СЕВЕРНЫЕ АТАПАСКИ

 Насельники Дикого Севера


ПОИСК ПО САЙТУ:




                                                                                                                 

NORTHERN DENE  /  ПЕРВОИСТОЧНИКИ  /  Численность и условия проживания туземцев - Д.Хэррон




Численность и условия проживания туземцев - Д.Хэррон

Численность и условия проживания туземцев 

на исследуемой территории 

Д.С.Хэррон

[От переводчика: здесь представлен фрагмент дневника лейтенанта Джозефа С. Хэррона, командира исследовательской экспедиции 1899г., маршрут которой проходил по внутренним территориям Аляски от залива Кука до оз.Минчумина, и далее к р.Танана и Юкон. Из заметок Хэррона можно почерпнуть краткую, но порой любопытную информацию об атапасках танайна, колчанах, танана и коюконах. С подробной картой маршрута экспедиции, составленной Хэрроном,  с индейской топонимикой можно ознакомиться здесь]


Туземцы исследованных мной районов – это индейцы, принадлежащие к семье атабасков. Согласно их преданиям, они появились здесь, спускаясь вниз по рекам. Они родственны апачам Аризоны, в их языке есть похожие слова, а также они напоминают их по внешности и обычаям. В Тиуноке, на Сучитне и окрестностях их обитает около 200 человек. Еще около 20 человек проживают в деревне на [реке] Эчитну, в устье Тонзоны.


Вот имена мужчин из этой деревни:

Николай (вождь)

Dia-sohn

Мит-ар-уска

Бацилли 

Кур-гур-вей

Сой-он

 

Население деревни Тэлида, на Татлатно, таково, по семьям:

Шисой, мужчина, около 30 лет

Бариан, жена Шисоя, около 25 лет

Анниса, дочь Шисоя, около 12 лет

Гара, сын Шисоя, около 5 лет

Младший ребенок Шисоя, около 6 месяцев

 

Бацилли, около 35 лет (фото №35)

Бариан, жена, около 20 лет

Уруска, сын, около 5 лет

Один сын похоронен в Телиде

 

Тэнесчи, мужчина, около 35 лет

Анниса, жена, около 30 лет

Эулиан, сын, около 16 лет

Андрэ, сын, около 10 лет

Кургурвей, сын, около 8 лет

Елина, дочь, около 5 лет


Резиновый индеец [(?) в ориг. Rubber Indian], мужчина, около 25 лет

Йокуттер, жена, около 20 лет

Вастиниа, сын, около 6 месяцев


В деревне, или лагере возле озера Минчумина, живет около 15 индейцев:

Иван Минчумина, мужчина, около 50 лет

How-rah-hurna, жена, около 35 лет

Ана-буэлла, жена, около 40 лет

Эр-ук-са, сын, около 16 лет

Амилия, дочь, около 12 лет

Андрэ, знахарь, около 30 лет, с семьей

Оолин, мужчина, около 30 лет, с семьей

 

[Деревня] Косчагет, на Танане, состоит из двух уютных избушек и нескольких лабазов (фото №36 и 37),хозяевами которых являются Хоса и Джон, индейцы танана. У обоих есть жены и дети. Когда я туда прибыл, там разбили лагерь еще около двадцати индейцев.

Надо принимать во внимание, что индейцы бродят по этой стране, охотятся, ловят пушнину и совершают полугодовые путешествия к магазинам в Тиунок, Ладдс, Сучитну, Винасэйл, Виар, Танану или Рампарт, поэтому их деревни могут пустовать долгие месяцы. Деревня на Чидотлотно принадлежит индейцам из Тэлиды.

Индейцы внутренних районов сильны, здоровы, и очень выносливы. Они чуть ниже среднего роста, красивы, разумны, гостеприимны и довольно честны.

В нравственном отношении они ставят выгоду выше справедливости и не имеют никаких моральных принципов. Старик индеец на фотографии №38 несколько лет назад съел свою жену и других [родственников?], когда у них закончилась пища и они голодали. Они страдают от ревматизма, а изредка чахоткой, и быстро стареют из-за трудностей их жизни.

Одна женщина в Тэлиде была больна чахоткой. Они часто устраивают паровые бани и по возможности всегда стремятся приобрести мыло. Их парильни подобны таковым индейцев Равнин. Метод следующий: камни нагревают на  костре в палатке или маленькой низкой бревенчатой лачуге, в это время снаружи на костре в чайниках греют воду. Потом из-подгорячих камней выгребают тлеющие угли, и плещут на камни горячей водой. Поднимается пар, а палатку или лачугу плотно закрывают.

Индейцы проявляют феноменальную энергию и изобретательность, им удается жить исключительно за счет охоты, ловли зверей в ловушки и рыбалки. Рыбу ловят в специальные ловушки. Вследствие нестабильности численности дичи, они всегда более или менее подвержены риску возникновения голода.

Меха и кожи медведя, бобра, куницы, выдры, норки, лисы, волка, лося, карибу, горностая и других животных они обменивают в магазинах на топоры, ружья, боеприпасы и железные капканы, а иногда могут позволить себе приобрести также чай, парусину, железные печки, столовые приборы, фланель, иглы, ситец, нитки, ножи, пилы, муку и мыло. Они сами отливают пули и снаряжают патроны. Для экономии они вынимают пули из дичи. Цена, которую они получают за меха, очень низка. Медведь или бобер стоят около 5 $, куница около 2 или 3 $, и так далее, в то время как цены на товары просто огромны – около 10 $ торговцы берут за за мешок муки, железная печка стоит около 25 $, и так далее.  Поэтому все тяжелые старания охотничьего сезона дают скудную выгоду.

Торговцы настроены против всякой правительственной помощи индейцам, так как считают, что они прекратят охотиться и добывать пушнину. Это, несомненно, случиться, но надо учитывать, что с появлением белого человека дичи и пушных животных становится все меньше, и в скором времени будет действительно правильным, оказать им некоторую помощь, особенно старикам, слепым и больным. Молодые индейцы на Юконе зарабатывают деньги, работая лоцманами, лесорубами и проводниками.

У индейцев есть традиционные истории о происхождении всех вещей в природе. В них рассказывается о вороне, медведе, бобре и других животных, даже о комарах. У каждого персонажа своя роль, некоторые из них совершают подвиги и чудеса, плетут интриги, строят козни людям или друг другу, и являются мифологическими демонами и богами. Эти рассказы осуждались миссионерами, расчищавшими путь для библейских историй, и теперь только старые индейцы помнят их полностью, но отказываются их рассказывать.

У индейцев Эчитну, Тэлиды и Минчумитны до сих пор есть знахари, которые пытаются лечить болезни песнопениями, похожими на таковые индейцев Равнин. В это время они вертятся возле больного, наносят удары и защищаются от воображаемого противника, иногда дуют на рану или больное место и бьют в там-там. Там-там представляет собой сыромять, натянутую на круглую раму около 18 дюймов в диаметре. На нем нарисовано солнце с лучами, а бьют в него связкой из трех или четырех палочек 2,5 футов в длину.

Индейцы Сучитны (фото №39), Кускоквима (фото №35), Юкона и Тананы (фото №41 и 42) говорят на разных языках, или, по крайней мере, на разных диалектах, но в них есть много слов, которые различается только по произношению определенных слогов. Они без проблем понимают друг друга. Никто из этих индейцев не понимает слов из языков индейцев Равнин. Соединенные Штаты они называют словом «Сиэтл».





 Образцы из гербария  [выдержки]

Hedysarum americanum (Mx.) Britton. [Копеечник американский–Ш.Н.] Индейцы Сучитны [танайна - Ш.Н.] называют его  traylah. Его корни индейцы едят в сыром виде, а также, нарезают и едят с лосиным жиром. Образец собран на рукаве Татено реки Эчитну. Июль. [p.75]

Heracleum lanatum Michx. Коровий пастернак. [Борщевик шерстистый, или сладкий; дикий сельдерей] Индейцы Сучитны называют его gaess. Они очень любят есть его стебли. Их употребляют в пищу в зеленом виде, не вареными, также как мы употребляем сельдерей. Корни используются как лекарственное средство. [p.75]

Береза растет на хребтах и других сухих местах. Индейцы используют ее для изготовления снегоступов, берестяных каноэ, луков, стрел, нарт, рыболовных ловушек, корзин и детских люлек. В июле индейцы в сыром виде употребляют в пищу внутреннюю часть коры березы белой, которую соскребают ножами, после снятия внешней коры ... [p.56]


Источник: Exploration In Alaska, 1899, An All-American Overland Route From Cook Intel, Pacific Ocean, To The Yukon. By the First Lieut. Josef S.Herron, 8-th Cavalry, Commanding Expedition – Washington, 1909; рр.: 66-72; 56; 75; 9 


Перевод: Н.Шишелов








 

       


 


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АТАПАСКАХ СУБАРКТИКИПЕРВОИСТОЧНИКИИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯФОЛЬКЛОРЛИНГВИСТИКАФОТОФОРУМГОСТЕВАЯ КНИГАНОВОСТИ
сайт создан 10.09.2010

- ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ УКАЗЫВАТЬ АВТОРОВ И ИСТОЧНИКИ -
ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТАТЕЙ, ОТМЕЧЕННЫХ ЗНАКОМ "©", НЕОБХОДИМО РАЗРЕШЕНИЕ АВТОРОВ
                         
                                                                                     МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ И ВЫЛОЖЕНЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 


ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS