СЕВЕРНЫЕ АТАПАСКИ

 Насельники Дикого Севера


ПОИСК ПО САЙТУ:




                                                                                                                 

NORTHERN DENE  /  ПЕРВОИСТОЧНИКИ  /  Племена кучинов - С.Джонс




Племена кучинов - С.Джонс

                                          ПЛЕМЕНА  КУЧИНОВ

                                                    С.Джонс1


Кучины заселяют территорию, простирающуюся от устья реки Пил, [впадающую] в Маккензи, - 68° северной широты, 134° западной долготы, до залива Нортона. Они живут главным образом на берегах рек Юкон и Поркьюпайн, хотя некоторые из племен расположены далеко в глубине страны, на много дней пути от любой из этих рек. Народ кучинов очень многочисленен, и делится примерно на двадцать два различных племени, каждое из которых говорит на диалекте одного языка, и имеющих очень большое сходство друг с другом в нравах и обычаях.2 Одежда среди всех этих племен практически одинакова. Согласно их преданиями, они были созданы здесь, но эти рассказы настолько непристойны, что я опасаюсь их озвучить.

Характер - По характеру они полностью отличаются от других племён тинне реки Маккензи, будучи щедрыми, честными, гостеприимными, гордыми, мужественными и быстрыми на ответную месть. Короче говоря, они имеют гораздо больше сходства с племенами Равнин, чем любые другие из северных индейцев. Когда-то они были весьма многочисленны, но межплеменные войны, болезни и голод сильно сократили их численность. Одно или два из племен почти вымерли.

Внешность - Средний рост мужчин составляет около пяти футов восьми дюймов, хотя встречаются мужчины шести футов ростом. Женщины в среднем пять футов три дюйма, и очень крепко сложены. Цвет их кожи темный, а волосы и глаза черные. Мужчины полностью лишены бороды. Все кучины, и мужчины и женщины, весьма некрасивы.

Одежда - Обычная летняя мужская одежда состоит из рубашки, с заострённым спереди и сзади подолом, нижняя точка которого доходит почти до колен; а также сшитых воедино штанов с обувью, все из дублёной оленей кожи, лишённой волоса. На рубахе по всей груди проходит широкая бахрома из бисера, и широкая лента из бисера идёт вниз по передней части штанин. И бахрома, и эта лента делались в прежние времена из раковин денталиум (Hiaguа) или деревянных бусин, сделанных из ивы. Женская одежда почти такая же, только рубашка отличается тем, что, спускается ниже колена, и край ее не заострен. Их зимняя одежда такая же, но сделана из оленьей шкуры с волосом, обращённым внутрь. Иногда рубашка [сшита] из ондатровых или заячьих шкурок, но в этом случае мехом наружу. Рукавицы, сшитые из оленьей или бараньей шкуры, волосом внутрь, и заячья шапка мехом наружу, завершают зимний наряд. Дети одеваются аналогично, но у них варежки пришивают к рукавам рубахи, а не крепят к лямке, проходящей через шею, как их носят взрослые, а колпак крепится к рубахе, и откидывается как капюшон в канадском капоте.

Мужчины рисуют себе киноварью линии на лице; они также используют своего рода горную пыль, напоминающую черный графит. Во время своих праздников они посыпают волосы гусиным пухом с разновидностью красной земли. Женщины татуируют свои подбородки линиями идущими от рта до горла, прокалывая кожу и втирая в неё черный порошок упомянутый выше. Мужчины всегда, а женщины иногда, делают в отверстие носовом хряще между ноздрями, и вставляют в него украшения. Среди кут-ча-кучин (Kut-cha-Kutchin), вондт-вэй-кучин (Vondt-way-Kutchin),  нат-сит-кучин (Nat-sit-Kutchin), этот аксессуар состоит из четырех скрепленных вместе ракушек Hiagua, но среди хонг-кучин (Hong-Kutchin) и других племен, вместо них иногда используется металлическое кольцо. Среди кучинов совершенно не встречается разрезание нижней губы, или уплощение головы у младенцев.

Пища - Их пища по большей части состоит из оленины или рыбы, хотя кучины также едят горных баранов и коз, зайцев, куропаток, пернатую дичь, а в зимнее время и медведей. Летом медведей практически не едят, так как в этот период их мясо не очень хорошее. Страна кучинов полна всяческой дичи; в одних местах в изобилии водятся лоси, а в других олени.

Жилище - Их жилища переносные, и устроены таким образом: дублёные оленьи шкуры с волосом, сшиваются вместе, образуя два больших рулона, которые натягивают на каркас из согнутых шестов. Эти полукруглые постройки почти эллиптической формы, около двенадцати или тринадцати футов в диаметре и шесть футов высотой, очень похожи на перевёрнутую вверх дном чайную чашку. Дверь высотой около четырех футов, являет собой просто закреплённую вверху и свисающую шкуру оленя. Отверстие для дымохода примерно четыре фута в диаметре3. С улицы на края палатки набрасывают снег, внутри на земле раскладывают хвойный лапник, а снег изнутри жилища заранее выгребают снегоступами. Огонь разжигают в середине палатки, и в зависимости от обстоятельств, одно или несколько семейств, живут по разные стороны очага, где каждый жилец имеет своё собственное место.

Кочуя с места на место, женщины обычно тащат палатки, шесты, свёртки, одеяла, котлы и прочее имущество, погруженное на деревянные сани, которые напоминают американский вариант, только полозья выгнуты как спереди, так и сзади, тем самым, они одинаково приспособлены для движения и вперед и назад. В конце дня путешествие заканчивается, и кучины устанавливают свои палатки. Жилища отстоят друг от друга всего на несколько ярдов, всем обустройством занимаются женщины. Когда несколько палаток стоят рядом, никакой упорядоченности в их расположении не наблюдается, за исключением того, что все двери направлены в одну, подветренную, сторону. У них нет жилищ, приспособленных конкретно для общественных целей, хотя, конечно, имеются укрытые места для ритуальных танцев, праздников, и т.д., в том числе и по умершим.

Ремесла и практики– Рассказать об этом можно немного. Керамики у них нет, имеются только сосуды, изготовленные из коры, древесины, либо плетёные, или из бараньего рога. Берестяные сосуды, как правило, квадратной или продолговатой формы; в качестве посуды используются деревянные миски, и достаточно большие деревянные или роговые ложки, которые никогда не бывают размером меньше нашей столовой ложки. Котлы, по крайней мере хонг-кучины, до сих пор плетут из корня лиственницы. Эта посуда очень аккуратно выполнена; в неё вплетают волос и окрашенные иглы дикобраза. Вода кипятится с помощью докрасна раскаленных камней, которые бросают в этот котел-корзину.

Для охоты на диких птиц используются костяные наконечники стрел; наконечники костяные с железным острием - для охоты на лося или оленя. Лук длиной около пяти футов, у хонг-кучин оснащен небольшим куском дерева, три дюйма длиной, полтора шириной и почти один толщиной, который выступает рядом с местом для захвата руки. Эта часть ловит тетиву и предотвращает удар по руке, характерный для не сильно выгнутого лука. Никто из них не торгует сделанными на продажу копьями, луками или стрелами. Они делают ножи из 8-ми или 10-дюймовых напильников. Это длинные узкие ножи, заостренные и обоюдоострые; одна сторона имеет «гребень» проходящий от ручки до острия, с другой стороны небольшое углубление. Лезвие и ручка выполнены из одного куска стали, а рукоять, обмотана полосой оленей кожи, в верхней части рукоятка изогнута.


У них нет никаких приспособлений для прядения. Они плетут котелки из корней лиственницы, рубашки из полос заячьих шкурок и шапки из этого же материала. Для окрашивания используют ягоды и особый вид растущей на болотах травы.

Лис, куниц, волков, росомах ловят западнями; в петли попадают лось, олень, рысь, зайцы и сурки. Основным способом охоты на лося является скрадывание. Весной они иногда преследуют их на снегоступах, а осенью, когда у лосей наступает гон, охотник берёт с собой лопатку этого животного, затем как можно ближе приближается к самцу, и трет костью о близлежащие деревья. Лоси сразу атакуют, ошибочно полагая, что этот звук издаётся другим самцом, трущимся рогами о деревья.

Иногда они окружают остров, где находятся лоси, и убивают их, когда те выбегают на лёд или бросаются в реку, хотя этот способ практикуектся очень редко, общим вариантом охоты является скрадывание.

Оленя нагоняют на снегоступах, и охотник на бегу заряжает и стреляет. Они также делают оленьи загоны, и тогда убивают много попавшихся в петли животных, иногда до нескольких сотен в одном загоне. Когда множество индейцев собираются вместе, они охотятся, окружая стадо оленей.

Устройство куньей западни показано на рисунке. Она состоит из двух длинных жердей, конец одной из которых устанавливается над другой на короткой вертикальной палочке, нижний конец которой опирается на конец короткой горизонтальной ветки, на которой закреплена приманка. Позади приманки устраивается загородка из лапника и прутьев, так что единственный путь к приманке остается между жердями. От прикосновения к приманке горизонтальная ветка нарушает устойчивость конструкции, вертикальная палочка вылетает, и верхняя жердь падает, давя животное. Короткие бревна, уложенные поверх жерди обеспечивают достаточный вес, чтобы убить куницу.


Они убивают рыбу в запорах, завершающихся корзиной, с боку от которой расположена платформа, где стоит рыбак. Плетни и корзину изготавливают из ивовых прутьев, связанных вместе бабичем4  из оленьей кожи, затем сушат и крепят к столбам, вбитым в русло реки. Корзина длиной девять или десять футов, и примерно четыре фута шириной. Устье корзины устанавливается на дно, а другой конец плавает на поверхности воды. Когда рыба входит в устье корзины, рыбак тут же подталкивает ее к верхнему концу корзины черпаком, похожим на теннисную ракетку, а затем убивает ударом палки. Когда корзина переполнится, рыбу отвозят на берег в каноэ.

У хонг-кучинов есть еще один способ, но им ловят только больших лососей, а запорами более мелкую рыбу, например, щуку, сига и др. Самый большой лосось весит от сорока пяти до пятидесяти фунтов, поменьше - от восемнадцати до двадцати пяти фунтов. Для ловли лосося на берегу реки возводится помост, и, когда подходит лосось, стоящий на ней человек сообщает об этом остальным. Он замечает это по ряби, которую создаёт рыба, поднимающаяся против сильного течения. Другие мужчины, сидящие каждый по средине своего маленького каноэ, отплывают от берега. У всех при себе шест с [сетчатым] мешком на конце. Мешок, глубиной около пяти футов, натянут на продолговатую раму, размеры которой три фута в длину и один в ширину; шест восьми или девяти футов в длину. Индеец гребет в каноэ навстречу стае рыбы, и опускает свою сеть прямо перед ней. Как только лосось попадает в мешок, рыбак вытаскивает его и наносит рыбе удар ножом, прикрепленным к шесту длинной около пяти футов. Затем он или кладет лосося в каноэ, или в сетке тащит его на берег.

Этот способ убийства лосося требует великого мастерства в управлении маленьким челноком, который легко представить по моему описанию. Это плоскодонное каноэ, около девяти футов в длину и один в ширину, и борта почти вертикальны, как стена. Рыба вспенивает воду когда её втаскивают, и если лосось ударит каноэ, то пробьет в нём дыру, если же пройдет под ним, то может опрокинуть челнок, и так как никто из кучинов не умеет плавать, последствия могут быть неприятными.

Таицик-кучины (Taitsick-Kutchin) делают сети, похожие на наши, используя в качестве нити ивовые [волокна]. Внешнюю кору снимают, и внутренний слой соскабливают и скручивают в нити. Юконские индейцы не делают таких сетей, да и не знают, как их сделать. Их рыболовные снасти - мешок для лосося, запоры в малых реках, крючок и острога. Еще они делают из кости маленькую рыбку и привязав ее к шнуру, опускают в воду. Когда к приманке подойдет щука, они бьют ее острогой. Чтобы сделать острогу, берется шест длиной около девяти футов, в его конец вставляется шип, а по бокам от него приделывают гибкие костяные или деревянные [стержни], с гвоздем или острым куском кости, закрепленным на конце. Оба куска кости направлены внутрь и вверх. Когда рыбу поражают острогой, обе челюсти, если можно их так назвать, раскрываются, и шип вонзается в рыбью спину, а при выдергивании остроги, два гвоздя или кусочки кости на челюстях, либо основательно вонзаются в бока рыбы, либо смыкаются у нее под брюхом, не давая ей соскочить с шипа. Крючки делаются и наживляются следующим образом: берут крайние кости гусиного крыла, меньшая косточка заостряется и прикрепляется к большей в форме крюка; из куска рыбьей кожи вырезается рыбка и пришивается к крючку так, чтобы головка была у острия крючка, а хвост в месте пересечения косточек; затем к большей кости привязывают шнур, и все готово.

Ондатр и бобров ловят, разрушая их хатки. Ондатру - ковшом, а бобра багром или сетчатым мешок. Бобров также стреляют, когда они плывут вниз по реке.

Кучины употребляют в пищу несколько видов ягод, главным образом это клюква и разновидность черники, или голубики. Они также едят какой-то вид кореньев; я не знаю, его ботаническое название, но он сладкий и растет на песчаной почве, а жареный - по вкусу похож на пастернак 5.

Кучины вообще не практикуют сельское хозяйство, а из домашних животных у них имеются только собаки, эти несчастные существа размером не больше лисицы. Они не делают каких-либо опьяняющих напитков, но страстно любят табак, о котором конечно узнали от белых.Большая часть кучинов курит в той же манере, как делаем мы, но некоторые племена используют трубку как у эскимосов, и глотают дым. Трубка этого вида имеет деревянный чубук двенадцати дюймов длиной, слегка изогнутый кверху. Чаша представляет собой половину бобины от швейных ниток, и отверстие в трубке примерно такое же, как в катушке. В трубке имеющей такую форму, чаша металлическая. Они не курят в ней чистый табак, а смешивают его с ивовыми соскобами 6.

Кучины по-прежнему используют лук, который имеет одинаковую форму у всех племен. Исключением является упомянутая ранее маленькая гарда, используемая хонг-кучинами. Колчаны одинаковые, и носятся под левой рукой; колчан снабжен двумя небольшими петлями, для крепления лука, таким образом, у охотника обе руки свободны, и он может использовать своё ружьё. Стрелы в колчане помещаются остриём вниз. Кучины не специалисты в обращении с луком; без сомнения, прежде чем среди них распространилось огнестрельное оружие, они были лучшими стрелками. Лук делают из ивы, и он не может послать стрелу с достаточной силой, чтобы убить оленя на расстоянии более пятидесяти - шестидесяти ярдов. Стрелы изготовляются из сосны.

Торговля - Kутча-кучины на территории которых построен форт 7, занимаются торговлей. Они очень мало производят для себя, а всё необходимое покупают у других индейцев. Их денежный эквивалент, называемый naki eik, (одёжная бусина) состоит из длинных снизок бус, соединенных вместе через промежутки, равные длине стопы, в цепочки длиной семь футов. Целый naki eik равен двадцати четырем бобрам, а одна из нитей равняется одной или нескольким шкуркам бобра, в соответствии со значением бусин.

До прибытия белых, у них не было никакой религии, однако они верили в Высшее Существо, создавшее для них всё хорошее, но не знали о злом духе. Один человек рассказывал мне, что пока не пришли белые, у них вообще не было дьявола. У них много суеверий. Например, когда огонь начинает издавать шипящий звук, они бросают в него немного жира, и просят получить возможность убить какое-нибудь животное; если пролетает ворона, они просят её о мясе, и обещают с ней поделиться. Есть несколько скал, к которым они приходят, чтобы сделать подношения из бисера, для того, чтобы в поскорее появилась возможность удачно поохотиться.

Магия - Так как у них не было никакой религии, в отличие от южных индейцев, кучины не имели жрецов, и не разжигали священных огней. Однако, у них имелись маги, умеющие творить удивительные вещи. Если верить их историям, они могли вызвать ветер, предсказывать будущее, а во время штормового ливня, повесив свою священную сумку на шесте в палатке со стороны бури, могли развернуть тучи и пролить дождь в другом месте.
Знахарь по профессии, или вернее, тот, кто умеет лечить все болезни, когда ему заблагорассудится, уважаемый человек среди них. Лечение состоит из пения его своих варварских песен над больным человеком, и всевозможных ужимок. Он также является магом, хотя на самом деле, между ними мало, или нет никакой разницы. Они также практикуют лечебное кровопускание, и по своему усмотрению, могут применять его при любой напасти, от головной боли до боли в большом пальце ноги. Что касается растений, они не имеют о них вообще никаких познаний, за исключением одного, которое едят, и другого, ядовитого, но это последнее никогда ни для чего не используется.

Руководство - И в мирное время и на войне, ими руководят одни и те же люди. Влияние вождя весьма ограничено, индейцы очень вольнолюбивы и не склонны подчиняться власти. Вождей выбирают за их мудрость или проявление мужества, а вовсе не из-за происхождения. Они не имеют никаких знаков отличия, а что касается привилегий, то они пользуются только теми, что предоставляют им окружающие, но не имеют никаких преимуществ, если им откажут. Вожди и все старики имеют право говорить на совете, но любой молодой человек без колебаний, может встать и высказать перед пожилыми слушателям свои соображения.

Законы – У них нет законов, или вернее сказать, потерпевшая сторона вершит суд своей собственной рукой. За кражу наказывают не сильно, или вообще никак; при супружеской измене, женщину обычно избивают, иногда муж просто бросает её, а в некоторых случаях нежеланная женщина предается смерти. За убийство мстят друзья или родственники убитого; но если для убийства нанимают знахаря, и человек умирает, то знахаря в этом не обвиняют, а виноватым считается тот, кто ему за это заплатил.

Общественная жизнь - Среди них практикуется рабство. Любой бедняк, не имеющий друзей, становиться рабом. Женское целомудрие в цене, но почти не встречается. Мужья относятся к своим женщинам очень плохо, на самом деле, их положение немногим лучше, чем у рабов. Когда кучин ест, его жена не смеет есть вместе с ним, и только насытившись, он бросает ей мясо, также как своим собакам. Она рубит и приносит дрова, перетаскивает палатку, котлы и другое имущество, когда лагерь перемещается. Зимой она волочит добытое мясо в лагерь, и переносит его в летнее время. В теплую погоду, она сушит мясо, носит воду, шьет одежду, плетёт снегоступы, в общем - выполняет всю тяжелую работу в лагере. Во время перекочёвок мужчины немного участвуют в процессе; они идут впереди, пробивая тропу, и останавливаются на том месте, которое, по их мнению, к вечеру смогут добраться женщины. Они выбирают ровное место, достаточно большое для установки жилища, разгребают снег, обметая его сосновыми ветвями, иногда срезают несколько охапок сухого ивняка, а женщины устанавливают жилище, когда прибывают на место. Пищу готовят всегда мужчины. Если жена пытается ослушаться, то непременно получает от мужа хорошую трёпку. Дети, как правило, слушаются своих родителей.

У них нет регулярных праздников, но когда умирает человек, его друзья впоследствии устраивают танец в его честь, как говорится у белых. Празднество проходит на квадратной площадке с размером сторон около двадцати ярдов, в середине которой разводят костер и проводят различные игры, например, сквозь костер просовывают шест, и соперники пытаются вытолкнуть друг друга к ограде, или же один человек берет оленью шкуру и убегает с ней; парень, если его почти поймали, бросает шкуру, тогда её подхватывает другой и остальные в свою очередь преследуют уже его. В конце концов, оленья кожа оказывается разорвана настолько, что уже нет места чтобы схватить её, и каждый участник держит кусок в руке. Иногда вместо оленьей кожи используются пузыри с жиром. В заключении все они собираются внутри ограждения, и стоя вокруг ограды, поют печальные песни или выступают с речами. Это продолжается в течение десяти или двенадцати дней, затем ограждение разбирают, а бусы и другие вещи, предоставленные человеком, организовавшим танец, делят между собой, каждый получает подарок соответствующий его рангу; но этот подарок не совсем бесплатный, в течение нескольких месяцев после этого, даритель может прийти и сказать: «Я дал тебе тридцать ‘условных’ бобров, заплати мне пятнадцать и оставь пятнадцать», что беспрекословно выполняется. Точно так же происходит, когда умирает мужчина, который слыл среди них большим человеком. Четверо мужчин делают могилу, или, вернее, либо сжигают труп, либо подвешивают в гробу. Эти четверо оплачиваются следующим образом: первый получает тридцать, и платит десять условных бобров; следующий двадцать пять, и отдаёт десять; третий пятнадцать, и платит обратно пять; последний получает двенадцать, а возвращает три. Когда тело должно быть погребено на помосте, в гроб помещают нож, лук со стрелами, кремень, прикрепленный к палке, камень, чтобы по нему ударить и развести огонь, а также кусок гриба, который растет на березе для трута, и немного трухлявого дерева. Тело облачают в лучшие одежды и наносят раскраску, а затем помещают в гроб со всеми упомянутыми вещами. Люди, которые делали гробницу или хоронили труп, живут отдельно от остальных в течение двух лун. Покойника помещали на помост, если он был особенно любим; и они сжигали трупы, чтобы уберечь их от поедания личинками.

У них не наблюдается церемонии вступления в брак или праздника по случаю рождения ребенка. Иногда мужчина берёт себе в жёны маленькую девочку десяти или двенадцати лет; но это всего лишь мера предосторожности, чтобы заранее завладеть ею, так как в этом возрасте она ещё не может с ним жить как жена. Человек может взять жену из той же группы, к которой принадлежит сам; но если он берёт женщину из другого племени, то дети будут принадлежать к племени их матери.

Во время месячных, женщина должна жить отдельно от мужа. Она находится в той же палатке, но между ними располагается плетеная из ивы перегородка. Молодая девушка во время своих первых двух циклов, должна проживать полностью изолированно от других в отдельном жилище, иначе она испортит мужчинам охоту.

Все кучины делятся на три касты, culled, в указанном порядке: Tchit-che-ah, Tenge-rat-sey и Nat-sah-i. Раньше было принято, чтобы мужчина из одной касты брал жену из другой, но этот обычай уже выходит из употребления.8

У кучинов отец берет себе имя от своего сына или дочери, а не как у нас - сын от отца. Отцу дается имя сына с добавлением слова «tee» в конце. Например, у Que-ech-et есть сын, которого назвали Sah-neu. Теперь отец будет зваться Sah-neu-tee, и его прежнее имя, Que-ech-et, станет забыто. Иногда женские имена изменяются, например, с Toat-li на Sah-neu-behan, или Мать Sah-neu.9

Война - Кучины - скорее убийцы, трудно назвать их воинами. Они обильно раскрашиваются и втыкают в волосы три орлиных пера. Прежде чем выступить, воины объединяются в танце, подобно тому, что исполняется по умершему. В конце этого танца мужчины образуют линию с одной стороны, а женщины с другой. Затем воины надвигаются на женщин, последние ложатся, мужчины перепрыгивают через них, и человек, который упадёт, будет убит в бою. По завершении танца, вышедший отряд убивает все, что повстречается по  пути - лис, ворон и любое живое существо, которое по мнению воинов может предупредить врага об их приближении. Обычно, при встрече с врагом они притворяются, что являются их большими друзьями. Через некоторое время, возможно, спустя несколько дней после своего прибытия - они выбирают возможность, когда хозяева ослабят бдительность, и погружают свои ножи в их сердца. Оружием кучинов были лук, стрела и нож. Убивший врага, подрезает ему все суставы. Они убивают мужчин, женщин и детей, за исключением тех женщин, которые приглянутся этим жестоким завоевателям. Они выбирают, чтобы те были не хуже, чем женщины их собственного племени.

Кучины не имеют никаких познаний в скальпировании, и не бреют головы.

Под влиянием контактов с белыми, в их жизни произошли значительные изменения. Стало происходить гораздо меньше убийств, чем в прежние времена. Женщины теперь не убивают своих младенцев женского пола. Молодые люди больше не душат своих старых родителей, когда те уже слишком стары, чтобы приносить какую-то пользу, и становятся обузой. Они используют на охоте ружья вместо луков, железные топоры и ножи, а не каменные, и лучше относятся к своим женщинам.10

Я забыл упомянуть в надлежащем месте, что во время войны, когда человек убивает   врага, он перерезает ему все суставы. 



Примечания:

Стрэчан Джонс – торговец Компании Гудзонова Залива, служивший в форте Юкон в 1850-60-х. г.г. В 1860 г. организовал и отправил р.Танана торговый отряд кучинов, для установления коммерческих отношений с танана и коюконами. В 1862г. сам спустился по Юкону до устья этой реки, очевидно до индейского селения Нуклукайет, где проходили торговые встречи различных общин. Таким образом британское влияние во внутренней Аляске постепенно усиливалось. В то время эти земли еще принадлежали России. (Прим. Н.Шишелов)

В настоящее время этнографическая наука выделяет 10-11 региональных исторических групп кучинов. Эти группы, несмотря на близкое лингвистическое родство, не имели общей идентичности, не считали себя единым народом. До контактов с европейцами, таких региональных групп могло быть больше, однако с началом контакта привнесенные болезни и др. явления резко негативно повлияли на демографическую картину региона. Остатки различных групп с середины XIXв. стали объединятся, формируя новые этнические формации, которые впоследствии (в ХХв.) и были объединены наукой в единую этно-лингвистическую общность кучинов. Как видно из географии, приведенной Джонсом, он причисляет к кучинам и других атапасков бассейна Юкона, что характерно и для других его современников. Выявить, о каких именно «22 различных племенах» пишет Джонс, не представляется возможным, однако, в их число явно попали, по крайней мере, некоторые группы коюконов и танана. (Прим. Н.Шишелов)

3 В метрах размеры жилища составляют: 3,5-4 х 1,8 м. Высота дверного проема и диаметр дымохода – 1,2 м. (Прим. Г.Коротков)

4 Бабич - тонкие сыромятные ремни, которые индейцы использовали для изготовления охотничьих петель, заплетки снегоступов, вязания сетей, сетчатых сумок и др.(Прим. Н.Шишелов)

5 Скорее всего, имеется в виду борщевик шерстистый (др.назв.: борщевик сладкий, дикий сельдерей, коровий пастернак). Это растение употреблялось в пищу и другими индейцами на Аляске. (Прим. Н.Шишелов)

 Имеется в виду соскобленный и высушенный лубяной слой ивы. (Прим. Н.Шишелов)

7 Имеется в виду форт Юкон (основан в 1847г.)

 Кастовая организация кучинов была обусловлена предписанной традицией экзогамией. Низшей по статусу кастой считались Тенегератса («те, что посередине» или «друзья обоих»), к ней причислялись дети от эндогамных браков (внутри одной из двух других каст), а также дети, принятые в семью из другой касты. Т.к. счет родства у кучинов матрилинейный, дети мужчин Тенегератса причислялись к одной из высших каст, к которой принадлежала их мать. Между двумя высшими кастами существовало формальное  статусное неравенство. Одна считалась «верхней» («благородные», «светлые», «ворон»), другая «нижней» («слуги», «темные», «волк»), но по статусу являлась средней. Вождем, вернее сказать, лидером общины мог стать человек из любой из этих трех каст. Вплоть до середины ХХв. между кастами сохранялась ритуальная вражда, проявлявшаяся на праздниках. Тенегератса, как низшая каста, не имели права даже отпускать шутки в адрес высших каст.(Прим. Н.Шишелов)

Широко распространенный среди северных атапасков, но довольно редко встречающийся в мире обычай смены имени родителей при рождении ребенка на «отец-такого-то» и « мать-такого-то» называется текнонимией. (Прим. Н.Шишелов)

10 До того как Аляска перешла в руки Соединенных Штатов (1867 г.), отношения кучинов с европейцами, практически ограничивались связями с Компанией Гудзонова Залива. С 1867 г. влияние с запада становилось все ощутимее. Открытие золота на Клондайке и связанный с этим ажиотаж, ознаменовало для этих индейцев начало новой эры, однако её негативные последствия вскоре перевесили благоприятные. Муни (1928) считает, что в 1740 г. численность кучинов составляла примерно 500 человек, включая кутча-кучин и транджик-кучинов. Осгуд (1936), который цитирует это, считает, что всё население кучинов на то время, может быть определено примерно в 1200 человек. Компания Гудзонова Залива в 1858 г. приводит оценку численности кучинов в 842 индейца, принадлежащих к шести племенам, посещающим форт Юкон. (Прим. Г.Коротков)



Перевод: Г.Коротков 



ИсточникThe Kutchin tribes, by Strachan Jones, Esq., honorable Hudson's Bay Company.  In: Notes On The Tinneh Or Chepewyan Indians Of British And Russian America, Extracted from Annual Reports of the Smithsonian Institute, 1866, р.р. 320-327







 

       


 


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АТАПАСКАХ СУБАРКТИКИПЕРВОИСТОЧНИКИИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯФОЛЬКЛОРЛИНГВИСТИКАФОТОФОРУМГОСТЕВАЯ КНИГАНОВОСТИ
сайт создан 10.09.2010

- ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ УКАЗЫВАТЬ АВТОРОВ И ИСТОЧНИКИ -
ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТАТЕЙ, ОТМЕЧЕННЫХ ЗНАКОМ "©", НЕОБХОДИМО РАЗРЕШЕНИЕ АВТОРОВ
                         
                                                                                     МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ И ВЫЛОЖЕНЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 


ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS