Индейцы ингелеты
| Индейцы ингелеты | | | | | |
Индейцы ингелеты (из главы XIV) […] На
правом берегу реки [Уналаклит] мы заметили многочисленные
летние жилища индейцев, - просто деревянные лачуги, с маленьким дверным проемом, иногда круглой
формы, и дыркой в крыше для дыма. Позади них стояли рыбные домики на сваях, или "тайники" [лабазы], такие же,
как вышеописанные.1 На
левом берегу располагалось несколько подземных домов, где индейцы  проводят
зимы. Это просто квадратные ямы, с крышей, засыпанной землей и дерном. Вход в каждое
такое жилище – грубо построенная хибара из бревен или
досок, зайдя в которую попадаешь в вырытую в земле дыру, ведущую в
подземный коридор. Мы спустились туда, и проползли на четвереньках в комнату.
Амилка, хозяин одного из этих домов, отвел
половину комнаты в наше распоряжение. Мы расчистили пол от грязи и беспорядка,
и застелили имевшимися у нас шкурами. Некоторые из нас прожили там несколько
дней, занимаясь изучением нравов и обычаев этих людей. Их манеры мы сочли
сносными, но некоторые из их обычаев вызвали у нас решительное отвращение.
Игтигалик (русские называют его Новэ, или Новый Улукук,
чтобы отличать от соседнего местечка с таким же названием) населен племенем, полностью отличным от того, что
мы встретили в Уналаклите [эскимосы малемюты].
Этих людей зовут ингелетами. Хотя они живут всего в двадцати пяти милях от
деревни малемютов, они говорят на совершенно другом
диалекте, близкородственном языку коюконов, как мы впоследствии
обнаружили. Это красивый дородный народ с чистым рассудком и вообще, как
показалось, с хорошим чувством юмора. Многие мужчины выше среднего роста, и в
целом внешне очень напоминают туземцев побережья. У них бытует многобрачие, но нельзя
сказать, что оно оченьраспространено, и иногда мужчина бросает свою жену и
берет другую, если первая оказывается бесплодной, или разочаровывает его, рожая
много девочек. Дочерей не принимают в расчет.
 В ту пору их жилища были переполнены корзинами для рыбы,
ловушками, рамами для снегоступов, и деталями саней в процессе сборки. Во время
влажной теплой погоды, проходы в дома наполняются влагой, но все же не
напоминают сточные трубы. В центре комнаты на полу разводят костер, и когда он
прогорает, тлеющие головешки всегда выбрасывают через дымоход на крышу, а потом
его закрывают кожей. Этот процесс целесообразен для сохранения тепла, но вместе
с ним в жилище остается много дыма и угарного газа. Вход обычно также
закрывается оленьей шкурой, и дом наполняется смесью различных запахов: не
вполне свежей рыбы, мяса, старой кожаной одежды, щенков, отходов и дыма, что
вызывает сильное отвращение. Снаружи, на крыше, грызутся и дерутся собаки,
иногда сваливаясь через дымоход прямо в очаг, опрокинув всю кухонную утварь, и
добавляя новый аромат - паленой шерсти! Надо сказать, что их
живо выметают прочь, с тем же визгом и рыком, с которым они появляются. Вместо
мыла эти люди используют в гигиенических целях уже упомянутую жидкость, принятую
и у малемютов.2 Маленькие дети пухлы и хороши нравом. Они сосут ледяные сосульки, как будто это
сахарные леденцы, и абсолютно не имеют представления о том, что такое носовой
платок.3 Они, как
показалось, трусливы. Если рослый парнишка упадет, ушибется или поцарапается,
тут же столпятся женщины, и бурно жестикуляция, начнут суетиться. Если же
появятся несколько капель крови, они закроют глаза руками, как будто произошло
что-то настолько ужасное, что на это страшно даже взглянуть. И мужчины и
женщины курят, последние, однако, делают это крайне редко. Многие, также как малемюты
и чукчи, глотают дым. Чашки их трубок вмещают лишь щепотку табака. Еще они используют понюшку, растирая лист русского табака своего рода пестиком в деревянной плошке. Это простая круглая чашка, грубо вырезанная из древесного нароста. Ее держат в левой руке, а в правой – крепкую круглую палку с камнем, закрепленным на конце. У них есть маленькие деревянные или костяные табакерки овальной формы, и они втягивают табачный порошок в ноздри через маленькую деревянную трубку.
В
этой, также как и в других деревнях ингелетов, мы могли оставлять свои вещи без
всякого присмотра. Я не могу  вспомнить ни единого случая проявления ими
непорядочности, хотя мы постепенно стали замечать, что они становятся все более
ненасытными в требованиях платы [за постой]. Здесь мы приобрели несколько
арктических куропаток и сушеного оленьего мяса. Все мы стали опытными поварами,
постоянно практикуясь в этом занятии, и при этом, я думаю, эпикуреец, особенно после дневного путешествия в этом будоражащим
аппетит климате, не презрел бы нашу "телеграфную" тушенку, вовремя и
грамотно приправленную солью, перцем и мукой. Именно
в Игтигалике мы с Фрэнсисом завели большую дискуссию, известную впоследствии как causecelebre 4– «бобы против риса». Фрэнсис, недавно побывавший в
Китае, был убежден, что миллионы китайцев
живут на нем, и что рис – это хлеб насущный. Я же считал, что бобы сытнее и
питательнее, ведь старатели и путешественники тихоокеанского побережья
отзывались об этой пище, как самой утоляющей голод и легко переносимой. Фрэнсис указал на быстроту приготовления риса, но я возразил, что бобы в приготовленном виде
более привлекательны на вид. Бобы, поджаренные
аля старатели, печеные аля янки или вареные по-мужицки, это
лучшая еда, по сравнению с безвкусным рисом. Мы выдвинули свои мнения со всей серьезностью,
но все же, боюсь, это никак не повлияло как на наши позиции, так и на мнения наших
слушателей! Об
индейской чистоплотности можно рассказать коротенький анекдот. Прошлой зимой к
мистеру Фредерику Смиту, члену нашей экспедиции, обратился ингелет, попросив
оказать ему медицинскую помощь. Он жаловался на
боли в груди. Ему был прописан большой пластырь, и наклеен на ночь. Утром,
ожидалось,что вместе с пластырем сойдет и
кожа [пациента], но единственным эффектом стало чистое место, точнее, след от
пластыря! Индеец тотчас же поправился. Однажды
к нам за медицинской помощью пришел индейский мальчуган, получивший во время
игры с другими детьми глубокую ножевую рану на
щеке. Рану заклеили большим лейкопластырем, и велели ребенку не кричать, не
разговаривать и не есть, чтобы это не повредило чарам оберега. Малыш
беспрекословно слушался, не произносил ни слова и морил себя голодом целую
неделю, так что рана вскоре зажила, а наша репутация возросла. Небольшой запас
простых лекарств окажется весьма полезен для любого путешественника. Среди них
должны быть сильнодействующие пилюли для полусмерти объевшихся туземцев,
заживляющие мази наружного применения. Обязательно пригодятся и помогут
лейкопластырь и линт5,
так как очень многие туземцы страдают кожными заболеваниями. Во
время нашего пребывания в деревне, 30-го, 31-го октября и 1-го ноября [1866
года], началась оттепель. Подул южный ветер и
термометр показывал температуру от + 32° до +35° F6.
Снег сошел. 2-го, Далл и Фрэнсис отправились обратно в Уналаклит, в надежде
восстановить нашу команду собак, большинство из которых покинули нас. Многие из
них были взяты в индейской деревне, и, что вполне естественно, предпочли ленивую
жизнь тяжелой работе с нами. В Русской Америке я не встречал собак, равных той
команде, что была набрана в Петропавловске, но те были лучшие из
лучших на всем полуострове. […] 3-го мы отправились с четырьмя санями к верхней деревне на
Улукуке, расположенной в пятнадцати милях. Наш маршрут проходил в
основном по «переносу» (так русские называют волок). Земля была густо покрыта
мягким снегом, в котором тонули наши собаки, сани, да и мы сами по пояс. Поверх обычного груза на санях мы везли кожаные
каноэ, и нам стоило немалых трудов тащить все это по сугробам. Мы пересекли
много небольших быстрых речушек, не скованных льдом полностью, и часто по пояс
проваливались в ледяную воду. В таких местах мы аккуратно приподнимали сани,
чтобы не замочить груз.  На
некоторых притоках маршрут представлял собой хорошо проторенную дорогу, лишь слегка покрытую снегом, и тогда мы на несколько
минут получали возможность спокойно ехать. Однако такая роскошь выпадала не
часто. Местами наш путь проходил через леса. Сани то и дело натыкались на пни и
деревья, и могли там и остаться, если б мы всякий раз не вытаскивали их. К
концу дня мы достигли реки Улукук, вода в
которой все еще была открыта. Река изобилует порогами и так как в этих местах
теплые весны, поток редко когда замерзает полностью. Ингелеты воспользовались
этим, и поставили здесь одну из основных деревень, и устанавливают в этой реке
большие рыбные ловушки. Деревня расположена в очень красивом месте у реки на
открытом пространстве посреди труднопроходимых лесов. Вдалеке виднеются горы
Улукук, которые можно разглядеть и с [морского] побережья. Ниже они еще будут
упомянуты. Улукук – это местный рай, в плане
обилия лосося, тайменя, куропатки, и оленьего мяса. Из всех деревень ингелетов,
Улукук – самая густонаселенная. Здесь можно совершенно не опасаться
дезертирства собак – они никогда не уйдут из такого места. Общепринятый
туземный способ кулинарии – это жарка пищи у костра. Некоторые из них, однако,
купили у русских железные котелки. Лосося готовят, насадив на расположенную
возле огня палку. Рыбу время от времени переворачивают и доводят блюдо до
ароматной румяной корочки. 4-го
поднялась ужасная метель, с сильным NE ветром. К счастью в это время мы находились в подземном доме и
демонстрировали восхищенной толпе индейцев свои сокровища, среди которых были
компасы, карандаши, записные  книжки и т.д. Завязалась торговля и мы приобрели сушеной
рыбы для наших собак. Всякому путешественнику стоит взять с собой небольшой
запас игрушек и простейших инструментов, вместо большого количества всякого
хлама, который обычно таскают с собой для торговли с индейцами. Бисер и браслеты
очень хороши, но зажигательные линзы, увеличительные стекла, калейдоскопы,
свистульки, ножики и прочие вещицы - для них в новинку. Вообще говоря, мы заметили,
что туземцы отдают явное предпочтение полезным вещам, нежели украшениям: лучшим
приобретением для них, безусловно, являются топоры, ножи, порох, капсуля,
кремни и пули. И все же, если им безумно приглянется какая-нибудь пустяковая
безделушка – новинка, они ничего не пожалеют отдать, лишь бы завладеть ею. Путешественнику,
для которого главное удобство транспортировки его товаров, следует брать с
собой те маленькие вещицы, которые порадуют здесь всякого взрослого ребенка.
Этим он избавит себя от необходимости везти с собой множество громоздких, но
менее привлекательных для них товаров. Несколько раз мы изумили туземцев,
продемонстрировав «змей фараона», которые в то время были диковинкой даже в Сан-Франциско.
Несколько маленьких фейерверков (упакованных в олово или цинк для безопасности
транспортировки) будут очень цениться индейцами во время их весенних сборищ.
Примечания переводчика: 1 В предыдущих главах Вимпер рассказывал о быте эскимосов малемютов, населяющих
побережье залива Нортон.
2 Речь идет о составе на основе человеческой мочи, который также использовался для дубления кож.
3 Из контекста не вполне понятно, о чем идет речь: то ли дети ингаликов закалены
и не простужаются, даже лакомясь сосульками, то ли они страдают постоянным
насморком. 4 Лат.: знаменитый судебные процесс. Здесь и далее курсив Вимпера 5 Линт – пух хлопчатника, применяется в качестве ваты и как сырье для ее
изготовления
6 0° – 1,6° С. Ниже в переведенном тексте все данные по температуре приводятся,
как в оригинале, в градусах Фарингейта.
Перевод: Н.Шишелов
|