Форт Юкон
| | | | | | Форт Юкон |
Форт Юкон (из главы XX)
[…] Поркупайн или Крысья река1,
несомненно, упомянута в «Путешествиях» Макензи, когда на большой реке, теперь
носящей его имя, ему рассказали о реке «по сравнению с которой», пишет он, «та река, на которой мы были, просто маленькая
речка, и что берега ее населяют «очень злые туземцы большого роста, убивающие
простых людей взглядом», что они «украшают себя крыльями» и могут съесть «большого
бобра за один присест». Его информанты также сказали, что эта река впадает в
большое озеро или море. 2 Как
теперь известно, Поркупайн, впадающий в Юкон, довольно точно подходит под это
описание, однако, надо сказать, что индейцы, которых мы встретили здесь,
оказались самыми обычными людьми. […]  Через несколько дней собралось очень много индейцев. Каноэ
все прибывали и прибывали. Постоянно сверкали вспышки выстрелов, как будто форт
был в осаде. Вокруг форта собралось около 500 туземцев. Они установили тенты,
открытые балаганы, и «палатки». Последние представляли собой конструкцию из
шестов и лосиных шкур. Как правило, они размещались по две вместе, так что
дверные проемы располагались напротив друг друга. Между ними разводили небольшой
костер. Каждый мужчина, по прибытию в форт, получил в подарок небольшую
плитку табака и керамическую трубку, а тем, у кого не было провизии,
комендант отпустил дневную порцию лосиного мяса. При форте есть индейские
охотники, и некоторые из прибывших каноэ были нагружены свежим и сушеным мясом.  Форма одежды индейцев верховий и низовий Юкона разительно
различается. Здесь как правило носят мокасины, и мы видели множество платьев из
оленьих шкур. Лидеры собравшихся племен носили мундиры, которые им выдала
Компания. В частности, старик Красные Леггины, один из вождей котч-а-кутчинов,
был одет в великолепный мундир с огромными позолоченными эполетами, латунными пуговицами
и оборками. С его шапки свисало такое количество разноцветных лент, что ими
можно было бы снабдить до конца жизни десяток сержантов. У многих были капоты,
рубашки и куртки цивилизованного фасона, купленные в магазине. Зимой эти индейцы
одеваются в куртки из лосиных шкур, шерстью внутрь. Сюда прибыло много племен. Котч-а-котчины (Народ Низин) населяют
непосредственно окрестности форта. Выше по Юкону (или Пелли, как долго было
принято обозначать [его верховья] на наших картах) живут два племени –
ан-кутчины и татанчок-кутчин 3.
Коммивояжеры Компании дали первым весьма лестный эпитет – «бешеный народ»,
а вторым «лесной народ». Также присутствовали «березовый народ»,
или индейцы Березовой Реки, и «крысий народ», или индейцы Крысьей Реки
(или Поркупайна), но этих было меньше. Прибыло множество индейцев танана, «народа
холмов», которые исконно «горные люди», и, как я уже говорил, наиболее
первобытные из всех встреченных нами туземцев. Их одежда по кайме богато
расшита бисером, и многие из них, так же как и большинство других мужчин, носят
в носу украшение, составленное из ракушек hya-qua
(Dentalium entalis или Entalis vulgaris). Обе мехоторговые
Компании торгуют ими, причем цена на них очень высока. Прежде эти ракушки
использовались, да и все еще используются, как валюта туземцами острова
Ванкувер, и в других областях северо-западного побережья. На Юконе я видел
оторочки и головные украшения, которые в комплекте оценивались в сотню куньих
шкурок.  О большой реке, на которой живут танана, мы ничего не
знаем. В форте Юкон я узнал, что верховья ее расположены недалеко от верховий
Юкона. Иногда танана приходят к форту Юкон наземным маршрутом. Выше устья
Тананы Юкон менее полноводен, поэтому, должно быть, Танана очень большая река. Женщины всех этих верхних племен одеваются более скромно,
чем мужчины, и носят мало украшений. Они больше заняты тяжелой работой, чем
туземки нижнего Юкона и побережья Русской Америки. Они переняли просторные
платья-рубахи простого кроя, с большими свободными рукавами. В форте некоторые
индеанки носят европейскую одежду. Говорят, у некоторых вождей и «больших» индейцев этих
племен есть огромное количество бисера, который
они не пускают в дело, а подобно скупцам, прячут в лесу. Они накупили бисера, но
не знают, как лучше вложить капитал, ведь у них уже есть все – и ружья, и одеяла, и ножи, и котелки. Вообще, похоже,
они процветают под патронажем Компании Гудзонова Залива, которая обращается с
ними лучше, чем со своими служащими в этих отдаленных местах. Всякий принесший
меха индеец может получить в форте все, что угодно, служащим же отпускают
только определенное количество табака, одежды и самой плохой провизии. […] Не каждый день увидишь то, что творится в меховой комнате
форта: балки увешаны тысячами куньих шкурок, а вокруг огромными кучами свалены
самые разнообразные меха. Здесь есть также приличное количество шкур
серебристых и черных лис. Кстати, на этот счет я услышал один анекдот. Торговец
Компании не заметив в суете подвоха, приобрел у индейца фальшивую шкуру черной
лисы. Мистер индеец сыграл злую шутку, покрасив обычную светлую лису.
Разумеется, в итоге мошенничество было раскрыто, и неудачному торговцу зарядили
настоящую цену за эту шкуру, таким образом, он остался в убытке. Комментарии в
этом случае излишни. Росомахи особенно ценятся всеми индейцами, несомненно, потому,
что их очень сложно поймать. Эти, почти ничего не стоящие шкуры, все же
приобретаются Компанией Гудзонова Залива у известных в фортах индейцев, которые
по поручительству закупают куньи и другие меха в отдаленных районах. Мистер
Краснокожий получает половину прибыли. Тарифы в форте Юкон несколько выше, чем в русских постах.
Ружье, номинально стоящее около сорока шиллингов, продается за двадцать «шкур».
Этот старый термин Компании. Одна «шкура» (бобер) эквивалентна двум шиллингам,
(!) или двум куницам, и т.п. В форте
Юкон во время торговли, только и слышно «шкуры», потому что рабочие также
расплачиваются ими за одежду и т.д. Мы спрашивали, сколько стоят штаны, их цена
оказалась шесть «шкур», пара обычных мокасин стоит одну «шкуру» и т.п. Во время нашего пребывания, преп. м-р Макдональд,
представитель нашего Церковного Миссионерского Общества, несколько раз провел
службу для индейцев. Иногда он говорил с ними на прямую, а временами прибегал к
помощи фортового переводчика, Энтони Хоула – человека, владеющего французским,
английским, и несколькими индейскими языками. Они внимательно слушали, и
некоторые присоединялись к пению. Этот джентльмен обучал нескольких молодых
индейцев чтению на английском языке, и его старания не прошли даром. Однако, я
сомневаюсь, что индейцы из пол-дюжины различных племен, говорящих на различных
диалектах, понимали все слова миссионера. Здесь, как и в других областях, существует
общеупотребимый для общения жаргон, который называют «ломаным слэви», но едва
ли на нем можно передать метафорический язык Библии! Одна из самых больших
проблем м-ра Дональда заключается в том, что индейцы большую часть года живут
обособлено, рассеявшись по всей стране на сотни миль вокруг. […] Стоит упомянуть, что некоторые служащие Компании Гудзонова
Залива находят в Юконе крупинки золота, однако этого недостаточно, что бы
говорить об открытии месторождения. 29-ого июня [1867] возвратились Кетчум и Лабарж из
путешествия к форту Селкерк. Напомню, что они оставили нас в Нулато и
отправились в путь по льду Юкона. Эта поездка оказалась очень сложной, но они
выполнили задачу. Путешествие заняло почти два месяца, главным образом из-за
того, что снег был рыхлым, а собак не хватало. Лед начал таять еще до того, они
добрались до форта Юкон. Они путешествовали по покрытому водой иструхшему льду.
Когда река очистилась ото льда, примерно в то время, как мы начали подниматься
к форту Юкон, они отправились к ныне заброшенному форту Селкерк (ранее
известный как форт м-ра Кэмпбелла). Компания Гудзонова Залива испытывала большие трудности в
снабжении форта товарами, и индейцы, прибывавшие туда с безуспешной целью
продать меха, несколько раз угрожали гарнизону. Уже после того, как форт был
покинут, туземцы сожгли его до тла. Кетчум привез с собой несколько головешек.
Он обнаружил, что в верхнем течении Юкон, по большей части, проходит через горные
ущелья, но судоходен миль на 600. Индейцы, всюду миролюбивые и дружелюбные к
белым, хорошо снабжали их мясом и дичью. […] Из беседы с преп. м-ром
Макдональдом, я узнал, что индейцы с реки Чилкат (северо-западное побережье
Русской Америки, ок. 59°с.ш.) иногда добирались по Юкону к форту Селкерк,
путешествуя пятнадцать – двадцать дней. […] Крысьи индейцы (туземцы реки Поркупайн, или Крысьей),
прибывающие для торговли в форт Юкон, также общаются с прибрежными туземцами,
главным образом, через реку Маккензи. В извлечении из журнала адмирала Коллинсона
(24-го июля, 1854, залив Камден), я нашел следующее примечание. Объясняя
задержку, он говорит: «К счастью, это дало нашим друзьям с острова Бакстер
(эскимосам) возможность еще раз посетить нас, и мы узнали, что с ними было
несколько чужаков, вождь которых имел при себе записку следующего содержания:
«эта бумага вручена офицерами корабля Его Величества «Пловер» Крысьим индейцам 25 апреля 1854 года, и
получена 27 июня (того же года) в форте Юкон, учреждении Компании Гудзонова
Залива.» Крысьи индейцы имеют обыкновение совершать торговые рейды к эскимосам на
побережье. Они - безопасные, безобидные индейцы, всегда готовые оказать помощь
белым.» Бумага была подписана м-ром Хардисти, клерком из форта Юкон, который
теперь руководит целым дистриктом (Река Маккензи, Северный отдел). Эти факты
могут быть полезны будущим путешественникам. 
В этом форте, как и в других территориях Компании Гудзонова
Залива, используются, пожалуй, самые простейшие в мире сани. Это доска, от
двенадцати до шестнадцати футов в длину, передний конец которой загибается
вверх. Для этого доску распаривают. Ремни удерживают изогнутый конец в нужном
положении. Конструкция дополняется несколькими поперечинами и веревками. Такой тип саней особенно приспособлен к рыхлому
снегу. Полозья используются довольно редко. Снегоступы как правило, короче, чем
в русской части страны, и заострены с обоих концов.
Примечания переводчика: 1 Вимпер допускает ошибку. Крысья река (Рэт-Ривер) впадает в р.Маккензи. Между ее
истоками и р.Белл, впадающей в Поркупайн проходил волок, соединяющий водные
пути по Юкону и Маккензи.
2 См. дневники А.Маккензи «VOYAGES FROM MONTREAL THROUGH THE CONTINENT OF
NORTH AMERICA…» запись датирована 26 июля (воскресенье) 1789г.
3 Однозначно сопоставимо с хан и тутчон Перевод: Н.Шишелов
|