С Е В Е Р Н Ы Е     А Т А П А С К И

~ Насельники Дикого Севера ~ 

~

ПОИСК ПО САЙТУ:




                                                                                                                 


Туземцы Юкона

Туземцы Юкона  |  Конкуренция компаний
[Туземцы Юкона]

Население страны от [реки] Пелли до Полярного Моря, я имею в виду вдоль Юкона и его притоков, как мне удалось выяснить, приблизительно 1 000 мужчин, то есть мужчин и мальчиков, способных охотиться. Что же касается женщин и детей, оценка их числа представляется невозможной, но я предполагаю, что имеется разумная пропорция. Я видел только трех мужчин, которые были из таких дальних [мест], как Пелли. Я мало смог узнать относительно племен [живущих] около [рек] Льюис и Пелли и по направлению к Большому Озеру [1], но между Пелли и побережьем [2] [живет] группа, называемая Арлез-Кутчин ('Arlez-Kootchin') (Жесткий [грубый?], или Твердый [суровый?] народ) [3] численностью около 100. Численность Тчу-Кутчин ('Tchu- Kootchin ') (народ Воды) [4] также около 100 мужчин, они населяют страну в верховьях глубокой реки и к западу от нее [5]. На берегах Юкона, ниже Развилки Льюис и Пелли [6], живут Татзей-Кутчин ('Tathzei-Kootchin'), (Народ Ущелья (People of the Ramparts)) [7], в этой группе всего лишь около 20 мужчин, они, и другие вышеупомянутые, ведут торговлю с русскими на побережье. Между ними и землями, принадлежащими туземцам этих мест [8], [располагаются] Хан-Кутчин ('Han-Kootchin ') (народ Воды), известные как Бешенные Люди, это самая многочисленная группа среди всех здешних – их в общей сложности около 230 мужчин. Они разделены на четыре группы, самая верхняя из них – Прэуци- Кутчин ('Prawtsee-Kootchin') (народ Развилки). Бешенные Люди населяют большое пространство страны, от истоков Поркупайна и Пилс Ривер до истока Реки Горцев (River of the Mountain Men) [9]; они часто посещают русских на побережье, но также часто торгуют с индейцами - посредниками. Некоторые из них ходят на Пилс Ривер, прошлой весной туда отправились16 мужчин, и мы видели многих здесь, летом и осенью, но то, что они принесли с собой, имело малую ценность. Здешние индейцы зовутся Кутча-Кутчин ('Kootcha-Kootchin')  (народ Низких Земель) [10], они делятся на три группы, и общая их численность 90 мужчин. Дальше вниз по реке живут Тиатака ('Teeathaka') или, как иногда называют Текунка Кутчин ('Tecounka-Kootchin')  (народ этой стороны, или Средний народ [11], их только 20 мужчин. У них, как и у здешних,  не было никаких контактов с белыми, за исключением немногих, которые, возможно, видели русских. К западу от них живут Танин-Кутчин ('Tannin-Kootchin') (народ Крутых Холмов) [12], их более 100 мужчин, а дальше вниз, около Развилки «Русской Реки» [13] живут Тейце-Кутчин ('Teytseh-Kootchin') (Люди Навесов [или укрытий]) [14], около 100 мужчин. Эти последние две группы регулярно имеют дело с русскими. С тех пор, как русские впервые появились здесь, мехоторговля вошла в привычку у местных индейцев. По направлению к устью реки есть еще две группы, которых обычно назвают Тлагга-цилла ('Tlagga-tsilla') (Маленькие Собаки) [15], имя это дано здешними индейцами; их число неизвестно, но предположительно, значительно больше 100 мужчин. Считается, что они не  видели русских, и свои меха они, возможно, продают  западным  эскимосам в устье реки. Страна вокруг реки Поркупайн, но в основном к северу от нее, принадлежит Ванта-Кутчин ('Vanta-Kootchin') (народ Озер), известным на Пилс-Ривер как дальние Крысьи Индейцы [16], их около 80 мужчин. Их вождь [по имени] Почтальон («Letter Carrier»), возможно с третью его приверженцев, торговали на Пилс-Ривер с тех пор, как был построен Форт [17]. Нейеце-Кутчин  ('Neyetse-Kootchin') (Люди Широкой Страны) [18] принадлежат почти той же самой группе, что и другие, поскольку у них нет никакого особого лидера. Их около 40 мужчин, и никто из них, кроме четырех, которые были здесь осенью, никогда не видел белых!. Рассчитывать здесь можно на торговлю с индейцами Кутча-Кутчин, приблизительно сотней Бешеных Людей,  Средней группой, Людьми Просек  ('Gens du Laye'), и возможно, с пятьюдесятью Людьми Озер — это [в общей сложности] приблизительно 300 мужчин — но если бы было известно, что у нас есть множество пользующихся наибольшим спросом товаров, которыми являются бусы и оружие, я бы рассчитывал на большее число посетителей этого места [19].

Но я должен дать Вам более детальное описание уроженцев этой части мира. Индейцы лушо и  здешние говорят на одном и том же языке, есть некоторое различие в произношении и некоторые слова совсем другие, но они легко понимают переводчика из Средней Группы. Так же говорят и Люди Крутых Холмов. У индейцев на запад и юг от нас, между этим местом [8] и побережьем, есть большие различия в произношении, но они все понимают друг друга и это, несомненно, тот же самый язык, на котором говорят по всей стране между устьем Маккензи и Беринговым проливом (кроме эскимосов вдоль северного побережья). Они называют себя, так же, как и все другие племена. Слово Люди «Kootchin» на Пилс-Ривер, произносится отчетливо, здесь же «н» едва произносится, а часто слышится только Kooichi. На западе и юго-западе есть Tchuktchis и Tchukatchis, этих последних наши индейцы называют Tchukootchins (Люди Воды). То же самое слово, если я правильно его запомнил, это Tchuktches - имя, данное жителям противоположной стороны Берингова пролива. Есть одноименная группа на западе, и мало сомнений, что они по происхождению те же самые люди [20]. Бешеные Люди говорят по-другому, их язык - смесь лушо и нахани (Nawhawny), и почти такой же, на каком говорят около озера Фрэнсис. Многие Бешеные Люди, те, что живут севернее всех, хорошо понимают лушо.

Одежда, которую я видел на них, у всех одинаковая, единственное различие заключается в способе носить некоторые украшения и в прическах. Они носят капоты или рубашки из выделанной оленьей кожи, заостренные спереди и сзади, подобно хвостам фрака. Широкие бисерные пояса носят через плечи и грудь, сзади кайма декорирована бисером и маленькими кожаными кисточками, обмотанными иглами иглошерста и нанизанными косточками белой ягоды, распространенной в этой стране. Нижнее белье представляет собой просто пару панталон из оленьей кожи, обвязанных узким ремнем вокруг туловища. На каждой стороне штанин от бедра до лодыжки носят полосы бисера, около двух дюймов в ширину. Бисерные полоски, закреплены также вокруг голеней и лодыжек. Обувь и панталоны являются единым целым,  бисерный декор представляет собой чередование красных и белых прямоугольников, но часто носят лишь единичные полосы, а те, кто беден, используют только иглы иглошерста. На груди и плечах носят различного вида бусы, иногда огромными разноцветными мотками, в качестве ожерелий. Головные повязки сделаны из маленьких бусинок различных цветов и маленьких ракушек (таких же, как вы присылали мне). Эти ракушки постоянно носят в носу, и подвешивают к ушам. Волосы связывают позади и обматывают вокруг [связками] ракушек. Они всегда носят с собой покрытые орнаментом рукавицы, которые они иногда даже прикрепляют к своим ружьям. У всех мужчин на шее висят две маленькие сумки, в которых хранятся графит и красная земля для раскрашивания лица. Каждый раскрашивается так, как подсказывает ему воображение, обычно щеки вверху и кожа вокруг глаз покрыты черным, черная полоса проходит вдоль носа, лоб покрыт узкими красными полосами, а подбородок красными и черными полосами. Сзади в волосах они закрепляют орлиные и ястребиные перья, и убирают их только перед сном или когда используют их во время танцев. Бешеные Люди и индейцы, живущие ниже [по Юкону], начиная с младенчества,  обильно смазывают волосы красной землей, салом и гусиным и утиным пухом, так что хвост достигает огромной длины, часто толщиной с голову, и в совокупности с бусами, раковинам и грязью становится настолько тяжелым, что шея бывает согнута вперед, и это вызывает у индейцев сутулость.

Их оружие – простые луки со стрелами, русские ножи, кинжалы и копья. Ножи их сделаны из железа, рукояти причудливой формы, а лезвия с желобками. Они ценят их выше чем ножи из закаленной стали. Они жалуются, что наши ножи слишком тверды, и их трудно затачивать. Колчан носят с левой стороны, на ремне, надетом через плечо. Ружья, до последнего времени, были лишь у немногих, но теперь они в большом спросе. Из 90 мужчин, входящих в группу, только у 12 есть ружья, но еще многие носят рога с порохом, который они получают от других индейцев, и все кто может раздобыть боеприпасы носят их с собой, и имеют долю от добычи владельцев ружей.

Зимняя одежда - капот из кроличьих шкур[21] и штаны из оленьей кожи с волосом, всегда расположенным с изнанки. Нарядную одежду всегда носят с собой и надевают на ночь, вне зависимости от того, где они пребывают - здесь [в форте], или в своих палатках. Женское платье почти токое же как и мужское, только капот немного длиннее, и без заострения спереди. Женщины носят  меньше украшений, и редко связывают волосы. У каждой семьи есть палатка из оленьих шкур, волос на которых всегда оставляют, чтобы зимой было теплее, летом палатка используется редко.  Зимой они располагаются в сосновой[22] чаще, где расчищают землю и устанавливают палатку на ивовых шестах, которые обычно возят с собой на санях. Затем [палатка] обкладывается [снаружи] снегом на половину высоты, а внутри застилается лапником, а маленькое отверстие, которое служит дверью, закрывается оленьей шкурой, сложенной в два слоя. Хотя они разводят только маленькие костерки, в их жилищах так же тепло, как в большинстве домов [европейцев]. Запас провианта, состоящий из сушеной рыбы, храниться снаружи в «тайнике», сделанном из ветвей и снега, открытом сверху, на который они помещают свои сани.

Они лучше одеты, и вообще живут куда более комфортно, чем индейцы на Маккензи. Зимой женщины делают всю тяжелую работу: собирают дрова, тянут вместе с собаками сани, носят снег для воды, и т.д., но готовят всегда мужчины, и женщинам не разрешается есть, пока их мужья не будут сыты. Как правило, мужчины бывают добры к своим женам, но очень ревнивы. У авторитетных мужчин нации бывает по две или три жены. У одного местного старого лидера их пять, в то время как другие, у которых мало бус, которыми они могут украсить женщин (а бусы - это их богатство), остаются холостыми, хотя бедняк, будучи хорошим бойцом, всегда может найти себе жену. Летом женщины работают мало, они только сушат рыбу и мясо. В каноэ гребут только мужчины, а женщины сидят в них как пассажиры, я даже видел, как мужчины выносят женщин из каноэ на сухую землю, чтобы они не намочили ноги. Мужчины среднего роста, худые, но хорошо сложенные, у них правильные черты лица и высокий лоб, и намного более светлый цвет кожи чем у остальных индейцев, которых я видел.

О женщинах можно сказать тоже самое. Сейчас здесь есть одна из жен вождя, столь красивая женщина, что можно было бы смотреть на нее в течении самого длинного дня в году, если бы не ее отвратительная одежда и татуированное лицо. Подбородки женщин всегда покрыты татуировкой, и для раскрашивания лиц они как правило используют черную краску. Маленьких детей не стягивают в мешках с мхом или в индейских колыбелях, обычных в других племенах, а помещают в сделанное из бересты своего рода сиденье, со спинкой и боками, напоминающими поручни стула, а спереди [его имеется выступ] напоминающий луку испанского седла. В этом приспособлении женщины носят своих детей, надевая ремень через плечи, обычным способом. Ноги ребенка висят по бокам, заключены в боты, стопы ограничены в движении, что препятствует росту, поэтому у них у всех короткие и диспропорциональные ноги, но это считается красивым.

Танцы и песни - их любимые развлечения, и в том и в другом они превосходят всех других индейцев, которых я видел. В прыжках, борьбе и других проявлениях силы и проворства [они] весьма искусны, особенно когда встречаются разные дружественные группы. Они - самые неисправимые болтуны, каждый прибывший произносит речь, которую мы должны выслушать, прежде он сделает шаг в дверь, объясняя, где он был, каких трудов ему стоило добраться до нас, что мол, так и так, следовало бы ему хорошо заплатить. Потом поведает новости от другой группы, и так далее, и так далее. Он не замолчит, пока не договорит все до конца, пусть даже стоит самый холодный зимний день.

У них, как и у всех других племен, есть добрые и злые духи, которых они редко беспокоят, за исключением случаев болезни или войны. Злого духа вообще призывают лишь в единичных случаях, поскольку они все его боятся. Согласно их верованиям, дух творит великие чудеса своевременно. У них есть шаманы или чародеи. Только они, как полагают, могут контактировать с единым злом и предсказать смерть. На этих ребят смотрят с уважением и благоговением; если какая-нибудь группа повздорит или даже просто поспорит с другой, и после этого произойдет смерть, все считают, что его смерть вызвана магией другой группы. Собирается большой отряд мстителей, если за смерть их друга тотчас же не выплачивается от 20 до 50 и 60 шкур или бисера. Оплата за смерть варьируется в зависимости от ранга умершего.

Нижняя группа этого народа, как я уже говорил, находится в состоянии войны с Тейце-Кутчинами и пятеро последних были убиты, но не в открытом бою. Правильные сражения редко происходят, обычно врага застают врасплох ночью, или поджидают в районе лагерной стоянки и убивают отставших, которые появляются в пределах их досягаемости. Причиной ссоры летом прошлого года стала внезапная смерть женщины, жены одного из наших влиятельных людей. Это произошло вскоре после того как она была здесь, и сначала считалось, что мы являемся виновниками ее смерти, но эта версия была отвергнута, и вину переложили на группу, живущую ниже, у которой были разногласия с ее супругом. Более 30 воинов отправились на каноэ вниз по реке, по пути они расположились на берегу, чтобы поспать. В это время появились пятеро ничего не подозревающих Тейце-Кутчинов. Один из них был далеко позади других, и первые четыре решили выйти на берег, и были сразу же умерщвлены кинжалами и лишены бисера и украшений. Пятый мужчина подошел, но, не увидев своих товарищей, заподозрил неладное и не сошел на берег. Он пристал в затапливаемом месте и беседовал с ними с другого берега. Двое из наших индейцев незаметно понесли каноэ через ивняк в обход этого места и, погрузившись выше по течению, спустились по реке, как будто они были из другой группы. Они подплыли к тому месту, где стоял незнакомец, и сказали ему, что они идут вниз по течению, и были бы рады их [его? (А.Н.М.)] компании, ведь гораздо приятнее быть втроем чем вдвоем, и вместе петь. Он подождал, пока они подойдут, и шагнул было в свое каноэ, когда Маленький Вождь подсек его за ногу и он упал в воду. Другой индеец нанес ему удар, прежде чем он успел встать. Воины (убийцы) продолжили путь, намереваясь мстить дальше, но возвратились, не совершив более убийств, так как других индейцев оказалось слишком много для успешной атаки.

Два года спустя четверо нижних индейцев были убиты несколько выше того места, где мы находимся. Они прибыли однажды ночью к хижине старика, который был болен и расположился станом наедине с двумя своими сыновьями, один из которых был еще мальчик. Индейцы вошли в хижину и представились друзьями, но через некоторое время сыновья заметили, что они не спят и ведут себя подозрительно. Они покинули хижину, сказав отцу, что собираются проверить силки (moon snares)[23], и взяли свои луки и стрелы. Они находились снаружи, пока не поняли из разговора, что жизнь их отца под угрозой, и тогда, зная, где сидели чужаки, пустили стрелы через покрышку палатки и убили двоих. Остальные также были моментально убиты стрелами во время попытки спастись бегством. Это считается удивительной храбростью. Но они редко рассказывают о своих неудачах. Они, должно быть, были менее успешными, чем некоторые из их врагов, 20 лет назад. Они говорят, что были большим народом, но пребывая постоянно в состоянии войны, потеряли убитыми более половины своего народа. По большому счету, они – самые коварные люди, а лишение человека жизни приравнивается убийству лося. С нами они вели себя довольно хорошо, особенно учитывая то, что они никогда не видели белых людей. За исключением одного случая.

Осенью один из них хотел войти в дом мистера Хоупа, а его жена была там одна, она захлопнула дверь перед его носом, и он вновь попытался открыть ее силой. Для большего эффекта, он, вытащив нож, направил его на женщину, как он сказал потом, только чтобы напугать ее. И я по прежнему верю, что он не желал ничего более. Бедняга нарвался на взбучку и требование больше никогда не переступать порог этого дома, чем был напуган до полусмерти, и с тех пор здесь не появляется. Я могу привести только один подобный пример, больше ничего против них не имею. Я не знаю ни об одном случае воровства, хотя, я уверен, у них было несколько возможностей совершить кражу. И все же, мы строго следили за своим имуществом, не доверяя им полностью. Из-за частых войн они живут в постоянном страхе перед врагами, и, как правило, держатся большими группами.

Летом они заняты в основном рыбалкой, и запасают на зиму сушеную форель и белую рыбу. Маленькие речки и узкие места на озерах перегораживают кольями и устанавливают большие ивовые корзины для ловли рыбы. Иногда в них попадают огромные трофеи. Они никогда не ставят сетей и ничего не знают о них. Осенью и зимой они живут охотой на кроликов и лосей. Лосей обычно ловят петлями, мало кто из индейцев может убить их каким-нибудь другим способом, но животные эти настолько многочисленны, что их часто можно застрелить [из ружья]. Мы наняли молодого вождя в качестве «охотника форта» и он преуспел в этом деле, но его считают лучшим охотником на лосей во всей группе. К весне большинство из них отправляются в Земли Карибу, чтобы заготовить сушенного мяса, но главным образом, чтобы запастись кожами для одежды и прочих нужд. Сравнительно мало времени они посвящают пушной охоте. Они говорят, будто могут добыть то, что хотят в любое время. Сразу после ледохода наступает сезон, когда они добывают большинство бобров.

Я рассказал достаточно об этих варварах. Полагаю, вам могут быть интересны несколько эскизов, сделанных в пути и некоторые примеры их языка.

Когда я делал наброски индейцев, присутствовал вышеупомянутый джентльмен 'Saveeah' главный вождь кутча-кутчинов[24]. Он отметил, что он не нашел себя среди них. Я предложил ему сделать портрет, чтобы послать его Великому Белому Вождю. Для этого он восседал пол часа с лучшим выражением лица, на какое был способен. Он очень радовался собственному появлению на бумаге. И хотя я сделал [рисунок] халтурно, в нем мало несоответствий, за исключением рта.

Здесь можно отметить, что все местные вожди - молодые люди, и когда они стареют, их не очень-то расценивают как лидеров. Никто не может считаться вождем, пока не будет иметь бисера в эквиваленте на 200 шкур. Этот индеец никогда не видел белых, пока не появились мы. Этой весной он был нашим «охотником форта», и он добыл нам мехов и мяса больше чем кто-либо другой. В его группе он занимает очень влиятельное положение, и когда мы прибыли из Лапьер-Хаус, то преподнесли ему Красный Мундир.

 


Цветные литографии XIX в. издательства Ханхартов (Лондон), выполненные по эскизам Мюррея


Примечания переводчика:

[1] Не понятно, какое из Больших Северных канадских озер (Невольничье или Медвежье) имеет в виду Мюррей

[2] Речь идет о Тихоокеанском побережье

[3] Arlez-Kootchin. Вероятно, какая-то группа южн.тутчон или внутренних тлинкитов. Этот же этноним у Ричардсона записан как Artez-kutchi

[4] Tchu- Kootchin. Вероятно, южн.тутчон или тагиш. Как ниже отмечает Мюррей, этим же словом кучины называли чугачей(?)

[5] Не совсем понятно, о какой реке идет речь. Имеется в виду один из верхних притоков Юкона

[6] Слияние рек Пелли (правый приток) и Льюис (левый приток) образует Большой Юкон. В современной топонимике р.Льюис считается верхним течением Юкона. Мюррей назывет рекой Пелли левый приток, и наоборот

[7] Tathzei-Kootchin. Судя по всему, одна из групп тутчон. Этот же этноним у Ричардсона записан как Fathzei-Kootohin

[8] Имеется в виду форт Юкон, расположенный у места впадения р.Поркупайн в Юкон

[9] р.Танана, или один из ее притоков

[10] Kootcha-Kootchin. Населяли долину Юкона выше форта Юкон до современного Циркла и вниз до Березового ручья (ниже форта Юкон). Другие этнонимы для этой группы: Живущие в Долине [Юкона]; собств. кутчины (Осгуд, 1836); Индейцы Форта (Ross); Юконские лушо (Ross); Ik-kil-lin (Гилдер цитирует Мурдока (1892); Itchali (11-я перепись Аляски); It-ka-lya-ruin (Далл,1877); Nuwukmiut (эскимосск.); Itkpe'lit (Птито,1876); Itku'dliс (Мурдок,1892); Люди Низины (Вимпер,1868); Kouschâ-Kouttchin, Na-kotchρô-tschïg-Kouttchin (Птито,1891); O-til'-tin (Даусон,1888). Численность кутча-кутчинов вместе с Tranjikkutchin в 1910г. составляла 359 человек

[11] Tecounka-Kootchin. Занимали территории в районе Березового ручья. Другие этнонимы: Tennath-Kutchin; кучины Берч-Крик (Осгуд,1934); индейцы Березовой реки (Вимпер,1868); Zеkа-thaka, Zi-unka-kutchi (Ричардсон); народ Березы (Далл,1870). Согласно Даллу, группа полностью вымерла во время эпидемии скарлатины в 1863г. Птито (1891) людьми Середины называет другую группу кучинов - Tρendjidheyttset-Kouttchin, приводя также второй этноним для этой группы - Tρion-Kouttchin (люди воды). Он пишет, что эта группа населяла район Черной реки. Другие этнонимы для группы района р.Черной: Tranjik-kutchin (Те, кто живут вдоль реки [Черной]); кучины Блэк-Ривер (Осгуд,1936); люди Кэш-Ривер (Cadzow, 1925)

[12]Tannin-Kootchin. Речь идет о танана. Птито (1891) упоминает Tρa-nànœ-Kouttchin – Людей Холмов

[13] Непонятно, какую реку Мюррей называет Русской. Одноименный современный гидроним (небольшой приток р. Кенай) здесь явно не подходит

[14] Teytseh-Kootchin. Возможно, верхние коюконы. Осгуд причисляет эту группу к кучинам (возможно, локальная группа Нацикучинов) и считает, что они полностью или частично вымерли во время эпидемии скарлатины в 1863г. Другие этнонимы этой группы: Tatshan-kutchin, Tatsa-kutchin
[15] Tlagga-tsilla. С большой долей вероятности можно предположить, что так кучины называли нижних коюконов или/и ингаликов 

[16] Vanta-Kootchin. Эта группа населяла окрестности реки Рэт-Ривер, получившей название, вероятно, из-за высокой численности ондатры. По другой версии, река названа в честь обитающего на ее берегах народа, название которого имеет мифологические корни. Другие этнонимы этой группы: народ Ондатры (muskart people); Vànœ-ta-Kouttchin, Zjèn-ta Kouttchin (Petitot, 1891); Кучины Вороньей реки (Osgood, 1934); Vunta-Kutchin. Их численность вместе с Tukkuth-kutchin (зап.кучины) и Tutcone-kutchin в 1906г. составляла 1700 человек

[17] Форт Мак-Ферсон. Основан в 1840г.

[18] Neyetse-Kootchin населяли окрестности р. Чандалар (правый приток Юкона, устье расположено в 80км к западу от форта Юкон). Другие этнонимы: Natsit-kutchin (Живущие вне долины [Юкона]); Большие Люди (Ross); Natehe'-Kutchin (Dall,1877); Neyetse-kutchi (Richardson,1851); Tρè-ttchié-dhidié-Kouttchin (живущие далеко от воды; люди обширных пространств) (Petitot,1891). Численность этой группы в 1910г. составляла 177 человек

[19] В 1858г. Компании Гудзонова Залива провела перепись индейцев, посещавших форты компании. Главный управляющий Джеймс Андерсон в Юконском Отчете Даусона (Qeol. Survey, 1887-8, 206B) приводит число индейцев часто посещающих форты Юкон, Мак-Ферсон и Лапьер-Хаус: 1179 человек, включая женщин и детей. Общая численность 6 групп кучинов, посещавших ф-т Юкон, составила 842 человека

[20] На основе сходства этнонимов, Мюррей ошибочно объединяет в одну группу кучинов, чукчей и эскимосов-чугачей

[21] Имеются в виду заячьи шкуры (здесь и далее)

[22] Имеется в виду ель. Сосны не произрастают в этом регионе

[23] Вероятно, опечатка. Следует читать не ''moon'' а ''moose'' - лосиные петли

[24] Возможно, это тот же вождь, которого Шватка называет Сенати (Прим. L.G.Burpee)


 Перевод: Н.Шишелов










 













     * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *  

           КНИЖНАЯ НОВИНКА

             

                           450 ₽

     * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АТАПАСКАХ СУБАРКТИКИПЕРВОИСТОЧНИКИИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯФОЛЬКЛОРЛИНГВИСТИКАФОТОФОРУМГОСТЕВАЯ КНИГАНОВОСТИ


                                                                                               сайт создан 10.09.2010

                                  - ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ УКАЗЫВАТЬ АВТОРОВ И ИСТОЧНИКИ -
                     ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТАТЕЙ, ОТМЕЧЕННЫХ ЗНАКОМ "©", НЕОБХОДИМО РАЗРЕШЕНИЕ АВТОРОВ
          МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ И ВЫЛОЖЕНЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS