СЕВЕРНЫЕ АТАПАСКИ

 Насельники Дикого Севера


ПОИСК ПО САЙТУ:




                                                                                                                 


Некоторые сведения об индейцах чепевайан

Некоторые сведения об индейцах чепевайан  |  Встреча с догрибами и слэйв  |  Встреча с хэа  |  Встреча с кучинами
Некоторые сведения об индейцах чепевайан

Oни - многочисленный народ, считающий земли между 60 и 65 параллелями с.ш. и 100 и 110 з.д., своей родиной. Они говорят на широко распространенном языке, который очень труден для понимания и имеет много диалектов различных кочующих племен, которые населяют огромную часть страны, границы которой я опишу [1]. Она начинается от Черчилла, и тянется вдоль линии, разделяющей их с Книстено (1), вверх по Миссинипи к острову Ла Кросс, проходя через Буффало Лэйк, Ривер-Лэйк, и волок Ла-Лош; оттуда она идет по Элк-Ривер до Хиллз-Лэйк, и далее прямо на запад к реке Пис, и вверх по этой реке до ее верховий и притоков, откуда она идет к водам реки Колумбия; и следует по реке до 52,24 с.ш. и 122,54 з.д., где соседями Чепевайан являются Атна или Болтливый (?) Народ (Chin Nation). Затем линия идет на запад к морю, к стране, где обитают люди, которые говорят на их языке [2] и, следовательно, происходят от них. Не может быть сомнений, относительно их продвижения на восток. Одно из их племен известно даже в верхнем Саскачеване. Я не берусь выяснить, как далеко они продвинулись на восток за Скалистые Горы (2).

Невозможно дать справедливую оценку их численности, но очевидно, однако, что они отнюдь не равномерно населяют их огромные территории, что, в определенной степени, можно объяснить разрушительным действием оспы, которая более или менее часто встречается в этой части континента.

Понятие о сотворении мира у этихлюдей имеет очень странный характер. Они считают, что в начале был один огромный шар, покрытый океаном, где не было ни одного живого существа, кроме могучей птицы, глаза которой были огненные, ее взгляды были молниями, а хлопки крыльев - громом. Она спустилась к океану, прикоснулась к нему, и мгновенно появилась земля и осталась на поверхности воды. Эта всемогущая птица создала все многообразие животных на земле, за исключением Чепевайан, которые были созданы из собак. Этим обстоятельством объясняется неприятие мяса этого животного, а также неприязнь к людям, которые едят его. У этого необычного предания есть логическое продолжение: большая птица, закончив свою работу, сделала стрелу, которая должна была заботливо хранится и оставаться неприкосновенной, но случилось так, что Чепевайан нарушили согласие и унести ее, совершив святотатство. Большая птица пришла в такую ярость, что никогда больше не появляется (3).

Среди них также бытует поверье, что изначально они пришли из другой страны, населенной очень злыми людьми, переправившись через большое озеро, узкое, мелкое и полное островов, где они терпели большие страдания, все это происходило зимой, когда был лед и глубокий снег. На реке Коппермайн, где они достигли первой тверди, земля была покрыта медью и с тех пор поверхность земли была разрыта на глубину человеческого роста. Еще они говорят, что в древние времена их предки жили и не умирали до тех пор, пока их ноги не стирались от ходьбы, а глотки от принятия пищи. Они рассказывают о потопе, во время которого воды покрыли всю землю, за исключением самых высоких гор, на вершинах которых они и спаслись.

Они считают, что после смерти, они переходят в другой мир, где они приходят к большой реке, где они садятся в каменное каноэ, и слабое течение несет их на обширное озеро, в центре которого находится самый прекрасный остров, и что, живя в этом восхитительном месте, им воздается по делам, совершенным ими при жизни. Там определяется их окончательное состояние и неизменная доля. Если в жизни они совершили больше добрых дел, они высаживаются на острове, где счастью будет конца. Что, однако, по их представлениям, состоит в вечных удовольствиях плоти и сладострастиях. Но если они совершат больше дурных поступков, каменное каноэ сразу потонет, и они окажутся по подбородок в воде, и будут лишь созерцать и сожалеть о награде, которую могли бы получить, и предпринимать бесполезные попытки достичь блаженного острова, которого они навсегда лишились.

Они имеют некоторые зачаточные представления о переселении душ. Например, если ребенок родился с зубами, они говорят, что ребенок похож на какого-нибудь ранее жившего человека, который принял обновленную жизнь, что проявилось в этом необычном признаке зрелости - преждевременном появлении зубов.

Чепевайан рассудительны, пугливы, с эгоистичным нравом, что иногда вызывает подозрения в их честности. Это бродячий народ. В их росте нет ничего примечательного, но они иногда имеют крепкое телосложение, хотя редко бывают тучными. Их лица смуглы, с грубыми чертами, волосы длинны, и всегда тускло черного цвета. У них нет того распространенного пронзительного взгляда, который, как правило, оживляет индейское лицо. Женщины более приятной наружности, чем мужчины, но их походка выглядит как-то неуклюже, что обусловлено их привычкой ходить на снегоступах и перетаскивать сани весом от двух до четырехсот фунтов в течении девяти месяцев в году. Они очень покорны своим мужьям, которые, однако, беспокоят их припадками ревности по малейшему поводу, и относятся к ним с крайней жестокостью, что иногда приводит к смерти женщин. Часто женщины являются объектом торговли, и отец имеет право продать свою дочь[3]. Мужчины обычно выщипывают бороды, хотя некоторые из них, как замечено, предпочитают гладкому подбородку густую черную бороду. Они подрезают волосы, придавая им различные формы, или оставляют их длинными, естественно ниспадающими, в зависимости от их причуд и воображения. Женщины всегда носят волосы большой длины, и некоторые из них очень внимательно за ними ухаживают. Если женщина появляется лишенной волос, это является доказательством ревности мужа, и рассматривается как более строгое наказание, чем рукоприкладство. У представители обоих полов имеются синие или черные полосы, или от одной до четырех прямых линий на лбу и щеках, что является знаком принадлежности к племени. Эти знаки или вытатуированны или нарисованны с помощью нитью, смоченной в нужной краске, [протянутой] под кожей.
Нет людей более внимательно относящихся к комфортности одежды или менее заботящихся о своем внешнем виде. Зимняя одежда сделана из шкур оленей и оленят, выделанных так же хорошо как замша, но с волосом. Летом одежда их такая же, с той лишь разницей, что с кож удален волос. Их обувь и леггины сшиваются вместе, последние доходят до талии и поддерживается поясом, под которым протянут небольшой кусок кожи, прикрывающий интимные части тела, концы его свисают спереди и сзади. В обувь кладут шерсть лося или северного оленя с дополнительными кусками кожи в качестве носков. Рубахи или куртки, подпоясанные на талии, доходят до середины бедра. Рукавицы пришивают к рукавам, или на бечевке вешают через плечи. Палантин из оленя покрывает шею и голову, представляя собой странный вид шапки. Халат, сшитый из нескольких шкур оленей или пыжиков (4), покрывает все. Эта одежда бывает одно- или двуслойной, но зимой всегда с волосом изнутри и снаружи. Одетый таким образом Чепевайан ложится на лед посередине озера, и с комфортом отдыхает, хотя иногда по утру и испытывает трудности при высвобождении из-под снега, которым его заносит в течение ночи. Если во время пути он нуждается в провианте, он вырезает лунку во льду, и редко когда не удается ему выловить несколько форелей или щук. Глаза их он тут же извлекает и ест, это считается большим деликатесом. Но если этого будет недостаточно, чтобы удовлетворить аппетит, при необходимости ему придется продолжить трапезу сырой рыбой, но, те, кого я видел, предпочитали готовить запасы, когда обстоятельства этого требовали и позволяли. Когда они находятся в той части их страны, где нет достаточного количества леса для дров, они снижают потребление топлива, впрочем, как правило, они сушат мясо на солнце [4].
Одежда женщин отличается от мужской. Их леггины подвязаны ниже колена, а их куртки или платья широкие, длиной до лодыжек, и по желанию опоясываются на талии. Те, у кого есть дети, делают эти одежды очень просторными в плечах, а когда они путешествуют, тоносят своих младенцев на спине, возле тела. В таком положении младенцы чувствуют себя вполне комфортно, а матери это удобно для кормления грудью. Они кормят детей молоком до тех пор, пока не родится следующий ребенок. В отличие от цивилизованных людей, для дикарей рождение ребенка не является поводом для нежного ухода и пристального внимания к матери. В этот период женщины не прекращают заниматься своей повседневной работой, и эти постоянные физические упражнения, должно быть, вносят свой вклад в состояние здоровья матери, как во время беременности, так и в момент родов. У женщин есть странный обычай отрезать небольшой кусочек пуповины новорожденного, и носить его на своей шее; любопытно также, что для этого они делают чехлы, которые украшают иглами древесного дикобраза и бисером.

Хотя женщины находятся во власти мужчин как их собственность, с ними всегда советуются, и они имеют очень значительное влияние на торговлю с европейцами, и другие важные проблемы.

Среди них распространено многоженство, и церемония вступления в брак носит очень простой характер. Девочки бывают помолвлены уже в очень раннем возрасте, с теми, кто, по мнению родителей, будет лучшей опорой для них, мнение самих женщин во внимание не принимается. Всякий раз, когда происходит развод, что иногда случается, все полностью зависит от воли и желаний мужа. Как и у других индейцев этой страны, они имеют обычай относящийся к периодическим состояниям женщины, который строго соблюдается: в это время женщина должна изолировать себя от общества.

В такой ситуации считается непозволительным, чтобы женщина во время похода шла тем же путем, что и мужчины, это считается серьезным нарушением приличий со стороны женщины, как и прикосновение к предметам обихода, принадлежащих мужчине. Считается, что подобное обращение оскверняет их, и дальнейшее использование этих вещей влечет за собой вред и неудачу. Женщины никогда не должны касаться шкур некоторых животных, например, это касается медвежьих и волчьих шкур, и этих животных мужчины убивают в редких случаях.

Чепевайан не выделяются своими охотничьими умениями, что должно выражаться в той легкости, с которой охотник ловит оленей и бьет острогой рыбу, не привлекая к этим занятиям своих стариков, женщин и мальчиков. Поэтому последние задействованы в тех трудоемких занятиях, в которых у их соседей женщины не принимают участия. Они воюют с Эскимосами, которые не могут устоять перед их численным превосходством, и всегда убивают их, так как не в их принципах брать пленных. В то же время они покоряются Книстено, которые не столь многочисленны, как они сами, когда они враждуют.

На собраниях, между собой или с незнакомцами, они не ведут себя хладнокровно сдержанно, как то распространено у Книстено, но общаются взаимно открыто, и сразу выкладывают всю информацию, которой располагают. И при этом они не вспыльчивы. Следовательно, они более постоянны в этом отношении, впрочем, они очень упорно отстаивают свою позицию, когда затронуты их интересы.

Поскольку эти люди не имеют пристрастия к спиртным напиткам, они всегда обладают пониманием происходящего и здравомыслием, которое постоянно направлено на достижение их собственных интересов, и эта склонность, как легко можно себе представить, иной раз вызывает в их адрес обвинения в мошеннических наклонностях. Они будут с терпением относиться к самому строгому обращению, когда осознают, что они того заслуживают, но никогда не забудут и не простят любой бессмысленной или неуместной жестокости. Я никогда не замечал, чтобы их поведение было бы не сдержанным и не умеренным, и я, не колеблясь, представлю их в целом, как наиболее мирное племя индейцев, известное в Северной Америке.

У них есть фокусники-чародеи и верховные жрецы (5), но я не присутствовал ни на одном из их обрядов, хотя они, конечно, удивительным образом действуют на воображение людей при лечении заболеваний. Их основными болезнями являются ревматические боли, дизентерия и чахотка. Венерическое заболевание встречаются очень часто, но, хотя оно протекает медленно, постепенно подрывает организм, и вызывает преждевременное его разрушение. Они суеверны и для лечения прибегают к заговорам, которые являются единственным лечебным методом, за исключением использования ивовой коры, которая сжигается и растирается в порошок, которым посыпают свежие раны и язвы, и, для усиленного потоотделения, определенные места. У них нет знаний об использовании лекарственных трав и растений, что не удивительно, так как в их стране они не произрастают (6).

Хотя они давно наслаждаются общением с европейцами, их страна настолько бесплодна, что на ней невозможно воспроизводить необходимое количество обычных жизненных благ, полученных благодаря этой связи; и они по-прежнему в значительной мере применяют собственные неудобные и сложные способы добычи и приготовления дичи. Иногда они загоняют оленей в небольшие озера, где колют их копьями, или в загоны, где убивают стрелами из луков. Этих животных также ловят кожаными петлями. В первом случае дичь делится между участниками охоты, в последнем – является собственностью добывшего ее охотника, тем не менее, любой неудачный охотник, проходящий мимо, может забрать себе пойманного оленя, оставив голову, шкуру и поясничный отдел владельцу. Хотя они не имеют нормального правительства, так как каждый мужчина является господином в своей собственной семье, они находятся под влиянием более или менее определенных законов, поддерживающих общее благо.

В ссорах друг с другом, они крайне редко переходят к более высокой степени насилия, чем удары, борьба, и выдергивание волос, а их ругань состоит в применении имени самого отвратительного животного к обидчику, с добавлением терминов уродливый и «chiay» - мертворожденный [5].

Их оружие и домашняя утварь, помимо предметов, купленных у европейцев, состоит из копий, луков и стрел, рыболовных сетей и шнуров, сделанных из сырой оленьей кожи, разрезанной на ремни. Они также используют сети для ловли бобров, потому что бобр пытается вырваться из хатки, когда ее разрушают. Для этого сеть располагают определенным образом, и человек следит, дожидаясь момента, когда бобр врежется в сеть, или поплывет напрямик к ней. Затем его бросают на лед, где он остается лежать, как будто мертвый.

Снегоступы их выполнены с величайшим мастерством. Внутренняя часть их рамы прямая, а наружная искривлена, оба конца острые, а передний загнут вверх. Они с большой аккуратностью прошнурованы ремнями из оленей кожи.

Сани делают из длинных узких досок, загнутых в передней части и идеально обстроганых кривым ножом для облегчения скольжения. Для этих целей лучшей является мелковолокнистая древесина, но они делают сани из красного дерева или болотной ели.

В стране, которую эти люди считают своими землями, совсем немного твердой почвы, и такая земля производит мало деревьев и трав или же вообще их не дает. Главным растением здесь является мох, которым кормятся олени, и разновидность мха, растущего на камнях, который, в голодные времена спасает жизнь туземцам. При кипячении в воде, он превращается в липкое, клейкое вещество, которое достаточного питательно (7). Но, несмотря на бесплодность своей страны, при желании, надлежащем ведении хозяйства и экономии, эти люди могут жить весьма комфортно, ибо озера изобилуют рыбой, а холмы покрыты оленями. Хотя, из всех индейских народов этого континента они считаются наиболее предусмотрительными, они пребывают в очень тяжелом положении в определенные сезоны, особенно в разгар зимы, когда им приходится перемещаться в свои скудные скупые леса. К западу от них встречаются мускусные быки, но они не являются для них жизненно важным животным. Есть также большие зайцы, встречается несколько видов лисицы, белые и серые куропатки, и т.д. Белые волки, характерные для их страны, немногочисленны. Бобра и лося (10) они не могут найти, пока они зайдут южнее 60 параллели с.ш., а еще южнее встречаются бизоны. В западной части их страны эти животные, как известно, часто встречается в более высоких широтах. Эти люди приносят куски красивого пестрого мрамора, которые находят на поверхности земли. Он легко обрабатывается и прекрасно полируется, а со временем твердеет. Т.к. он выдерживает высокие температуры, из него делают трубки, или калуметы, поскольку они очень любят курить табак - роскошь, которую им предоставили европейцы.

У них мало забав или развлечений. Их музыка настолько дисгармонична, а их танцы так неловки, что можно предположить, что они стыдятся и того и другого, так как очень редко поют и танцуют. Еще они стреляют по мишеням, а также играют в распространенные среди них игры, но на самом деле всему этому они предпочитают спать, а большую часть времени тратят на добывание пищи, и отдых от тяжких трудов, необходимых для этого.

Характер у них ворчливый, они все время недовольны, а жалобы свои выражают постоянным повторением слова «eduiy» - «это трудно» жалобным, хнычущим тоном голоса.

 Они суеверны до крайности, и почти все события их жизни, даже тривиальные, находятся в той или иной степени под влиянием некоторых причудливых представлений. Я не заметил, чтобы у них была какая-либо особая форма религиозного культа, но так как они верят в добрых и злых духов, и существование поощрений и наказаний после смерти, они, определенно, не лишены религиозных представлений. В то же время они проявляют решительное нежелание давать какие-либо сведения по этим вопросам.

Чепевайан обвиняют в том, что они оставляют своих стариков и немощных, обрекая их на погибель, и что они не хоронят своих мертвых, но это печальная необходимость, вытекающая из их скитальческого образа жизни. Они отнюдь не всегда поступают так, ибо я знаю случай, когда человека, скованного параличом, многие годы переносили с собой, с величайшей заботой и вниманием, пока он не умер естественной смертью. То, что они не хоронят мертвых в своей родной стране, не может быть объяснено их дикой бесчувственностью, так как они живут в таких высоких широтах, где земля никогда не оттаивает, к тому же, хорошо известно, что, когда они находятся в лесах, они прикрывают своих покойников деревьями. Кроме того, они выражают уважение к памяти друзей, покинувших их, нераспространенным способом, и во время длительного траура ходят, обрезав волосы и никогда не используют имущества умершего. Более того, в знак печали и скорби они часто разрушают или жертвуют своей собственностью.

Если есть какие-нибудь люди, которые из-за бесплодности своей страны, должны быть людоедами по натуре, то можно было бы предположить, что этот народ, из-за трудностей с продовольствием, которые они порой испытывают, именно такой. Но я никогда не знал ни одного подобного случая среди всех туземцев, с которыми я встречался на протяжении всего маршрута в 5000 миль. Я не видел и не слышал о случаях каннибализма среди них, учитывая все знания о них, коими я располагаю. Но, как известно, такое случается даже среди самых цивилизованных людей при непреодолимой необходимости, побуждающей их есть друг друга.


Примечания Александра Маккензи:

[1] Те из них, кто приходит торговать с нами, числом не превышают 800 мужчин, и немного знают язык Книстено, на котором они общаются с нами.

[2]Побережье на Северо-Западе населено Эскимосами, а на Тихом океане живут люди, отличающиеся от обоих.

[3] Они, однако, продавают их не в качестве рабынь, но, как пару для тех, кому предлагается жить в большем комфорте.

[4] Запас продовольствия, называемый пеммикан, который Чепевайан и другие дикари этой страны, употребляют как основную пищу во время путешествий, готовится следующим образом: нежирные куски мяса крупных животных нарезаются на тонкие ломтики, которые помещаются на деревянные решетки над медленным огнем или на солнце, а иногда и на морозе. После этой операции, сушеное мясо перетирают между двумя камнями. Пеммикан может хранится несколько лет. Однако, если он хранится в больших количествах, то может закиснуть следующей же весной, подвергаясь воздействию воздуха, или в скорости загниет. Слой жира, тот что на крупе у диких животных, намного толще чем у наших домашних, его перетапливают и смешивают, в кипящем состоянии, в равных пропорциях с толченым мясом: после этого пеммикан складывают в корзины или мешки для удобства переноски. Таким образом, готовится питательная пища, и ее едят, без дальнейшего приготовления и добавлениея специй, соли или любых растительных или мучных ингридиентов. Его вкус быстро становится пивычным. Существует еще другой вид пеммикана, с добавлением костного мозга и сушеных ягод, он высшего качества.

[5] В качестве ругательства употребляется и название утробного плода убитой самки, который считается одним из лучших деликатесов.


Примечания переводчика:

(1) Кри («Knisteneaux»)

(2) Маккензи ошибочно принял открытую им реку Фрейзер за р.Колумбию. В этом абзаце под именем Чепевайан имеются в виду и другие, родственные им, атапаскские народы. Возможно, Маккензи не верно истолковал информацию, полученную от информаторов чипевайан, что не удивительно, ведь, как он сам отмечает, переговоры велись на языке кри. «Atnah or Chin Nation» - так Маккензи назвал шусвап (этноним «athna» в начале 19в.также употреблялся по отношению к цимшианоговорящим гитксан – северо-западным соседям кэрьеров (н.р. сообщения торговца Вильяма Брауна, 1822г.)) «Племенем, известным в верхнем Саскачеване», несомненно, являются степные атапаски сарси. Люди живущие у моря и «говорящие на их языке», вероятно, на-дене-говорящие эяк и тлинкиты; иноязычные люди побережья (см. прим. Маккензи [2]) – салишские народы. Т.о. Маккензи обозначает южные и западные границы территории, населенные северной группой атапасков. Конечно, путешественник ошибочно проводит этнические границы с такой точностью; система природопользования субарктических охотников не предполагала четкого разграничения занимаемых территорий. К тому же, те нечеткие границы, которые существовали между разными народами и группами обычно проходили по водоразделам, а не по рекам (как это часто встречается в европейских традициях).

(3) Приведенные здесь Маккензи представления чипевайан о сотворении мира напоминают сплав христианских, атапаскских и алгонкинских верований что, возможно, обусловлено недопониманием между путешественником, переводчиком и информантами.

(4) Пыжик – олененок, возрастом до 1 месяца

(5) У таежных атапасков не существовало духовной элиты и жречества, Маккензи ошибается, используя термин «high-priests» для обозначения знахарей

(6) Ошибочное утверждение

(7) Речь идет о каком-то лишайнике


Перевод: Н.Шишелов






 

       


 


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АТАПАСКАХ СУБАРКТИКИПЕРВОИСТОЧНИКИИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯФОЛЬКЛОРЛИНГВИСТИКАФОТОФОРУМГОСТЕВАЯ КНИГАНОВОСТИ
сайт создан 10.09.2010

- ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ УКАЗЫВАТЬ АВТОРОВ И ИСТОЧНИКИ -
ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТАТЕЙ, ОТМЕЧЕННЫХ ЗНАКОМ "©", НЕОБХОДИМО РАЗРЕШЕНИЕ АВТОРОВ
                         
                                                                                     МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ И ВЫЛОЖЕНЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 


ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS