СЕВЕРНЫЕ АТАПАСКИ

 Насельники Дикого Севера


ПОИСК ПО САЙТУ:




                                                                                                                 

NORTHERN DENE  /  ПЕРВОИСТОЧНИКИ  /  Обитатели сѣверо-западныхъ береговъ Америки - Ф.П.Врангель




Обитатели сѣверо-западныхъ береговъ Америки - Ф.П.Врангель


ОБИТАТЕЛИ СѣВЕРО-ЗАПАДНЫХЪ БЕРЕГОВЪ АМЕРИКИ

                   Ф.П. Врангель

                        

 Мѣдновскіе.

 Небольшое сіе поколѣніе, въ коемъ нынѣ считается до 60 семействъ, обитаетъ по берегамъ рѣки Атны и называетъ себя Атнахитяне. Они миролюбивы,живутъ въ согласіи со всѣми сосѣдними поколѣніями, и имѣютъ торговыя связи съ Чугачами, Угаленцами, Koлошами,Кольчанами, Кенайцами. У всѣхъ сихъ народовъ страна Мѣдновская славилась прежде (съ прихода сюда Европейцовъ) мѣдью, въ ней находимой; туземцы выковывали изъ сего металла топоры, ножи, нагрудники, для себя и въ продажу Угаленцамъ, Колошамъ и другимъ сосѣдямъ. И теперь они единственные кузнецы, умѣющіе ковать желѣзо, получаемое ими отъ Рускихъ; ни Колоши, ни другіе народы въ колоніяхъ, не знаютъ сего искуства. Атнахтяне называютъ Рускихъ: Кетчетняи, отъкетчи, желѣзо.

  Главное занятіе Мѣдновскихъ составляетъ охота за дикими оленями. Весною, когда льды на рѣкахъ и озерахъ еще крѣпки, заганиваютъ они табуны являющихся тогда оленей, въ нарочно поставленные изъ жердей загоны, наподобіе лежащей Римской цыфры <, коей отверстіе иногда на 10 верстъ простирается. Когда звѣри войдутъ въ самый уголъ загона и начнутъ тѣсниться, тогда дикари колютъ ихъ. Другая поколка оленей случается осенью, на обратномъ переходѣ оленей къ мѣстамъ, гдѣ они проводятъ зиму; ихъ заганиваютъ въ озера, и на лодочкахъ въ водѣ закалываютъ. На удачномъ промыслѣ оленей основано самое существованіе народа: олень доставляетъ ему и одежду и пищу; рыба не доходитъ до жительства Мѣдновскихъ въ такомъ изобиліи, чтобы они могли запасать ее на цѣлую зиму, и отъ того случается, что послѣ неудачныхъ оленьихъ поколокъ, народъ подвергается ужасному голоду и цѣлыя семейства умираютъ. Такъ, въ 1828 году, при подобномъ несчастіи, болѣе 100 человѣкъ взрослыхъ и дѣтей содѣлались жертвами голодной смерти. Для собственной одежды и на продажу, Мѣдновскіе добываютъ также лосей, которыя къ нимъ забѣгаютъ, тарбагановъ, еврашекъ, лисицъ и черныхъ медвѣдей, но рѣчныхъ бобровъ они не бьютъ, хотя и водится сіе животное въ ихъ странѣ. Величайшимъ богатствомъ почитаютъ они бисеръ; зажиточнѣйшіе собираютъ его сколько могутъ, закапываютъ въ землю и передаютъ, какъ сокровище, наслѣдникамъ, которые стараются умножить его.

  Подобно Угаленцамъ, принадлежа къ одному племени съ Колошами, Мѣдновскіе сходствуютъ съ ними въ повѣрьяхъ, обрядахъ, и въ языкѣ сохранились слова, указующія на общій корень. Приведу нѣкоторыя:

 по-Мѣдновски. 

 по-Угаленски.

 по-Колошски 

 Небо

 Я-ать 

 Я-а 

 -- -- -- 

 Ночь

 Тотче

 -- -- -- 

 Тата

 Ледъ

 Тътёнъ

 Тътець

 Тылъ

 Камень

 Тцешъ

 Тца

 Тъ те 

 Женщина

 Шаатъ

 -- -- -- 

 Шаавытъ

 Лисица

 Накатце

 Накатце

 Накаце

 Орелъ

 Тчкулякъ

 Тчкочкалахъ

 -- -- -- 

 Огонь

 Ткхопъ

 -- -- -- 

 Хкганъ

 Кровь

 Телль

 Теллхъ

 -- -- -- 

 Жиръ

 Хъ хя 

 Хъ хе 

 -- -- -- 

 Иди сюда 

 А-ны 

 А-анчія 

 Аку




  Въ языкѣ Атнахтянъ гортанные слоги Колошъ не замѣтны, и часто встрѣчаемое окончаніе тль въ словахъ колошенскихъ, замѣнено y Мѣдновскиъ гласными буквами  яй и е; вообще языкъ ихъ легокъ и звучнѣе Колошенскаго нарѣчія.

  Мѣдновскіе раздѣляютъ годъ на 15 мѣсяцевъ, которыхъ не называютъ особенными именами, a считаютъ: первый, второй, и такъ далѣе, 10 мѣсяцевъ зимнихъ и осеннихъ, да 5 весеннихъ и лѣтнихъ. Зажиточные имѣли y себя калговъ, рабовъ, которыхъ покупали отъ Кольчанъ, однакожь они не приносили ихъ въ жертву умершимъ старшинамъ, какъ то дѣлаютъ Кольчане и Колоши. Впрочемъ, подобно симъ послѣднимъ, они сожигаютъ трупы, собравши кости завертываютъ въ чистыя, недержанныя ровдуги (выдѣланныя безъ шерсти оленьи кожи), и въ ящикѣ хранятъ ихъ на столбѣ, или на деревѣ. Поминки умершихъ родственниковъ празднуются каждогодно. Атнахтяне, подобно Колошамъ и прочимъ поколѣніямъ сего племени; приписываютъ созданіе земли и человѣка, ворону, который похищалъ гдѣ-то стихіи, одну за другою. Сказаніе о могучей птицѣ, сотворившей вселенную, украшенное поэтическими вымыслами y Книстено, Чипивейанъ, и другихъ дикарей восточныхъ равнинъ Сѣверной Америки, превратилось на западномъ берегу въ простую сказку о воронѣ. О всеобщемъ потопѣ не сохранилось здѣсь никакого преданія. 

 Кольчане или Гальцане.

  Поколѣнія, занявшія сѣверныя и восточныя рѣки и рѣчки, въ Атну впадающія, и тѣ, кои живутъ еще далѣе за хребтами, называются Мѣдновскими Кольчане, что означаетъ: чужіе люди. Они различаютъ ближнихъ отъ дальнихъ Кольчанъ; съ первыми торгуются, получая лосьи шкуры, рысей, рѣчныхъ бобровъ, a дальнихъ знаютъ только по слухамъ. Ближніе Кольчане посѣщаютъ нерѣдко и нашу Мѣдновскую одиночку, для продажи рѣчныхъ бобровъ и другихъ звѣриныхъ шкуръ, спускаясь внизъ по теченію рѣчекъ на лодочкахъ, обтянутыхъ сырыми оленьими шкурами, нерѣдко внутрь, куда нагружаютъ всѣ промыслы, пріобрѣтенные лѣтомъ у хребтовъ и на озерахъ. Приплывъ къ одиночкѣ, лодочки разбираются, оленьи шкуры выдѣлываются въ мѣха, или ровдуги, на продажу, а сами дикари возвращаются пѣшкомъ домой, съ полученнымъ бисеромъ и табакомъ.

 Разныя поколѣнія Кольчанъ враждуютъ между собою; дальнихъ описываютъ весьма свирѣпыми, и сказываютъ, что они употребляютъ человѣческое мясо для утоленія голода при недостаткахъ. Ближніе принадлежатъ къ одному племени съ Мѣдновскими и Кенайцами, и хотя говорятъ другимъ нарѣчіемъ, однакожь другъ друга понимаютъ.

 Кенайцы называютъ ихъ Гальцане, то есть, гости, также тѣ поколѣнія, которыя бродятъ въ верховьяхъ рѣкъ, текущихъ въ Берингово море, извѣстны имъ подъ тѣмъ же именемъ. Они сходятся съ тѣми и другими Гальцанами во время оленьихъ промысловъ, въ исходѣ лѣта, за хребтами, на озерахъ, и вымѣниваютъ y Мѣдновскихъ Гальцанъ лосиныя кожи, a отъ другихъ получаютъ соболей и рѣчныхъ бобровъ. Самое ближнее къ сѣвернымъ Кенайцамъ жилище сихъ послѣднихъ Гальцанъ называется Титлогать, откуда въ 10 дней, черезъ хребты, они приходятъ къ озеру Кнытыбенъ, для оленьей поколки, a къ сему озеру, для свиданія и торговли съ Титлогатскими дикарями, приходятъ Кенайцы, промышляющіе оленей на озерѣ Хтубенъ, лежащемъ въ 6-ти дневныхъ переходахъ южнѣе Кнытыбена; отъ озера же Хтубень до сѣвернаго угла Кенайскаго залива, разстояніе 14 переходовъ: Мѣдновскихъ Гольцанъ самое ближнее жило къ Кенайцамъ называется Нутатльгатъ, и отсюда жители приходятъ иногда къ озеру Хтубень для торга съ Кенайцами, достигая его въ 10 дней самаго скораго хода чрезъ хребты. Отъ Нутатльгатскихъ Гальцанъ Кенайцы получаютъ иногда Англійской работы ружья, мѣдныя деньги и корольки, не Рускаго привоза, сказывая, что вещи сіи переходятъ къ нимъ чрезъ третьи руки, отъ народа, торгующаго съ людьми, живущими въ крѣпости {Сообразивъ сбивчивыя свѣдѣнія о странѣ, въ которой мнимая сія крѣпость находится, дѣлается вѣроятнымъ, что Англійскія издѣлія и ружья передаются отъ Чилъхатскихъ (Ljnn's Canal) Колошъ, которые получаютъ ихъ отъ торгующихъ въ проливахъ Американцевъ Соединенныхъ Штатовъ. Вр.}. За дальними Гальцанами, въ воображеніи Кенайцевъ, живутъ народы съ хвостами.

 

 Кенайцы.

 Они называютъ самихъ себя: Тнайна, отъ Тнай, то есть, человѣкъ, a Кадьякцамъ извѣстны подъ названіемъ Кина-ютъ, что принято и Рускими. Народъ сей, въ числѣ 460 семействъ, обитающій по берегамъ и въ окрестностяхъ Кенайскаго залива (Cookie Inlet), и около озеръ Илямны и Кызжахъ, принадлежитъ къ тому же коренному племени, какъ и Гальцане, Кольчане, Атнахтяне и Колоши. Въ томъ свидѣтельствуетъ не токмо сходство, сохранившееся въ нѣкоторыхъ словахъ языковъ сихъ народовъ (которое, правда, въ языкѣ Колошъ едва уже становится замѣтнымъ и почти исчезло), и не токмо одинаковость въ ихъ повѣрьяхъ и обрядахъ, но мнѣніе сіе наиболѣе подтверждается общимъ раздѣленіемъ на два главныя поколѣнія, подраздѣленныя на роды, извѣстные родъ различными именами. Кенаецъ вороньяго рода принимается, какъ родственникъ, Гальцаномъ, Мѣдновскимъ, Угаленцомъ, или Колошею того же рода, или того же поколѣнія:, хотя бы онъ и не понималъ разговора другаго. Общихъ отличительныхъ знаковъ, для познанія, къ какому роду принадлежатъ они, кажется, не существуетъ, и простое о томъ объявленіе принимается всегда дикарями съ полною вѣрою.

  По преданіямъ Кенайцевъ, воронъ сотворилъ изъ различныхъ веществъ двухъ женщинъ, изъ коихъ каждая сдѣлалась родоначальницею особаго поколѣнія. Одно изъ сихъ поколѣній произошло отъ 6 родовъ одной, a другое поколѣніе отъ 5 родовъ другой жеящины. Имена первыхъ шести родовъ суть: Кахгія отъ крика ворона, Кали отъ рыбьяго хвоста, Тлахтана отъ травяной цыновки, Монтохтана отъ задняго угла въ избѣ, Чихей отъ краски, и Нухиіи, упавшій съ неба. Вторые пять родовъ называются Тульчина, отъ охоты купаться въ холодной водѣ, когда она осенью уже начинаетъ замерзать, Катлухтана, охотницы нанизывать бисеръ, Шшулахтана, обманщики, подобно ворону, который при сотвореніи земли и людей безпрестанно сихъ послѣднихъ обманывалъ, Нучихги и Цальтана, отъ горы около озера Скиляхъ (близъ вершины р. Коктну. По древнему постановленію, мужчины поколѣнія шести родовъ не могутъжениться въ тѣхъ же родахъ, a должны выбирать своихъ женъ въ другомъ поколѣніи, такъ, что всегда должно избрать жену въ поколѣніи пріятелей, a не въ поколѣніи своихъ (родственниковъ). Дѣти причисляются къ тому роду и поколѣнію, къ которому принадлежитъ мать. Постановленіе сіе въ настоящее время не строго соблюдается, и дозволено жениться въ своемъ родѣ; однакожь старики приписываютъ сему кровосмѣшенію великую смертность, постигшую Кенайцевъ. Ближайшимъ наслѣдникомъ почитается дитя, рожденное отъ сестры, a сынъ наслѣдуетъ весьма малую часть отъ отца, потому, что еще при жизни родителя выбралъ свою долю пищею и одеждою.

  Обряды сватовства весьма просты. Женихъ рано утромъ является въ домъ отца избранной имъ невѣсты, и не говоря ни слова, топитъ баню, таскаетъ воду, добываетъ пищу, что продолжается, пока не спросятъ его: кто онъ такой и для чего такъ трудится? Тогда объявляетъ онъ о своемъ желаніи, и будучи обнадеженъ, остается цѣлый годъ въ домѣ работникомъ. По истеченіи года, отецъ невѣсты отдаетъ жениху соразмѣрную плату за его прислугу, и дикарь уводитъ запросто молодую жену въ свою барабору. Свадебныхъ обрядовъ ни какихъ не бываетъ. Зажиточные имѣютъ по три и по четыре жены. Жена, хотя и трудолюбивѣйшая работница въ семействѣ, но не рабыня своего мужа; она имѣетъ право возвратиться въ домъ отца своего, и мужъ долженъ въ такомъ случаѣ возвратить и плату, полученную имъ за работу при сватовствѣ. Жена полная владѣтельница принадлежащихъ ей, или пріобрѣтаемыхъ ею вещей, и нерѣдко мужъ покупаетъ ихъ y жены; когда же y него женъ болѣе одной, то каждая имѣетъ свое отдѣльное хозяйство, неприкосновенное для остальныхъ женъ, или членовъ семейства.

  Умершаго оплакиваетъ цѣлое поколѣніе. Собираются къ ближайшему родственнику покойнаго, садятся вкругъ огня и воютъ; родственникъ, хозяинъ бараборы, надѣваетъ лучшее свое платье и головной уборъ изъ орлиныхъ перьевъ, продѣваетъ сквозь носовой хрящъ орлиное перо, и съ вычерненнымъ лицомъ является передъ собраніемъ плакать. Держа въ обѣихъ рукахъ побрякушки, сдѣланныя довольно красиво изъ топорковыкъ посковъ, запѣваетъ онъ надгробную  пѣсню; голосомъ твердымъ, гремя побрякушками, и дѣлая всѣмъ тѣломъ, a особенно одною ногою, сильныя движенія, топая въ землю, но не сходя съ мѣста. Онъ воспоминаетъ славные подвиги покойнаго; слово его принимается за текстъ стиху, составляемому экспромтомъ всѣмъ собраніемъ, которое хоромъ поетъ его, ударяя въ бубенъ, и по окончаніи каждаго стиха плачетъ громко въ одинъ голосъ, между тѣмъ, какъ хозяинъ наклоняется тѣломъ впередъ, опускаетъ голову на грудь, и отдыхаетъ отъ сильнаго напряженія, пока почувствуетъ себя опять въ состояніи продолжать плаканіе. Обрядъ сей есть изображеніе глубокой печали грубаго неизнѣженнаго дикаря, жителя Сѣвера, одареннаго чувствомъ сильнымъ, продолжительнымъ, безпритворнымъ. Приведу содержаніе одной, слышанной мною пѣсни:

Ближайшій родственникъ: 

                   "Онъ лучшій былъ промышленникъ!"

Хоръ, родное поколѣніе:

                    "Онъ всѣхъ смѣлѣй гонялся за бѣлугами; 

                     Никогда не возвращался домой безъ добычи;  

                     Пойдетъ ли на хребты за оленями,   

                     Стрѣла его лѣтала прямо въ сердце звѣря;   

                     Встрѣтитъ ли медвѣдя въ лѣсу,  

                     Не упускалъ онъ ни чернаго, ни бураго!"

Ближайшій родственникъ:   

                    "Былъ щедръ и веселилъ другихъ!"

Хоръ: 

                   "Всегда дѣлился онъ промыслами. 

                    Что добудетъ въ море ли, на хребтахъ, ли, 

                    Онъ все раздастъ и бѣднымъ помогаетъ; 

                    Когда работалъ съ своими вмѣстѣ, 

                    Онъ пѣсни пѣлъ, плясалъ и веселился!"

  Послѣ пѣнія, хозяинъ раздаетъ платье и прочее имущество умершаго между родственниками его, принявшими участіе при плаканіи. Лучшіе пріятели покойнаго, изъ другаго поколѣнія, приходятъ безъ зову къ сему обряду, и дарятъ разными звѣриными шкурами ближайшаго родственника, но не поютъ и не плачутъ. Тотчасъ послѣ смерти, они сожигаютъ тѣло умершаго, и собранныя кости хоронятъ въ землю, не допуская ни кого изъ роднаго поколѣнія упредить исполненіе сего обряда. Ближайшій родственникъ покойнаго старается въ теченіе цѣлаго года, или болѣе, добыть сколько ему возможно оленьихъ шкуръ, ровдугъ и звѣриныхъ кожъ, и тогда празднуетъ поминки о покойникѣ,--дѣлаетъ игрушку. Онъ сзываетъ  своихъ, и тѣхъ  пріятелей, которыя схоронили кости, угощаетъ пріятелей до пресыщенія, одариваетъ ихъ за прежнее приношеніе и затрудыпогребенія, расточая свое имущество, въ чемъ ставятъ величайшую славу и стараются превзойти другъ друга; родственники пляшутъ, поютъ печальныя пѣсни, и стараются заслужить одобреніе отъ гостей-пріятелей. Имя покойника не должно произносить болѣе предъ ближайшимъ родственникомъ, и сей перемѣняетъ также свое имя, которымъ звалъ его покойникъ при жизни. Кто осмѣлится нарушить первое условіе и выговорить имя умершаго, того вызываетъ родственникъ на бой, если виноватый принадлежитъ къ поколѣнію пріятелей, и онъ долженъ откупиться подарками; между своими же подобныя взысканія не соблюдаются, a довольствуются одними выговорами. Бѣднякъ не рѣдко вводитъ богатаго пріятеля въ искушеніе, а сей, замѣтя замыслы другаго, не медлитъ назвать покойника по имени, дабы съ хвастливою щедростью утѣшить пробудившуюся печаль и гнѣвъ бѣдняка.

  Кенайцы употребляютъ разные способы для поправленія разстроеннаго состоянія. Напримѣръ, бѣднякъ выжидаетъ, пока зимою озерко, y котораго поселился, не промерзнетъ до дна, такъ, что въ окрестностяхъ не случится воды; тогда онъ сзываетъ богатыхъ пріятелей другаго поколѣнія на игрушку, и подчиваетъ ихъ разтаяннымъ снѣгомъ. Родственники его между тѣмъ замѣчаютъ насмѣшливые гримасы пріятелей, и подслушавъ ихъ рѣчи, сказываютъ о томъ хозяину, который тотчасъ выбѣгаетъ изъ бараборы, надѣваетъ свое лучшее платье, вооружается лукомъ со стрѣлою, и въ бѣшеномъ видѣ являясь передъ гостьми, вызываетъ дерзновеннаго, осмѣлившагося надъ нимъ насмѣхаться; онъ втыкаетъ стрѣлу себѣ въ щеку, губу или лядвею, въ удостовѣреніе, что предпочитаетъ смерть поношенію своего имени. Присутствовавшіе, разумѣется, предвидѣли подобное представленіе; богачъ-насмѣшникъ объявляетъ себя готовымъ заплатить раненому, и тѣмъ вполнѣ удовлетворяетъ оскорбленнаго честолюбца и хитраго спекулянта, подобные которому, можетъ быть, найдутся и въ другихъ странахъ.

  Игрушки, то есть, пляски, пѣнія, угощеніе и подарки, дѣлаются по разнымъ поводамъ. Отъ тяжкой болѣзни исцѣлившійся дѣлаетъ игрушку для тѣхъ, кто показывалъ сожалѣніе о больномъ, приходилъ къ нему въ жило и плакалъ, заботился о немъ, приносилъ лучшую пищу и лечилъ его. Кто въ состояніи при игрушкахъ расточительностью наиболѣе удивить единоземцевъ своихъ, тотъ пользуется и наибольшимъ уваженіемъ въ своемъ жилѣ и въ цѣломъ поколѣніи; прочіе внимаютъ его совѣтамъ и ни въ чемъ ему не прекословятъ. Таково начало тоёнства, или лучше сказать, уваженіе къ нему; власть старшины (кьиика) не основана на родословной, хотя большею частію переходятъ къ наслѣднику; она притомъ условна, и всякъ воленъ признать старшину, или переселиться въ другое жило, куда ему заблагоразсудится, a также жить отдѣльно отъ всѣхъ.

  Между двумя поколѣніями сего народа, замѣтно щекотливое соревнованіе, даже въ самыхъ бездѣлицахъ. Смертоубійствот или обвда, нанесенныя, своимъ отомщаются обиженнымъ лицомъ, или ближайшимъ его родственникомъ, убійствомъ же, или побоями, безъ всякаго въ томъ участія стороннихъ людей; но когда подобный случай коснулся пріятеля другаго поколѣнія, тогда всѣ роды его готовы защитить честь обиженнаго семейства, и въ важныхъ случаяхъ возжигались междоусобныя войны, которыя однакожъ стараются скорѣе утушить, и плѣнныхъ никогда не употребляютъ въ невольники, a возвращаютъ за плату. До занятія страны сей Россіянами, оба поколѣнія соединенно ходили войною на Кадьякцевъ, и должны были отбивать нападенія сихъ послѣднихъ; плѣнники были обращаемы въ невольники, почему Кенайцы и называютъ природныхъ жителей Кадьяка: Ульчна, ссь ульчага, то есть, невольникъ. Нынѣ брани прекратились; несогласія между семействами, или поколѣніями передаются на рѣшеніе управляющаго Николаевскимъ редутомъ, который старается кончить каждое дело миролюбно.

  Кенайцы роста средняго, сложены стройны, складомъ лица и цвѣтомъ тѣла обнаруживаютъ прямое Американское происхожденіе; многіе имѣютъ высокій ростъ, однакожъ я не видалъ въ другомъ народѣ въ колоніяхъ столько горбатыхъ, какъ здѣсь. Нрава они веселаго; каждую работу сопровождаютъ пѣньемъ, и при окончаніи ея въ пляскѣ отдыхаютъ. Зимнія ихъ хижины подобны Угаленскимъ и Мѣ дновскимъ: обширный, высокій бревенчатый сарай, съ очагами въ срединѣ, раздѣленный по сторонамъ на столько отдѣленій, сколько родныхъ семействъ, расположилось жить вмѣстѣ, и съ двумя, или болѣе банями на концахъ, въ коихъ проводятъ большую часть зимы. Бани сіи похожи на Алеутскіе жупаны, но не такъ просторны и свѣтлы; онѣ болѣе уподобляются берлогамъ медвѣжьимъ, завалены со всѣхъ сторонъ землею, такъ, что оставляется со стороны сарая только круглое отверстіе, чрезъ которое человѣкъ съ трудомъ влѣзаетъ; нагрѣваются онѣ раскаленными камнями.

  Упомянувъ выше о нѣкоторыхъ обрядахъ Кенайцевъ, замѣчу здѣсь, что по ученію шамановъ (лыкинъ), и Кенайскій народъ обязанъ своимъ происхожднеіемъ ворону, который находилъ особенное удовольствіе безпрестанно обманывать свое созданіе -- человѣка. По смерти люди продолжаютъ жить внутри земли, гдѣ не тепло, не свѣтло, и гдѣ ведутъ жизнь, подобную жизни оставшихся надъ землей, съ тою разностію, что тамъ спятъ, когда здѣсь бодрствуютъ, и на оборотъ.

  Думать должно, что Кенайцы пришли къ мѣстамъ, нынѣ им занимаемымъ, изъ-за хребтовъ. Это народъ горный, бродячій, сдѣлавшійся въ послѣдствіи приморскимъ и полуосѣдлымъ: употребляемые ими нѣкогда на рѣкахъ и озерахъ челноки изъ березовой коры, остались и теперь при нихъ, a лафтаками (выдѣланныя кожи морскихъ животныхъ) обтянутыя байдарки и байдары переняты, вѣроятно, y Кадьякцевъ, или Чугачъ, съ коими Кенайцы далеко не могутъ равняться въ искуствѣ и смѣлости байдарочнаго плаванія. Любимѣйшимъ занятіемъ ихъ осталась звѣриная ловля въ лѣсахъ, за хребтами.

  При устьяхъ рѣчекъ, или на берегу самаго залива, на струѣ прилива и отлива, расположены лѣтники Кенайцевъ для рыбной ловли, Чавыча, красная, горбуша, голецъ, кижучь, и пр. проходятъ въ величайшемъ множествѣ изъ моря въ заливъ, и во всѣ рѣчки и ручья, съ весны до осени. Употребляемый дикарями способъ ловить рыбу, идущую всегда противъ теченія, крайне простъ: изъ кореньевъ, наподобіе невода сплетенныя корзины привязаны къ длиннымъ шестамъ, на коихъ онѣ опускаются въ воду, и вынимаются, какъ скоро въ нихъ зайдетъ нѣсколько рыбъ; такимъ черпаніемъ рыбы изъ воды занимаются старики и дѣти. Для большаго удобства ставятъ поперекъ струи теченія, на нѣсколько саженъ, родъ перилъ на козлахъ, кои во время густаго хода рыбы, усѣяны бываютъ рыболовами, вооруженными саками, на длинныхъ шестахъ. Женщины вялятъ юколу,приготовляютъ икру, собираютъ ягоды, сараку, и вывариваютъ жиръ изъ маленькой рыбки, называемой здѣсь сакъ, или изъ бѣлугъ (Delphinus leucas), добываемыхъ лучшими промышленниками слѣдующимъ образомъ: на мелководныхъ местахъ вблизи береговъ: на струяхъ теченія, куда бѣлуги приходятъ гоняясь за рыбами, вбиты столбы, на коихъ садятся промышленники и сторожатъ рыбу; коль скоро она довольно приблизится, то со столба бросаетъ Кенаецъ стрѣлу, или, лучше сказать, копьецо, стрѣлки, воткнутое въ шестъ, 1 1/2 сажени длиною, и привязанное къ ремню, саженъ 10 длины, съ надутымъ пузыремъ на концѣ; бѣлуга, съ вонзившеюся стрѣлкою, быстро уплываетъ, a пузырь на водѣ показываетъ мѣсто животнаго, за которымъ въ готовой байдаркѣ промышленникъ тотчасъ пускается въ погоню, и поймавъ шестъ, освободившійся отъ стрѣлки, вкладываетъ аспидные носки, колетъ бѣлугу еще нѣсколько разъ, и наконецъ пробуксировываетъ мертвую къ берегу. Киты хотя и заходятъ въ заливъ, но Кенайцами не промышляются, a когда выброситъ кита на берегъ, то они пользуются мясомъ и жиромъ его. Сіи занятія прекращаются въ Іюлѣ; въ началѣ Августа всѣ, кромѣ слабыхъ и хворыхъ, уходятъ на хребты горъ, подышать горнымъ воздухомъ древней родины, погоняться за лѣсными звѣрьми и повидаться съ Гальцанами. Отправляются съ дѣтьми и женами, которыя добываютъ тарбагановъ и еврашекъ, между тѣмъ, какъ мужчины гоняются за оленями. Живущіе около средней и южной части Кенайскаго залива уходятъ на ближнія горы, гдѣ, вмѣсто оленей, промышляютъ горныхъ барановъ. Сѣверные же Кенайцы, изъ жилъ Кныку и р. Сушитны, предприннмаютъ гораздо дальнѣшій путь; отъ самаго сѣвернаго угла залива идутъ они къ сѣверо-востоку, слѣдуя падями между горъ, и достигаютъ въ 7 дней скораго, или въ 10-ть обыкновеннаго хода, высокаго горнаго хребта, гдѣ оставляютъ женъ, дѣтей и посредственныхъ промышленниковъ, a лучшіе переходятъ чрезъ хребетъ, и въ 7 дней достигаютъ до небольшаго озера Хтубенъ, лежащаго на лѣсной равнинѣ между горъ, близъ верховья р. Сушитны. Здѣсь водится великое множество оленей, которые тамъ и зимуютъ. Промышленники выгоняютъ ихъ табунами изъ лѣсовъ въ озеро и колютъ на водѣ, плавая въ челнокахъ изъ берестовой коры. Сюда приходятъ и Атнахтяне (Мѣдновскіе), отъ озера Мантыльбана, въ 14 дней; также Мѣдновскіе Гальцане чрезъ хребты, въ 10 дней самаго скораго пути, для свиданія и торговли съ западными Гальцанами, Кенайцы проходятъ еще далѣе 6 дней, до озерка, гдѣ ихъ встрѣчаютъ. Всѣ сіи народы имѣютъ рѣшительную склонность мѣняться произведеніями своими, и съ утонченностью знатоковъ избираютъ и оцѣниваютъ вещи лучшей доброты. Такъ, напримѣръ, иглы дикобраза, употребляемыя для вышиванія узоровъ на камлеяхъ, почитаются лучшими привозимыя съ р. Атны, и особенно уважаются выкрашенныя въ красный цветъ; Мѣдновскіе употребляютъ на то клюкву, a Кенайцы бруснику. Кончивъ промыселъ, въ исходѣ Сентября, или въ Октябрѣ, спускаются въ лодкахъ, обтянутыхъ оленьими, невыдѣланными шкурами, внизъ по быстрому теченію р. Сушитны, и въ 4 дня приплываютъ въ Кенайскій заливъ; оставленныя же y хребта семейства возвращаются домой прежнимъ путемъ. Отъ трудовъ, переносимыхъ на сихъ переходахъ и промыслахъ, возвращаются они съ хребтовъ домой изнуренные и тощіе. Однакожь, если не настали еще сильные морозы, то спѣшатъ упромыслить въ окрестностяхъ своихъ жилъ рѣчныхъ бобровъ, и уже съ наступленіемъ зимы предаются увеселеніямъ и отдыху, празднуютъ игрушки, расточаютъ плоды лѣтнихъ и осеннихъ трудовъ своихъ, и подъ конецъ претерпеваютъ недостатокъ въ съѣстныхъ припасахъ, но весна и свѣжій привалъ рыбы избавляютъ ихъ отъ продолжительной голодовки. Вотъ образъ жизни, которому слѣдовать есть величайшее блаженство туземцовъ, a измѣнить древнему обычаю отцовъ своихъ, почитается y нихъ первымъ шагомъ въ бездну злополучій. 

Инкюлюхлюаты.

  Ha p. Хулитнѣ, въ верховьяхъ Кускоквима и Квикпака, обитаетъ племя, извѣстное въ Александровскомъ и Михайловскомъ редутахъ подъ названіемъ Инкюлюхлюатовъ. Ихъ описываютъ весьма похожими на Колошъ, какъ въ наружномъ видѣ, такъ и нравами и обычаями. Г. Васильевъ говоритъ о Хулитновскихъ Инкюлюхлюатахъ слѣдующее: "Для пляски, они осыпаютъ себя лебяжьимъ пухомъ и все тѣло раскрашиваютъ въ красный цвѣтъ; пѣсни и пляски ихъ очень много сходствуютъ съ Колошенскими; плясуны, подобно Колошамъ, имѣютъ въ рукахъ копья, или ножи, коими вертятъ надъ головами, и дѣлаютъ примѣръ сраженія, безпрестанно произнося: ха! ха! и оголѣ! еолѣ! Оружіе дикарей состоитъ изъ стрѣлъ, луковъ, копій и кинжаловъ; копьецы y стрѣлокъ сдѣланы изъ желѣза и красной мѣди; первое получаютъ они отъ Кенайцевъ, a послѣднюю отъ Тутновъ. Парки, штаны и зимніе торбаса носятъ изъ бобровыхъ и выхухольихъ шкуръ, камлейки же изъ рыбьей шкуры, преимущественно чавычьей. Домашняя посуда деревянныя чашки, глиняные, узкіе горшки. Домы ихъ рубятся изъ бревенъ, на подобіе Русскихъ. но весьма низки, и многіе обложены дерномъ, y нѣкоторыхъ же настоящія Колошенскія барабары, съ круглымъ напереди отверстіемъ вмѣсто дверей; байдарокъ не имѣютъ, a употребляютъ лодочки, вмѣщающія не болѣе двухъ человѣкъ, и столь легкія, что онѣ могутъ быть носимы одною рукою, куда угодно. Инкюлюхлюаты воинственны и храбры: не болѣе 100 человѣкъ, живущихъ на р. Хулитвѣ, нимало не страшатся многочисленности Кускоквимцевъ.

  Слѣдующія, собранныя Г. Васильевымъ, слова языка Инкюлюхлюатовъ также указываютъ на сходство сего племени съ Кенайцами, Мѣдновскими и Колошами. Кенайцы называютъ Гальцами тѣхъ изъ нихъ, кои живутъ въ верховьяхъ р. Квиклока, a Хулитновскихъ именуютъ Тутнами, наранкѣ съ Кіятенцами и Агалегмютами, обитателями около рѣкъ и озеръ Нушагакскихъ, хотя сіи послѣдніе и принадлежать къ племени, совершенно различному отъ Инкюлюхлюатовъ. 

  Слова Инкюлюхлюатскія.(Съ рѣки Хулитны)

Бобръ -- Нулкъ. 

Выхухоль -- Вычиной. 

Лисица -- Соголёкой, Накостай 

Соболь -- Кыцгари. 

Медвѣдь -- Секгожа. 

Волкъ -- Ныкугпа. 

Топоръ -- Цыналхъ. 

Котелъ -- Исюкъ. 

Табакъ -- Кытунъ. 

Рыба -- Хаіячки. 

Человѣкъ -- Тынни. 

Торговаться -- Кпыкхати. 

Пріятель -- Хутайснтаглюкъ. 

Гдѣ товарищъ? -- Хтуай валёхтокъ? 

Игла -- Тылякхони. 

Рѣка -- Туч-чгала. 

Селеніе -- Кха-яхъ. 

Юрта -- Яхъ. 

Хорошо -- Нынньчипъ. 

Худо -- Чдуатакъ.

  Далѣе, Инкюлюхлюатовь Квикпакскихъ, внутри земли обитаютъ Чынкаты, о коихъ идетъ молва, что они имѣютъ природный хвостъ, и обросли, какъ звѣри, шерстью. Квикпакскіе Инкюлюхлюаты сообщаются съ низовыми жителями чрезъ посредство Магачмюновъ, племени, сходнаго съ Инкалитами. 

 

 Инкалиты.

 Такъ называются народы, обитающіе по рѣкамъ Квикпака, Кускоквима, и по другимъ, въ нихъ впадающимъ, и составляющимъ среднее звѣно между прибрежными и горными жителями. Глазуновъ дѣлаетъ слѣдующее описаніе Инкалитовъ: "Они говорятъ языкомъ совершенно различнымъ отъ прибрежнаго, который есть языкъ Кадьякскихъ Алеутовъ; нарѣчіе Инкалитовъ есть смѣсь языковъ Кенайцовъ, Кадѣякцовъ, Уналашкинцовъ и Мѣдновскихъ. Это народъ крупный, смуглый; волосы имѣютъ грубые, черные губы прорѣзаны, и въ прорѣзахъ вставлены камешки и корольки; женщины имѣютъ чистыя лица, и лишь по подбородку проведены двѣ синія узенькія черты; ихъ длинные волосы заплетаются въ косы по обѣимъ сторонамъ, и изукрашены разноцвѣтнымъ бисеромъ; мужчины же до кожи выбриваютъ головы, посредствомъ остраго камня. Одежда мужчинъ почти вся сшита изъ кожъ рѣчныхъ бобровъ, какъ-то: парки, штаны, шапки, рукавицы, торбасы, и самыя одѣяла и постели, a въ мокрыя погоды надѣваютъ они камлеи и верхнія торбасы изъ рыбьихъ кожь; парки для женщинъ шьются изъ собольихъ, выхухольихъ и заячьихъ мѣховъ. Домашняя посуда деревянная, гнутая, весьма чистой работы, и выкрашенная разноцвѣтною глиною въ красный, зеленый и голубой цвѣта; для варенія пищи употребляютъ глиняные пережженые горшки. Лѣтомъ плаваютъ по рѣчкамъ и озерамъ въ берестяныхъ челнокахъ, очень хорошей работы, a зимою ѣздятъ на нартахъ, запряженныхъ собаками. По рѣкѣ Квикпаку главное ихъ селеніе, и смѣжное съ народами, говорящими прибрежнымъ языкомъ, называется Анилухтахпакъ; здѣсь считается до 700 жителей; Анвигмюты и Магимюты суть также Ивкалиты.



Опубликовано: "Сынъ Отечества", No 2, 1839






 

       


 


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АТАПАСКАХ СУБАРКТИКИПЕРВОИСТОЧНИКИИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯФОЛЬКЛОРЛИНГВИСТИКАФОТОФОРУМГОСТЕВАЯ КНИГАНОВОСТИ
сайт создан 10.09.2010

- ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ УКАЗЫВАТЬ АВТОРОВ И ИСТОЧНИКИ -
ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТАТЕЙ, ОТМЕЧЕННЫХ ЗНАКОМ "©", НЕОБХОДИМО РАЗРЕШЕНИЕ АВТОРОВ
                         
                                                                                     МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ И ВЫЛОЖЕНЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 


ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS