких сведений подобного рода. Даже в их сказках и легендах никогда не упоминаются отдаленные земли. Когда я ставил под сомнение их версию, они отвечали одно и то же: «Наши отцы и отцы наших отцов охотились на этих землях со времен Потопа, и мы никогда не слышали ни о какой другой стране, пока среди нас не появились белые». У этих племен распространено та же самое предание о Потопе, которое я слышал среди алгонкинов в Монреале, за исключением некоторых незначительных различий.

В отличие от большинства других индейцев, у Невольников нет никаких определенных границ их охотничьих угодий. Они бродят по просторам без страха перед соседями и убивают всякую дичь встречающуюся на пути. Охотник, который первым находит бобровую хатку, заявляет о своем праве собственности на нее, но подобные требования не всегда соблюдаются.

Помимо индейцев, описанных мной на предыдущих страницах, к посту иногда приходят другие бродяги, о которых нам мало что известно. Так, этим летом в форт Норман заявились девять индейцев. Они продали свои меха, после чего направились в форт Гуд-Хоуп, не скрывая своих намерений разграбить пост и увести всех женщин, каких сумеют там найти. Добравшись до цели своего похода, они ворвались в пост. Их нагие тела по боевому обычаю были вымазаны черной краской и разрисованы. Каждый держал в руках ружье и кинжал. Все говорило о том, что воины желают кровопролития.

Их вождь в грубой форме отказался принять в дар табак, который ему по обыкновению предложили. Он яростно произнес горячую речь, в которой осуждал белых, обвиняя их в смерти всех индейцев, погибших от голода за последние три года. Наконец он бросил вызов мистеру Дешамбо, джентльмену, ответственному за пост, призывая его сразиться с ним в поединке. Мистер Дешамбо dicto citius4, тотчас накинулся на него, и намотав на руку длинные волосы индейца, бросил его к ногам. Мистер Дешамбо приставил к горлу воина свой кинжал, и тот больше не дерзнул произнести ни слова. Столь внезапно, неожиданно и бесстрашно действовал белый, что другие индейцы из отряда лишь тихо и удивленно наблюдали за происходящим, не предпринимая никаких попыток помочь упавшему вождю или отомстить за его позор. Мистер Дешамбо проявил изрядное великодушие, и не стал бить беспомощно лежащего противника, не смотря на то, что это был дикарь, а позволил павшему духом вождю подняться на ноги. Этим дело закончилось.

Компания обязана отваге мистера Д. за безопасность учереждения. Если бы он поколебался в решающий момент, его игра была бы окончена, поскольку с ним было только два парня, на помощь которых он мог расчитывать, однако одной надежды мало. Мистер Д. тридцать лет служит в Компании, и до сих пор числится клерком. Однако он, конечно же, сам виноват в отсутствии продвижения по службе. Он совершил опрометчивый поступок, позволив себе родиться в Канаде, а это преступление, не допускающее искупления вины5.

На сегодняшний день это богатейший мехами дистрикт в стране. Отчасти это обусловлено леностью местных жителей, а отчасти это связано с тем обстоятельством, что бобры встречаются в окруженных пустошами труднодоступных для охотника местах, и когда численность этих животных там сильно возрастает, бобры переселяются и основывают новые колонии в других местах.

Когда сюда прибыли первые европейцы, большие животные встречались здесь в изобилии повсюду, особенно лось и лесной северный олень. В те времена местные ресурсы полностью удовлетворяли потребности в провианте, тогда как в последние годы мы были вынуждены просить помощи из других районов.

В последнее время для расширения торговли в дистрикте были открыты новые области. Предприимчивая особа – мистер Р.Кэмпбелл  в течение нескольких лет был занят изучением внутренних территорий этих земель, и прошлым летом ему удалось найти путь на западную сторону цепи Скалистых Гор. Узкий проход, по которому он прошел, вывел его к берегам очень большой реки, вниз по которой он отправился со своим отрядом отважных пионеров. Через несколько дней пути по очаровательной стране, богатой разного рода дичью – лосями, северными оленями, и бобрами, он в конце концов повстречал индейцев, которые, хотя и не видели европейцев прежде, приняли их очень любезно6. От них он узнал, что отряд белых, конечно, это были русские, поднялся летом по реке. Они повздорили с местными жителями и нескольких из них убили, после чего белые спешно вернулись к побережью. Эти дружественные индейцы уговаривали мистера К. не продолжать дальнейший путь, уверяя его, что он и его отряд падут жертвами их мести. Это, однако, не поколебало решительности мистера К., и он отправился в путь с намерением добраться до моря во что бы то ни стало. Никакие возможные опасности не могли изменить его намерений, пока его отряд не отказался продолжать путешествие. Тогда он был вынужден возвратиться.

Доходы этого дистрикта в минувшие годы составили в среднем 12 000 ливров в год. Затраты на снаряжение, включая провиант для офицеров и служащих, не превышают нескольких сотен. Делами в различных постах управляют семь или восемь клерков и управляющих. Есть около сорока нанятых слуг – европейцев, канадцев и полукровок. Индейцев нанимают для работы на волоках. В последние годы ситуация с проживанием была совсем не такая, как ее описывает Джил Блас: «положение щекотливое для вкусов священника». В форте Симпсон мы почти круглый год ели рыбу с картофелем на завтрак, картофель с рыбой на обед, и пироги, приготовленные из муки с жиром на ужин. Рыба, которую здесь промышляют очень низкого качества.



Примечания переводчика:

[1] Температура приведена в градусах Фаренгейта. В градусах Цельсия эти значения равны, соответственно, -45°С и + 38°С

[2] Маклин ошибочно полагает, что кучины абсолютно не родственным атапаскам р.Маккензи. Такое мнение, безусловно, сложилось из-за отчетливо просматривающейся лингвистической и культурной дистанции между ними.

[3] Несомненно, что утверждение Маклина об отсутствии у атапасков каких-либо религиозных представлений и даже терминологии ошибочно.

[4] dicto citius (лат.) – досл.: быстрее слова.

[5] Видимо, это намек на неравенство привилегий для служащих британского и французского происхождения, которого придерживалось руководство КГЗ. Франкоканадцы, в т.ч. бывшие служащие Северо-Западной Компании, перешедшие на службу к британцам после слияния Компаний в 1821г., судя по всему, по внегласному правилу, были лишены возможности карьерного роста в британской торговой компании. 

[6] Роберт Кэмпбелл (1808-1894) – служащий КГЗ, первопроходец и мехоторговец. В 1830-х г.г. активно изучал левобережную часть бассейна Макензи. В 1840г. поднявшись по Лиарду до водораздела, пересек его и открыл  р.Пелли, а три года спустя спустился по ней до слияния с Юконом, где повстречался с атапасками тутчон. Маклин упоминает именно этот эпизод.


Перевод: Н.Шишелов





 















     * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *  

           КНИЖНАЯ НОВИНКА

             

                           450 ₽

     * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АТАПАСКАХ СУБАРКТИКИПЕРВОИСТОЧНИКИИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯФОЛЬКЛОРЛИНГВИСТИКАФОТОФОРУМГОСТЕВАЯ КНИГАНОВОСТИ


                                                                                               сайт создан 10.09.2010

                                  - ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ УКАЗЫВАТЬ АВТОРОВ И ИСТОЧНИКИ -
                     ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТАТЕЙ, ОТМЕЧЕННЫХ ЗНАКОМ "©", НЕОБХОДИМО РАЗРЕШЕНИЕ АВТОРОВ
          МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ И ВЫЛОЖЕНЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS